УЧЕБНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
методическая разработка по теме

теоретическое обоснование и практическое использование игр для развития индивидуальности младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.В. Каменева, учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №3» г. Нижневартовск, Ханты-мансийский автономный округ.

УЧЕБНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Большинство исследователей, затрагивающих проблему творчества учащихся, считает, что важнейшее средство развития индивидуальности младших школьников - самостоятельное решение или системы постепенно усложняющихся проблемных задач. Сущность данных задач заключается в том, «что на основе некоторых данных в условии задачи, предъявленных явно или предполагаемых известных ученику, и требований задачи решающий должен решить проблему, найти искомое, осуществить при этом, т.е. по ходу решения, одну или несколько процедур творческой деятельности» [4, 212] Сегодня очень важно готовить человека действовать творчески, инициативно при любых обстоятельствах - это социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь использовать /реализовать/ свои возможности. В связи с этим понятен интерес к выявлению индивидуальных особенностей каждого.

Школа призвана оказывать индивидуально ориентированную помощь детям в реализации базовых первичных потребностей. Без чего невозможно ощущение природной самостоятельности и человеческого достоинства. Кроме того, она создаёт условия для максимально свободной реализации заданных природой физических, индивидуальных, эмоциональных способностей и возможностей, помогает ребёнку в духовном и творческом самовоплощении. Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности,  качества и таланты каждого ученика. В решении данной проблемы учителю, на мой взгляд, может помочь комплекс учебных заданий, выполнение которых требует индивидуального решения, умение реализовать своё «я».

Творческие задания на уроках – это задания предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся.

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- задания должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе и способствовать развитию психических свойств личности: мышления , внимания, воображения, памяти.

- задания должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированных на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющие рассматривать изучаемые явления с разных сторон.

- система заданий должна вести к формированию беглости мышления, системности и последовательности, гибкости ума, умению выдвигать разрабатывать гипотезы, т. е. к развитию качеств творческого мышления.

Из всех возможных творческих заданий я остановлюсь лишь на тех из них, которые, во- первых, вводят ребёнка в область художественного творчества, во- вторых, достаточно показательны с точки зрения принципов построения таких заданий и, в- третьих, подтвердили свою плодотворность и технологическую воспроизводимость в практике моей работы.

Детский рисунок как вид творческого задания.

Творческое учение должно начинаться очень рано и основываться на том, что уже приобрел ребенок в своем предыдущем развитии. Так, к 6-7ми годам ребенок, переступающий порог школы, уже имеет большой опыт игровой деятельности, внутри которой, как отмечают многие исследователи /Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов/, накоплен мощный потенциал его дальнейшего разностороннего психического развития.

Выявить этот потенциал, показать его самому ребенку, задать первый толчок для перехода творческих возможностей в активное состояние и есть задача первых творческих заданий.

В школьной практике часто приходится наблюдать, как первоклассники, прослушав текст, затрудняются передать его содержание. Иногда даже создается впечатление, что дети ничего не запомнили или не поняли. На самом же деле это не так. Первоклассники уже имеют опыт в рисовании, поэтому, если их попросить нарисовать что им запомнилось, то они не только нарисуют, но и, кроме того, опираясь на свой рисунок, подробно перескажут прочитанное.

По детским рисункам можно судить о степени понимания детьми содержания, об их творческом воображении. Еще К.Д.Ушинский отмечал, что дети – отчаянные рисовальщики, они с удовольствием берутся рисовать, если их об этом попросить.

Словесное рисование картин способствует развитию речи и творческого воображения детей, помогает им ярко представить то, что можно нарисовать, каким образом лучше выполнить рисунок. При работе по теме «Осенние изменения в живой и неживой природе» ученик может предложить нарисовать лес, тогда учитель должен обязательно спросить:

- А как ты его нарисуешь?

Этот вопрос заставляет ученика задуматься над тем, как показать на рисунке лес, как воссоздать образ осеннего леса.

Время урока ограничено и нет возможности после словесного рисования сделать рисунок практически, поэтому это задание выполняется дома. Но на следующем уроке обязательно рисунки рассматриваются. В этом случае каждый ученик – творец, художник, он имеет возможность показать свое творение. Обязательно проводится анализ рисунков, он проходит по схеме контрольных вопросов:

-Что изображено на рисунке?

-Какое чувство вызывает рисунок?

-Как художник добился этого?

-Что можете сказать о цвете? Случайно ли выбрал художник такие цвета?

-О чем хотели бы спросить художника?

С помощью рисунка дети учатся находить главное, следить за последовательностью изображения. Рисунок помогает им лучше усваивать материал урока.

Виды работ с детским рисунком:

Выделение основной мысли темы урока. «Нарисуй то, что считаешь в данной теме самым главным» При проверке выбирается несколько разных рисунков, которые обсуждаются, и дети сообща приходят к главному выводу.

Работа в парах. Когда, происходит обмен мнениями, либо просто проверка домашнего задания – пересказ.

Составление плана текста, составление диафильма к теме.

Подготовка к письму сочинений, оформление творческой работы.

Использование детских рисунков на уроке привело меня к выводу, что рисунок не является перегрузкой детей, а наоборот является источником развития речи, мышления, воображения, эстетического вкуса.

Проблемные ситуации как вид творческого задания.

Основной путь к развитию индивидуальности лежит через творческую деятельность и проблемное обучение. Цель проблемного обучения состоит в том, чтобы преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность, ознакомить учащихся с методами научных исследований. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы: проблемная задача, проблемный вопрос, проблемное задание. Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой всего периода обучения.

Учебные проблемы оказывают положительное воздействие на эмоциональную сферу ребят. С сияющими глазами они делятся радостью, что «чувствуют себя умными учеными», «нравится спорить», «приятно, когда смог решить сам и помог группе». Эта форма создает благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития индивидуальности и творческого мышления.

Нередко возникает затруднение в руководстве мыслительной деятельностью учеников при демонстрации опытов и проведении практической работы. Эту проблему можно решить подготовкой учащихся к восприятию опыта. Такой подготовкой с целью активизировать познавательную деятельность, развить мышление детей, может выступить учебная проблем.

При проведении практической работы «Свойства гранита» ставим проблемный вопрос: почему гранит используется при постройке зданий, сооружения памятников? До проведения опытов учащиеся выдвигали свои идеи, которые записывались на доске, как при проведении мозгового штурма. Дальше проводятся опыты, устанавливаются свойства: цвет, состав, тяжесть, прочность, твердость. Одновременно заполняется таблица. В конце работы делается обобщающий вывод, таким образом, проводится систематизация и отбор лучших идей.

Предварительное сообщение ученикам итога их деятельности, например, доказать, что вода – растворитель, снизит исследовательскую активность, тем самым, затормозив развитие творческого мышления. Учебные проблемы можно использовать как при изучении нового материала, так и при его закреплении, при этом в первом случае дети выступают в роли исследователей, а во втором случае они применяют полученные знания уже в нестандартной ситуации.

Для эффективного использования учебных проблем на уроках необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

1.При построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся при разрешении учебной проблемы.

2.Планируя урок, учитель выбирает наиболее эффективное место учебной проблемы в процессе обучения.

3.Учебная проблема должна заинтересовать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью и эмоциональностью.

4.На уроке учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при разрешении учебных проблем, вовремя выяснить причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказывать своевременную помощь.

Сочинение задач как вид творческого задания.

Для уроков математики существует другой доступный почти всем детям путь развития индивидуальности. Это - сочинение задач.

Такая деятельность обладает всеми чертами творчества, поскольку составлял задачу /даже по образцу/ сам ребенок, он выступает автором нового произведения.

Исследование авторского мышления как вида творчества дают основания полагать, что систематическое составление задач создает благоприятные условия для развития детей, по крайней мере, в трех направлениях.

Во-первых, может быть, достигнут более высокий, чем обычно, уровень сообразительности.

Во-вторых, приобретается значительная уверенность ребенка в своих силах, что необходимо для разумного и управляемого поведения.

В-третьих, вырабатывается творческая, авторская позиция в отношении любых заданий,  что поможет успешно и с интересом усваивать учебный материал.

Чтобы учащиеся успешно справились с задачей «составить задачу», сначала следует обучить их составлению простых задач по выражению в одно действие. Для составления задач в одно действие по выражению достаточно рассмотреть одиннадцать видов простых задач. Дети могут составлять задачи в одно действие по выражению, но содержание таких задач однообразно. С целью обучить учащихся составлению простых задач использую таблицы, которые окажут помощь и учителю, и ученику по составлению задач по выражению сложной структуры. Таких таблиц 11. Каждая таблица разработана для определенного вида задачи и состоит из трех частей: числового выражения, опорных слов для условия и вопроса, также предложен образец текста задачи.

При обучению составлению простых задач, в работе использую разные приемы:

Составление задач по выражению на определенное свойство.

Составление задач на определенную тему:

Составление задач по чтению выражения и краткой записи.

Предлагая несколько вариантов слов для краткой записи, преследуется одна цель – создать условия для творчества детей, так как сюжет задач будет разным, значит каждый ученик – автор своей задачи.

Составление задач по чтению выражения и определения в нем последнего действия – это прием универсальный, чем можно пользоваться при составлении задач по любому выражению сложной структуры.

Выполнение таких заданий особенно полезно для развития авторского мышления, установления логических связей между величинами.

Учебные задания, выполняемые на уроках математики, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя только лишь обучающие цели – закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии учащихся и на дальнейшем усвоении учебного материала. В частности, имеются в виду учебные задания на нахождение значений числовых выражений, то есть решение примеров из учебников или записанных учителем на доске.

    Урок математики очень оживляют учебные задания творческого характера, связанные с составлением и преобразованием, способствующих реализации не только образовательных, но и развивающих целей.

Вот некоторые типы заданий:

-Составить и решить различные примеры на деление с делимым 72, записать их в порядке возрастания;

-Составить и решить различные примеры на деление с делителем 8;11, т.д.

-Расставь скобки, чтобы получились верные равенства:

5700-1700:5+80*8=1440                                                                     7200:8+200:2104-2100=950

5400-2800:42:6=5000

-Вставьте пропущенные знаки действий, чтобы получились верные равенства:

78*18*2=58                        37*3*4=36

78*18*2=98                        37*3*4=38

используя данные числовые числа, запиши верные числовые равенства:

-56, 5000, 1000

-3100, 38, 100

-10, 28,280

-590, 59,10

-Придумай три выражения, в которых уменьшаемое – четырехзначное число, больше чем 3028, найди значение выражений

-Вставь числа в «окошки» и вычисли значения полученных выражений:

ÿ*ÿ+(ÿ+ÿ):7=                                ÿ*ÿ+(ÿ-ÿ):9=

ÿ+(ÿ+ÿ):4=                                ÿ*ÿ-ÿ:6=

Регулярное использование на уроках математики системы специальных творческих заданий и задач, направленных на развитие творческих способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Таким образом, система учебных творческих заданий способствует развитию индивидуальности младших школьников и вводит их в творческую деятельность, целенаправленно формирует умение применять знания в нестандартной учебной ситуации.

Список литературы

Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992.

Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения. М. Педагогика. 1986. – 245с.

Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997

Краевского В.В., И.Я Лернера. Теоретические основы содержания общего среднего образования. - М. 1983. -212с.

Личностно ориентированное обучение -2. Психологическое сопровождение технологии индивидуализации обучения.- Нижневартовск, 2002, 163 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему:Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников

Данная тема является сферой моего методического интереса. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей. Целью опы...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Использование заданий исследовательского характера как средство изучения младшими школьниками выражений с переменной

Если задания исследовательского характера использовать при анализе выражений с переменной и нахождении значения этих выражений, преобразовании выражений с переменной, решении задач с переменными, то у...

Статья "Изложение с творческими заданиями как средство речевого развития младших школьников"

В  статье предложена программа речевого развития  учащихся третьего класса при обучении изложению с творческим заданием,с фрагментами уроков....

Дифференцированные задания на уроках математики как средство развития младшего школьника

Для восполнения пробелов в знаниях учащихся и устранения фактических ошибок весьма эффективно использовать дифференцированные задания с нарастающей степенью сложности.В каждом варианте таких заданий в...

Учебно-исследовательская деятельность как средство самореализации младших школьников.

Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательского поведения используются различные методики. Примеры некоторых из них представлены в данной раб...