"Формирование готовности к самообразованию учащихся начальных классов через проектную деятельность"
статья на тему

Смирнова Марина Владимировна

Сообщение на методическом объединение учителей начальных классов. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_cherez_proektnuyu_deyat.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование готовности к самообразованию учащихся начальных классов через проектную деятельность»

 Сообщение подготовила учитель начальных классов МОУ «ООШ с.Андреевка» Смирнова М.В.

От современной школы требуется не только предоставление учащимся возможности получения знаний , но и формирование у них ключевых компетентностей: готовности к разрешению проблем, к самообразованию, к использованию информационных ресурсов ,готовность к социальному воздействию, коммуникативная компетентность.   Самообразование – одно из наиболее важных умений  современного человека.  В  начальной школе необходимо заложить фундамент для дальнейшего его развития.  Одним из путей достижения этой цели может служить использование  проектной деятельности в урочной и внеурочной работе.

Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя — это  средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования  у обучающихся, а именно учить:

- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);

- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);

- представление результатов своей деятельности и хода работы;

- презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;

- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

 Этапы проекта.

Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью;

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

-с какими предметами научиться работать для достижения цели;

Выполнение проекта – практическая часть.

Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

 Многие элементы проекта помогают готовить ребенка к самообразованию, особенно важен  поиск и отбор необходимой информации.  В своих классах систематически применяю проектную методику – в 4 классе видны результаты.  Детей уже не пугает проблема – «где добыть необходимые знания?» Они знают, что поможет  энциклопедия соответстующей тематики, детские  научные журналы в библиотеке ,  интернет (с помощью взрослых).     У учащихся вырабатывается  уверенность: « Если я не знаю, то могу узнать».  

 Кроме необходимой информации ребенок узнает много интересного и полезного, что расширяет кругозор, обогащает словарный запас, пополняет багаж знаний.  Например,  добывая информацию в рамках проекта «Русские народные сказки в художественных произведениях В.Васнецова»  учащиеся  вместе с родителями в интернете просмотрели картины и других русских живописцев.  В ходе работы над проектом «Сказка звездного неба» ученица 4 класса ( с помощью родителей)  принесла  в школу телескоп, учащие рассмотрели его,  даже посмотрели через специальный фильтр на солнце, захотелось узнать – как  работает телескоп,  появился стимул найти еще информацию.  

  Замечательный проект «Красная книга моего края», думаю, многие его используют в своей работе – сколько полезной информации узнают дети, не говоря о социальной значимости этого проекта.  Узнают новых животных, места обитания, чем питаются эти животные, что предпринимается для восстановления вида. Так же и о растениях. В результате собирается «Красная книга» созданная своими руками.  Учащиеся второго класса пока еще учатся делать первые шаги в готовности к самообразованию в рамках проектов « Какого цвета осенние листья?»,  «Неделя добрых дел», «Почему птицы улетают?» .

С помощью проектов , конечно, нельзя дать систематические знания.  Применение метода проектов помогает стать моим  ученикам  более самостоятельными, инициативными, ответственными. Работая над проектами, дети учатся ставить перед собой реальные цели, планировать свою деятельность, работать с различными источниками информации, оформлять результат своей деятельности в виде готового продукта и презентовать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагогической деятельности тема: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся 1 ступени через проектную деятельность»

Основной проблемой образования на современном этапе становится не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний, а ориентация в потоке возрастающей информации, а также производство знания, которог...

Особенности формирования духовно-нравственной позиции обучающихся начальных классов через внеклассную деятельность

На классных часах с учащимися начальной школы проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков св...

Формирование экологической культуры у учащихся начальной школы через внеурочную деятельность

В настоящее время, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, все более возрастающее значение приобретает воспитание экологической культуры у младших школьн...

Формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через вовлечение в творческую деятельность.

Презентация по формированию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через вовлечение в творческую деятельность....

Формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через вовлечение в творческую деятельность.

Презентация по формированию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных компетенций учащихся начальных классов через вовлечение в творческую деятельность....


 

Комментарии

Крюкова Татьяна Сергеевна

спасибо за информацию, как раз озадачилась тем же самым вопросом!