Педагогический проект "Формирование орфографических навыков у младших школьников"
методическая разработка по теме

Жолудкова Валентина Александровна

Главным в  обучении  правописанию  является орфографическое  правило, его  применение, т. е.  решение  орфографической  задачи. Однако  решение  орфографической  задачи  возможно  при  условии,  если  ученик  видит  объект  применения  правила – орфограмму. Значит , умение  обнаруживать  орфограммы,  выступает  базовым  орфографическим  умением , залогом  грамотного  письма. Неумение  выделять  орфограммы  при  письме – одно  из  главных  причин, тормозящих  развитие  орфографического  навыка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word_5.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области общеобразовательная школа-интернат среднего  (полного) общего образования № 5 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр «Лидер» города Кинеля городского округа Кинель Самарской области

               

               Педагогический проект

                               на тему:

   «Формирование орфографических навыков у младших                    

                                          школьников»  

                                     

                                       подготовила Жолудкова Валентина Александровна

                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                ГБОУ СОШ№5 ОЦ « Лидер»

                                                              Высшая квалификационная категория

                                           

                                                 Кинель 2013                    

Грамотное письмо –

не просто движение пишущей руки,

а особая речевая деятельность.

Чем развитее ребёнок,

чем богаче его словарь и синтаксис,

чем правильнее его произношение,

тем легче даётся ему правописание».

                                                                                                               Н.С.Рождественский                                                        

1. Актуальность проблемы

      Как   известно, орфографическая  грамотность  должна  закладываться  в  младших  классах. Однако  во  время  обучения  в  1-4  классах  у  большей  части  детей  она  не  формируется.  Лингвисты, психологи, методисты  подчеркивают  зависимость  результатов  обучения  орфографии  от  его  первоначального  этапа, от  того, насколько  развита  у  учащихся  способность,  обнаруживать  в словах  места,  которые  нужно  писать по  правилам. Значит  задача  учителя - формировать    орфографическую  зоркость  учащихся.

Главным в  обучении  правописанию  является орфографическое  правило, его  применение, т. е.  решение  орфографической  задачи. Однако  решение  орфографической  задачи  возможно  при  условии,  если  ученик  видит  объект  применения  правила – орфограмму. Значит , умение  обнаруживать  орфограммы,  выступает  базовым  орфографическим  умением , залогом  грамотного  письма. Неумение  выделять  орфограммы  при  письме – одно  из  главных  причин, тормозящих  развитие  орфографического  навыка.

2. Постановка проблемы

    Как и многих учителе начальных классов меня волновала проблема: безграмотного письма учащихся; неумение "видеть” орфограммы.

• Как помочь учащимся писать грамотно?

• Как развивать орфографическую зоркость?

 • Как добиться грамотного письма у детей?

3. Цель и задачи

Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

Задачи:

 • провести теоретический анализ литературы по данной теме;

• изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;

• изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся;

• разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма;

 Объектом нашего исследования является орфографическая грамотность младших школьников.

Предмет исследования — методические средства диагностики орфографической грамотности младших школьников.

Гипотеза исследования состоит в следующем: выявление причин орфографических ошибок посредством диагностического тестирования позволяет активизировать, оптимизировать процесс их исправления и, следовательно, повысить орфографическую грамотность младших школьников.

4.  Рабочий план, реализация проекта

1) установить лингвистические, психологические, педагогические и методические основы исследуемой проблемы;

2) выявить и систематизировать теоретические положения по диагностике учебных достижений школьников;

3) определить уровень орфографической грамотности посредством проведения и анализа данных констатирующего эксперимента;

4) разработать методику диагностики орфографической грамотности младших школьников;

5) апробировать методику диагностики орфографической грамотности младших школьников.

 Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы необходимо:

во-первых, на самых ранних этапах обучения обеспечить разграничение детьми понятий звук и буква, а также достаточное развитие у них всего комплекса фонетических умений;

во-вторых, познакомить учащихся с признаками наиболее частотных орфограмм,

в-третьих, систематически тренировать школьников в нахождении орфограмм.

      Поэтому, работу по развитию зоркости важно начинать в период обучения грамоте, когда ведётся аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развивается фонематический слух и умение заменять фонемы соответствующими буквами.

5. Дальнейшее развитие проекта

  1. Ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
  2. Устанавливать тип орфограммы, соотносить её с определенным правилом;
  3. Применять правило;
  4. Проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль;
  5. Разрабатывать систему тестов, направленных на диагностику орфографической грамотности младших школьников;

      Разработка «экрана грамотности» класса, который помогает увидеть истинную картину усвоения детьми различных орфограмм по программе.

«Экран» выглядит следующим образом:

№ п/п

Список детей

Орфограммы















-    Для каждого  ученика завести  «Дневник грамотности».

-    Как проводить  анализ ошибок и работа над ними в «Дневнике грамотности»?

-    Ошибки классифицируются  по принципу отношения к объекту запоминания к процессе обучения: слова, которые надо запомнить  словарные слова: слова, которые можно повторить; слова на правила, которые надо знать и применять на практике, т.е. при письме; ошибки на невнимательность.

-  Вот так выглядит «Дневник грамотности».

№ п/п

Типы ошибок

Количество ошибок

Число и месяц проведения проверочной работы





-  На последующих страницах дневника, отведенных на разные типы ошибок, ученики выписывают конкретные слова, в которых они сделали ошибки в диктанте. Подобная работа развивает и отрабатывает зрительную и рукодвигательную память, внимание. К тому же повторяются правила, проводится орфографическое проговаривание; учащиеся должны научиться быстро вспоминать нужные слова, тем самым показывая языковую «готовность памяти».

-   Повторно сделав ошибку в том же слове, ученик делает отметку о таком повторе. После 3-4 таких отметок ученики практически запоминают верное написание. На страницах, где фиксируются ошибки на правило, дети пишут кратко название правила или «строят» это правило в памятке и около него делают пометку о количестве сделанных ошибок.

-  На страницах же «Ошибки на внимание» фиксируется количество ошибок на пропуск, замену, вставку других букв и прочих ошибок, а затем их общее число переносится на первую страницу в «Дневник грамотности».

-   Надо помнить, что «Дневник грамотности» заполняется после каждой проверочной письменной работы самими учениками.

-  В рабочих тетрадях у слабоуспевающих учеников  пишутся  слова с пропуском по орфограммам, а дети вставляют пропущенную букву.

- Разработка для слабоуспевающих учеников списка изучаемых орфограмм.

-    Разработка памятки «Работа над ошибками».

-  После всей проделанной работы были намечены следующие цели: раскрытие значения любых изучаемых слов; обнаружение и распознавание орфограммы в слове; приобщение детей к самостоятельной работе над ошибками.

-    На этом этапе у учащихся развивается память, внимание, расширяется словарный запас

6. Ожидаемый результат

Систематическая работа, основанная на использовании эффективных приемов и средств формирования орфографической зоркости, даст положительный результат:

- учащиеся усвоят  основные виды орфограмм, в том числе безударные гласные;

- достигнут довольно высокого уровня  сформированности орфографической зоркости учащихся;

- возрастет  интерес детей к урокам русского языка, и в частности, к орфографии.

Список использованной литературы

  1. Аристова Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму // Начальная школа - 1999. - №1. - С.64.
  2. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - С.42.
  3. Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх, или когда учиться трудно. - С-П.: Детство-пресс, 2000. - С.35-62.
  4. Грушников П.А. Работа над словом на уроках русского языка в начальных классах. - М.: Просвещение, 1990. - С.97.
  5. Жедек П.С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах // Под ред. М.С. Соловейчик. - М.: Просвещение. - 1992. - С.36.
  6. Жедек П.С. Пути совершенствования обучения орфографии // Начальная школа - 1990. - №10. - С.24-26.
  7. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа - 1998. - №8. - С.67.
  8. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий - М., 1995. - С.467.
  9. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. - М., 1992. - С.90.
  10. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 1998. - С.307.
  11. Львов М.Р. Хрестоматия по методике русского языка. - М.: Просвещение, 1996. - С.175-190.
  12. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М., 1990. - 307с.
  13. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматике правописания и развития речи. - М.: Сфера, 2001. - С.5-78.
  14. И. В. Борисенко. Обучение младших школьников правописанию. Начальная школа 1998 год №3.

 ПРиложениЕ

Урок русского языка в 3 классе

Программа: «Школа 2100», (учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной)

Тип урока: открытие нового знания ОНЗ

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цель урока: Развитие орфографического умения написания слов с двумя безударными гласными в корне слова.

Задачи урока:

 - сформировать способность к написанию проверяемых безударных гласных в корнях слов;

 -актуализировать способность учащихся к выработке  способа проверки  двух безударных гласных в корнях слов;

- развивать самостоятельность мышления, внимание, орфографическую зоркость, речь.

Оборудование:

у учащихся: учебник, тетрадь, сигнальный веер;

у учителя:

- карточки с шагами алгоритма написания безударных гласных в корне, с заданием для самостоятельной работы, для рефлексии

Ход урока.

  1. Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)

- Начинаем наш урок русского языка.  Я хочу начать сегодняшний урок с высказываний Константина Георгиевича Паустовского:

«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни».

- Почему  важно хорошо знать свой родной язык?

- Сегодня на уроке мы продолжим изучать наш русский язык.

  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Какой большой раздел русского языка мы изучаем? (Слово)

- Что мы уже знаем о слове?  

- Какие орфограммы  вы знаете? (Орфограммы гласных и орфограммы согласных букв)

- Назовите орфограммы гласных. (Гласные после шипящих и безударные гласные в корнях слов)

-Вы, наверное, догадались, что речь сегодня пойдет об орфограммах.

- Обратите, внимание на схеме нет знака вопроса!

Вас ждет сюрприз – знак вопроса спрятался уже в знакомой теме, мы откроем сегодня  нечто новое  уже в известных знаниях.

- Как же мы будем «открывать» новое?

( Мы должны сами понять, что мы еще не знаем,  самим постараться «открыть» новое)

А с чего начнем? (С повторения)

- Возьмите сигнальный веер.

- Определите  и докажите гласную в слабой позиции в словах:

Осень,  улетают, холод, листва, края, далекие, тяжелый.

- Какие же гласные в слабой позиции всегда нужно проверять?  Запишите эти буквы.

- В какой части слова были эти гласные? (В корне)

- Давайте составим алгоритм доказательства безударной гласной в корне слова, расставьте части алгоритма в нужном порядке.

- Какое время года  сейчас в природе?

-  Прочитайте стихи М. Исаковского об этом времени года

Летят перелётные птицы

Ушедшее лето искать,

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать.

- Какое из выделенных слов лишнее? Почему?

-Выпишите однокоренные слова, выделите корень. Найдите ударный слог в словах.

- Какое из этих слов сейчас лишнее? Подчеркните его.

- Какая  орфограмма встретилась в этих словах? В какой части слова?

- Как проверить безударную гласную в корне слова?

- Сейчас мы работали со стихотворением об осени.

- Подберите,  слова-признаки к слову осень по схеме: прил.+ сущ.

- Золотая осень. Почему так говорят?

- Запишите это словосочетание в тетрадь. Выделите корень в прилагательном золотая.

3. Выявление места и причины затруднения

- Почему же это слово вы написали по- разному?  (Не знаем способа проверки таких слов)

- В какой части слова вы встретились  с затруднением в написании? (В корне слова)

- Какая это орфограмма?

-Почему  ошиблись в написании этого слова? (Гласные находятся в слабой позиции)

- А сколько в этом слове безударных гласных?

- Попробуйте сформулировать цель  урока.  (Найти способ проверки 2-х  безударных гласных в корнях слов)

Учитель ставит в схему знак вопроса.

Какова  тема урока? (Правописание двух безударных гласных в корнях слов).

ФИЗМИНУТКА

Встали, выпрямили спинки.
И следите все за мной:
Покачали головой.
Руку правую подняли,
Ею дружно помахали
Опустили, поморгали,
Руку левую подняли,
Ею дружно помахали.
Опустили и подняли.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Будто ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись. Тихо сели.
На меня все посмотрели

4.Построение проекта выхода из затруднения

- Сделайте звуковой анализ слова золотая  и запишите слово с пропуском орфограмм слабых позиций гласных.

[залатай’а]

з_л_тая – золото, позолота

- Что такое позолота?

- Как же нужно поступать, чтобы доказать, какие буквы надо написать в словах, в которых две безударные гласные?

- Попробуйте, работая в парах,  выстроить алгоритм своих действий в нужной последовательности.

- Сравните ваш алгоритм с алгоритмом на доске

Что нового в построенном вами алгоритме?

5. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи

- Перед вами слова, вам нужно записать их в два столбика, а по какому основанию, вам помогут догадаться эти схемы:

Грибок, холода, весёлый, страна, сторона, варить, сторожить.

- Какие слова нужно поместить в1-ый столбик? Почему?

Учащиеся  доказывают правописание гласных в словах второго столбика, выделяют орфограммы.

- Как же проверить две безударные гласные в корне слова?

6 Самостоятельная работа с проверкой по эталону

-  Выполните задание: «Дополни сам»

- Проверьте свою работу по эталону

7. Включение в систему знаний и повторение

- Ребята, а где вам могут пригодиться новые знания?

- Придумайте предложение, используя слова самостоятельной работы.

( На ветру трепетали листочки осинки)

- Разберем это предложение по членам предложения.

8.Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Какую цель ставили в начале урока? Достигли ли мы цели урока?

-А что оказалось для вас сюрпризом? ( В некоторых словах бывает по 2 безударных гласных и их нужно доказывать) (Учитель убирает знак вопроса)

- Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения

Д/З: найти 5 слов с двумя безударными гласными в корне в художественном тексте

                                                                         

Упражнения:

Прочитайте три раза слова:

мама                дети         человек       брат

доброта           тетя        мужчина     ребенок

Слова закрываются, и ученики отвечают на следующие вопросы:

•         сколько букв в предпоследнем слове?

•         сколько слов, состоящих из двух слогов?

•         назовите третье слово;

•         сколько слов заканчивается на гласный? согласный?

•         сколько слов заканчивается на букву «а»?

•         какие слова женского рода?

•         сколько раз встретилась буква «в»? и т.д.

Игра "Рассели своих друзей"

На наборном полотне в виде домика выставляются схемы слов. Дети отгадывают, кто в домике живет.

[i ош]

[за i ыц]

[мґ эдвґ этґ]

 Игра "Эхо".

  Ученики внимательно слушают слово, произнесенное учителем, а в ответ говорят только ударный слог, как эхо. Роль ЭХА могут выполнять отдельные ученики, определенная группа (ряд).

Упражнение:

1.Обведите слова с орфограммой «Непроизносимая согласная». Выделите все приставки и графически объясните их написание.

    Под лестницей на веревке грустно висели и сохли 8 прелестных старушечьих чепцов капустного цвета. 6 прекрасных чепчиков поздним вечером, забыв об опасности, бессовестно стащила и безжалостно сжевала бесчувственная коза Аделина. Сколько ночных головных уборов сохранилось у несчастной старушки?

(Подражая Г. Остеру)

2. «Кто больше?» Придумайте свою вредную задачу, включив в нее большое количество с       орфограммой «Непроизносимая согласная».

Упражнения на правописание слов
с непроверяемым написанием

 1. В каких словах живет рак?

           (ЗавтРАК, РАКета.)

2. В каких словах спрятались ноты?

           (ПоМИдор, РЕбята, ДОрога, и др.)

3. Назовите слова, в которых спрятались числа?

           (Родина(1), сорока(4О) )

4. Все слова хороши,но где-то спрятались "еж" и "уж".

           (дЕЖурный, УЖин.)

5. Какие слова любит ворона?

           (КАРандаш,КАРтина, КАРтофель.)

            А лягушка?

           (КВАртира, МосКВА.)

6. В каких словах ель растет?

          (КартофЕЛЬ, учитЕЛЬ, понедЕЛЬник.)

7.    Впишите  в  стихотворение  числительное,  написание  которого   следует запомнить. Прочитайте стихотворение выразительно.

    Вот опять    . . . .      палочек

    Разлетелись по двору –

    Это палочки-считалочки

    Начинаем мы игру.

    И пока . . . .      палочек

    Собирал в траве Сергей,

    Мы с ребятами попрятались –

    Кто-куда и кто-быстрей.

                                                                  Ю. Синицын

 8. « Билет»

    Прочитайте  выразительно  стихотворение.   Подчеркните орфограммы   в выделенном слове.

                        Едет зайка на трамвае,

                        Едет зайка рассуждает:

                        Если я купил билет,

                        Кто я: заяц или нет?

    Что вы ответите зайке?

9.    Отгадайте слова по их значению. Запишите однокоренные слова в  строчку, и дополните по одному слову. Выделите корень в однокоренных словах.

    А). Поездка или передвижение пешком с какой-либо целью.

    Б)  Коллективный  поход  или  поездка  куда-нибудь  с  целью   осмотра, знакомства с чем-либо.

    В) Человек, совершающий полеты в космическом пространстве.

    Г). Листок, дающий нам  право  пользоваться  чем-нибудь,  входить  куда- нибудь.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1.     Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.      Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5.     Спиши слова определённой части речи.

6.     Выпиши словосочетания.

Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

Письмо с проговаривание.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

Письмо с пропуском орфограмм.


Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

   Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

Скоростное письмо.

Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
9. Проверка написанного.

Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по      памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

      1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

      2.  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

      3. Упражнение в запоминании.

      4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

      5. Запись.

      6. Проверка.

Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

«Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников

Формирование прочных орфографических навыков у младших школьников....

Использование информационно-компьютерных технологий при развитии орфографического навыка у младших школьников

Использование ИКТ для развития орфографического навыка на уроках русского языка в начальной школе...

Формирование орфографических навыков у младших школьников

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем....

Формирование орфографических навыков у младших школьников

Формирование орфографических навыков у младших школьников...

Программа практической части ВКР на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьников".

В данном документе представлена таблица-программа практической части выпускной квалификационной работы на тему: "Эффективные способы и приёмы формирования орфографических навыков у младших школьн...