Статья "Системно - деятельностный подход в начальной школе"
статья по теме

Потапенко Ирина Геннадьевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_potapenko_i_g.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Потапенко Ирина Геннадьевна

Учитель начальных классов

МБОУ «Кривошеинская СОШ»

Тоская область, с. Кривошеино

Системно - деятельностный подход в начальной школе

          В « Концепции модернизации Российского образования» говорится:

« Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью…способные к сотрудничеству…обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».

          Может ли школьник рассчитывать, что он таким и станет, окончив общеобразовательную школу?

          Переступая порог школы, ребёнок зачастую осознает, что и знания есть, и желание есть, но найти свою дорогу во взрослой жизни, стать нужным и полезным, состояться как профессионалу ему не так-то просто.

          Переход в 2011 году на новый образовательный стандарт позволяет надеяться, что учащиеся, окончив школу, будут соответствовать требованиям современного общества.

         Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это есть главная задача новых образовательных стандартов.

        Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе.

 Системно-деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным.

          Ключевое слово здесь – деятельность. «В действии порождается знание!»

          Сегодня современному учителю предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится не только наглядно и  доступно на уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

          Недаром китайская мудрость гласит:  «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю,  я делаю – я усваиваю».

          Именно поэтому современное обучение должно быть развивающим.

          Даже учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены  с опорой на деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.

          Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция ученика: за познанием мира в специально организованных условиях.

Системно-деятельностный подход

обеспечивает включение детей в деятельность: целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи;

прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. 

учебные действия детей - на этапе "открытия" нового знания;

действия самоконтроля и самооценки - в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе.

создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода. 

Технология деятельностного метода

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

 Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 Выявление места и причины затруднения.

 Построение проекта выхода из затруднения.

 Реализация построенного проекта.

 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 Включение в систему знаний и повторение.

 Рефлексия учебной деятельности.

Сущность системно-деятельностного подхода

Дети "открывают" знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.

Задача учителя при введении нового материала заключается в том, что он должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

 

         Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен будет изменить сам принцип построения урока. Для организации деятельности учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности. Построить исследовательскую работу на уроке с целью добывания нового знания – сложнее, проще самому объяснить материал, но знания, полученные в результате поиска, отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

          Деятельностный метод обучения лежит не только в основе учебной деятельности, но и особую роль играет во внеурочной деятельности. Ведь на  занятиях во внеурочной деятельности, педагоги, как раз и создают условия для самореализации и самоопределения личности ученика, где основным принципом, решающим современные образовательные задачи с учётом запросов будущего, становится принцип деятельности и целостного представления о мире.    Например,  деятельностный подход необходим в «Проектной и исследовательской деятельности».  Именно в такой работе  ученики учатся не только открывать для себя новые знания, но и сами открывают  в себе, то, что им больше всего интересно. За время работы над проектом они учатся пользоваться дополнительной литературой, отбирать нужную информацию, делать выводы, оценивать не только себя, но и свою работу.

       Работая над проектом, сплачивается не только коллектив класса, но и коллектив родителей, а учителю предоставляется возможность тесно пообщаться с родителями класса.

       Подводя итоги вышесказанного, я уверена в том, что деятельностный подход в обучении – это необходимое условие овладения знанием. Современная школа требует, чтобы ребёнок сегодня не только мог что-то делать и знать, он должен научиться учиться, уметь применять полученные знания в школе, а также самостоятельно в любой жизненной ситуации. А значит, в настоящее время, актуальным остаётся и будет, деятельностный метод обучения не только в учебной деятельности, но и во внеурочной, т.к. этот метод предполагает разнообразие организационных форм и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика. Метод хорош и тем, что он обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создаёт основу для самостоятельного успешного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Реализация системно- деятельностного подхода в начальной школе."

Накопление педагогического опыта в рамках нового стандарта образования...

Системно - деятельностный подход в начальной школе

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания учащихся при реализации Стандартов нового поколения. Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность ...

Деятельностный подход в начальной школе

Выступление по теме: "Деятельностный подход в начальной школе" на районном семинаре "Школа педагогического мастерства" для учителей начальных классов  после проведения открытого урока математики ...

Создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как условие осуществления системно-деятельностного подхода в начальной школе.

В работе рассказывается о том, как через создание проблемных ситуаций на уроках в начальной школе можно осуществлять системно - деятельностный подход....

Представление педагогического опыта учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ № 2» Захаровой Натальи Александровны Исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе.

Мы живем в эпоху стремительных перемен в политической, экономической и социальной жизни общества. И с каждым годом их темп ускоряется, все повышая «планку» требований, предъявляемых к человеку, его со...

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования."

« Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе. Проектирование современного урока в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального...