Мастер-класс "Исследовательская деятельность в начальной школе"
учебно-методический материал по теме

Пыренко Галина Тимофеевна

Обучение школьников специальным знаниям,

а также развитие у них общих умений и навыков,
                                                                                 необходимых в исследовательском поиске,-

одна из основных практических задач современного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАСТЕР- КЛАСС

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Обучение школьников специальным знаниям,

а также развитие у них общих умений и навыков,
        необходимых в исследовательском поиске,-

одна из основных практических задач современного образования.

Под специальными исследовательскими знаниями следует понимать специфические знания о проведении исследований и действий механизмов исследовательского поиска. Исследуя проблему с ребёнком, можно приобретать знания вместе с ним, помогая, друг другу, мы можем открывать новые горизонты. Это один из самых результативных путей обучения творчеству.

Я. А. Каменский сказал: «Обучая других, обучаешься сам».

Цель исследовательского обучения: «Формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры» (СЛАЙД №3)

Под общими исследовательскими умениями и навыками мы будем понимать следующие: (СЛАЙД №4)

  • умение видеть проблемы;
  • умения и навыки наблюдения
  • умение задавать вопросы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение давать определение понятиям;
  • умение классифицировать;
  • умения и навыки проведения экспериментов;
  • умения делать выводы и умозаключения;
  • умения и навыки структурирования материала;
  • умения и навыки работать с текстом;
  • умения доказывать и защищать свои идеи.

Для формирования у ребёнка основ культуры мышления и развитие основных умений и навыков исследовательского поведения можно использовать самые разные методики. Остановимся на «Развитии умений видеть проблему».

СЛАЙД №5        Проблема - это затруднение, неопределённость.

Поиск проблем - дело непростое. Известный философ Ф.Ницше писал, что «великая проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока один не поднимет его».

Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить её. Не следует требовать, чтобы ребёнок, начиная собственное исследование, чётко сформулировал проблему, то есть определил то, что будет исследовать, а потом, уже начиная действовать. Акт творчества будет существенно обеднён, если исследователь будет преследовать заранее заданную цель.

Поэтому с ребёнка далеко не всегда следует требовать ясного словесного оформления проблемы исследования.

Мы привыкли к тому, что прежде чем что-то делать, надо чётко всё осознать, определить цель, составить план- алгоритм, и действовать.

Но следует понимать, что исследовательская деятельность - деятельность творческая, и она имеет свою специфику. А уже на этапе составления алгоритма мы теряем всё, что имеет отношение к творчеству.

Умение видеть проблему - развивается в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Давайте рассмотрим некоторые упражнения и методики, которые помогут в решении этой сложной педагогической задачи на примере урока «Окружающего мира» во 2 классе по теме: «В гости к осени».

Представьте, что сегодня 26 сентября. Оглянитесь вокруг, прислушайтесь. Чтобы описать свои ощущения, чувства, разделимся на группы.

ЗАДАНИЕ для 1 группы - группы артистов: «Посмотри на 26

сентября чужими глазами». На партах лежат листки, на которых написано, чьими глазами вы будете смотреть на мир - глазами зайчика в лесу; солнца в небе; речки; ребёнка, гуляющего во дворе; грядки в огороде. Расскажите, что вы увидели.

ЗАДАНИЕ для 2 ГРУППЫ-группы художников.- «Тема одна - сюжетов много» -вы должны придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему «26 сентября» (деревья с пожелтевшими листьями; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу)

ЗАДАНИЕ для 3 группы: «Назвать как можно больше признаков предмета» - предметом будет являться сегодняшний день «26 сентября». (Осенний, ясный, облачный, пасмурный, ветреный, безветренный, солнечный, холодный, дождливый). Выиграет тот, кто выделит и напишет как можно больше признаков этого дня.

ЗАДАНИЕ для 4 группы- группы экспертов - «Составь рассказ, используя данную концовку» Эксперты слушают выступления и делают вывод, который должен закончиться словами « Потому что наступило 26 сентября».

Проверка работы зала

В результате поставленной проблемы дети на уроке усвоили тему и пришли к выводу, что данную проблему надо специально исследовать. Только на первый взгляд, кажется всё просто, но, сколько всё же существует неясных вопросов.

СЛАЙД №6: Эти рисунки, сделали мои второклассники на таком же уроке.

Я бы хотела прокомментировать некоторые упражнения и методики, которые вы увидели.

СЛАЙД №7: «Посмотри на мир чужими глазами»- если смотреть на один и тот же объект с различных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другим. «Составь рассказ, используя данную концовку» и «Назвать как можно больше признаков предмета» - применяла на уроке русского языка.

Подробно я бы хотела остановиться на «Методике шести думательных шляп» при изучении темы «Труд людей зимой» - взгляд на выпавший снег. - Это методика известного психолога Эдварда де Боно, автор предлагает мысленно (а можно и по-настоящему) снимать и надевать шляпы разного цвета, каждая их которых задаёт определённое направление мышлению. Всего шесть шляп, головной убор указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек, новую модель поведения и новый взгляд на окружающее. Психологически важно и то, что шляпу можно легко снять и надеть другую и таким образом поменять роль. Шляпы различаются по цвету. Каждый цвет, вызывает в сознании человека определённые чувства и ассоциации, определённый тип мышления.

БЕЛАЯ ШЛЯПА - факты, цифры, информация. Какой информацией располагаем? КРАСНАЯ ШЛЯПА - эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую? ЧЁРНАЯ ШЛЯПА- осторожность. Насколько это безопасно?

- преимущества, выгода. Зачем это делать? ЗЕЛЁНАЯ ШЛЯПА - исследования, предложения, новые идеи. Что можно предпринять? СИНЯЯ ШЛЯПА- размышление о мышлении. Головной убор может быть разным - бейсбольная кепка, косынка медсестры, солдатская пилотка.

Увидеть проблему не возможно без простого наблюдения и анализа действительности.

СЛАЙД №8:

НАБЛЮДЕНИЕ КАК СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ

Такие темы как «Почему светит солнце?», «Почему дети идут в школу?», «Почему играют котята?» - внешне выглядят простыми и доступными, но на практике не так просты, как кажется. Для этого нужно рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы. Такие задания я применяла на уроках окружающего мира.

ЗАДАНИЕ 2: «Наблюдение очевидного» - использовала на уроке изобразительного искусства тема «Женский и мужской образ» - задание: рассмотреть хорошо знакомый объект -портрет и сказать, что видят его глаза в данную минуту. (Причёска, губы, глаза, покрой одежды и т.п.).

ЗАДАНИЕ 3: «Увидеть в другом свете». Ни для кого, ни секрет, что одни и те же предметы при разном освещении выглядят, и воспринимаются по-разному. Естественно, мысленно можно поменять не только свет, освещающий предмет, но и его цвет. Как изменится этот предмет и что произойдёт с нашим отношением к нему и отношением к нему окружающих? Давайте обсудим, как бы мы отнеслись к синей котлете или красному воробью? Как отреагирует на эти аномалии окружающий мир? - такое задание применяла во внеклассной работе.

ЗАДАНИЕ 4: «Рассмотреть знакомый предмет» - на уроке изо, рассмотреть осенний лист, охарактеризовать форму, назвать цвет, где они растут, почему меняют цвет и опадают, затем нарисовать по памяти.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ: Таким образом, ребёнок учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности. В результате наблюдения в выявлении проблемы, дети становятся внимательнее, учатся излагать свои мысли, сталкиваются с другими взглядами, результатами наблюдений становятся обобщающие уроки по темам.

Для того чтобы видеть результат своей работы провожу диагностику сформированное™ исследовательских умений и навыков в 1 классе и в конце 2 класса, эту работу продолжу в 3 классе по следующим критериям: (СЛАЙДЫ №9- 14)

  1. Умения высказываться в форме монолога - 10%, 15%
  2. Умение вести учебный диалог - 2%, 10%
  3. Умение отвечать на вопросы -10%, 50%
  4. Умение ставить вопросы, формулировать задачи -4%, 12%
  5. Умение использовать приобретённые знания в стандартной ситуации-70%,82%
  6. Умение «переносить»- использовать приобретённые знания в нестандартной ситуации - 24%,33%

ВЫВОД: Исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает прямое воздействие также и на внеклассную работу по предмету. На уроке не всегда предоставляетсявозможность обстоятельного и углублённого осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма научно-образовательной, поисково-творческой деятельности во внеурочное время. (Предметные недели, викторины, конкурсы). Применение методов выявления проблемы в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности учёного. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь учёного: от выдвижения проблемы до её решения. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...

« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».

проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной  школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...

Доклад на МО учителей начальных классов "Проектная деятельность в начальной школе"

В докладе раскрывается роль метода учебных проектов, описываются этапы внедрения данного метода в начальной школе, описывается характер взаимодействия учителя и учеников и роль родителей в организации...

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Выступление на Республиканской научно – практической конференции «Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения» «Проектная деятельность - как способ организации продуктивной деятельности в начальной школе

Выступление на Республиканской научно – практической конференции«Основные проблемы обучения калмыцкому языку и литературе в современной школе: пути и решения»на тему: «Про...

«Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»

laquo;Проектная деятельность на уроках русского языка, литературного чтения и во внеурочной деятельности в начальной школе (из опыта работы учителя начальных классов)»...