Инновационные технологии в современной начальной общеобразовательной школе
материал по теме

Минниханова Евгения Александровна

Материал о работе по технологии В.Ф.Базарного

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные технологии в современной начальной общеобразовательной школе

“Дело воспитания такое важное
и такое святое, именно святое.
Здесь сеются семена благоденствия
или несчастья миллионов
соотечественников,
здесь раскрывается завеса
будущего нашей Родины.”
К.Д. Ушинский

(Cлайд 2)

Что такое инновационное образование?

(Слайд 3)

Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний – за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. Инновации – это внесение новых методологий и стандартов в процесс. Инновационное образование же несет собой новые основы развивающего образования, как основной модернизирующий фактор образования.

Основные направления инновационной деятельности:

(Слайд 4) 

Формирование современно образованного, нравственного, активного человека, с развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Дальнейшее развитие профильного образования.

Последовательное создание в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием здоровьесберегающих технологий.

Развитие творческих способностей учащихся через урочную систему и систему дополнительного образования.

Развитие духовного начала, воспитание гражданского самосознания через систему художественно-гуманитарного образования.

Широкое внедрение новых форм и методов обучения, в том числе современных информационных технологий, для обеспечения возможности индивидуального развития каждого ребенка.

Создание новой модели методической службы в школе.

Развитие системы воспитательной работы на принципах добровольности, свободы выбора и творчества.

Проведение комплекса мер по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса.

Хотелось бы немного остановиться на здоровьесберегающих технологиях.

(Слайд 5) 

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье ребенка. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития (профессор, чл-корр. Международной педагогической академии охраны и укрепления здоровья АПК и ПРО МО РФ Н.К. Смирнова).

(Слайд 6)

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном условии.

Таким образом, все используемые на уроке учителем технологии, педагогические приемы могут быть оценены по критерию влияния их на здоровье учащихся.

Если рассматривать использование ЗОТ учителем на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий как выполнение задачи минимум, т.е. защиту здоровья учащихся от нанесения потенциального вреда, то значительная часть программ школы в области здоровья окажется за рамками здоровьесбережения. Но очевидно, что задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями, формирование соответствующих навыков. Поэтому выделяется понятие “здоровьеформирующие образовательные технологии” (ЗФОТ),

(Слайд 7)

  понимая под этим все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих, его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Работа школы, направленная на сохранение и укрепление здоровья учащихся, может только тогда считаться полноценной и эффективной, когда в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии.

(Слайд 8)

Одной из таких здоровьеразвивающих технологий является технология доктора В.Ф.Базарного, созданная на базе теории «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», которую он разработал совместно со своими учениками.

(Слайд 9)

Базарный Владимир Филиппович - учёный, врач, музыкант и педагог-новатор, руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области (г. Сергиев Посад), доктор медицинских наук, действительный член Академии творческой педагогики, Почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики.
Родился в 1942 году. В 1966 году окончил Красноярский государственный медицинский институт по специальности врача-офтальмолога. Как детский хирург сделал более
6 тысяч операций. Хирург высшей квалификации. С 1991 года по приглашению руководства Московской области возглавил Научно-внедренческую лабораторию физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области (г. Сергиев Посад).
Около 30 лет посвятил решению судьбоносной для России проблемы  предотвращению демографической катастрофы путём сохранения и укрепления здоровья её возрастающих поколений. В своих исследованиях вскрыл корни и причины наблюдаемого в последние десятилетия процесса деградации и угасания жизнеспособности народа, убедительно показав, что существующая система воспитания и обучения детей в семьях, детских садах и школах сориентирована против природы ребёнка.

(Слайд 10)

 Совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения», на базе которой разработана и широко апробирована целостная система здоровьеразвивающих педагогических технологий (строительство учебного процесса на основе телесной вертикали и телесно-моторной активности, в режиме дальнего зрения и расширения “зрительных горизонтов”, на основе ситуационно-образного моделирования и т.д.). Данные технологии защищены 45 патентами РФ. В 80-х годах некоторые разработки были отмечены золотой, двумя серебряными и двумя бронзовыми медалями ВДНХ. В 2003 году награжден золотой медалью ВВЦ за разработку и внедрение здоровьеразвивающих технологий в образовательных учреждениях России. Автор 8 книг, монографий и более 100 научных и публицистических статей.
За годы работы в качестве хирурга он подарил зрение более 6 тысячам своим юным пациентам. Но, осознав, что причины практически всех недугов находятся в устоявшейся за последние триста лет системе воспитания и обучения детей, доктор Базарный встал на трудную и неблагодарную стезю преобразователя этой системы, перевода её на природосообразную физиологическую основу. В 1989 году Минздравом России после десятилетней апробации в различных регионах Советского Союза научных разработок, проведённых под его руководством в г. Красноярске, были приняты методические рекомендации
«Массовая первичная профилактика школьных форм патологии, или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах».
Разработал программу «Здоровое гармонично раскрепощённое развитие детей в учебно-познавательном процессе», которая предусматривает системный подход к развитию ребёнка и направлена на его комплексное гармоничное формирование на всех этапах созревания и взросления: женская консультация – родильный дом – семья – дошкольное учреждение – школа.
Его разработки применяются в различных регионах страны (более 1000 образовательных учреждений) и в ближнем зарубежье (до 95% детей в этих детских садах и школах сохраняют и укрепляют своё здоровье).
И не его вина, а беда страны, что семнадцать лет упущено, что взращено ещё одно больное поколение, что только отдельные энтузиасты воспитатели и учителя, редко управленцы и лишь единицы руководителей регионов понимают истинные причины обвального нездоровья детей и активно действуют в этом направлении.
Доктор Базарный активно выступает за раздельное обучение мальчиков и девочек, за всеобщее трудовое и музыкальное воспитание детей, за строительство народного образования России на основе национальных культурных традиций. Отмечен знаками и дипломами «Отличник здравоохранения» и «Изобретатель СССР». Объявлен «Учительской газетой» Человеком года – 2000.

(слайд 11 результаты медосмотра)

По результатам диспансеризации учащихся школы выявились две основные проблемы здоровья детей, которые относятся к так называемым “школьным болезням” – нарушение зрения и нарушение осанки. Поэтому меня заинтересовала методика работы доктора В.Ф.Базарного.

В основе методики лежит принцип организации учебного процесса на основе телесной вертикали, сообразной подвижной природе ребенка.

Данная программа включает в себя конкретные запатентованные технологии и технические средства, направленные на реорганизацию классического построения учебно-образовательного процесса, превращение его в активную, увлекательную деятельность.

(Слайд 12)

Ведущая идея методики В.Ф. Базарного – “Сенсорное и психомоторное раскрепощение”, для чего предлагается обучение учащихся в режиме смены динамических поз. Кабинет моего класса оснащен конторками и офтальмо – тренажерами.

Для снятия напряжения В.Ф. Базарный предлагает режим динамических поз, которые предусматривают на каком-то этапе урока менять позу детей (сидя-стоя).

(Слайд 13)

Основным техническим средством, обеспечивающим данную технологию, является конторка. Она напоминает высокую парту, а точнее сказать трибуну, зафиксированную на уровне солнечного сплетения индивидуально под каждого ребенка.

(Слайд 14)

Изменение высоты производится за счет регулировки длинны металлокаркаса. В кабинетах начальных классов установлено по три конторки. В моем классе их 6. Все дети в классе разделены по росту на три группы. Это вынужденная мера, так как установить конторки индивидуально для каждого ребенка не позволяет площадь учебного кабинета.

(Слайд 15)

В первой четверти этого учебного года я применяла следующую схему расположения мебели в кабинете. Убрала третий ряд парт и рассадила детей в два ряда. На месте третьего ряда выставила ряд с конторками откорректированных по росту детей.

(слайд 16)

 Для своих уроков применяю следующую систему.  Первые 3-5 минут – это фаза вхождения в урок. Поэтому нагрузки даю небольшие все дети сидят за партами. Далее при помощи игрушек я подаю сигнал, и дети встают за конторки. Время стояния за конторкой 10 минут, но если  ребенок устал, то он может сесть в любое время.

Далее планирую сочетать радиально-лучевую компоновку учебной мебели и размещение учебной мебели в условиях проведения занятий в режиме коллективного сотворчества

(Слайд 17)

При работе за конторкой педагог обращает особое внимание на соблюдение следующих общегигиенических и эргономических требований:

(Слайд 18) 

Высота конторки должна быть подогнана безукоризненно в соответствии с ростом ребенка.

Специально выполненными исследованиями установлено, что оптимальным углом наклона столешницы (рабочей поверхности) является 15–17.

Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь снята, ребенок находится в носочках из естественной ткани (идеальный вариант – босиком).

Под ноги рекомендуется поместить массажный коврик (для профилактики плоскостопия).

Преимущества

(Слайд 19) 

Укрепляется позвоночник

Сохраняется правильная осанка

У ребенка формируется чувства равновесия и координации

Осуществляется профилактика опорно-двигательного аппарата

Осуществляется профилактика заболеваний сердечно сосудистой системы

Предупреждение появления близорукости

(Слайд 20)

Другим важным методом является методика зрительно-координационных упражнений. (Слайд 21)

Особое негативное воздействие на психическое самочувствие и активность детей оказывает комплекс условий закрытых помещений и ограниченных пространств, и, в первую очередь, угловато-прямоугольные конструкции учебной комнаты, сенсорная обедненность школьной среды, продолжительные зрительные нагрузки в режиме ближнего зрения.

Установлено, что систематическое пребывание детей в этих условиях способствует расстройствам сенсорных ритмов организма – базовых ритмов в поддержании нейровегетативной, моторной и психической жизни, в т. ч. чувства равновесия и гармонии.

С целью "смягчения" неблагоприятных последствий воздействия на организм выше отмеченного комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств, предложена методика зрительно-координаторных тренажей с помощью схемы универсальных символов – "СУС"

Схема-тренажер находится на стене. (Слайд 22)

Дети становятся напротив схемы-тренажера и, следя глазами за ориентирующими стрелками, выполняют упражнения.

(Слайд 23)

Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, агрессии.

В дополнении к методике зрительно-координационных упражнений  использую методику сенсорно-координаторных упражнений “четыре угла”.

(Слайд 24)

Все упражнения выполняются в позе свободного стояния: дети совершают координированные движения головой, глазами и туловищем продолжительностью 1,5–2 минуты. В четырех углах кабинета фиксируются яркие изображения: картинки, схемы, фигуры, сюжетные картинки, правила. Здесь присутствует важный эмоциональный фактор, который повышает физическую и психическую активность детей на уроке, вносит сенсорное разнообразие. Данные упражнения я использую на уроках русского языка, математики, окружающего мира.

В своей работе я так же использую сенсорно-дидактические кресты. (Слайд 25) Сенсорно-дидактические кресты представляют собой приспособление для крепления наглядного материала. Дидактический материал подвешивается на сенсорно-дидактическом кресте к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия. (Слайд 26)

Работа с сенсорными крестами способствует развитию речемоторной функции детей.

Предупреждает развитие рефлекса склоненной головы.

Способствует более эффективному развитию глубинного и стереоскопического зрения.

Активизирует нейродинамические процессы головного мозга.

Способствует предотвращению зрительного утомления и зрительных расстройств.

Умный ребенок – это здоровый ребенок. Если ребенок здоров, то он успешен в учебе. Он чувствует себя комфортно на уроке и лучше усваивает учебный материал.

Знание технологий, которые позволяют сохранить здоровье ребенка за годы его учебы в школе, – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Педагоги, использующие эти технологии, ограждают детей от перегрузок и переутомления на уроках. Благодаря этому у детей развиваются внимание, память, воля, творческое воображение, происходит формирование самостоятельности мышления, свободы суждений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в современной начальной школе

В последннее время информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все больше определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную к...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если осуществляемая ребенком на уроке деятельность для него н...

Игровые технологии как один из видов деятельностного метода обучения в современной начальной общеобразовательной школе.

Актуальность данной темы заключается в определении эффективности внедрения современных игровых технологий в процесс обучения с целью повышения уровня и качества современного образовательного процесса....

Здоровьесберегающие технологии в современной начальной школе

Одной  из основных задач  начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе...

Инновационные технологии развития современного школьного образования

Современная школа находится сегодня в активном поиске инновационных технологий и путей развития, потому как одна из первых должна реагировать на изменения, происходящие в мире. ...

Использование современных мультимедийных технологий на уроках в начальной общеобразовательной школы

Методическая разработка представляет использование интерактивного обучения и мультимедийных технологий на примере урока по предмету «Окружающий мир» для 2 класса общеобразовательной школы....