Доклад на тему; "Применение игровых технологий при обучении младших школьников"
статья (1 класс) на тему

Цай Виктория Вячеславовна

В докладе рассказывается об игровых формах работы,которые можно применять на уроках русского языка,математики и литературного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_igrovyh_tehnologiy_doklad.doc207 КБ

Предварительный просмотр:

« Применение игровых технологий на уроках в начальной школе»

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка вливается

живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости

 и любознательности».

(В.А.Сухомлинский)

Приоритетом современного образования становится обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Перед современной школой стоит задача развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал учащихся. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребёнка от игровой к учебной.

Игра-это естественная форма обучения для ребёнка. Она-часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает будущие интересы школьника. Если учитель использует на своих уроках игру, то он организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей ребёнка.

«Учиться надо весело, учиться надо весело, учиться надо весело, чтоб хорошо учиться…» это строчки из известной детской пени. Что может быть интересней для ребёнка, чем игра?! Педагог, как волшебник, используя игровые технологии, способен превратить самый обыденный учебный процесс в незабываемое действие. Важную роль играет разумно подобранный материал, который соответствует возрастным особенностям ребенка.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в качестве её средства;
  4. в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
  5. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.


Требования к играм в образовании, обеспечивающие привлекательность игр:

  1. Игровая оболочка: должен быть задан игровой сюжет, мотивирующий всех учеников на достижение игровых целей.
  2. Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично.
  3. Возможность действия для каждого ученика.
  4. Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.
  5. Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).
  6. Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения Цели.

В игровой деятельности педагог побуждает ребенка к диалогу, направляет свои усилия на создание атмосферы доверия и взаимопонимания; содействует самовыражению. Не случайно в учебно-познавательной деятельности игре, как методу отдается предпочтение.

Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Есть старинная поговорка "Кашу маслом не испортишь". На мой взгляд, это как раз про игровые технологии и именно в начальных классах. По мнению психологов, в детстве должно быть много - много хорошего, увлекательного и доброго, даже если ребенок понимает, что реальность не такая замечательная, тогда во взрослой жизни так или иначе все это хорошее обязательно найдет "выход", чтобы человек был более счастливым, способным к созиданию. состраданию, жил полноценной жизнью, и нам учителям важно об этом помнить, мы ведь "не рыбу фаршируем", "наполняя голову ребенка знаниями", а ЧЕЛОВЕКА растим. И ещё, игровая ситуация, кроме обучающей, способна решить много воспитательных и развивающих задач без лишних усилий.

 Современное образование уже характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе. Технология ( от греч. «техне» - искусство, мастерство, умение, и «логос» - учение, наука, закон; буквально - это учение о мастерстве, умении специалиста.

Игровые уроки - это умение учителя показать своё мастерство, искусство, знание предмета, свой артистизм.

Игра - дело серьёзное! Эту фразу вы наверное слышали. Давайте в ней разберёмся. Есть у строителей такое понятие: нулевой цикл. Оно обозначает первые подготовительные работы, в частности закладку фундамента здания. Игровая деятельность ребёнка есть «нулевой цикл» его будущей личности. «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу…» Эта мысль принадлежит А.С. Макаренко, большому поборнику детской игры. Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разностороннее его личность. Игра, общение, учение, труд - вот основные ступени восхождения ребёнка.

Игры - понятие многогранное. Существуют различные виды игр применяемых на уроках. Игры можно разделить на :

  1. индивидуальные,
  2. парные,
  3. групповые,
  4. общеклассные. 

По образовательным задачам -
на игры:

  1.  изучающие новый материал,
  2. формирующие умения и навыки
  3. и большой пласт игр обобщающего повторения и контроля знаний.

По типам -

  1. это познавательные,
  2. ролевые,
  3. деловые,
  4. комплексные игры 

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в качестве её средства;
  4. в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых;
  5. успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При использовании дидактических игр очень важно следить за сохранением интереса школьников к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае
из игровой деятельности выпадает самое ценное - её эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки.  

Очень важно игру проводить выразительно. Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети  относятся к занятиям безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддержать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко это и совсем не удаётся, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к занятиям. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.

Учитель сам должен в определённой степени включаться в игру, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Умение включаться в игру - тоже из показателей педагогического мастерства. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

Целесообразность использования дидактических игр и игровых моментов на различных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. Поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

Применение игровых технологий на уроках начальных классов необходимо, так как ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна. При условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:

  1. Успешность адаптации ребенка в новой ситуации развития;
  2. Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
  3. Сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи.  

  В свои уроки я включаю приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности – всё это способствует активизации мыслительной деятельности.

Ребятам нравится игра на внимание под названием «Фотограф», в которой я показываю детям полоску с цифрами, знаками, словами ,а ученики должны их запомнить за 5 секунд и «сфотографировать» в тетрадь.

Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии  эффективны, является желание детей играть.  Готовясь к выступлению, я провела в своём классе анкетирование, с целью  выявления отношения их к игре в учебной деятельности.

Анкета

 – Нравится ли тебе играть на уроке?

 – На каких уроках тебе хотелось бы играть?

– Как ты любишь больше играть один или с друзьями?

 – Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?

Анализ анкет показал

– Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключения. (    уч 1 отсутствовал)

– Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта  игра им интересна. (   из    )

– Более предпочтительна для детей групповая форма игр. (  )

– Большинство учащихся хотят в игре побеждать. (   )

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Особенно большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов именно в начальной школе.

Вместо обычного вступления учителя можно предложить иное начало урока – разгадать (расшифровать) тему урока. Предложить учащимся загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием.

- Расставьте карточки, начиная с самой большой. (сантиметр)

- Постройте пирамидку. (алфавит)

Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти».  На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу можно провести со всем классом, группой учащихся, индивидуально.

- «Кто больше?» Ребятам предлагается из данного слова составить слова.

Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами.

На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный  урок  способны  захватить  ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.

Игра учит. Следовательно, это средство обучения.

 К.Д.Ушинский писал: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».

Учебная  игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности.

 Но все это не может заменить столь необходимого живого общения детей между собой.

Жизнь меняется независимо от наших желаний. Современные дети, приходя в школу, уже свободно владеют компьютером.   Использование ИКТ - это почти обязательная часть современного урока. Компьютерные обучающие игры необходимы и незаменимы в процессе обучения.  Применение ИКТ на уроках, вне всякого сомнения, необходимо.  Важно не бросаться из одной крайности в другую. Пусть всего будет в меру. В начальной школе яркая необычная форма подачи учебного материала способствует более прочному усвоению новых знаний. Уроки с использованием ИКТ интересны не только детям, но и самому учителю. Они представляют возможность для саморазвития и учителя, и ученика.  

Трудно спорить с их эффективностью в учебном процессе. Дети часть общества, которое постоянно совершенствуется в мире компьютерных технологий. И хотим мы этого или нет, ребенок будет осваивать этот мир, особенно интернет-сообщество. Наша задача быть впереди, чтобы показать «верный» путь. Ученик не должен быт пассивным наблюдателем, он должен быть активным создателем.

Я очень люблю тренажёры, flash-игры, сама их с большим удовольствием делаю для детей презентации, но на уроках часто использую не только электронные игры, но и игры на развитие моторики, двигательные.

Так как в учебном процессе решаются еще задачи воспитания толерантности и укрепления взаимопонимания между участниками игры.

Какова же цель игры на  уроке ?

Цель  игры  - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению. И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

Подводя итог выше изложенному можно отметить   «за» использование игровых технологий:

- игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

- несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

 - идет передача опыта старших поколений младшим;

- способствует использованию знаний в новой ситуации;

- является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

- способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

Русский  язык, пожалуй,  один из наиболее сложных предметов в курсе средней школы. Но это и один из наиболее необходимых предметов! С помощью устной или письменной речи люди общаются ежеминутно, ежесекундно. Задача учителя – сделать эту речь

правильной. А это возможно лишь при одном условии: когда урок интересен!

Итак: как сделать урок русского языка интересным, занимательным и любимым предметом для ребёнка?  Ответ на этот вопрос существует, и он прост – это игра!

Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается.

Ведь то, что игра – это часть учебного процесса, ни для кого не секрет. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

На протяжении нескольких лет работы в начальных классах я наблюдала, что занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Я задумалась над тем, как пробудить интерес к занятиям, как повысить грамотность письма. Перечитала много литературы, проанализировала свои уроки и пришла к выводу, что пробудить интерес к русскому языку можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Приведу некоторые дидактические игры, которые я применяю на своих уроках.

I. «Выбери три слова» ( Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку)

Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над орфографией.

Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова , имеющую одинаковую орфограмму.

I        

рыбка        

вьюга        

чулок        

II        

подъезд        

склад        

ворона

дубки        

варенье        

чучело        

съемка        

град        

ворота

гриб        

ручьи        

чум        

подъем        

клад        

воробей

II . Игра « Почтальон»

Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух, профилактика дисграфии.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород        

парк        

море        

школа        

столовая        

зоопарк

гря-ки        

доро-ки        

пло-цы        

кни-ки        

хле-цы        

кле-ка

кали-ка        

бере-ки        

фла-ки        

обло-ки        

пиро-ки        

марты-ка

реди-ка        

ду-ки        

ло-ки        

тетра-ка        

сли-ки        

тра-ка

морко-ка        

ли-ки        

остро-ки        

промока-ка        

голу-цы        

реше-ка

Задания:

Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

Составить предложения, используя данные слова.

III . Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

жыил        

ански        

кьоинк

лыжи        

санки         

коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег)

IV. Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематичности их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями и игровыми приёмами.

Вот некоторые из них.

1. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК        

РОМАШКА        

РОЗА        

ЛУК

КОШКА        

СОБАКА        

ВОРОБЕЙ        

КОРОВА

БЕРЕЗА        

ДУБ        

МАЛИНА        

ОСИНА

КОРОВА        

ЛИСА        

ВОЛК        

МЕДВЕДЬ

Задания: Подчеркни « лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2. Детям очень нравятся такие задания, как:

Заменить словосочетания одним словом:

- промежуток времени в 60 минут,

- военнослужащий, стоящий на посту,

- ребенок, любящий сладкое,

- очень смешной фильм.

Распредели слова на две группы.

Найди родственные слова. Выдели корень.

Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть ………….

 Однажды они пошли ………….

 Вдруг из кустов……………..

 Потом ребята долго вспоминали как……..

Составь рассказ по опорным словам:

зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

                  Игры - упражнения близки к обычным упражнениям. Материалом для них служат не развлекательные шарады и загадки, а обычные учебные упражнения, только преподносимые особым образом. Обычно дети получают задания довольно трудные и скучные, но необходимые для закрепления знаний по грамматике, для выработки прочных орфографических навыков.  

И здесь игровая форма работы помогает им преодолеть трудности.

Ценность таких игр и приёмов заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.

Важная роль состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель, таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

На данный момент у меня 3 класс .Одной из основных тем 3-4 класса является изучение частей речи. Учащиеся при изучении имени существительного, имени прилагательного, глагола, испытывают трудности. Для того, чтобы детям легче было запомнить изучаемый материал, стараюсь сделать урок интересным, доступным, понятным, что помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение. После таких уроков у детей надолго остаются в памяти каждое разобранное на уроке слово, последовательность выполненных операций, правила, способы проверки слов. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Приведу примеры игр по теме «Глагол»

Закрепление понятия о глаголе

Игра “Найди глаголы”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения находить глагол в тексте.

Содержание. На доске записан текст. Детям предлагается найти и выписать все глаголы. Побеждает тот, кто правильно и быстрее выполнит задание.

Материал для игры:

В понедельник я стирала        

Чашки в пятницу помыла,

Пол во вторник подметала,        

А в субботу торт купила,

В среду я пекла калач,        

Всех подружек в воскресенье

Весь четверг искала мяч.        

Позвала на день рожденья.

( П. Башмаков).

Игра “Кто больше?”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, умения образовывать глаголы с помощью приставок.

Содержание. Играют 3 команды по 5-6 человек. Капитаны получают конверты, в которые вложены карточки с глаголом. Задача команд: за 3 минуты образовать как можно больше новых глаголов при помощи приставок. Каждый игрок может образовать несколько глаголов, все предложенные глаголы записывает один из игроков на одном общем листе бумаги. По сигналу учителя команды начинают и заканчивают работу, после чего капитаны читают образованные глаголы. Побеждает команда, которая правильно образовала наибольшее число глаголов.

Материал для игры:

1/ ходить, 2/ лить, 3/ писать.

 Игра “Что делать? Что сделать?”

Цель. Закрепление понятия о глаголах, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?

Содержание. Играют 2 команды (мальчики и девочки). Одна команда записывает глаголы, отвечающие на вопрос “что делать?”, а другая – глаголы, отвечающие на вопрос “что сделать?” Учитель диктует глаголы, а затем производится проверка записи. Побеждает команда, допустившая наименьшее число ошибок.

Материал для игры:

Закрыть, смотреть, ходить, пришить, уехать, читать, отпилить, прочитать, рисовать, плавать, написать, ехать, построить, шить, открыть, ставить, принести, строить, нарисовать, возить.

Игра “Объясни значение”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с многозначностью слова.

Содержание. Играют 3 команды по 3 человека. На доске записаны слова в 3 столбика словосочетаний с многозначными глаголами. Задача игроков: объяснить значение глагола в каждом словосочетании. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

Изменение глаголов по числам

Игра “Кто как кричит?”

Цель. Закрепление понятия о числе глагола, умения употреблять глагол в нужном числе.

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн. ч.. Задача: дописать к каждому подходящему по смыслу глагол во мн.ч. Побеждает команда, которая правильно и быстрее справится с заданием.

Материал для игры:

Коровы - (мычат),        

куры - (кудахчут),

Свиньи – (хрюкают),        

вороны - (каркают),

Собаки – (лают),        

воробьи - (чирикают),

Кошки -(мяукают),        

кукушки - (кукуют),

Утки - (крякают),        

соловьи - (поют),

Гуси - (шипят),        

лягушки – (квакают),

Игра “Кто что делает?”

Цель. Закрепление умения употреблять глагол в нужном числе.

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика существительных во мн.ч. Задача игроков: дописать к каждому существительному глагол, подходящий по смыслу и обозначающий действие данного предмета. Побеждает команда, которая допустит меньше ошибок и быстрее справиться с заданием.

Материал для игры:

Повара - (варят)        

ветры – (дуют)

Кузнецы - (куют)        

ручьи – (текут)

Маляры - (красят)        

цветы - (цветут)

Строители - (строят)        

травы - (зеленеют)

Врачи – (лечат)        

дожди – (идут)

Изменение глаголов по временам

Игра “Какое время?”

Цель. Закрепление понятия о времени глагола, умения определять время глагола.

Содержание. Соревнуются 3 ученика. На доске записаны 3 загадки. Каждый из играющих должен отгадать загадку и определить время глаголов в ней. Класс оценивает работу игроков.

 Летит без крыльев и поёт,

 Прохожих задирает.

 Одним проходу не даёт,

 Других он подгоняет.

Длинной шеей поверчу -

 Груз тяжёлый подхвачу,

 Где прикажут – положу:

 Человеку послужу.

Принялась она за дело,

 Завизжала и запела.

 Ела, ела дуб, дуб,

 Поломала зуб, зуб.

Игра “Кто внимательнее?”

Цель. Закрепление понятия о прошедшем времени глагола.

Содержание. В игре участвует весь класс. Текст стихотворения предварительно записан на доске.

Осторожно ветер        

Пожурил за что-то

Из калитки вышел,        

Воробьёв знакомых

Постучал в окошко,        

И, расправив бодро

Пробежал по крыше,        

Молодые крылья,

Поиграл немного        

Полетел куда-то

Ветками черёмух,        

Вперегонку с пылью.

Работа ведётся в форме выборочного диктанта. Учащимся предлагается выбрать и записать только глаголы прошедшего времени и обозначить в них суффикс - “л”. Побеждает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Неопределённая форма глагола

Игра “Найди неопределённую форму глагола”

Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.

Содержание. Игра проводится в форме выборочного диктанта, который пишет весь класс. Детям предлагается записать только глаголы в неопределённой форме из стихотворения, которое читает учитель. Побеждает ученик, который правильно записал все глаголы в неопределённой форме.

Хорошо ночевать нам в палатке,

 Через лес проходить напрямик.

 Знать до тонкостей птичьи повадки,

 Понимать их весёлый язык.

Нас приветствуют звонкие птицы,

 Шум листвы и журчанье ручья.

 Так шагать по земле и учиться

 До чего интересно, друзья!

Если очень стараться, ребята,

 Если очень хотеть и мечтать,

 Мы из школьных кружковцев – юннатов

 Можем завтра учёными стать.

Подчинять человеку природу,

 Чтоб земля процветала твоя,

 И трудиться на благо народа

 До чего интересно, друзья!

(М. Матусовский).

Игра “Аукцион”

Цель. Закрепление понятия о неопределённой форме глагола.

Содержание. В игре участвует весь класс. За определённое время учащимся предлагается записать как можно больше глаголов в неопределённой форме, состоящих из одного слога (дать, пить, бить, вить, петь, мыть, лить, и т.д.) или из двух слогов (рубить, писать, читать, пилить, сидеть и др.). Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число глаголов за указанное время.

 Игра “Замени одним глаголом ”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с фразеологическими оборотами.

Содержание. В игре принимают участие 2 команды по 6 человек. На доске записаны фразеологические обороты, задача игроков – заменить каждый фразеологический оборот одним глаголом, близким по смыслу, например, была такова - убежала. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

Совать нос,        

дать стрекача,

Клевать носом,        

выходить из себя,

Зарубить на носу,        

чесать языки,

Унести ноги,        

бить баклуши,

Надуть губы,        

ломать голову,

Заговаривать зубы,        

водить за нос.

Игра “Закончи пословицу”

Цель. Закрепление понятия о глаголе, знакомство с глаголами, противоположными по смыслу.

Содержание. В игре участвует 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицу. Класс оценивает работу команд.

Материал для игры:

Мир строит, а война……..(разрушает).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Труд кормит, а лень……..( портит).

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).

Легко друга потерять, но трудно …..(найти).

По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

Ласточка день начинает, а соловей….(кончает).

Игра “ Измени число”

Цель. Закрепление умения изменять число глагола.

Содержание. Играют 2 команды по 6 человек. На доске записаны слова в 2 столбика глаголов в ед. и мн. числе. Задача игроков: изменить число глагола и записать справа, рядом с данным глаголом. Выигрывает команда, допустившая меньше ошибок.

Материал для игры:

1/ идёт, увёз, скажет, принёс, встанет, пьёт;

2/ пришли, сидят, возьмут, намокли, спешат, найдут.

НЕ с глаголами

“НЕ”

Завести велели мне        

Я согласен даже не

Новые привычки:        

Рисовать на карте,

Никогда девчонок не         

И согласен даже не

Дёргать за косички!        

Танцевать на парте!

Никогда с братишкой не         

Но не смейте делать мне

Драться за обедом!        

Никаких упрёков,

На уроках больше не         

Если даже я и не

Говорить с соседом!         

Выучу уроков.

.        

Ю. Вронский.

Игра “Раскрой скобки”

Цель. Закрепление навыка раздельного написания частицы не с глаголами.

Содержание. Играют 2 человека или 2 команды по 5 человек. На доске записано 2 текста, в которых есть глаголы с частицей не.

Частица не взята в скобки. Задача – раскрыть скобки и сказать, как нужно писать частицу не, вместе или раздельно, и почему. Класс оценивает работу игроков. Если играют 2 команды игроков по 5 человек, то каждый игрок раскрывает только одну скобку.

Материал для игры:

Нам сказали: в Новый год

 Дед Мороз к нам в дом придёт.

 Мы /не/ ели, мы / не/ пили,

 Никуда мы /не/ ходили,

 /Не / гуляли, /не/ играли-

 Дед Мороза в гости ждали.

 Оказался он не дед,

 А дядя Стёпа, наш сосед!

Береги книгу! /Не/ бери её грязными руками

И /не/ клади на грязный стол.

/Не/ перегибай книгу и

/ Не/ загибай у неё листов.

Если ты взял книгу в библиотеке,

То /не/ забудь её вернуть в срок..  

Игра “Найди своё слово”

Цель. Повторение и закрепление знаний о частях речи.

Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). Игра проводится в форме выборочного словарного диктанта. Учитель диктует слова, а команда первого ряда записывает только существительные, команда второго ряда - прилагательные, команда третьего ряда - глаголы. Победителями считаются все ученики, которые правильно записали все продиктованные слова данной части речи.

Материал для игры:

Чёрный, доброта, чистить, чернеть, добрый, чистый, зелень, звонить, синька, звонкий, зелёный, звон, синий, синить, чистота, зеленеть, чернота, грусть, грустить, подобреть, грустный.  

Игра “Что? – Какой? – Что делает?”

Цель. Повторение и закрепление изученного о частях речи, умения образовывать однокоренные слова.

Содержание. В игре участвует весь класс в составе 3 команд (по рядам). На доске записан столбик корней, от которых нужно образовать 1-я команда – существительные, 2-я – прилагательные, 3-я – глаголы.

В каждой команде победитель считается тот, кто первым и правильно образует и запишет все слова.

Материал для игры:

Бел, блед, ясн, пуст, сказ, болт, лет, сад, ход, бег, цвет, ночь, груб.

Экспериментальную работу по введению игровых технологий в уроки русского языка в начальной школе проводила в течение четырёх лет. Эксперимент показал, что игры, игры-путешествия, игры-экскурсии, игры-спектакли – позволяют сделать урок интересным, доступным, понятным, помогают повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение, создают на уроке благоприятный эмоциональный фон. Всё это способствует лучшему усвоению детьми учебного материала и, как следствие, повышению уровня грамотности учащихся.

Главный результат своей работы я вижу в том, что дети начинают по-другому относиться к слову и сами становятся авторами языковых игр, то есть активными творцами.

Я уверена, что обучать ребёнка необходимо радостью, воспитывать его с большей любовью, а всю работу строить на интересе, поощрении и похвале.

Модели игр с глаголом, которые учитель может наполнить необходимым материалом и использовать по своему усмотрению во время орфографических пятиминуток, при объяснении новой темы, закреплении её, на обобщающих уроках.

Уже в 4 классе наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр. В это время уже можно использовать деловые игры.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социодрама.

Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В начальной школе необходимо использовать игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основном содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

Творческие работы на уроках литературного чтения.

.. исходя из того, что творческие работы оживляют процесс обучения, вызывают у детей радость, воодушевление, на уроках литературного чтения я стараюсь использовать как можно больше такие виды работ.

·  Работа с пословицами.

Задача: обогатить речь детей пословицами; учить уместно употреблять их в различных речевых ситуациях.

На таких уроках дети выполняют задания:

1)собирать пословицы на какую-нибудь тему;

2)продолжить пословицы:

(Детям раздаю карточки, где даны начало и конец пословицы. Те, у кого написано начало, читают по очереди вслух. Откликается тот, у кого продолжение пословицы. Учащиеся объясняют смысл полученной пословицы).

Пословицы для карточек.

-Нет друга – ищи …

-Друзья познаются …

- Сам пропадай,…

-… а нашел – береги.

-… в беде.

-… а товарища выручай.

3)закончить историю пословицей (читаем какой-нибудь текст, а заканчиваем пословицей);

4)придумать небольшие рассказы по двум пословицам, по выбору;

5)нарисуй к пословице картинку;

6)сочини сам пословицу.

·  Работа с загадками.

Задача: дать сведения об изобразительных средствах языка, учить сочинять загадки с использованием сравнений и олицетворений.

Сначала на первых уроках разбираем, как построена загадка. Дети приходят к выводу, что в загадке предмет описан, указаны его признаки. Но признаки указаны не прямо, а с намеком.

Затем дети сами пытаются сочинять загадки, основанные на сравнении.

Жёлтая монетка-

В небе видим нередко.

(Солнышко)

Попозже будет объявлен конкурс на лучшую загадку.

·  Сочинение сказки.

Задача: учить сочинять сказку по данному началу, коллективно составленному плану, опорным словам.

Дети еще в первом классе знают, чем отличается сказка от рассказа. Предметы в сказке оживляются. В сказке присутствуют волшебство, чудесные превращения и приключения.

-Сегодня мы сочиним сказку про маленькую тучку. Наша сказка так и будет называться «Сказка про Тучку»

- Наша сказка будет состоять из трех частей. В первой части расскажем о том, как появилась Тучка на небе, во второй части – о приключениях маленькой Тучки, в третьей – о том, как она вернулась в свой дом.

Я даю начало сказки:

-Высоко-высоко в небе, на самой вершине горы стоял Тучкин домик. (Дети описывают домик).

-В домике жили мохнатые снежинки. Они веселились и танцевали. Наконец им захотелось прогуляться, полетать по небу.

(Так ведется дальнейшая работа).

Я задаю вопросы, дети отвечают. И так коллективно сочиняется сказка. Дети дома оформляют ее.

Во ΙΙ-ΙΙΙ классах дети сами сочиняют самостоятельно.

Овощи.

Жили-были в одной овощной деревне дедушка Чиполото и бабушка Чималина. У них не было ни сына, ни внука. Но однажды Чиполото пошёл на выставку овощей и увидел маленькую луковицу. Чиполото взял её домой. Когда он принёс её, Чималина обрадовалась. Они оставили её у себя и назвали Чиполинка. Прошло время, и Чиполинка пошла в первый класс, она училась прилежно. Но вскоре Чиполото и Чималина умерли. Чиполинка выучилась и пошла работать во дворец к королю. Король вскоре умер. А Чиполинка вышла замуж за его сына и стала королевой Луковой страны.

( Животова Полина 3 класс.)

·  Сочинение стихотворения.

Задача: сформировать у учащихся представление об особенностях стихотворной речи, учить сочинять стихи.

Сначала детей знакомлю, чем же проза отличается от стихотворения. Детей приведу к выводу:

Стихи отличаются:

1)ритмом

2)рифмой

3)выразительностью, яркостью;

4)краткостью, точностью.

-Чтобы сочинять стихи, надо быть очень внимательным человеком, уметь наблюдать, замечать вокруг самое яркое и необычное, уметь рифмовать. Вот и мы с вами вначале поучимся рифмовать.

1)  Игра «Кто больше подберет рифм».

-Подберите как можно больше рифмующихся слов к словам:

Пирожок – рожок, горшок…

Даль – медаль, жаль, печаль…

Грач – плеч, передач, циркач…

2)  Игра «Скажи в рифму».

Я читаю стихотворение, а дети договаривают последнее, подходящее по смыслу слово, обязательно в рифму.

На ромашку у ворот

Опустился вертолет-

Золотистые глаза.

Кто же это?

(стрекоза)

3)  Игра «Сочините последнюю строчку в стихотворении»

Снегирек.

Сел на ветку снегирек.

Брызнул дождик – он промок,

Ветерок, подуй слегка,

(обсуши нам снегирька.)

4)  Сочинение стихотворения.

Я приведу (примеры) – работы своих учеников.

Выглянуло солнце,

Лучик золотой.

Прямо мне в оконце.

Весело с тобой.

Солнышко пригреет-

Птицы запоют.

Радостью повеет.

Дни хорошие придут. ( Квашнина Оля. З класс.)

Подарили мне щенка,

Я довольною была.

А кормить пришёлся срок-

Ну не ест он, мой щенок.

Я ему конфетку дам,

И бананчик отломлю.

И скажу ему: «Ам, ам»

И селёдкой покормлю.

Помогите мне, друзья,

Накормить моего щенка. ( Животова Полина. 4 класс).

∙упражнение на выбор слов.

Я на доске пишу предложение. Под моими ногами тихо белые снежинки…

-  Шумели

-  Шелестели

-  Трещали

-  Скрипели

-  Шуршали

Какое слово больше подходит?

При выполнении такой работы необходимо пользоваться «словариком синонимов и антонимов»

Дети сами составляют некоторые группы синонимов:

красивый изящный

пригожий хорошенький

прекрасный прелестный

очаровательный симпатичный

Они раскрывают значения этих слов. Составляют с ними предложения.

1.Когда готовимся писать сочинение- описание, я провожу такую работу. Например, тема «Зима».

Дети должны подобрать как можно больше прилагательных.

Снежинки – ажурные, причудливые, пушистые, искусные.

Небо – лазурное, изумрудное, голубое.

Тишина – торжественная, мёртвая, таинственная.

Солнце – янтарное, золотистое

Тени от деревьев – лиловые, фиолетовые.

.

На тему «весна» я даю существительные: дети эти предметы охарактеризуют.

Берёзки – молодые, белоствольные, зеленокудрые.

Ручейки – говорливые, хрустальные…

Птички – певчие…

Облака – бирюзовые…

Травка – молодая…

Затем дети пишут сочинение.

∙.Следующий вид творческой работы – это работа с фразеологизмами.

Даётся, например, изображение кошки.

Какие фразеологизмы можете подобрать про кошку?

Дети с помощью фразеологических словарей находят фразеологизмы.

1. Живут как кошка с собакой – что это значит?

2. Между ними чёрная кошка пробежала – ? и т. д.

Очень интересное занятие – рисовать картинки к фразеологическим оборотам. Дети сами составляют фразеологические словари.

К творческим работам относятся работа с разными словарями; разные виды сочинений:

Сочинение – повествование;

Сочинение – повествование с элементами описания;

Сочинение – описание;

Сочинение – рассуждение;

Сочинение заметок в газету

Выпуск стенной газеты и т. д.

Обобщение.

ΙΙΙ. Учащимся уроки с творческими заданиями нравятся, дети получают большое удовольствие, как на самих уроках, так и при выполнении самостоятельных работ. Свои творческие работы ученики записывают в отдельную тетрадь. Считаю, если дети научатся творчески мыслить и рассуждать, им легче будет преодолевать трудности в обучении.

М а т е м а т и к а

На уроках математики многие названия станций совпадают, но виды работ уже другие:

Сосчитайка. Устный или письменный фронтальный счет.

Отвечайка или Повторяйка. Дети дублируют друг друга при проверке знаний по изученным темам.

Помогайка. Работа в паре.

Думайка. Решение задач по выбору, по вариантам.

Соображайка. Опережение, задачи повышенной трудности.

Знайка. Изучение новог материала.

Поиграйка. Математические игры.

Выбирайка. При закреплении материала дети выбирают предложенные задания.

   Эти этапы-станции я использую при разработке игр-путешествий с применением транспортных средств и сказочных героев. В играх-путешествиях обогащается словесный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизма знания.

    Применение игровых технологий на уроках математики дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

         Эти простые игры позволяют в игровой форме повторить таблицы сложения и вычитания, умножения и деления, внести в урок элемент соревнования, что еще более способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми.

    Многие игры и упражнения я строю на материале различной трудности. Это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

    Например, даю самостоятельную работу в виде игры "Кто первый добежит до финиша?". А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Хорошо подготовленным учащимся предлагаю решить задачу по краткой записи. составив по ней выражение; слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом. На таких уроках ставится цель: привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями.

Игровые технологии.

Игра, наряду с трудом и учением, есть один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования.

По определению, игра-это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игра выполняет следующие функции:

- развлекательная;

- коммуникативная;

- игротерапевтическая;

- диагностическая;

- коррекция в игре;

- межнациональной коммуникации;

- социализации;

- развивающая;

- творческая;

- эмоциональная.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для усвоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; в качестве элементов более обширной технологии; в качестве урока или его части; в качестве технологий внеклассной работы.

В отличии от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения – соответствующего педагогического результата, которая обоснована, выделена в явном виде и характеризуется учебно- познавательной направленностью.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме дидактической задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

Каждая игра представляет собой набор задач. Задачи имеют широкий диапазон трудностей. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности.

Развивающие игры на уроках окружающего мира.

Среди целей и задач обучения и воспитания современной школы:

  1. обучение учащихся чтению, счёту, письму и речи в рамках школьных программ и совершенствование этих умений;
  2. развитие умения общаться и сотрудничать;
  3. развитие и совершенствование интеллектуальных умений;
  4. развитие эмоциональной и волевой сферы;
  5. развитие мотивационно-потребностной сферы;
  6. формирование положительной Я-концепции.

Для достижения данных целей необходимо решение проблемы активизации познавательной активности младших школьников.

Познавательная активность - качество, характеризующее интеллектуальные способности школьника к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.    

Учебный курс «Окружающий мир» позволяет формировать мировоззрение школьников на первой ступени обучения благодаря интеграции содержания естественных и гуманитарных наук. Весь учебный курс является благодатной почвой для развития познавательной активности.

        Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и прежде всего в учении. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Формирование познавательных интересов учащихся в обучении может происходить по двум основным направлениям.  

С одной стороны, способствует этому само содержание учебного предмета.

С другой, развитие происходит путём определённой организации познавательной деятельности учащихся. Составляющие её многообразны. Мы остановимся сегодня на использовании дидактических игр как на одном из способов познавательной активности.

Структурными компонентами дидактической игры являются: дидактическая задача, игровая задача, игровые действия и  правила, результат.

Дидактическая задача определяется содержанием программного учебного материала и воспитательными целями. Игровые действия составляют сюжет дидактической игры, причём не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разработать и другое. Это чаще всего сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного.

Разработанные нами правила игры направляют деятельность детей, обеспечивают выполнение ими поставленной задачи, они помогают учителю управлять игрой, имеют обучающий, организационный и дисциплинирующий характер. Выполнение правил требует усвоение способов и культуры общения, ответственности, точности. Игры, в которых дети объединяются в команды, формируют коллективизм, дружбу, переживания за успехи товарищей.

Проектируя свою деятельность мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. изучить и систематизировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
  2. спрогнозировать развитие познавательной активности у обучающихся;
  3. смоделировать и апробировать структуру занятий с использованием игровых технологий;
  4. проанализировать эффективность использования дидактических игр.

Проект является, долгосрочны (рассчитан на 4 года), предметным, внутришкольным. Реализация проекта предполагает 4 основных этапа: подготовительный – предусматривает решение первых двух задач, практический этап - моделирование и апробация структуры занятий, контрольно-оценочный – анализ эффективности использования дидактических игр.

В работе мы опирались на технологические концепции игровых методов (Г.И. Щукиной, Г.К.Селевко, А.И. Сорокиной). В своих теоретических работах и практическом опыте уделяли огромное место игре К.Д.Ушинский, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, А.С.Макаренко.

        Итогом реализации проекта должно стать повышение качества знаний и повышение познавательной активности.

        В ходе реализации второго этапа происходит моделирование и апробация занятием с применением дидактических игр.

        В первом классе, учитывая психо-физиологические особенности, обучающихся используется игра как дидактический приём с большой долей наглядности: игры-загадки, игра-поиск, игры-поручения, игры-сказки, анимированные кроссворды и другие. Мною разработаны сценарии игр «В стране сказочных животных», Экологический марафон, «Экскурсия по цветочной галерее», «Соблюдай правила дорожного движения», «Каким я вижу мир , в котором я живу», «Легенды и предания о возникновении мира».

Игры проводятся на различных этапах урока:

- организационный момент, сообщение темы и целей урока (кроссворды, загадки, ребусы);

- при проверка домашнего задания  (Игра-лото, графический диктант или тестовые задания;

- изучение нового материала (просмотр слайдов или фильма с обсуждением, игры-предположения.);

- физкультминутка (имитация движения того или иного животного);

- закрепление изученного (игры-поручения, игры-поиски).

Основная форма работа во время игры – фронтальная, с чёткой инструкцией учителя.

        Например: при изучении темы «Что и кто?» проводится игра-поручение «Живой уголок». Первоклассники получают поручение поместить животное в соответствующие условия проживания, подобрать корм и средства ухода. Игра – сказка с использованием принципа матрёшки по теме «Планета Земля».

        Во втором классе игровые приёмы усложняются, могут проводится в течение целого урока – это игры-путешествия, игры – заочные экскурсии, настольные игры: кроссворды, чайнворды, лото. В этом возрасте обучающиеся осуществляют воспроизводящую, творческую, поисковую деятельность. Я разработала сценарий игры «Поле чудес «Редкие животные»», «Пять звёзд (о здоровом образе жизни)», «Путешествие в мир растений», «Ярмарка профессий», «Школа путешественника».

        Например: при изучении темы «Город, где мы живём» - обучающиеся выступают в роли фотокорреспондентов, журналистов, редакторов, экологов и в ходе урока создают газету.

        В третьем классе используются сюжетно-ролевые игры.

Игра «Зимовье зверей», познавательная игра «Эти удивительные птицы», «Своя игра «Удивительный мир растений и животных», «Создание  Красной книги Белохолуницкого района», «Ярилов день – праздник Солнце», «Азбука здоровья».

Для того, чтобы сделать уроки более красочными, яркими, привлекающими внимание детей я применяю на своих уроках элементы информационных технологий, использую информацию из Интернета, провожу занятия с использованием интерактивной доски и мультимедийного проектора.

Преимущества использования дидактических игр.

  1. Игра – средство познания действительности.
  2. Повышается активность детей.
  3. Игра – школа социальных отношений.
  4. Игра обеспечивает межличностное общение.
  5. В игре происходит развитие познавательных процессов.

Недостатки:

  1. Трудно оценить работу каждого ученика на уроке.
  2. Много времени уходит на подготовку дидактической игры.

Проект является инновационным на технологическом уровне. Реализация проекта находится на стадии моделирования и апробации.

ГДЕ РАСТЕТ?

Задача: знать место произрастания конкретных овощей и фруктов.

Игровые действия: учитель показывает ученикам овощи и фрукты, а они объясняют. Кто ошибается, читает стихотворение о природе.

ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ И ТРАВЫ

Эту игру можно проводить тогда, когда ученики знают признаки деревьев, кустарников и трав.

Задача: знать морфологические признаки растений, уметь группировать их по этим признакам.

Игровые действия: учитель показывает березу, ель, дуб. Дети отвечают, что это деревья. Жасмин, сирень – показывает учитель, ученики отвечают, что это кустарники. Учитель показывает подорожник, мать-и-мачеху, ученики отвечают, что это травы. После игры желательно провести экскурсию, чтобы дать возможность детям увидеть те растения, кустарники и травы, о которых говорилось.

        

        ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ

Задача: знать летающих и не летающих представителей животного мира.

Игровые действия: В этой игре учитель будет называть птиц, животных, а ученики, если летает, поднимают руку, если не летает, то руки складывают на коленях.

ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

Задача: знать признаки деления животных на домашних и диких, знать отдельных представителей обеих групп.

Игровые действия: учитель показывает изображение животного, а ученик говорит, к какой группе оно относится. Для усложнения игры можно использовать загадки. Например: «Посреди двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.» (корова)

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

Игровые действия: у детей карточки с цифрами от 1 до 3. Ученики поднимают карточки с цифрой, обозначающей вариант ответа. За каждый правильный ответ выдается звезда. У кого больше звезд, тот и победитель.

Кто из этих животных не живет в тайге? (1-волк, 2-жираф, 3-лиса)

Все ли эти птицы занесены в Красную книгу? (1-утка-мандаринка,2-сокол,3-воробей)

Какой из грибов ядовитый? (1-белый гриб,2-дождевик, 3-белый навозник).

Все ли перечисленные растения являются лекарствами? (1-крапива,2-колокольчик,3-синий василек)

Кого называют королем грызунов? (1-суслик,2-бобр,3-хомяк)

Назовите лекарственные растения? 91-ель,2- береза,3-клен)

Кого называют глазастым охотником? (1-варан, 2- стрекоза,3-лягушка)

Какого жука называют опасным преступником? (1-майский жук,2-колорадский жук, 3-жук-олень)

Все ли перечисленные змеи ядовитые? (1-гадюка, 2-уж, 3-кобра)

Какое из этих животных живет в пустыне? (1-верблюд, 2-тигр, 3-волк)

Назовите перелетных птиц (1-кукушка, 2-ласточка, 3-стриж)

О какой птице загадка:

Стали братья на ходули,

Ищут корму по пути.

На бегули, на ходу ли-

Им с ходулей не сойти.(1-зарянка,2-ворона, 3-журавль).

Назови детенышей

Задача: знать название детенышей домашних и диких животных.

Игровые действия: учитель показывает карточку взрослого животного, а ученик называет детеныша. Лошадь, волк, корова, медведь, коза, барсук, собака, бобр, овца, лось, свинья, заяц, курица, белка, индюшка, олень.

Съедобное и несъедобное

Задача: учить распознавать по внешним признакам съедобные и несъедобные грибы.

Игровые действия: учитель показывает грибы, если съедобные, то ученики хлопают в ладоши, и учитель кладет съедобные грибы в корзину. Если несъедобные, то дети не хлопают в ладоши.

 

                                                            Эстафета цветов – «Шаг-цветок»

Выходят два школьника и по очереди называют цветочно-декоративные растения открытого грунта, не повторяясь и долго не раздумывая. Назвал растение – шаг вперед, повторился с названием или не сказал – оставаться на месте. Побеждает тот, кто первый пересечет условную черту.

                                                        УЧИСЬ РАЗЛИЧАТЬ ЗАПАХИ

Для этой игры нужно подобрать листочки полыни, мяты, лимона. Желательно добавить несколько цветущих растений (бархатцы, душистый табак, душистый горошек и т.д.) каждый образец положить в баночку с крышкой, играющие должны по запаху определить название цветка.

                                                        ПОСТАВЬ НА СВОЕ МЕСТО

Игровые действия: школьникам (3-4человека) раздают по одной карточке, на которой написаны названия растений. Предлагается все слова разместить по группам

Примерный набор: сурепка, яблоня, томаты, хризантемы, огурец, алыча, пырей, абрикос, кольраби, патиссоны, камелия, лебеда, айва, осот, перец, флокс, гладиолус, черешня, лук.

Группы: плодовые, сорные, декоративные, овощные.

«Минусы»  при использовании игровых технологий следующие:

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

 - невозможность использовать на любом материале;

- сложность в оценки учащихся.

 Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе».  Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю .

Литература

1. М. Р. Львов Школа творческого мышления, Учебное пособие по русскому языку для обучения в нач. классах. М., 1993.

2. Л. Д. Мали, О. С. Арямова, С. А. Климова, Н. С. Пескова, Речевое развитие младших школьников. Дидактический материал к урокам развития речи для учащихся 1-4 классов. Пенза 1996.

3. Л. Д. Мали, О. С. Арямова, С. А. Климова, Н. С. Пескова. Методические рекомендации к работе по программе «Речь»,1-4 классы. Пенза, 1995.

4. Никифорова Н. А., Волкова О. Д., Муравьёв Е. М. «Новые педагогические технологии». Тверь 1998.

ГЛАВА II. Применение игровых технологий на уроках литературного чтения

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий в обучении младших школьников

Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. В современн...

доклад -презентация " Использование проектной технологи в обучении младших школьников"

доклад был приготовлен для выступления на городском семинаре. Содержит теоретическую часть и фотографии из личного архива....

Игровые технологии в обучении младших школьников

Выступление на пед. совете по теме "Игровые технологии в обучении младших школьников"...

Обобщение опыта «Игровые технологии в обучении младших школьников с тяжелыми нарушениями речи правилам дорожного движения"

В статье приведены игровые технологии, которые можно применять  при изучении  правил дорожного движения....

Игровые технологии при обучении младших школьников

С древности игра использовалась как средство обучения детей. Однако, для современного образования остается представление об учении как о тяжёлом, обязательном труде. Он не должен быть развлекательным,...