Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении, как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.
статья по теме

Данная статья раскрывает методы и подходы в обучении учащихся начальных классов для повышения их работоспособности и мыслительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении как средство активизации мыслительной деятельности учащихся.

Проблема дифференцированного подхода к уч-ся и индивидуальной работы с ними в процессе обучения – одна из наиболее актуальных и волнующих учителя проблем. Поэтому всякий поиск в этом направлении представляет интерес. В последнее время большое внимание уделяется дифференцированному подходу к уч-ся , обеспечивающемуся значительный образовательный эффект.

 Ведь одна из основных трудностей  обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, более того , возможности к обучению у них неодинаковы. Исследования психологов свидетельствуют о том, что все обучающиеся в общеобразовательных школах дети могут усвоить программу, но «в одном и том же классе, на одной и той же ступени обучения встречаются дети, которые очень сильно отличаются друг от друга: одни легко схватывают учебный материал, другие усваивают его с трудом, одни очень активны в процессе обучения, другие проявляют пассивность и т.д.  Достигнуть высоких результатов при  обучении можно только  при условии учета индивидуально-психологических различий школьников, проявляющихся в процессе обучения».

Эти различия сводятся к следующему:

1/ Быстрота или замедленность усвоения материала.

Школьники со способностью быстрого усвоения материала отличаются высоким уровнем мыслительной д-ти, развитыми операциями анализа и синтеза, обобщения, отвлечения и конкретизации.

Школьники с замедленным мышлением и восприятием не в состоянии быстро, с первого объяснения, понять новый материал, ритм их работы отстает от общего ритма класса. Отсутствие повторных объяснений и индивидуальных заданий приводит к тому, что эти дети попадают сначала в ряды отстающих , а затем неуспевающих.

2/ Гибкость /подвижность/ или инертность мышления.

Например, в математике школьники с гибким мышлением умеют использовать различные способы вычисления, выбирая наиболее рациональные, в то время, как школьники с инертностью мышления стойко "цепляются» за привычные способы.

Л.С. Выготский подчеркивал, что в своей педагогической работе учитель обязательно должен учитывать слабость в развитии логической памяти мл. школьника, и трудности, которые дети этого возраста испытывают в усвоении отвлеченного материала. Эти и другие психологические особенности детей необходимо учитывать учителю в своей работе.

Основное требование, предъявляемое к учителю в настоящее время – полное использование потенциональных возможностей каждого ученика. Было бы хорошо , если каждый ученик в течение всего урока был занят  решением посильной для него задачи, так как только при этом условии можно поддержать у уч-ся интерес к учению. Поэтому одним из важнейших факторов успешного усвоения программного материала каждым уч-ком является сочетание фронтальных и индивидуально-групповых форм работы, основанных на систематическом изучении особенностей уч-ся. Перед учителем всегда стоит задача : не только видеть в каждом уроке общую учебно-воспитательную проблему, но и определять пути разрешения этой проблемы применительно к каждому ученику. От учителя требуется умение распределить свое внимание, осуществляя одновременно контроль за работой класса и отдельных учеников.

Многие учителя осуществляют дифференцированный подход, выделяя для этого самостоятельную часть урока. На взгляд других учителей /и мой тоже/, дифференцирование с учетом интеллектуальных возможностей должно стать стержнем всего учебно-воспитательного процесса независимо от того, какой вид работы проводится на уроке: объяснение или закрепление повторение или проверка.

Дифференцирование обычно связывают с более трудным материалом для сильных уч-ся и с более простым и легким – для слабых. Но программа определяет ту сумму знаний, умений и навыков, которую должен усвоить  овладеть каждый  ученик. Установившийся традиционный подход к дифференцированному обучению предполагает деление уч-ся на 3 группы: сильную, среднюю и слабую. Обычно уч-ся сильной группы на уроке давались сложные задания, слабым – более легкие. Такая явно обозреваемая градация ставит слабых учеников в положение, которое не обеспечивает у них стремления, внутреннего побуждения к активизации своей мыслительной деятельности, у них угасает стремление к преодолению интеллектуальных трудностей, слабые уч-ся постепенно свыкаются с мыслью, что они не могут работать иначе. Более того, нарушается нормальный характер детских взаимоотношений.

Суть дифференцированного обучения нужно искать не в облегчении содержания материала, а в нахождении более простого пути, по которому уч-к должен прийти к конечной цели. Как же организовать работу с детьми над одинаковым материалом? /например, решение одной и той же задачи/.

Путь, избранный уч-ком в решении задачи , характеризует не только его возможности, но и обеспечивает создание такой обстановки, когда уч-к переживает чувство удовлетворенности от того, что выполнил работу, по   содержанию равнозначную работе своих товарищей.

Традиционный анализ задачи предполагает одинаковый подход ко всем уч-ся, без учета их психических, интеллектуальных данных. Нам же представляется необходимым ввести анализ и решение задачи таким образом, чтобы каждый независимо от способностей получал определенную степень трудности, которая служила бы, с одной стороны, постоянным движущим фактором в процессе мыслительной деятельности уч-ка, с другой –давала бы вполне ощутимую заинтересованность в решении задач тем путем, который бы обеспечивал при некотором усложнении мыслительной операции простоту выбора действия и формы записи задачи.

Предлагается задача:   Магазин выручил за день 14 765 рублей. Было продано 96 швейных машин, по цене 87 руб. за каждую, 95 велосипедов, по 66 руб. за каждый, и пылесос. Сколько стоит пылесос?

После уяснения общего содержания з-чи и значения ее числовых данных внимание детей направляется на вскрытие математической сути з-чи, на установление связей и зависимостей между данными в з-че величинами.

В процессе анализа устанавливаются следующие математические зависимости: 14 765 руб.- это стоимость всего проданного. Она представляет собой сумму трех слагаемых: 1-стоимость швейных машин, 2- стоимость велосипедов и 3- стоимость пылесоса. Таким образом, матем. суть з-чи сводится  к следующему: сумма трех чисел14 765, 1 слаг.выражено произведением 87 и 96, т.к. стоимость есть результат умножения цены на  кол-во, 2 слаг. – произведение чисел 66 и 95. Найти третье слагаемое.

Данный анализ з-чи соответствует уровню развития мышления и тех детей, которые не поднялись до математических обобщений, и тех, кто умеет абстрагироваться от конкретного, находить решение, исходя из зависимости между компонентами действий. Каждый ученик при этом находит свой путь решения з-чи, соответствующий его возможностям, его развитию. Одни решают по отдельным вопросам и действиям, другие составляют сначала план решения з-чи, а затем производят вычисления, третьи- перед вычислениями либо составляют числовое выражение, либо уравнение / это та группа уч-ся, у которых достаточно высокий уровень математических обобщений/.

Другой вариант работы над задачей заключается в том, что в течение поэтапной работы над задачей уч-ся, по мере своих возможностей, начинают работать над ней. Одним предлагается решить задачу самостоятельно сразу после прочтения, другим – после анализа, третьим – после составления плана решения, а с некоторыми учитель работает вместе  до конца работы над задачей.

Такой подход к анализу и решению задач способствует развитию умственных способностей, заставляет пережить чувство творческого удовлетворения от сознания того, что они выполнили работу вместе со всеми, своим особым путем.

Сочетание индивидуализации обучения с классно-урочной коллективной работой – задача весьма нелегкая. Это и понятно. Оно необходимо как условие, обеспечивающее работу каждого ученика в доступном ему темпе, для поощрения перехода одного уровня развития к другому, для стимулирования способностей одних и создания перспективы другим. Индивидуальная работа должна проводиться как с сильными, так и со слабыми уч-ся. В основе работы с сильными уч-ся должна быть постоянно увеличивающаяся по содержанию нагрузка. Индивидуальная работа со слабыми уч-ся должна быть основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают в усвоении материала.

Я думаю, что всех учителей тревожит вопрос, как сделать, чтобы каждый из учеников работал в меру своих способностей, как ликвидировать пробелы в знаниях. Эти вопросы решаются успешнее, если учитывать индивидуальные особенности уч-ся , проводить дифференцированную работу в классе. Конечно,вся эта работа требует много  времени, но она окупается. Окупается, пожалуй, тем удовлетворением, которое испытывает учитель, когда видит пусть самые незначительные сдвиги в качестве знаний уч-ся, а главное – более высокий уровень их познавательной деятельности.

Литература:

  1. Статья Н.Г.Уткиной №Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения»
  2. К.Д.Ушинский «Человек как предмет воспитания»
  3. Материалы журнала «Начальная школа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

) проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...

"Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся"

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихсяАттестационная работа...

Интерактивное обучение как метод активизации мыслительной деятельности учащихся начальных классов

Представление опыта работы по данной теме на городском методическом объединении учителей начальных классов....

Выступление «Элементы занимательности важнейшее средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках»

В статье рассматриваются активные эементы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках...

Проблемное обучение – средство активизации мыслительной деятельности учащихся Петрухина Светлана Ильинична гимназия № 5 г. Шахтинск, Карагандинской области

Выступление на городском семинаре «Проблемное обучение – средство активизации мыслительной деятельности учащихся».Петрухина Светлана Ильиничнагимназия № 5 г. Шахтинск, Карагандинской областиВся ж...