доклад -презентация " Использование проектной технологи в обучении младших школьников"
презентация к уроку на тему

Самарина Ольга Александровна

доклад был приготовлен для выступления на городском семинаре. Содержит теоретическую часть и фотографии из личного архива.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование проектной технологии в обучении младших школьников (выступление на семинаре) Подготовила: Учитель начальных классов МОАУ «СОШ № 24 г. Орска» Самарина О.А.

Слайд 2

1 . Актуальность использования проектной технологии в обучении . В связи с социально-экономическими изменениями в мире в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами , способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентированна на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию.

Слайд 3

2. МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ XXI ВЕКА. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, кото­рую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники , технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конк­ретный результат, готовый к внедрению. Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века , предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества

Слайд 4

3. ЦЕЛЬ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации , наблюдения, проведения эксперимента , анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление .

Слайд 5

4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ. Исходные теоретические позиции проектного обучения: - в центре внимания — ученик, содействие развитию его творческих способностей; - образовательный процесс строится не в логике учебного предмета , а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; - индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития; - комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика; - глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что учение в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты.

Слайд 6

5. СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ. Проект может быть групповым и персональным . Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства. Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся: практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны); исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования; информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет); творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт- альманахи , видеофильмы , театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п. ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Слайд 7

Возможна классификация проектов по: • тематическим областям; • масштабам деятельности; • срокам реализации; • количеству исполнителей; • важности результатов. Но независимо от типа проекта, все они: • в определенной степени неповторимы и уникальны; • направлены на достижение конкретных целей; • ограничены во времени; • предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

Слайд 8

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными . Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания . Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.

Слайд 9

По характеру контактов проекты бывают внутриклассными , внутришкольными , региональными и международными. Два последних , как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты , с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

Слайд 10

По продолжительности различают: минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть; краткосрочные — на 4-6 уроков; недельные , требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной фор­мой организации проектной работы; • долгосрочные (годичные ) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Слайд 11

Виды презентации проектов : - научный доклад; - деловая игра; - демонстрация видеофильма; - экскурсия; - телепередача; - научная конференция ; - инсценировка; - театрализация; - игры с залом; - защита на Ученом Совете; - диалог исторических или литературных персонажей ; - спортивная игра; - спектакль; - путешествие; - реклама; - пресс-конференция .

Слайд 12

Проектная деятельность в моей практике.

Слайд 13

Проект « Моя родословная» (Индивидуальный проект)

Слайд 14

Коллективный монопроект « Числа в нашей жизни» Задача : подобрать материал (стихи, загадки , скороговорки и т.д.) , где встречаются числа.

Слайд 15

Коллективный монопроект «На что похожа буква» Задача: Изобразить любую букву русского алфавита в виде предмета из окружающего мира на основе их сходства.

Слайд 16

Защита проекта «Красная книга» В форме презентации

Слайд 17

И в форме устных сообщений

Слайд 18

Групповой монопроект « Орнаменты на посуде» Задача: Рассмотреть узоры на имеющейся посуде дома, в Интернете. Увидеть закономерность повторения и сочетания узоров и придумать свой узор.

Слайд 19

г Групповой проект « Мы за здоровый образ жизни!» Задача: По принципу дорожных знаков изобразить запрещающий и разрешающий знак по теме.

Слайд 20

Индивидуальный проект « Солдаты в моей семье» Задача: Выяснить, кто из семьи участвовал в ВОВ или служил в армии, в каких войсках, в каком звании, какие заслуги имеет.

Слайд 21

Коллективный проект «Влияние цвета на характер человека» Задача: Выбрать свой любимый карандаш и нарисовать любой предмет, используя только этот цвет. Затем рисунки группируются по цветам и зачитывается значение данного цвета, а точнее черты характера того, кто выбрал этот цвет.

Слайд 22

Оценка нашей деятельности

Слайд 23

Проектная деятельность позволяет проследить взаимосвязь в развитии познавательных творческих способностей детей и их коммуникативных навыков. С целью изучения особенностей познавательной и коммуникативной активности я проводила наблюдения за учащимися по трем показателям: 1) познавательная активность ребенка; 2) его общение со взрослыми; 3)его общение со сверстниками. Также в ходе исследования были применены следующие диагностические методики : I . Анкета для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (КОС), предложенная Б.А. Федоришиным . II . Для диагностики общительности использовалась «Методика изучения общительности как характеристик личности» М.В. Гамезо , В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой. III . Для более точного изучения коммуникативных умений была использована методика М.В. Гамезо , В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой «Диагностика особенностей общения и развития коммуникативных навыков и умений». Итак, мы получили следующие результаты:

Слайд 24

Уровень коммуникативных и организаторских склонностей (по анкете Б.А.Федоришина )

Слайд 25

1 класс 2 класс Распределение учащихся 2 «б» класса по уровням развития общительности по «Методике изучения общительности, как характеристики личности» ( М.В.Гамезо , В.С.Герасимовой)

Слайд 26

Полученные данные позволяют выделить группы детей с различными итоговыми уровнями проявления коммуникативных умений ( по методике М.В. Гамезо , В.С. Герасимовой, Л.М. Орловой «Диагностика особенностей общения и развития коммуникативных навыков и умений»)

Слайд 27

Заключение Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиден : потому что новая ситуация требует новых подходов. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования. «В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые сегодня качества личности: владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности (воспитанность). Если ученик будет обладать указанными свойствами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем, что реализуется в предметно-нормативной модели образования и используется в представленных подходах к оценке его качества».

Слайд 28

ЛИТЕРАТУРА. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. – М., 2005. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат . – М., 2000 Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./Под ред. Е.С. Полат . – М., 2000. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему; "Применение игровых технологий при обучении младших школьников"

В докладе рассказывается об игровых формах работы,которые можно применять на уроках русского языка,математики и литературного чтения....

Доклад на тему "Внедрение элементов новых технологий в обучение младших школьников"

В данном докладе представлены новые педагогические технологии и возможность их применения в начальной школе....

Доклад об использовании дифференциации в обучении младших школьников

В докладе раскрыта суть дифференцированного подхода, и пути его реализации....

Доклад технология исследовательского обучения младших школьников

Технология исследовательского обучения младших школьников...