Методическая разработка "Методические особенности обучения письменной речи на уроках английского языка в современной школе"
методическая разработка по иностранному языку

Методическая разработка "Методические особенности обучения письменной речи на уроках английского языка в современной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вашему вниманию предлагается работа на тему Методические особенности обучения письменной речи в современной школе.

Актуальность темы обусловлена недостаточной практической и методической разработанностью проблемы обучения иноязычному письму на уровне начального общего образования

Объектом является обучение письменной речи на уровне начального общего образования

Предмет исследования – это использование эффективных методов при обучении письму на уровне начального общего образования

Цель данной выпускной квалификационной работы – раскрыть особенности обучения письму как виду речевой деятельности путем применения традиционных и современных методов.

Гипотеза - применение современных методов обучения письменной речи позволит достичь высоких результатов обучающихся на уровне начального общего образования.

Для достижения данной цели я поставила перед собой ряд задач:

- изучить материал по данной теме

-ознакомиться с работами известных методистов

- применить полученные сведения на практике

- сделать выводы

Ознакомившись с некоторыми исследованиями ведущих методистов таких как,

Гез Надежда Ивановна

Пассов Ефи́м Изра́илевич

Рогова Галина Владимировна

Соловова Елена Николаевна

мы пришли к выводу, что письменная речь является важнейшим компонентом речевой деятельности и нуждается в тщательном формировании на всех этапах обучения. Важность развития письменной речи обусловлена тем, что при ее применении обучающиеся прочно и надолго запоминают материал, совершенствуют устную речь и чтение, развивают логическое мышление.  Также письменная речь позволяет наглядно продемонстрировать ошибки обучающихся, проанализировать их и работать над их устранением.

Различают письмо и письменную речь.

Письмо- это графическая система, возможность представить речь в виде знаков.

Письменная речь – это выражение мыслей, видимая речь.

Во втором классе дети начинают изучение английского языка. Согласно Солововой Елены Николаевны, обучение начинается с букв, схожих по написанию с русским алфавитом, например: A, Cc, Ee, B, K, M, Pp, Oo, Xx. Они знакомы детям, поэтому не вызывают трудностей в понимании.

Затем можно сосредоточиться на знакомстве по изучению совершенно новых слов, не знакомых по изображению букв: Ff, h, J, Ll, G. V, S. W, Z. Дифференцированный подход заключается также в том, что процесс написания новых сложных букв должен быть более продолжительным, то есть при выполнении домашних заданий ученик должен прописывать не одну строчку буквы, а две или три.

Следующий приём, с которым надо ознакомиться, считает Г.В. Рогова — это объединение английских слов по общности написания, например light как right, bright как brought, thought, fought и т.д. «Разведение» слов, одинаково звучащих, но различающихся в написании в зависимости от значения, то есть когда написание определяется значением слова. На начальном этапе к таким словам относятся two-too, write-right, I-eye, see-sea [6].

 В английском языке существуют слова, схожие по звучанию с русским языком, а также просты по написанию: student, box, doctor, radio и др. В этих случаях овладение этими словами облегчено. Но при знакомстве с орфографически-трудными словами возникают сложности и нужны специальные приемы, которые упростят запоминание.

Основная задача начального этапа обучения – заложить основы техники письма (т.е. сформировать каллиграфические, графические и орфографические навыки) через ознакомление обучающихся с написанием букв, тренировку написания, усвоение орфографии слов, отработанных устно, написание предложений, содержащих усвоенное.

Обучающиеся должны овладеть полупечатным и полурукописным шрифтом.

Завершающий период обучения (4 класс) в начальной школе является периодом активизации речемыслительной деятельности.

Данные психологии говорят о том, что базой письменной речи является устная речь. Устная речь, и, в частности, говорение, связана письмом самими механизмами порождения высказывания. Это прослеживается от замысла (что сказать) к отбору необходимых средств языка (как это выразить, какие нужны слова и как их сочетать в высказывании) и до реализации замысла средствами языка устно – в говорении или письменно - на письме.

Письмо тесно связано с чтением. В их основе лежит одна и та же графическая система языка. При письме, так же как и при чтении, устанавливается графемно-фонемные соответствия. Они имеют разную направленность: при чтении от букв к звукам, а при письме от звуков к буквам. Иными словами, при письме идет кодирование или зашифровка мысли с помощью графических символов.

На разных этапах обучения в школе содержание обучения письму будет различным, однако оно должно быть последовательным и логичным, от простого к сложному.

Проблема обучения письменной речи обучающихся начальной школы стала актуальной в связи с внедрением ФГОС НОО, который выдвинул на передний план личностноориентированную модель обучения

Наличие текста-образца является обязательным методическим условием обучения письменной речи [2, 5, 6, 7], что также подтверждается современными регулятивными документами. Именно этот способ мы использовали в своем эксперименте.

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСАМ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

  1. Роль письменной речи как средства коммуникации

В первой главе мы ознакомились и проанализировали работы таких методистов как: Пассов Ефи́м Изра́илевич, Гез Надежды Ивановны, Роговой Галины Владимировны, Солововой Елены Николаевны.

Все эти ученые сходятся в том, что долгое время обучению письму в общеобразовательной школе придавалось второстепенное значение. Письмо выступало лишь как средство обучения другим видам речевой деятельности, как средство, позволяющее учащимся лучше усвоить программный языковой материал, и средство контроля сформированности речевых навыков и умений обучающихся. На сегодняшний день отношение к письменной речи и обучению изменилось.

1.2 Навыки письменной речи, формируемые в начальной школе

Владение письменной речью позволяет реально использовать знание иностранного языка, находясь вне языковой среды, общаясь с носителями языка при помощи современных средств коммуникации.

В науке различают письмо и письменную речь.

В лингвистической литературе под письмом понимается графическая система, как одна из форм выражения, средство представить язык при помощи знаков и дополнение к звуковой речи; средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющее фиксировать речь для сохранения ее произведений во времени и для передачи ее на расстоянии.

Письменная речь определяется как процесс письменного выражения мыслей и как речевая деятельность, связанная с видимой речью.

Для нас обучение письму — это формирование умения пользоваться графической и орфографической системами языка для записи отдельных слов, словосочетаний, предложений, фиксирование устной речи с помощью графических знаков.

На наш взгляд мы должны сформировать у обучающихся умения и навыки:

  1. Употреблять в письменном высказывании предложения, соответствующие моделям изучаемого языка;
  2. Строить языковые модели в соответствии с лексической, орфографической и грамматической нормативностью;
  3. Пользоваться набором речевых клише, формул.
  4. Придавать развернутость, точность и определенность высказыванию;
  5. Логически последовательно излагать письменное высказывание

1.3.Методы обучения письменной речи в современной школе

Несколько слов хочется сказать о содержании обучения письму, о его составляющих компонентах:

  1. Лингвистический аспект обучения письму,  первую очередь это графика
  2. Следующий составляющий компонент — это орфография или правописание. Это система правил использования письменных знаков при написании конкретных слов. Одной из трудностей орфографии английского языка является несоответствие между звучанием слова и возможными способами его графического изображения (right и write).
  3.  Методологический аспект содержания обучения письму включает в себя овладение учащимися приемами, облегчающими усвоение графики и орфографии.
  4. Письмо также следует использовать как средство контроля

 

На разных этапах обучения в школе содержание обучения письму будет различным, однако оно должно быть последовательным и логичным, от простого к сложному.

На начальном этапе языкового образования целесообразно рассматривать формирование элементарной иноязычной письменной речевой компетенции как одну из реально достижимых задач обучения и основой для дальнейшего формирования полноценной иноязычной письменной речевой компетенции. Письменная речевая деятельность обучающегося начальной школы подразумевает работу в направлении «чтение-письмо-чтение».

Наличие текста-образца является обязательным методическим условием обучения письменной речи [2, 5, 6, 7]

 Именно этот способ мы использовали в своем эксперименте.

Мы представляем схему-модель обучения письменной речи в рамках раннего иноязычного обучения:

Для облегчения запоминания орфографически-трудных слов используются различные специальные приемы, одним из которых является побуквенное прочтение слов.

Методологическим содержанием обучения письму является усвоение графики и орфографии английского языка, выполнение письменных упражнений при помощи приёмов, облегчающих этот процесс. Поэтому необходим дифференцированный подход. Учитель должен показать обучающимся, что в английском языке есть много букв, схожих по написанию с русским алфавитом, например: A, Cc, Ee, B, K, M, Pp, Oo, Xx [5].

Методист Е.Н. Соловова считает, что именно с выше указанных букв, надо начинать обучение английскому алфавиту, потому что они знакомы и не вызывают трудностей, и обучающиеся быстро справляются с таким заданием. Затем можно сосредоточиться на знакомстве по изучению совершенно новых слов, не знакомых по изображению букв: Ff, h, J, Ll, G. V, S. W, Z. Дифференцированный подход заключается также в том, что процесс написания новых сложных букв должен быть более продолжительным, то есть при выполнении домашних заданий ученик должен прописывать не одну строчку буквы, а две или три [7].

Следующий приём, с которым надо ознакомиться, считает Г.В. Рогова — это объединение английских слов по общности написания, например light как right, bright как brought, thought, fought и т.д. «Разведение» слов, одинаково звучащих, но различающихся в написании в зависимости от значения, то есть когда написание определяется значением слова. На начальном этапе к таким словам относятся two-too, write-right, I-eye, see-sea [6].

 В английском языке существуют слова, схожие по звучанию с русским языком, а также просты по написанию: student, box, doctor, radio и др. В этих случаях овладение этими словами облегчено. Но при знакомстве с орфографически-трудными словами возникают сложности и нужны специальные приемы, которые упростят запоминание.

Например, такой приём как побуквенное прочтение слов помогает обучающимся удержать их в памяти, узнать их при чтении и орфографически правильно сделать их запись. Следующим приемом, по мнению Е.А. Маслыко, является запоминание слов. Ученик должен овладеть самостоятельно путём частого повторения и закрепления в памяти. Можно предложить и использование таких приемов как запись словосочетаний и предложений, которые отображают главный смысл [4].

Основная задача начального этапа обучения – заложить основы техники письма (т.е. сформировать каллиграфические, графические и орфографические навыки) через ознакомление обучающихся с написанием букв, тренировку написания, усвоение орфографии слов, отработанных устно, написание предложений, содержащих усвоенное. В комплексе упражнений по развитию графических навыков особое место занимает работа над теми явлениями (буквами, буквосочетаниями), которые отсутствуют в родном языке обучаемых или элементы которых совпадают с элементами букв в родном языке. В остальных случаях имеет место перенос навыков письма, сформированных на базе родного языка.

Знакомя обучающихся с написанием буквы, учитель должен показать на доске, как она пишется, или использовать специальное пособие, где подробно показано стрелками и точками, обозначающими, в какой последовательности, и в каком направлении должна двигаться рука, чтобы образ буквы получился правильным.

Вывод по первой главе

Опираясь на теорию, можно сделать вывод, что обучения письменной речи в иностранном языке необходимо начинать с младшего школьного возраста.

При изучении и анализе психолого-педагогической литературы мы сделали вывод, что, в первую очередь необходимо сформировать у обучающихся мотивацию к обучению письменной речи. Также мы должны обеспечить обучающихся условиями для овладения содержанием обучения письменной речи, таких как:

- формирование у обучающихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем

- расширение знаний и кругозора

- овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения

- формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста.

Также мы должны соблюдать последовательность этапов в обучении письменной речи:

- обучение графике;

- обучение орфографии (или правописанию);

- обучение различным формам записи (запись основных идей, ключевых предложений, составление плана, выписывание опорных слов, расширение или сокращение текстов, составление тезисов);

Особенно подробно мы останавливались на рассмотрении первых двух этапах и предложили вашему вниманию некоторые идеи для развития у детей письменной речи в начальной школе, а также формирования у них интереса к данному виду деятельности вообще.

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

2.1. Структура организации письменной речи по Е. Н. Солововой

Реализация данных методик возможна как в условиях равномерного распределения упражнений в учебном процессе, так и в отдельно организованных блоках – уроках-проектах, на которых обучающиеся вступают в учебную коммуникацию.

Завершающий период обучения (4 класс) в начальной школе является периодом активизации речемыслительной деятельности. Следовательно, наиболее интенсивная отработка речевых умений должна проходить именно в данный период в условиях приближенных к реальным ситуациям общения.

Опытно-экспериментальному обучению по данной технологии предшествовал формирующий эксперимент, целью которого было выявить уровень сформированности умений письменной речи. Для этого (по методике оценивания уровня сформированности навыков письменной речи в начальной школе Е.Н. Солововой) было разработано тестирование, в котором содержалось письменно-речевое задание – написание письма по образцу. Также по аналогии с системой Е.Н. Солововой были разработаны критерии оценивания умений по следующим параметрам:

  • организация текста,
  • лексическая грамотность,
  •  грамматическая грамотность,
  • выполнение коммуникативной задачи,
  • объем текстового высказывания.

Удовлетворительным показателем необходимо считать выполнение коммуникативной задачи и получение еще 1 балла по другим параметрам. Таким образом, порог успешности составляет 40%, что соответствует системе Е.Н. Солововой.

Естественность коммуникации достигается за счет введения персонажа — сверстника, учащегося в 4-м классе школы в стране изучаемого языка.

Данный школьник вступает в коммуникацию для подготовки письма-ответа о предпочтениях в еде своему другу из Великобритании. В письме от друга содержится достаточно разнообразной информации о предпочтениях в еде и достаточно разнообразных вопросов, на которые обучающийся может ответить, выбрав то, что ему доступно и понятно.

2.2. Подбор заданий для формирования навыка письменной речи обучающихся начальной школы

Структура урока-проектов по письму представлена ниже в хронологическом порядке:

1) Постановка цели — получение письма по электронной почте. Данный этап необходим для ознакомления с формой письма. Обучающиеся знакомятся с условием написания письма: к концу урока ответ должен быть отослан.

 2) Формирование мотива — знакомство с вопросами письма. Важно, чтобы они были однотипные по грамматической структуре, но содержали различную смысловую нагрузку. Например, возможна такая цепочка вопросов по теме «Do you like pancakes? What is your favorite fruit? На данном этапе формируются команды по ответам на вопросы: ученик может работать самостоятельно, либо выбрать друга для работы в сотрудничестве, при этом ставится задача рассказать о себе, чтобы адресат понимал, кто ему пишет.

3) Рефлексия — каждый обучающийся называет тот вопрос, который ему хочется осветить. Количество вопросов в исходном письме должно быть избыточно, чтобы не было ситуаций повторения.

 4) Подготовительный период (часть 1) — Групповое чтение основных лексических единиц с целью припоминания фонетического и семантического оформления слов и словосочетаний (проходит в быстром темпе).

Класс делится на 2 группы: чтецы и переводчики. Следующим этапом становится осмысленное прочтение письма вслух. Чтецам дается задание изменить 1 л. ед. ч. на 3 л. ед. ч. Такое переключение должно активизировать внимание обучающихся.

5) Подготовительный период (часть 2) — Знакомство со структурой письма. Составление графического плана — деление на абзацы (по образцу на доске). Продумывание ответа на «свой» вопрос.

6) Контроль — учитель проходит и в устной форме проверяет готовность обучающихся к написанию письма (вопрос — ответ).

7) Рефлексия — постановка мотивирующего вопроса для всех участников: 'What is interesting in your letter?'. Обучающиеся должны обдумать добавление, которое персонализирует их письмо.

 8) Основной этап — за счет избыточности лексических и грамматических средств в исходном письме обучающиеся получают возможность использовать наиболее знакомые структуры с целью выполнения коммуникативной задачи. На данном этапе обучающиеся могут свободно обмениваться мнениями и консультироваться с одноклассниками. При работе в группе каждый обучающийся пишет свое письмо.

9) Контроль — учитель во время написания письма обходит обучающихся и корректирует ошибки при их наличии.

10) Заключительный этап — написание коллективного письма на основе писем каждого. Учитель выступает в роли оператора ПК для более быстрого набора текста. Обучающимся ставится задача — изменить грамматическое оформление письма с 1 лица ед. ч. на 1л. мн. ч. Обучающиеся диктуют письмо по 1 предложению — ошибки корректируются самими обучающимися по ходу написания письма. На данном этапе важно включить как можно больше использованных обучающимися структур.

 11) Рефлексия — обучающимся предлагается отослать свое собственное письмо на электронный адрес сверстника.

 12) Финальная рефлексия — проводится на следующем уроке по письму, либо, по требованию обучающихся, на обычном уроке. Демонстрируется ответ-благодарность. При получении письма от обучающегося необходимо поблагодарить в ответе каждого. Обучающиеся оценивают свой вклад в написание письма.

Также по аналогии с системой Е.Н. Солововой были разработаны критерии оценивания умений письменной речи по следующим параметрам: организация текста, лексическая грамотность, грамматическая грамотность, выполнение коммуникативной задачи, объем текстового высказывания. Удовлетворительным показателем необходимо считать выполнение коммуникативной задачи и получение еще 1 балла по другим параметрам.                  Таким образом, порог успешности составляет 40%, что соответствует системе Е.Н. Солововой.

Вывод по второй главе

Так как экспериментальная часть нашей работы показала неудовлетворительные результаты, мы намерены приложить больше усилий для увеличения эффективности обучения письменной речи в начальной школе, так как письменная речь является сложным видом коммуникации и тщательнее анализировать трудности, с которыми сталкиваются дети в письменной речи.

Несмотря на то, что эксперимент показал неудовлетворительный результат, дети продвинулись в своем навыке написания письменных заданий.

В дополнение к традиционным методам обучения, таким как:

- списывание (в том числе с дополнительным заданием)

- выписывание из текста (ключевых слов, ответов на вопросы)

- нахождение в предложениях и текстах ошибок

мы решили добавить различные упражнения, основанные на современных методиках обучения письменной речи, основная часть которых отражена в приложении 5.

Все игровые упражнения проведены нами на практике и показали достойные результаты.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Подводя итог, можно отметить, что обучение письму на английском языке на начальном этапе, играет немаловажную роль в образовательном процессе. Роль обучения письму в процессе обучения очень велика, так как данный вид речевой деятельности позволяет наиболее точно установить качество и количество знаний обучающегося.

Стоит отметить тот факт, что письмо обеспечивает прочность и надежность запоминания материала, совершенствует устную речь и чтение, а также развивает логическое мышление и совершенствует творческий потенциал на практике. Это позволяет сделать вывод о том, что письмо является одним из способов контроля, и средством обучения чтению, так как автоматизация звукобуквенных соответствий способствует успешному развитию умений извлекать и фиксировать информацию из печатного текста.

Систематическая тренировка развития навыков письменной речи стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий. Благодаря изучению методической литературы и обобщению изученных материалов и полученных результатов, можно сделать вывод, что особенности обучения письму в современной школе как виду речевой деятельности были раскрыты.

 Таким образом, все поставленные нами цели и задачи были реализованы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Особенности развития устной и письменной речи на уроках русского языка по учебнику М. С. Соловейчик»

В статье рассматриваются проблемы развития речи у учащихся начальных классов, анализируются возможности, подходы  и пути решения данных проблем в современной педагогической науке....

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ через игровую деятельность...

Обучение диалогической речи на уроках английского языка

Аннотация Данная методическая разработка освещает возможности обучения диалогической речи на уроке английского языка. Содержит методику обучения диалогической речи, предлагает каркас диалогического об...

Методические рекомендации по развитию навыков чтения на уроках английского языка в начальной школе

Данный материал освещает проблемы овладения техникой чтения на английском языке в начальной школе и пути их решения....

Обучение диалогической речи на уроках английского языка в начальной школе

Обучение диалогической речи на уроках английского языка в начальной школе...

Развитие связной письменной речи на уроках русского языка в начальной школе

Статья "Развитие связной письменной речи на уроках русского языка в начальной школе" представляет собой краткое описание основных направлений работы по формированию у обучающихся начальных к...

Обучение читательской грамотности на уроках английского языка в начальной школе на примере УМК “Spotlight”

Язык является важнейшим средством человеческого общения. При обучении иностранному языку особое внимание уделяется формированию и развитию коммуникативных способностей, навыка свободного общения и пра...