Активизация познавательных интересов младших школьников средствами УМК «Начальная школа XXI века»
методическая разработка по теме

Напалкова Надежда Владимировна

В данной статье раскрываются особенности познавательных интересов младших школьников и пути их развития на уроках в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_poznavatelnaya_deyatelnost.doc81.5 КБ

Предварительный просмотр:

        МОРДОВСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра  дошкольного и начального образования

Активизация познавательных интересов младших школьников средствами УМК «Начальная школа XXI века»

Саранск 2013

1. Особенности организации познавательной деятельности

1.1.Познавательный интерес младшего школьника

Учебный процесс представляет собой сложную динамическую систему, в которой в органическом единстве осуществляется взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. В этой системе, под руководством учителя происходит овладение учеником основами наук, способами деятельности, его комплексное всестороннее развитие. В этой взаимосвязанной деятельности каждый из субъектов педагогического процесса имеет свои функции. Задачи состоит не только в том, чтобы сообщать знания, но и управлять процессом усвоения знаний и способами деятельности. Задача ученика – овладевать системой знаний, способами их поучения, переработки, хранения и применения, воспитывая в себе необходимые качества личности.

Решение указываемых задач учителем и учеником осуществляется в соответствии с этапами учебного познания. Процесс обучения всегда начинается с постановки учителем учебно-познавательной цели и организации ее принятия учеником. Затем учитель организует учащихся на деятельность по восприятию и осмысливанию учебной информации. На следующем этапе учитель организует закрепление воспринятой информации и на этой основе ее более глубокое осмысливание и запоминание. И, наконец, непременным этапом обучения является проверка знаний ученика с целью получения учителем информации об уровне их усвоения.

Для рассматриваемой нами проблемы важно проанализировать сущность структуры самой познавательной деятельности учащихся. Мы разделяем позицию М.Н. Скаткина, заключающуюся в том, что нельзя познавательную деятельность отождествлять с мышлением. «В познавательной деятельности, - пишет ученый, - имеют место не только процесс мышления, но и внимания, память, воля и др.».

С.Л. Рубинштейн указывает еще на одну особенность: в процессе познавательной деятельности в отличии от мыслительной всегда проявляется отношение человека к окружающему. Вместе с тем познавательная деятельность всегда осуществляется на базе мышления.

В анализе познавательной деятельности мы исходим из того, что она представляет собой сложную систему, в качестве «структурной единицы» которой можно выделить познавательное действие. Познавательное действие характеризуется осознанием цели, в силу чего осознается и само действие, ведущее к достижению этой цели. Таким образом, под познавательным действием мы имеем в виду осознанный, целенаправленный, результативно завершенный познавательный акт, всегда связанный с решением познавательных задачи.

Источником познания является информация, она может быть как внешняя, так и внутренняя. Информация интересна тогда, когда она заключает проблему. Древнегреческий ученый Демократ говорил: «Познание начинается с удивления». Промежуточной ступенькой к познанию становится восприятие. И если мы отталкиваем от классического афоризма, то делаем вывод, что восприятие важнее чувственное. Взаимосвязь чувственного и интеллектуального познания несомненна.

Любое познание – это интеллектуальный труд, связанный с функциональным развитием разума. Организация этого труда ребенка, его познавательной деятельности и является сферой деятельности учителя.  

Всякое развитие познавательных способностей связано, прежде всего, с изучением и знанием индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка. Ведь трудности восприятия учебного материала напрямую связаны с неразвитостью внимания, логического мышления, с особенностью памяти.

Организация познавательной деятельности учащихся напрямую зависит от их здоровья, так как учебно-познавательные возможности каждого ученика определяются психологическими критериями.

1.2.Эффекты, влияющие на активизацию познавательной деятельности.

Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Можно выделить десять эффектов, влияющих на активизацию познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста.

  нестандартных                                                                 занимательности

         заданий        

новизны                                                                            увлекательности форм

                                                                                           и методов изложения

образности                                             10

эффектов

        использования ярких

                                                                                             художественных форм

                                                                                                         средств

   удивления                                                                        

вопроса                                                                     парадоксальности выявления

        противоречий между новыми

поиска, постановки                                                и прежними представлениями

познавательной задачи                     о явлениях

2.1. Развитие познавательных интересов на уроках окружающего мира

Приемы активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира. Рассмотрим основные проблемы:

Проблема 1. Почему одни младшие школьники всегда активны и с удовольствием выполняют любое задание учителя, а другие - скованны и равнодушны к учению? Можно ли так организовать процесс обучения, чтобы у всех детей была высокая познавательная активность и интерес?

Проблема 2. Всем известна детская любознательность: интерес к природе, людям, социальным явлениям. Нужно ли специально развивать познавательный интерес ,младших школьников?

Проблема З. Многие десятилетия основным методом обучения при ознакомлении с природой (социальным миром) был рассказ учителя и работа с текстом учебника. Дети слушали, читали, отвечали на вопросы, запоминали и воспроизводили текст. Что в этом плохого? Зачем придумывать новые методы обучения, осложняя жизнь и учеников, и учителя?

Познавательная деятельность - это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его.

Для появления живого познавательного интереса у младших школьников в процессе учебной деятельности необходимо использовать уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни стихийным путем (в семье, через средства массовой информации, книги и прочее). Действительно, собственная позиция ребенка, стремление к самостоятельной деятельности, желание рассуждать играют особую роль в углублении познавательного интереса, развитии его широты и устойчивости. В соответствии с этой позицией в учебниках «Окружающего мира» представлена рубрика «Вспомни: это ты уже знаешь», работа с которой направлена на выявление жизненного опыта детей, оживление их впечатлений и установление истинности их знаний.

Например 1: в теме «Солнечная система» (3 класс) дети дискуссируют:    

- Что расскажут о Солнце люди разных профессий: астроном, земледелец, художник.

Например 2: в теме «Почему на Земле есть жизнь» дети отвечают на вопрос: - Зачем вода нужна человеку, животным, растениям?

   - Могут ли они жить без воды?

И такая дискуссия или диалог присутствуют на каждом уроке.

Логические задачи на уроках окружающего мира. Это упражнение на сообразительность, на проверку умения использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации. Логическая задача ставит детей в ситуацию, когда они должны сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Логические задачи могут быть самые разнообразные.

Особая ценность логических задач состоит в том, что при их решении стимулируется мыслительная деятельность, ведь задача часто не может быть решена «с ходу», она как бы «сопротивляется», а именно это заставляет ребенка «напрягать» мысль, думать.

Например 1: С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый (упрямый, сильный, медлительный, стройный, хитрый, изворотливый, верный)? Ответы: заяц, осел, лев, черепаха, лань, лиса, уж, собака.

Например 2: Радость – свет, а горе - …

                      Весна - рассвет, а осень - …

                      Труд – награда, а лень - …

Можно использовать и графические логические задачи в виде: рисунка-загадки, ребуса и т.д.  

Творческие задания на уроках окружающего мира. Дети младшего школьного возраста очень любят различные творческие задания, выполняя которые, они могут воображать, придумывать, сочинять, преобразовывать образы окружающего мира. Использование упражнений, развивающих воображение, инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков по этому предмету.

Уроки окружающего мира являются эффективным средством развития речи детей, ее логики, последовательности, образности, выразительности.

Например 1: Творческий рассказ по поводу какого-то события или объекта окружающего мира. Тема «Природные зоны России».

«Мы с друзьями отправились в путешествие на север России – в тундру. Летим на вертолете, внизу под нами …»

Например 2: Сюжетный рассказ «Как мы дежурили».

Например 3: Описательный рассказ «Картинная галерея».

Итак, дети высказывают собственное мнение на предметы или явления.

2.2. Дидактическая игра – как метод активизации познавательных интересов. Ролевые игры.

Дидактическая игра - очень важный метод обучения младших школьников, так как она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности - умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры и т. д. Кроме того, с приходом ребенка в школу и началом систематического обучения игра остается для него все еще очень желанной и радостной деятельностью. Противоречие между желанием играть и значительным уменьшением доли игры среди других деятельностей побуждает учителя обратить особое внимание на ее Использование в обучении, особенно в 1-2 классах. Дидактическая игра должна быть обязательным структурным компонентом урока.

        Дидактическая целъ - это то требование, усвоение которого учитель хочет проверить.

УМК «Начальная школа XXI века» позволяет развивать и добывать знания в разнообразной самостоятельной деятельности.

Ролевая игра – самостоятельная, свободная деятельность детей, основанная на воображении, активности, творчестве, инициативе и требующая самостоятельного развития воображаемой ситуации.

«…Усилие, необходимое для какой-нибудь трудной работы, отнюдь не уменьшается, а скорее увеличивается и приведет к лучшим результатам, если эта работа примет форму игры» (Э. Клапаред).

Например:        Игра «Что изменилось?»: проверить умение детей ориентироваться в пространстве, замечать происходящие изменения, проявлять наблюдательность, а также владение терминами, отражающими пространственные понятия.

Игра «Назови предмет и его свойства»: уточнить сенсорные представления детей, умение использовать различные анализаторы (осязание, обоняние, вкус и др.) для выделения свойств предметов.

        Игра «Кто это?»: развивать умение детей составлять характеристику сверстника, выделять особенности его внешнего вида и характера.

Игровое правило определяет правила, которые формулируются словами если, то...» И отличают данную игру от другой, а также игру от дидактического упражнения. Например:

Игра «Что изменилось?»: если ты заметил изменения, которые произошли в расположении предметов, то получаешь балл. За ошибку или невыполнение задания дается штрафное очко, которое уменьшает общее количество баллов. Выигрывает тот, у кого больше баллов.

Игра «Назови предмет и его свойства»: если ты за отведенное время правильно назвал свойство предмета, получаешь балл. За ошибку назначается штрафной фант - ты должен выполнить какое-нибудь желание детей (проскакать на одной ножке, угадать загадку, спеть песенку и пр.).

        Игра «Кто это?»: если ты правильно определил, о ком говорил ведущий, то можешь сам стать ведущим и составить характеристику товарища.

        Игровое действие определяет ход развития игры и действия, которые производят играющие, фиксирует время выполнения действий, например:

Игра «Что изменилось?»: на столе в определенном порядке стоят предметы. Играющие закрывают глаза, ведущий меняет предметы местами.

Игра «Назови предмет и его свойства»: в мешочке сложены предметы с разными свойствами (стеклянный, бархатный, деревянный, круглый, овальный и пр.). Играющий берет в руку предмет и, не вынимая из мешка, определяет его свойства.

Игра «Кто это?»: не называя имени школьника, нужно составить его словесный портрет. На отгадывание дается 1 минута.

Следует еще раз обратить внимание на то, что игра остается обязательным структурным элементом урока в первом и втором классах. Ее вид и содержание подчиняется основному содержанию изучаемой темы. Например, во втором классе проводятся следующие игры:

Тема «Семья» - игры-соревнования «Кто быстрее пришьет пуговицу» (почистит картофелину, сделает бутерброд), «Кто быстрее отгадает кроссворд» (решит ребус, придумает загадку), «Кто всех обыграет в шашки».

Тема «Наши помощники - органы чувств» требует использования дидактических игр, которые проверяют уровень сенсорных чувств детей:                                                            

«Угадай на вкус», «Кто позвал», «Из какого материала сделан предмет» и др. Игровые упражнения присутствуют в рабочей тетради, работа с которыми включается в канву урока.

 Конечно, дидактические игры (особенно коллективные или по группам) целесообразно проводить и в третьем-четвертом классах, но они уже не являются отдельным структурным элементом урока.

2.3.   Активизация познавательной деятельности на уроках литературного чтения, русского языка и математики

Литературное чтение.

Для активизации деятельности учащихся на уроке должны использоваться разнообразные методы и средства обучения

Литературное чтение – важнейшее звено в обучении, воспитании и развитии учащихся. Большое внимание «эстетическому чтению» художественных произведений уделял К.Д. Ушинский. О роли художественной литературы для развития личности младшего школьника писала М.А. Рыбникова, которая утверждала, что чтение хороших книг является нравственным воспитанием маленького человека.

Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения) предлагается метод моделирования – введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек.

Жанры обозначаются фигурами:

Сказка                                               Пословица

Рассказ                                              Загадка                      ?

Стихотворение                                 Басня            

Темы чтения замещаются цветом:

о Родине – красный, о детях – желтый, о природе – зеленый, о животных – коричневый, о приключениях, волшебстве, фантастике – синий или фиолетовый.

Модель первой страницы обложки (пример):

                Фамилия автора

    Кор.        Тема и жанр (сказка о животных)

        Заголовок

Кроме обложек, детям предложены изображения героев из изученных произведений. Учащиеся вспоминают имена героев и произведения, называют их, рассказывают о героях, слушают понравившееся произведение. Этот материал учитель может использовать для игры «Послушай и назови». Учитель читает отрывок из знакомого произведения, дети слушают, вспоминают и называют произведение. Используется также моделирование обложек как рациональный способ включения каждого ребенка в активный познавательный процесс.

Рабочая тетрадь включает разнообразные упражнения и задания к каждому произведению, помогающие учащимся расширить свои знания, а учитель учесть уровень подготовки каждого ребенка и его возможности.

Например: «Раскрась или нарисуй» - задания побуждают ребенка к эмоциональной реакции на произведение, к размышлению над предложенным изображением картины и к воссозданию в воображении предметного мира произведения.

«Запиши, допиши, подчеркни» - задание развивают внимание маленьких читателей к авторскому слову и поступкам героев, к деталям.

«Прочитай, расскажи, выучи наизусть» включает упражнения в чтении слов, предложений, дидактических текстов и отрывков из прослушанного произведения.

Задания вида «Проверь себя» выполняют функцию контроля и обучают детей навыкам самооценки.

Эти задания позволяют овладевать не только читательскими умениями, но и развивать познавательный интерес.

Математика.

Одна из важных задач предмета «Математика» состоит в том, чтобы обеспечить формирование у младших школьников самостоятельности мышления при овладении научными понятиями. Самостоятельность мышления – основа для развития творческих и познавательных способностей школьников.

Наш курс строится так, чтобы ученик научился: понимать смысл изучаемого, его ценность; видеть отношения между математическими объектами, понятиями; доказывать, опираясь на изученные правила и выстраивать логическую цепь рассуждения; решать математическую задачу: самостоятельно проводить ее анализ, находить решения, осмысливать результаты решения в соответствии с условиями задачи, давать точный ответ, производить проверку решения задачи. Для этого он должен научиться четко выражать свои мысли, грамотно выполнять математические записи.

Наши учебники и рабочие тетради содержат большее число упражнений, чем это возможно использовать в реальном учебном процессе: они не должны быть все до одного выполнены в классе. Учитель выбирает из общего числа упражнений для домашних заданий.

Учитывая международный опыт, в целях расширения математического кругозора младшего школьника и усиления практической направленности обучения включены такие вопросы, как ознакомление учащихся с различными шкалами, таблицами, диаграммами, графиками, координатной осью и координатным углом. Умения отметить точку с данными координатами, прочитать координаты точки, построить простейшую диаграмму, «прочитать» график, найти в таблице требуемые данные, составить таблицу требует от детей важных практических умений.

Незаменимой моделью для фиксации важнейших свойств отношений являются графы. При помощи них дети без труда понимают свойства отношений и умело составляют их сами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Активизация познавательных интересов младших школьников"О

Опыт работы учителей подтверждает, что разнообразие методов  обучения активирует развитие у школьников различных типов запоминания,мышления,    интересов....

Статья " Активизация познавательных интересов младших школьников"

Опыт работы учителей подтверждает , что разнообразие методов обучения  активирует развитие у школьников различных типов запоминания , мышления,  интересов....

Опыт работы по теме "Роль нестандартных уроков в активизации познавательных интересов младших школьников"

Что же такое нестандартный урок и зачем он нужен? По определению И.П.Подвласова, нестандартный урок – это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру». Нестандартные уроки обы...

Презентация "Моделирование как средство активизации познавательных интересов младших школьников в условиях реализации ФГОС"

Данная презентация рассказывает о моделировании как особом виде познавательной деятельности младших школьников. Приводится классификация моделей, их использование на различных уроках. Объясняется, зач...

«Активизация познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность».

Цель : решение проблемы по активизации познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к ...

Представление собственного инновационного педагогического опыта "Активизация познавательных интересов младших школьников"

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость кото...

Использование эффективных методов и приемов как средство активизации познавательных интересов младших школьников в рамках ФГОС

Метод обучения – последовательное чередование способов взаимодействия учителя и ученика, направленное на достижение определённой цели посредством проработки учебного материала....