"Психологические и методические особенности обучения учащихся заучиванию наизусть стихотворных произведений"
статья по теме

Мошой Людмила Александровна

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЗАУЧИВАНИЮ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.
Если спросить у людей, что такое память, один ответит, что память – это умение быстро запоминать множество продиктованных чисел, второй – это способность человека длительное время помнить лица людей, с которыми встречался лишь раз в жизни, третий – это воспроизведение в нужный момент услышанных ранее музыкальных произведений. И все они будут правы. Память – это наша способность запоминать то, что видим, слышим, говорим, делаем, способность сохранять всё и в нужное узнавать или воспроизводить то, что раньше запомнилось. Запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение – это те главные процессы памяти, которые и обеспечивают её работу.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно всё, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства и движения. Они закрепляются в памяти потому, что в определенное время они могут нам пригодиться, т.е. «её (память) определяет в точном смысле слова не прошлое, а будущее»

Значит, память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения и навыки, без чего немыслимы ни плодотворная деятельность, ни успешное учение.

Накоплено достаточно фактов, свидетельствующих о важном значении памяти в успешности школьного обучеия. Явно пролеживается прямая связь между развитием памяти у школьников и уровнем их обучаемости. По данным ряда авторов, высокая умственная одаренность включает в себя достаточно хорошую память. И наоборот, «показательно, что сами учителя, которые работают в экспериментальных классах со специально отобранными детьми, плохо обучаемыми в массовой школе, прежде всего указывают на плохую память у этих детей. Следовательно, экспериментальные подтверждают важную роль памяти в успешности обучения в школе.

Но связывать успехи неуспехи в учении лишь с хорошей или плохой памятью нельзя. Память может лишь помочь, если она хорошая, и затруднить процесс учения, если человек не умеет управлять своей памятью.
Чтобы помочь ученикам подчинить память учебной деятельности, их потребностям и интересам, учителю начальных классов необходимо знать особенности развития памяти у своих подопечных.

Память у младших школьников – одна из основных психических функций, «в зависимости от которых и строятся все остальные функции, вот почему этому процессу следует уделить особое внимание. Мышление ребенка 7-9 лет во многом определяется его памятью.  «Опыт ребёнка и непосредственное влияние его опыта, документируемое в памяти, прямо определяет всю структуру … мышления» ученика начальных классов.

Известно, что у человека может преобладать двигательный, эмоциональный, наглядно-образный или же словесно-логический тип памяти. Основанием для такого деления служит успешность запоминания, сохранения и воспроизведения различного материала (движений, пережитых чувств, конкретных событий, лиц, понятий). Необходимо подчеркнуть, что люди с ярко выраженным, «чистым» типом памяти встречаются крайне редко. Все типы памяти обычно взаимосвязаны, плавно переходят один в другой, успешно сосуществуют, и здесь можно говорить лишь о преобладании одного из них.

К 8 – 9-летнему возрасту уже можно говорить о наличии у ребенка достаточно сформированной двигательной, эмоциональной и наглядно-образной памяти. Задачей начальной школы в этот период является формирование и развитие у учащихся словесно-логической памяти. И хотя основное направление развития младших школьников под влиянием обучения – это возрастание роли и удельного веса словесно-логического, смыслового запоминания, в работе  с детьми этого возраста необходимо учитывать имеющиеся возрастные особенности памяти, т.е. перевес в сторону более эффективного запоминания конкретных фактов, событий, которые вызывают у детей эмоциональный отклик, наглядное изображение.
Но есть и ещё дна особенность памяти у учащихся II-III классов. «Если память в дошкольном возрасте опирается на эмоциональные сопереживания, на наглядные образы, то в школьные годы с освоением различных мыслительных операций она начинает претерпевать существенные изменения. Уже для младшего школьника характерно овладение некоторыми средствами организации и управления запоминанием, что говорит о наличии качественных изменений по сравнению с импульсивным запечатлением дошкольника». То есть здесь уже речь идет о произвольном запоминании.

Как известно запоминание, зависит от особенностей деятельности. Всякая же  деятельность характеризуется прежде всего направленностью. Наиболее характерный для учебной деятельности  человека вид направленности – направленность на то, чтобы запомнить материал,  который должен быть усвоен, т.е. направленность на запоминание. Такая направленность называется мнемонической. Особенно ярко эта направленность выражена при произвольном запоминании. При непроизвольном запоминании мнемоническая задача не ставится, а деятельность, ведущая к запоминанию, направлена на достижении каких-либо целей. «Наличие мнемонической направленности имеет важнейшее значение прежде всего для продуктивного запоминания… При прочих равных условиях произвольное запоминание значительно эффективнее непроизвольного. Намерение запомнить надо считать одним из важнейших условий успешности запоминания».

Что же характеризует мнемоническую направленность? А.А. Смирнов выделил такие стороны направленности на запоминание: полнота запоминания, точность, последовательность того, что воздействует на нас, прочность запоминания, своевременность воспроизведения.

Все эти стороны мнемонической направленности необходимы при заучивании наизусть различных текстов. Чаще всего в начальных классах дети вынужденны заучивать стихотворные произведения. «Стихотворения являются интересным и наиболее подходящими для детского возраста материалом для заучивания наизусть». И перед учеником необходимо ставить конкретную задачу на запоминание: стихотворение нужно выучивать дословно, точно, причем учить его надо не с целью ответа на следующем уроке, а для того, чтобы  «пользоваться» ими всю жизнь.

В самом процессе заучивания наизусть на первое место выступает механическая память, т.е. когда надо повторить текст несколько раз, чтобы его запомнить. Однако она потребует много усилий, если мы не призовем на помощь смысловой способ работы, смысловую память. Например, пред заучиванием стихотворения надо разобраться, о чем говорится в стихотворении, в какой словесной форме выражена та или иная мысль, выделить и объяснить ребёнку незнакомые слова и выражения, для более глубокого проникновения в сущность полезно попросить учащихся рассказать стихотворение своими словами, можно составить план стихотворения. Лучшему пониманию стихотворения, созданию нужных образов и развитию образного запоминания способствует использование наглядности. Но, главное, необходимо помнить, что перед заучиванием стихотворения наизусть надо добиться от детей выразительного чтения этого произведения. В школьной практике некоторые учителя допускают большую ошибку, заставляя детей заучивать стихотворения наизусть, не выучив их выразительно читать. Получается механическое заучивание. При разборе с детьми стихотворения для выразительного чтения заучивание наизусть проходит легко и незаметно в процессе этой подготовительной работы. В первом случае воспринятые образы легко вызывают в памяти слова, во втором случае ведущими являются слова, не связанные с определенными образами, они ускользают от внимания ученика. Почти к каждому материалу можно подобрать какой-нибудь способ смысловой обработки его, и тогда механическая память будет работать намного лучше.

Важно не только поставить перед учеником задачу что-то сделать, неоходимо дать инструкцию как это сделать. И это КАК (т.е. сам процесс) приходится в устной форме повторять много раз, прежде чем ребёнок уяснит для себя структуру какой-либо деятельности. Многие же ученики и после многократного повторения не  в состоянии запомнить этапы мыслительного процесса, последовательность выполнения учебного задания. Видимо, необходимо оформить для детей памятки для работы над стихотворениями, так как видя перед собой графически ярко оформленные рациональные приемы заучивания наизусть стихотворных текстов, ученики быстрее усвоят, запомнят их. Ведь уже говорилось, что память в младшем школьном возрасте наглядно-образная, дети лучше воспринимают и запоминают конкретные, четко сформулированные, наглядно представленные сведения.

Можно составить различные варианты памяток для заучивания наизусть стихотворных произведений. Эта вариативность зависит, во-первых, от того, когда должно быть воспроизведено данное стихотворение: на следующий день после того, как его задали в классе, или через 2-3 дня; во-вторых, от объема стихотворного текста.

Если выучить стихотворение надо к завтрашнему дню, то можно ученикам такую памятку:

Памятка 1.

  1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
  2. Тихо прочитай стихотворение вслух Помни, что читаешь стихотворение для того, чтобы запомнить! Выясни все непонятные слова и обороты.
  3. Громко прочитай стихотворение. При прочтении попытайся уловить мелодию, ритм стихотворения
  4. Прочитай стихотворение третий раз – громко и выразительно.
  5. Через 2 мин. повтори стихотворение вслух по памяти 2-3 раза, при необходимости заглядывая в текст. Попытайся представить себе описываемые в стихотворении события или его настроение.
  6. Через 3 часа повтори стихотворение 2-3 раза, не заглядывая в текст.
  7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение. Утром следующего дня сначала прочитай, а потом расскажи стихотворение по памяти

Если стихотворение нужно отвечать не на следующий день, а через 2-3 дня, можно при подготовке уроков чередовать способы работы со стихотворным текстом так:

Памятка 2.

1-й день. Прочитай стихотворение про себя. Выясни все непонятные слова и обороты. Второй раз прочитай стихотворение про себя.

2-й день. Договорись позаниматься с другом. Пусть он несколько раз прочитает тебе заданное стихотворение. Постарайся запомнить это стихотворение со слуха. Обрати внимание на интонацию, настроение стихотворения.

3-й день. Читай стихотворение и проговаривай его шепотом. Потом выразительно и громко прочитай стихотворение. Расскажи его по памяти. Перед сном вспомни стихотворение, расскажи его вслух.

При таком распределении работы над текстом задействовано несколько видов памяти: зрительная, слуховая и речедвигательная. А в психологии есть такой закон:чем больше видов памяти участвуют в запоминании, тем прочнее сохраняется материал и лучше воспроизводится.

Многих интересует вопрос: как заучивать наизусть стихотворение - целиком или по частям?

Очень сооблазнительно учить по маленьким отрывкам – вот и еще один кусочек выучен. Но конечный результат может быть и не совсем  эффективным: при воспроизведении всего стихотворения в целом появляются «спотыкания» при переходе от одного кусочка к другому. Поэтому небольшие по объему стихотворения следует заучивать целиком. При запоминании большого текста следует применять комбинированный способ.

Памятка 3.

  1. Раздели стихотворение, которое тебе надо выучить, по четверостишиям, по смысловым отрывкам (части отметь карандашом).
  2. Выучи первый отрывок (четверостишие)
  3. Выучи второй отрывок (четверостишие)
  4. Повтори первый и второй отрывки вместе.
  5. Выучи третий отрывок (четверостишие)
  6. Расскажи по памяти всё стихотворение (первый, второй и третий отрывки вместе).

Необходимо заметить, что некоторые дети лучше запоминают материал, когда видят перед собой не печатный текст (или отдельные слова, предложения), а его символическое изображение. Могут возникнуть затруднения, связанные с выяснением того, какой вид наглядности предпочитает ученик – графико-символический или вербальный (словесный). В таких случаях желательно сделать три большие таблицы с памятками и поместить их в классе оклол доски. По этим памяткам ребята смогут работать на уроках чтения. Такого рода приёмы шаг за шагом перейдут в прочные навыки, облегчат приобщение детей к красоте поэтических произведений, к поэтическому творчеству.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения учащихся начальной школы устной коммуникативной компетенции (английский язык, 2 класс).

в работе дается описание работы педагогов по развитию коммуникативной компетенции кчащихся вторых классов на уроках английского языка...

Произведения для заучивания наизусть (подготовительная группа)

Подборка стихотворений для заучивания наизусть (подготовительная группа) по программе "От рождения до школы" 2014 г....

подбор стихотворений для заучивания наизусть начальная школа

заучивание стихотворений наизусть начальная школа...

Особенности обучения учащихся с умственной отсталостью

Методическая разработка посвящена особенностям обучения учащихся с умственной отсталостью...

Методическая разработка "Методические особенности обучения письменной речи на уроках английского языка в современной школе"

Методическая разработка "Методические особенности обучения письменной речи на уроках английского языка в современной школе"...