Место и роль самостоятельной работы учащихся на уроке в начальной школе
материал по теме

Смирнова Галина Мейнартовна

 

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_20.04.2013.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Галина Мейнартовна

Учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №362 Московского района Санкт-Петербурга

Место и роль самостоятельной работы учащихся

 на уроке в начальной школе

Самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счете,  приводит школьника либо к получению нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:

  1. в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
  2. формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умения для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
  3. вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
    является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью  обучающегося в процессе обучения [7,9].

Роль самостоятельной работы школьников возрастает в связи с изменением цели обучения, его направленностью на формирование навыков, творческой деятельности, а так же в связи с компьютеризацией обучения.

Собственно процесс самостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – действие – результат.

Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, - это работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных  или физических (или тех и других вместе) действий [6].

Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

В процессе обучения он должен достичь определенного  достаточно высокого уровня, самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Очевидно, что включение самостоятельной работы в содержание уроков в начальной школе является насущной необходимостью.

В связи с этим учитель должен четко представлять себе структуру самостоятельной работы на уроке и уметь правильно построить ее, максимально задействовать потенциальные силы учащихся.

В структуру самостоятельной работы входит анализ задания, планирование работы, выполнение задания, проверка и оценка сделанной работы.

Отдельные виды самостоятельной работы могут включать либо все, либо некоторые из этих элементов. Чем больше указанных элементов входит в самостоятельную работу учащихся, тем выше ее уровень, а значит и уровень самостоятельности школьников, развитие которых является одной из основных целей организации самостоятельной работы на уроке.

Конечной целью формирования учебной деятельности является достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы действия; когда они могут планировать свои действия, полученный результат с их целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

Ребенок, поступающий в школу, вышеуказанными умениями не владеет. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с различными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

О необходимости формирования самостоятельности писал еще К.Д. Ушинский, и уже этот педагог исследовал условия формирования данного качества в учебной деятельности.

 Сегодня бесспорным является следующее:

  1. Повышение степени самостоятельности достигается за счет такого построения обучения, в процессе которого осуществляется переход от указаний учителя на необходимость использования определенных знаний и действий в решении учебной задачи к самостоятельному отыскиванию подобных знаний и действий.
  2. Формирование учебной деятельности школьников должно предусматривать такую организацию работы, при которой учащиеся переходят от формирования отдельных операций выполняемых действий к формированию всего действия.
  3. Степень самостоятельности учащихся будет возрастать и в том случае, если они будут переходить от овладения действиями в готовом виде к самостоятельному открытию отдельных действий и их систем.
  4. Повышение степени самостоятельности должно иметь в виду  переход учащихся от осознания необходимости овладения данным конкретным умением к осознанию важности овладения целостной структурой учебной деятельности.
  5. Переход от задач репродуктивного характера к задачам творческим, требующим использования знаний и действий межпредметного характера также способствует формированию самостоятельности детей.

Самостоятельные работы, различающиеся по дидактической цели, могут быть направлены на: подготовку учащихся к восприятию нового материала; усвоение учащимися новых знаний; закрепление и расширение, и совершенствование усвоенных знаний; выработку, закрепление и совершенствование умений и навыков.

До недавнего времени младшим школьникам предлагались самостоятельные работы, направленные, как правило, на закрепление и совершенствование ранее приобретенных знаний, умений и  навыков.

Эти работы ставили перед учащимися не новые задачи, а подобные тем, которые они выполняли под непосредственным руководством учителя.

Практика, однако, показала, что учащимся начальных классов вполне доступна самостоятельная работа, направленная на изучение и усвоение новых знаний. При использовании самостоятельной работы с целью получения новых знаний учитель тщательно продумывает план этой работы, где предусматривается и разъясняется цель работы и путь ее достижения. В соответствии с этим план самостоятельной работы делится на два основных раздела: что ученик должен сделать, чтобы получить новое знание; что надо знать (узнать) и уметь рассказать.

Однако в такой самостоятельной работе все ее структурные элементы заданы учителем в готовом виде. Поэтому уровень самостоятельности учащихся в таком виде работы недостаточно высок. Ее можно и нужно рассматривать, как определенную ступень в вооружении учащихся умением самостоятельно приобретать новые знания.

К самостоятельной работе, требующей выполнение новой задачи, учащихся необходимо  готовить. Следует учить детей самостоятельно прочитать задание, разобраться в последовательности предстоящей работы, выполнить ее и в результате сделать нужный вывод. По мере того как ученики овладевают необходимыми умениями, им следует предоставлять больше самостоятельности в нахождении способов выполнения задания, в планировании работы и т.п.

Самостоятельные работы различаются по материалу, над которым работают учащиеся. Материалом, над которым работают учащиеся, может быть предметы и явления окружающей действительности. Ученики считают, измеряют, создают те или иные предметы. Они наблюдают за предметами и явлениями непосредственно в природе или в школе, проводя опыты, эксперименты, выполняя лабораторные задания.

Самостоятельные работы, связанные с наблюдением, постановкой опытов, с проведением практических и лабораторных работ, имеют очень большое значение, так как содействуют развитию у учащихся наблюдательности, исследовательских умений, навыков. Обучение учащихся такого рода самостоятельным работам осуществляется на предметных уроках.

Большое место в начальных классах занимает самостоятельная работа с учебной книгой, ее текстом, иллюстрациями, картами и т.д.

Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на определенные вопросы, изучение материала, реферирование отдельных отрывков текста или всей книги, решение примеров и задач, выполнение контрольных тестов, наконец, заучивание материала на память.

Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний. Подготавливая учащихся к работе с книгой, учитель указывает, с каким ранее изученным материалом необходимо сопоставить или объединить новый учебный материал. Если работа ведется на уроке, то весь процесс изучения материала по книге разбивается на отдельные части, выполнение которых контролируется. Прочитав отрывок текста, учащиеся по указанию учителя делают остановку и выполняют необходимые действия: понять, запомнить, сравнить, сопоставить и т. д.

Работа школьников над текстом учебника дома начинается с воспроизведения по памяти знаний, полученных на уроке. Синтезирование учебного материала, усвоенного на уроке, с текстом учебника — важнейшее условие рациональной работы с книгой. При чтении книги у учащихся должна быть выработана установка на запоминание. Поэтому необходимо учить их улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план прочитанного. Очень помогает письменная фиксация плана и основных положений книги в виде структурно-логической схемы (опорного конспекта).

Обучение работе с книгой предполагает формирование у школьников навыков самоконтроля. Нужно добиться, чтобы ученик судил о знании материала не по тому, сколько раз он прочитал текст учебника, а по умению сознательно и подробно излагать содержание прочитанного. Для этого следует формировать привычку отводить больше времени не на чтение материала, а на его активное воспроизведение по памяти.

Работу с учебником на уроке организует учитель. Эта может быть работа по изучению нового материала, работа по закреплению новых знаний, работа с учебником при обобщающем повторении пройденного материала. Именно во время урока ученик под руководством учителя  приобретает навыки работы с книгой, которые потом пригодятся ему в домашней самостоятельной работе.

На первом этапе формирования стремления к самообразованию нужно привить учащемуся желание интересоваться различной литературой. Следующим этапом формирования умений и навыков работы с книгой может стать работа учителя по целенаправленной отработке таких компонентов работы с печатным словом, как умение выделять главную мысль, ведущую идею в тексте. Овладев этим важным для умения работы с печатным источником  навыком, можно готовить учащихся к тому, чтобы они научились составлять план прочитанного текста. Это поможет ученику научиться  определить внутреннюю структуру текста, поделить его на части и дать им соответствующие заголовки.

Третьим важным компонентом станет умение под руководством учителя составить конспект, тезисы, сделать необходимые с точки зрения поставленной задачи выписки.

Преодолев под руководством учителя эти важные начальные этапы, ученик придет к высокому уровню работы с книгой. Он в полной мере сможет использовать такие навыки и умения как предварительный беглый просмотр всего содержания, полное прочтение, подчеркивание главного, анализ структуры изложения (составление предварительного плана или выписывание основных идей, опорных вопросов, плана изложения при подготовке к пересказу – в зависимости от цели чтения), повторный беглый просмотр прочитанного.  

Работу с учебником по мере необходимости используют на всех этапах урока. В начальных классах широко применяется самостоятельная работа с дидактическим материалом. В настоящее время дидактический материал, который используется в начальных классах, очень разнообразен. Дидактический  материал может быть трех видов: один - служащий для закрепления и повторения, приобретенных детьми знаний, умений и навыков, следовательно, составленный соответственно программе; другой – пропедевтический по своему содержанию, тоже составленный по программе, но ведущий детей вперед и помогающий им легче и быстрее усваивать изучаемый материал; третий – не относящийся к программе, но расширяющий кругозор детей, возбуждающий у них интерес к знанию, прививающий любовь к умственной работе.

В последнее время стали получать распространение самостоятельной работы над таким материалом, как учебный фильм и диафильм, радио и телепередача и т.п.

Самостоятельные работы различаются по характеру деятельности, которой они требуют от учащегося. С этой точки зрения различают работы:

  1. задания образцом (например, письмо букв, цифр, склеивание бумаги по образцу и т.п.), т.е. работы, основанные на подражании;
  2. по правилу или целой системе правил;
  3. конструктивные, требующие творческого подхода (например, сделать какую-нибудь игрушку для детей подшефного сада, написать сочинение на данную тему и т.п.).

По способу организации различают разные виды самостоятельной работы: общеклассная (фронтальная), групповая, индивидуальная.

В условиях начального обучения, когда дети находятся под постоянной опекой и контролем учителя, самостоятельное выполнение заданий развивает инициативность, гибкость и критичность мышления. Однако в младшем школьном возрасте инициативность и самостоятельность мышления возможна тогда, когда дети умеют правильно строить последовательность операций мышления на основе указаний учителя или учебника.

Самостоятельные работы были направлены на решение различных задач:

  1. Самостоятельные работы, подготавливающие к восприятию нового материала.
  2.  Самостоятельная работа в процессе изучения нового материала.
  3.  Самостоятельные работы на этапе закрепления полученных знаний.

Творческие самостоятельные работы являются главными в системе самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении  проблемных творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа – одно из самых эффективных средств формирования творческих личностей.

Учебные программы начальной школы предполагают такое совершенствование обучения, которое направлено  на всемерное развитие самостоятельности учащихся, активное усвоение знаний. Умственная деятельность учащихся должна быть связана с их практической деятельностью; только в этом случае школьники будут усваивать знания, понимая их значимость.

Самостоятельная работа развивает у детей познавательные способности: наблюдательность, пытливость, логическое мышление, память, воображение, творческую активность.

Особенность самостоятельной работы заключается в том, что, ставя перед учеником какую-либо задачу, учитель оставляет его наедине с поставленной задачей.

Самостоятельная работа предполагает непременное соединение самостоятельной мысли учащихся с самостоятельным выполнением ими умственных действий. Поэтому самостоятельная работа должна быть организована как выполнение определенных заданий, над которыми учащиеся работают без непосредственного участия учителя: они читают, осмысливают, выполняют работу.

Самостоятельная работа применяется на разных этапах урока, причем от учителя требуется максимальная продуманность всех звеньев этой работы, учет и сопоставление ряда педагогических и психологических, а также методических факторов, а именно:

а) возрастных и индивидуальных возможностей учащихся;

б) специфики материала, подлежащего усвоению;

в) уровня знаний и умений, на которые будут опираться учащиеся при самостоятельной деятельности;

г) характера вопросов, заданий, иллюстративно-наглядного материала, а также приемов выполнения работы;

д) объема знаний и уровня навыков самостоятельной работы, которыми учащиеся владеют.

2. Самостоятельная работа на уроке должна предполагать такую самостоятельную деятельность, которая опирается на познавательный интерес и активность мышления, которые и развиваются в процессе выполнения самостоятельной работы.

3. Самостоятельная работа в начальных классах лишь в том случае активизирует процесс учения и способствует успешности его осуществления, если осуществляется в целостности и системности, во взаимосвязи преподавания и учения.

Соблюдение условий, необходимых для организации и проведения самостоятельной работы учащихся на всех  этапах обучения, в значительной мере  будет содействовать обеспечению учащихся твердыми знаниями, развитию их творческой инициативы и умения учиться самостоятельно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Давыдов В.А. Что такое учебная деятельность // Начальная школа. – 1999. - № 7. – С. 12.
  2. Епишева О.Б. Формирование приемов учебной деятельности //  Математика в школе. – 1995. - № 6. – С. 26.
  3. Кожевников В. Когда исчезают перегрузки: об организации учебно-познавательной работы школьников // Народное образование. – 1991. - № 6. – С. 45.
  4. Кром В.И. Активизация познавательной деятельности на уроках математики // Начальная школа. – 1999. - № 8. – С. 36.
  5. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках //  Начальная школа. – 1995. - № 6. – С. 41.
  6. Лекаркина Ю.А. О возможности использования самостоятельной работы учащихся по математике // Начальная школа. – 1999. - № 3. – С. 74-76.
  7. Начальная школа / Под ред. Р.Д. Карпенко. – М.: Просвещение, 1970.
  8. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. – 1998. - № 3. – С. 44.
  9. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Рос. пед. агентство, 1995.
  10. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте //  Начальная школа. – 1999. - № 7. – С. 19.
  11. Тупичкина Е.А., Крючкова И.В. Виды самостоятельных работ на уроках математики // Начальная школа. – 1996. - № 5. – С. 16.
  12. Шамова Р.Н., Калинина И.Г. Самостоятельная работа учащихся с карточками на уроках математики // Начальная школа. – 1994. - № 5. – С. 24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы 1 класс. Математика. Перспективная начальная школа.

Перспективная начальная школа. Самостоятельная работа по математике 1 класс....

Формы организации самостоятельной работы учащихся на уроках в начальной школе

В статье рассказывается об эффективных формах самостоятельной работы на уроках в начальной школе....

Место и роль самостоятельной работы учащихся на уроке в начальной школе

Самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, с другой – форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении уч...

Рефлексия деятельности учащихся на уроке в начальной школе как самостоятельная оценочная деятельность учащихся

В представленных материалах опубликованы доклад, презентация и буклет по теме "Рефлексия деятельности учащихся. . В данной статье я постаралась привести примеры из собственого опыта о том, как ор...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

статья из сборника Международной научно-практической конференции 25 мая 2018 г."ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ"...

Развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках в начальной школе

Методическое пособие для учителей начальных классов, приемы и технологии для использования на уроках....

Статья. Методы и приёмы самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и окружающего мира в начальной малокомплектной школе.

Статья. Методы и приёмы  самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка и окружающего мира в начальной малокомплектной школе....


 

Комментарии

Быкова Галина Ивановна

Добрый день! Я с вами согласна, надо учить самостоятельности в начальной школе. я проголосовала за вас!

Мерзлютина Ирина Александровна

Примите и мой голос. Удачи.