"Система здоровьесберегающих игр для проведения динамических пауз в 1-2 классах"
методическая разработка (1 класс) по теме

Kостяникова Наталья Викторовна

Работа предназначена для проведения динамических пауз для 1-2 классов согласно ФГОСам. Игры и упражнеия в работе составлены таким образом, что учитель сможет подбирать необходимые игры согласно степени усталости класса и согласно погодным условиям. Для удобства работы с текстовым материалом на улице мною было составлена картотека игр, предназначенная для разрезания и ламинирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx69.43 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО МАТЕМАТИКЕ

4 КЛАСС

 Рабочая программа составлена на основании федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (начальное общее образование) – утверждена приказом МО и Н РФ от 5.03.2004г. №1089, учебного плана МБОУ «СОШ №19», программы авторов Башмакова М.И., Нефёдовой М.Г.

Рабочая программа по математике ориентирована на использования учебно-методического комплекта:

1.Башмаков М.И., Нефёдова М.Г.  Математика: 4 класс: учебник в 2 частях, М.:Астрель, 2011 г.

2.Башмаков М.И., Нефёдова М.Г.  Математика: 4 класс: рабочая тетрадь в 2 частях, М.:Астрель, 2011 г.

Изучение  математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

1.Развитие образного и логического мышления, воображения, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного  решения учебных и практических задач, продолжения образования; развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процессов: внимания, памяти воображения, мышления; формирование на доступном уровне обобщённых представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.

2.Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике; формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принцип построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления; формирование на доступном уровне представлений о четырёх арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий; формирование на доступном уровне навыков устного счёта, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применение этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).

3.Воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни, культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Задачи:

- формировать  на доступном уровне представления о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел,

- формировать на доступном уровне навыки устного счета , письменных вычислений

- развивать пространственные представления ;

- развивать  логическое мышление;

- познакомить с методами изучения окружающего мира и способами представления информации;

- формировать на доступном уровне умения работать с информацией, представленной в разных видах;

- формировать навыки самостоятельной индивидуальной и коллективной работы.

             

Курс разработан в соответствии в соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. В 2012/2013 учебном году на изучение математики в 4 классе отводится 4 часа в неделю, 35 учебных недель. Всего за год 140 часов. 1 четверть-35 ч., 2 четверть-30 ч.,3 четверть-40 ч., 4 четверть-35 ч. Разделы программы «Планета знаний» по математике авторов М.И.Башмакова, М.Г.Нефёдовой соответствует разделам стандарта. Основное содержание обучения представлено разделами: «Числа и вычисления», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических величин».

«Числа и вычисления»: Счет предметов. Название, последовательность и запись чисел от 0 до 1000000. Классы и разряды. Отношения «равно», »больше», «меньше» для чисел, их запись с помощью знаков =,  <  >. Сложение и вычитание многозначных чисел, использование соответствующих терминов. Отношения «больше на…», «меньше на…» Умножение и деление многозначных чисел на 2-х и 3-хзначные числа, использование соответствующих терминов. Таблица умножения. Отношения «больше в…», «меньше ив…». Деление с остатком. Определение порядка выполнения действий в числовых выражениях. Нахождение значений числовых выражений, содержащих  все арифметические действия со скобками и без них. Перестановка и группировка слагаемых  в сумме. Перестановка и группировка множителей в произведении. Умножение суммы на число и числа на сумму. Деление суммы на число. Использование свойств арифметических действий  при выполнении вычислений. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий. Способы проверки правильности вычислений. Сравнение и упорядочение объектов по разным признакам: длине, массе, вместимости. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр); массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Установление зависимостей между величинами характеризующими процессы : движения ( скорость, время, расстояние); работы (объем работы, время, производительность труда); «купли-продажи» (количество товара, его цена, стоимость);построение простейших логических выражений типа « если,..то…», «не только… но и…». Решение текстовых задач арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи, чертежи и другие модели)

«Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Измерение геометрических фигур»: Установление пространственных отношений: выше- ниже, ближе- дальше, спереди- сзади, перед, после, между и другие. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, прямая, отрезок, угол, многоугольники, треугольники, прямоугольники. Распознавание окружность и круг/, куб и шар. Построение геометрических фигур по заданной длине, ширине, высоте, радиусу, отрезков заданной длины.  Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Вычисление площади прямоугольника.  

Многозначные числа- 10 часов

Сложение и вычитание многозначных чисел- 14часов

Длина и её измерение- 10 часов

Умножение на однозначное число- 7 часов

Деление на однозначное число- 12 часов

Геометрические фигуры- 8 часов

Масса и её измерение- 4 часов

Умножение многозначных чисел- 12 часов

Площадь и её измерение- 6 часов

Деление многозначных чисел- 14 часов

Время и его измерение- 4 часов

Работа с данными- 6 часов

Числа и величины- 7 часов

Арифметические действия- 7 часов

Фигуры и величины- 5 часов

Решение текстовых задач- 14 часов

В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ УЧЕНИК ДОЛЖЕН

знать/понимать

  1. последовательность чисел в пределах 100 000;
  2. таблицу сложения и вычитания однозначных чисел;
  3. таблицу умножения и деления однозначных чисел;
  4. правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
  5. названия классов и разрядов;
  6. названия числовых выражений;
  7. правила порядка выполнения действий в числовых выражениях;
  8. свойства арифметических действий;
  9. названия изученных единиц длины, площади,  вместимости, массы,  времени;
  10. метрические соотношения между изученными еди ницами длины, площади, массы, времени;

взаимосвязь между производительностью, временем работы и общим объемом выполненной работы;

уметь

  1. читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000 000;
  2. представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  3. пользоваться изученной математической терминологией;
  4. выполнять устно арифметические действия над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
  5. выполнять деление с остатком в пределах ста;
  6. выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
  7. выполнять вычисления с нулем;
  8. вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 действия (со скобками и без них);
  9. проверять правильность выполненных вычислений;
  10. решать текстовые задачи арифметическим способом (не более 2 действий);
  11. чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка;
  12. распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки);
  13. вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
  1. пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, выбор пути передвижения и др.);
  2. сравнения и упорядочения объектов по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости;
  3. определения времени по часам (в часах и минутах);
  4. решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.);
  5. оценки размеров предметов «на глаз»;
  6. самостоятельной конструкторской деятельности (с учетом возможностей применения разных геометрических фигур).

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

Знания, умения и навыки учащихся по математике оцениваются по результатам устного опроса, текущих и итоговых письменных работ.

А. Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится ученику, если он:

при ответе обнаруживает осознанное усвоение изученного учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться; производит вычисления правильно и достаточно быстро; умеет самостоятельно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи); правильно выполняет практические задания.

Оценка «4» ставится ученику, если его ответ, в основном, соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: ученик допускает отдельные неточности в формулировках; не всегда использует рациональные приемы вычислений. При этом ученик легко исправляет эти недочеты сам при указании на них учителем.

Оценка «3» ставится ученику, если он показывает осознанное усвоение более половины изученных вопросов, допускает ошибки в вычислениях и решении задач, но исправляет их с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с решением задач и вычислениями даже с помощью учителя.

Б. Письменная проверка знаний, умений и навыков.

Письменные работы по математике могут состоять из задач, примеров или быть комбинированными. Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось во 2 и 4 классах - до 35-40 минут, причем за указанное выше время ученики должны успеть не только выполнить работу, но и проверить ее.

При проверке письменных работ по математике следует различать грубые и негрубые ошибки.

К грубым ошибкам относятся: вычислительные ошибки в примерах и задачах;

ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;

неправильное решение задачи (пропуск действий, неправильный выбор действий, лишние действия);

недоведение до конца решения задачи или примера.

Невыполненное задание считается грубой ошибкой.

К негрубым ошибкам относятся:

нерациональные приемы вычислений;

неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;

неверно сформулированный ответ задачи;

неправильное списывание данных (чисел, знаков);

недоведение до конца преобразований.

При оценке работ, включающих в себя проверку вычислительных навыков, ставятся следующие оценки:

Оценка «5» ставится, если работа выполнена безошибочно; 1 исправление;

Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки;

Оценка «3» ставится, если в работе допущены 2-3 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 более негрубых ошибок;

Оценка «2» ставится, если в работе допущено 4 и более грубых ошибок;

При оценке работ, состоящих только из задач:

Оценка «5» ставится, если задачи решены без ошибок;

Оценка «4» ставится, если допущены 1-2 негрубые ошибки;

Оценка «3» ставится, если допущены 1 грубая и 3-4 негрубые ошибки;

Оценка «2» ставится, если допущено 2 и более грубых ошибок;

При оценке комбинированных работ:

Оценка «5» ставится, если задачи решены безошибочно;

Оценка «4» ставится, если в работе допущены 1 грубая и 1-2 негрубые ошибки при этом грубой ошибки не должно быть в задаче;

Оценка «3» ставится, если в работе допущены 2-3 грубые и 3-4 негрубые ошибки, но при этом ход решения задачи должен быть верным;

Оценка «2» ставится, если в работе допущено 4 грубые ошибки;

Примечание. 1. За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается. Эти ошибки принимаются во внимание учителей при оценке знаний по русскому языку.

 2. За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже оценки «3».

В. Итоговая оценка знаний, умений и навыков.                   

1. Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих и итоговых контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.                                                                    

2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень теоретических знаний ученика, так и овладение им практическими умениями и навыками. Однако ученику не может быть выставлена положительная итоговая оценка по математике, если все и большинство его текущих обучающих и контрольных работ, а также итоговая контрольная работа оценены как неудовлетворительные, хотя его устные ответы оценивались положительно.

График контрольных, проверочных работ по математике.

№ п/п

Вид работы

Календар. сроки

Фактич. сроки

1.

1 четверть.

Тест по теме «Многозначные числа».         

8.09

2.

Контрольная работа по теме «Многозначные числа».

15.09

3.

Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».

26.09

4.

Контрольная работа по теме  «Сложение и вычитание многозначных чисел».

10.10

5.

Контрольная работа по теме «Длина и её измерение».

27.10

1.

2 четверть.

Проверочная  работа по теме «Умножение на однозначное число».

17.11

2.

Тест по теме «Деление на однозначное число».

21.11

3.

Контрольная работа по теме «Деление на однозначное число».

8.12

4.

Защита проекта по теме «Длина и её измерение».

19.12

5.

Контрольная работа по теме «Геометрические фигуры».

20.12

1.

3 четверть.

Проверочная работа по теме «Умножение многозначных чисел».

22.01

2.

Контрольная работа по теме "Умножение многозначных чисел.

30.01

3.

Тест по теме «Площадь и её измерение».

7.02

4.

Проверочная работа по теме «Деление многозначных чисел».

21.02

5.

Контрольная работа по теме "Деление многозначных чисел".

6.03

1.

4 четверть

 Проверочная работа по теме «Числа и величины».

16.04

2.

Контрольная работа по теме «Арифметические действия».

25.04

3.

Тест по теме «Фигуры и величины».

7.05

4.

Контрольная работа по теме «Решение текстовых задач».

16.05

5

Защита проекта по теме «Геометрические фигуры».

30.05

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1.  Учебник «математики» для 4 класса в двух частях (авторы – М.И.Башмаков, М.Г. Нефёдова). (авторы - М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова)-М.,2011.

2.   Рабочие тетради по математике (авторы — М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова). М., 2011.

3. Методическое пособие «Обучение во 4 классе по учебнику «Математика» М.И. Башмакова,  М.Г.Нефёдовой (авторы - М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова).

www.numi.ru(личная страничка http://numi.ru/2562)

 www.pedsovet.org.(http://pedsovet.org/forum/member37316.html)

 www.proshkolu.ru(http://www.proshkolu.ru/user/chermo-vadim/)

 www.rusedu.ru (http://www.rusedu.ru/member2597.html)

 www.it-n.ru (http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=142440)

 http://www.openclass.ru/users/59633


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для проведения динамических пауз в начальной школе

Поддержание и укрепление физического здоровья обучающихся напрямую связано с их двигательной активностью.  С этой целью в учебном процессе широко используются на уроках и во внеурочное...

Презентация "Применение здоровьесберегающих технологий через проведение динамических пауз"

Презентация в помощь при выступлении на тему физминутки в школе....

Статья "Экспериментальная работа учителя начальных классов по проведению динамических пауз"

Динамические паузы.При планировании динамических пауз для детей с ОВЗ работа строится на тех же принципах, что и для учащихся массовых школ:Реализация потребности детей в двигательной активностиУчета ...

Игры для проведения динамических пауз. 1 класс.

Игры для проведения динамических пауз....

Методическая разработка упражнений для проведения динамических пауз на уроках.

Гимнастика для глаз; упражнения, корректирующие осанку; дыхательные упражнения; физминутки в стихах; пальчиковая гимнастика....

Разнообразные формы организации и проведения динамической паузы в 1 классе: «Крестики-нолики».

Сценарий динамической паузы в 1 классе с применением игровой технологии.Цель: формирование положительного отношения к здоровому образу жизни и физической культуре....