Динамическая пауза 1 класс
план-конспект урока (1 класс) по теме

Цыганкова Наталья Федоровна

Динамическая пауза 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dinamicheskaya_pauza_moya.docx30.61 КБ

Предварительный просмотр:

Динамическая пауза

Открытое занятие в 1-м классе

Примета нашего времени – большие потоки информации, в которые мы все буквально погружены с головой. Мы должны приспособиться отсеивать ненужное, уметь концентрироваться на необходимом. Ребенку в начальной школе зачастую сделать это очень непросто. «А вдруг я пропущу что-то интересное?» – думает он и смотрит и слушает все подряд

Усталый ребенок тратит все свои силы и время на выполнение учебных заданий, усвоение школьного материала. А поскольку результат не соответствует количеству затраченной энергии, у детей накапливается усталость, постепенно утрачивается интерес к некоторым школьным предметам, а подчас и к учебе в целом, формируется негативное отношение к школе, учителям, образованию. Бывает, появляется заниженная самооценка, формируются комплексы, возникают чувство вины и неверие в собственные силы. Родители и учителя знают, как трудно изменить подобную ситуацию.

Динамическая пауза  на основе русских народных сказок

Цель: развитие речи, памяти, внимания, мышления, воспитание любви к русскому языку и литературе, расширение кругозора, воспитание чувства коллективизма, закрепление пройденного материала.

Оборудование: большие кегли, два больших квадратных пуфика, шапочки «Репка», игрушка-рукавица «Заяц», мячи, обручи, сказочная шкатулка, записи с русской народной музыкой и музыкой к сказкам, рисунки из русских народных сказок, ковер или палас.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Перед началом игры дети разбиваются на две команды и выбирают капитанов.

Ведущий.Здравствуйте, дорогие друзья!.

Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашей динамической паузы , тема которой  «Загадочный мир русских народных сказок».

Две команды будут соревноваться на этом празднике сказки. Как называются ваши команды и кто капитаны?

Дети называют команды («Колобок» и «Царевна-лягушка») и капитанов.

Ведущий. 

Сказка, сказка-прибаутка!
Рассказать ее не шутка!
Чтобы сказка от начала,
Словно реченька, журчала,
Чтоб в середке весь народ
От нее разинул рот,
Чтоб никто – ни стар, ни мал –
Под конец не задремал!

II. Вступительное слово учителя

Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)

И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

В сказках совершаются самые невероятные чудеса.

И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок. Я сегодня не просто Наталья Федоровна, я – Сказочница. И я помогу вам, вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с любимыми героями и даже стать героями одной из сказок. Я помогу вам в этом путешествии быть весёлыми, любознательными и остроумными.

Предлагаю вам отправиться в путь-дороженьку: белый свет повидать, на людей посмотреть, себя показать.

Дорожка нам предстоит дальняя, через лес дремучий. На пути нам встретятся препятствия, и мы должны их будем преодолеть.

Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время путешествия вы будете помогать и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей)

Прежде, чем оказаться нам в сказочном лесу, возьмёмся все за руки и закроем глазки. Как только вы услышите волшебные звуки, сразу открывайте глаза. Готовы? Все закрыли глазки? Тогда – в путь! В мир Чудес и Волшебства!

Ведущий. Вот мы и попали в сказку. откройте глазки. Вы видите, что мы в волшебной сказочной стране Чудес и Волшебства, где обитает много сказок. А теперь, ребята, вспомним одну из них – «Репку».
Условия игры такие. В дальней стороне ковра садятся по одному участнику от каждой команды. Это Репки. Мы дадим им по желтой шапочке с пришитыми к ней зелеными листочками. В ближней стороне ковра выстраиваются члены команды по шесть человек: Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка. Первым к Репке бежит Дедка, обегает ее и возвращается. Следующий игрок, Бабка, берется за талию Дедки, и они уже вдвоем обегают Репку и возвращаются. В конце игры, когда все персонажи цепочкой будут обегать Репку, она должна уцепиться за Мышку, и вся команда вместе с ней возвращается на старт. Выигрывает та команда, которая первой прибежит на старт с Репкой.

(Звучит музыка)

Вот мы и в сказочном лесу. А вот и мышка-норушка! Она будет нашим проводником в путешествии.

Ребята, какой красивый домик у нас на пути! Кто нас встречает? (Лисичка-сестричка). Она приготовила нам первое испытание –  «Из какой мы сказки?». Сейчас вы увидите на экране небольшие фрагменты из сказок, которые любят многие дети. Думаю, вы их тоже любите и без труда узнаете героев и определите, из какой они сказки.

Игра «Из какой мы сказки?»

(На экране фрагменты из сказок: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Маша и медведь», «Теремок», «По щучьему велению», «Петушок-золотой гребешок», «Гуси-лебеди»)

(Ответы детей)

Молодцы, ваши дружные ответы показали, что сказки вы любите и знаете. Мы отправляемся дальше.

Ведущий.А почему сказки называют народными? (Ответ детей)

Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.

Игра «Волшебное лукошко»

В лукошке: скалочка, золотое яйцо, большая деревянная ложка и 2 поменьше, перышко (Финиста), стрела.

(Дети выбирают сказочные предметы и объясняют, в какой сказке они встречаются и какие герои побывали в теремке.)

Сказки: «Лисичка со скалочкой» – скалочка;
«Курочка Ряба» – золотое яйцо;
«Три медведя» – большая деревянная ложка и 2 поменьше;
«Финист-ясный сокол» – перышко;
«Царевна-лягушка» – стрела Ивана-царевича.

Молодцы! И снова мы продолжаем путешествие.

Ведущий. Ребята, а теперь проведем эстафету «Теремок». Эстафету начинает мышка-норушка. Она бежит от начала ковра до его конца, где лежит обруч – теремок. Добежав, поднимает обруч, пролезает через него, затем кладет на место и возвращается назад со следующим участником. Теперь они бегут к теремку вдвоем, обязательно взявшись за руки. Оба пролезают через обруч, не разнимая рук. Возвратившись, берут с собой следующего участника – и так до шестого игрока. На последнем этапе к обручу подбегают шесть игроков, пять из них надевают обруч на себя и тем самым оказываются внутри теремка, удерживая обруч на уровне талии. шестой участник – медведь – берется за обруч и тянет его со всеми участниками к старту.
Выигрывает команда, первой выполнившая задание.
Раздается стук в шкафу. Ведущий достает из шкафа рукавицу – зайца – и надевает на руку.

Ведущий. Ребята, вы, конечно же, знаете героя сказок – зайца.

В каких русских народных сказках встречается этот герой? Назовите их. («Заюшкина избушка», «Теремок», «Царевна-лягушка».)
Как зовут героя сказки «Приключения Буратино», который попал в Страну дураков на зайце?
(Пьеро.)
Как звали друга зайца, который вернул ему недвижимость
(избушку), отнятую незаконным путем, обманом и хитростью? (Петух.)

Ведущий. А теперь, ребята, вспомним правильные названия сказок. Отвечать будут команды по очереди.
«Царевна Индюшка», «По собачьему велению», «Сивка-Будка», «Иван Царевич и Зеленый Волк», «Петушок – золотой пастушок», «Лапша из топора».
Правильные ответы: «Царевна-лягушка», «По щучьему велению», «Сивка-Бурка», «Иван Царевич и Серый Волк», «Петушок – золотой гребешок», «Щи из топора».

Ведущий. Молодцы! А теперь, ребята, давайте проведем эстафету «Конек-горбунок». Эстафета проводится между командами.
Первый член команды сгибает спину и кладет на нее мячик, который придерживает руками сзади. В таком положении он должен перепрыгнуть через препятствия (небольшие кубики и круглые пуфики мягкого конструктора «Малыш»), расположенные по всей длине ковра, и в таком же положении вернуться назад, передав эстафету следующему игроку.
Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Ведущий. Молодцы, ваши дружные ответы показали, что сказки вы любите и знаете. Мы отправляемся дальше.

(Звучит музыка)

Что мы видим перед собой? (Избушку на курьих ножках.)
Кто встречает нас в этой избушке?
(Баба Яга).
Баба-Яга приготовила нам задание: необходимо прочитать записку, которая находится рядом с избушкой.

Сказочная викторина

Текст записки.

Ребятки, если желаете отправиться дальше в путешествие, ответьте на вопросы моей сказочной викторины.

1. На чем передвигаются сказочные герои в русских народных сказках? (Гуси – лебеди, ступа, сапоги – скороходы, печка, ковер – самолет, серый волк и т.д.)

2. Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки? («Был там пир на весь мир, я на том пиру был, мед и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»; «Стали они жить – поживать и добра наживать» или «Устроили они пир на весь мир»)

3. Кого в русских народных сказках называют кумушкой? (Лису)

4. В какой сказке герой не послушался своей сестры и превратился в животное? Какое? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», Иванушка превратился в козленка)

5. Какая сказочная героиня является владелицей первого летательного аппарата? (Баба Яга)

6. В какой русской народной сказке есть слова: «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красавица?» («Морозко»)

Ой, какие вы молодцы! Баба Яга очень довольна вашими ответами, и мы отправляемся дальше.

(Звучит музыка)

Что мы видим? Стоит в лесу теремок, он не низок ни высок. Спросим: «Кто-кто в теремочке живёт, кто-кто в невысоком живёт?» Ой, да тут нас никто не встречает. А рядом с теремком стоит лукошко. Интересно, что в нём? Герои сказок оставили в лукошке телеграммы. Давайте прочитаем, кто оставил телеграммы.

Телеграмма

Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Скоро буду у вас.
(Колобок)

Телеграмма

Спасите, нас съел серый волк. (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят»)

Телеграмма

Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам. (Лиса из сказки «Заюшкина избушка»)

Молодцы, ребята! Всех узнали. А в лукошке ещё находятся сказочные предметы. По предметам угадайте, какие ещё герои побывали в теремке? И из какой они сказки?

Участвуют обе команды.
Вопросы задаются каждой из них по очереди.
Члены каждой команды берутся за руки.
А после моего вопроса вся команда показывает, что надо сделать.
Для того чтобы спасти главную героиню Василису Прекрасную, нужно проделать очень трудный путь в царство Кощея Бессмертного.

Если вместе соберемся,
Если за руки возьмемся,
Василису чтоб вернуть,
Мы любой осилим путь!
А если тропинка лесная?

Первая команда. А мы ножками – топ-топ! (Изображают.)

Ведущий. А если сугробы глубокие?
Вторая команда. А мы на лыжах – шик-шик! (Изображают.)

Ведущий. А если речка замерзшая?
Первая команда. А мы на коньках – вжик-вжик! (Изображают.)

Ведущий. А если горка крутая?
Вторая команда. А мы на горку – топ-топ! (Изображают.)
Вниз на санках уть-уть!
(Изображают.)

Ведущий. А если дорога широкая?
Первая команда. А мы на тройке – цок-цок! (Изображают.)

Ведущий. А если чаща дремучая?
Вторая команда. А мы на ковре-самолете – у-у-у-у! (изображают.)

Ведущий. Замечательно! Мы осилили этот сложный путь!
А теперь – сказочный «Звездный час».
1. Какое произведение нельзя назвать сказкой: «По щучьему велению», «Морозко», «Лев и собачка», «Аленький цветочек»?
Правильный ответ: «Лев и собачка».

2. Какую из этих сказок нельзя назвать русской народной: «Теремок», «Репка», «Морозко», «Золушка»?
Правильный ответ: «Золушка».

3. Какая из этих сказок не является волшебной: «Царевна-лягушка», «Морозко», «Репка», «По щучьему велению»?
Правильный ответ: «Репка».

4. Какое животное в сказках превращалось в царевну: корова, лягушка, лиса?
Правильный ответ: лягушка.

5. В какой из этих сказок нет Бабы-яги: «Колобок», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди»?
Правильный ответ: «Колобок».

6. Какой породы был пес Артемон: лайка, пудель, такса?
Правильный ответ: пудель.

Ведущий. Молодцы, ребята! А теперь давайте потанцуем под музыку. Каждая команда исполнит свой танец.

1-я команда исполняет танец Мальвины.
Дети танцуют по кругу парами, держась за руки, а свободными руками придерживают кончик платья.
2-я команда танцует танец Буратино.
Дети танцуют по кругу парами, с подскоками, каждый подставляет большой палец правой руки к носу, а остальные пальцы отводит в сторону.

Ведущий. Отлично, ребята! А теперь давайте вместе попробуем сочинить сказку в стихах про Кощея Бессмертного.

Злой Кощей совсем не глуп,
Сторожит он старый …
(Дети продолжают хором: дуб.)
На цепи из ста колец
Золотой висит …
(Дети продолжают хором: ларец.)
Тот ларец стеречь – не шутка,
Заяц в нем, а в зайце …
(Дети продолжают хором: утка.)
На Кощея утка зла,
В ней – яйцо, а в нем – …
(Дети продолжают хором: игла.)
Кто иглу тайком достанет,
Тот сильней Кощея …
(Дети продолжают хором: станет.)

Ведущий. А теперь конкурс: «Из какой это сказки и кто говорит?».

Каждая команда отвечает по очереди.

1. «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам...»
Правильный ответ: лиса из сказки «Заюшкина избушка».

2. «Аленушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок: костры горят высокие, котлы кипят чугунные, ножи точат булатные, хотят меня зарезати!»
Правильный ответ: братец Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

3. «Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке».
Правильный ответ: про Машу из сказки «Маша и медведь».

4. «Не тужи, Иван-царевич, лучше спать ложись, утро вечера мудренее».
Правильный ответ: лягушка из сказки «Царевна-лягушка».

5. Катись, катись, яблочко,
По серебряному блюдечку,
Покажи ты мне на блюдечке
Города и поля, леса и моря,
И гор высоту, и небес красоту!

Правильный ответ: младшая дочь из сказки С.Аксакова «Аленький цветочек».

6. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.

Правильный ответ: Женя из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».

Ведущий. Молодцы, очень хорошо! А теперь конкурс капитанов. Загадаем им загадки про сказочных героев.

Капитаны отвечают каждый на свой вопрос по очереди.

Мы из сказки – ты нас знаешь,
Если вспомнишь – отгадаешь,
А не вспомнишь – ну так что ж…
Сказку заново прочтешь!

1. Удивляется народ: едет печка, дым идет,
А Емеля на печи ест большие калачи!
Чай сам наливается по его хотению,
А сказка называется…

Правильный ответ: «По щучьему велению».

2. Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте Царевна жила.
Как звали Царевну, скажи мне на ушко.
Я знаю, ты помнишь – Царевна…

Правильный ответ: лягушка.

3. Деревянным острым носом
Всюду лезет он без спросу.
Даже дырку на картине
Носом сделал…

Правильный ответ: Буратино.

4. Лечит всех зверей подряд,
Лечит взрослых и ребят.
К вам спешит, когда болит,
Добрый доктор…

Правильный ответ: Айболит.

Ведущий. Вот и подошло к концу наше занятие.
Подведем итоги по всем играм и определим команду-победительницу.

Я хочу закончить наше занятие стихами:

Сказочное времечко,
Времечко желанное,
Тихо начинается
Сказка долгожданная.
Поведут тропиночки
Нас в края далекие
Через чащи темные
И моря глубокие.
Царство тридесятое
Чудесами славится,
Но со злыми чарами
Мы сумеем справиться.
Пусть чинят препятствия
Силы зла старательно,
Победит все доброе
В сказке обязательно!

До свидания! Приглашаю вас на следующее занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Система здоровьесберегающих игр для проведения динамических пауз в 1-2 классах"

Работа предназначена для проведения динамических пауз для 1-2 классов согласно ФГОСам. Игры и упражнеия в работе составлены таким образом, что учитель сможет подбирать необходимые игры согласно степен...

Динамическая пауза "Путешествие в страну Спортландию." 1 класс.

Динамическая пауза задумывалась как мероприятие, способствующее сохранению здоровья школьников.         Никому не надо объяснять пользу активного отдыха н...

Примеры ритмических упражнений для динамической паузы на уроке в 1 классе

Подобные ритмические упражнения возможно проводить в начале урока и для маленького отдыха детей в середине. Стихи с движениями, ритмический счет - все это способствует подвижности детей, отдыху в виду...

Игры для динамической паузы в 1 классе

Данный материал содержит  правила проведения игры...

Рабочая программа курса "Динамическая пауза" 1 класс

Рабочая программа курса "Динамическая пауза" для 1 класса. Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности....

Мастер класс «Роль динамических пауз в здоровьесбережении младших школьников»

Сегодня мы будем учиться приемам проведения физкультминуток на разных уроках. Эта тема выбрана не случайно, так как физкультминутки на общеобразовательных предметах представляют собой активный отдых, ...

Организация динамической паузы. Игры для организации динамической паузы.

Игры, которые можно организовывать зимой, весной, осенью. Они не требуют специального инвентаря....