ИКТ как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
статья по теме

Сусоева Татьяна Михайловна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_kak_sredstvo_aktivizatsii_poznavatelnoy_deyatelnosti.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Мирненская СОШ» Томского района Учитель начальных классов Сусоева Т.М.                

ИКТ как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

    В концепции модернизации российского образования поставлена важная задача – повышение качества учебно-воспитательного процесса. Решение этой задачи предполагает совершенствование содержания, форм и методов обучения.
Сегодня меняются не только содержание образования, но и структура учебных предметов, технология их преподавания, методы и приемы.         

Работая на протяжении ряда лет над проблемой внедрения новейших технологий в т.ч. ИКТ в учебный процесс начальной школы, повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся. Назрела объективная необходимость разработки и внедрения в практику новой методики воздействия на качество обучения. Наиболее эффективно ее можно осуществлять за счет целостной организации образовательного процесса, использования прогрессивных образовательных технологий и методов.

В школу приходит компьютерная техника и современный урок уже не актуален без использования компьютерных технологий.
Применение ИКТ объясняется необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Использование компьютерных технологий в школьном курсе начальной школы стало возможным по ряду условий:

  • оснащение кабинета современным компьютерным, в том числе мультимедийным, оборудованием,
  • появление мультимедийных учебников для начальной школы, а также мультимедийных пособий по отдельным темам курса.

Развитие личности младшего школьника происходит в основном  в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе у ребенка должны сформироваться основные компоненты этой ведущей деятельности:

  • учебно-познавательные мотивы,
  • учебные действия,
  • контроль и самоконтроль,
  • оценка и самооценка

         В настоящее время существует одна немаловажная проблема современного образования – потеря интереса к учению у школьников.  Внедрение ИКТ, применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, что приводит к развитию у ребят устойчивого познавательного интереса к учению, способствует активизации их мыслительной деятельности развитию креативных способностей.

В условиях гуманизации учебного процесса, социализации растущего человека, направленных на всестороннее развитие личности с активной жизненной позицией, актуальность темы моего опыта значительно повысилась.

 Современные ИКТ реализуют важнейший дидактический принцип—принцип наглядности. Объекты представленные посредством ИКТ более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне. Использование ИКТ позволяет заинтересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации. Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, повышает возможность применения проектного метода обучения.
Информационные технологии это средство повышения эффективности обучения и психического развития учащихся.
Внедрение новых компьютерных технологий не заменяют традиционную методику преподавания предмета. Их применяю не вместо прежних методов обучения, а наряду с ними.
Развитие способностей ученика в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное восприятие.
При использовании средств мультимедиа на уроке, стирается грань между учёбой и игрой, изучение самых трудных тем превращается в увлекательное путешествие по стране знаний. Изучение нового материала с применением ИКТ позволяет учащимся лучше понять и быстрее запомнить материал.
Использование интерактивной доски на уроке позволяет реализовать следующие задачи:
-  повышение наглядности учебного процесса;
-  доступность и индивидуальный подход;
-  возможность обеспечения обратной связи;
-  возможность использовать все системы восприятия информации;
-  организация коллективной и групповой работы.
В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную, что происходит зачастую очень болезненно и сопровождается известными психологическими проблемами. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий) позволяет обеспечить, более плавный переход к учебной деятельности. Игровые программы способствуют формированию мотивации учения, стимулирует инициативу и творческое мышление. Игра позволяет выйти за рамки определенного учебного предмета, побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных областях. 
С помощью ИКТ можно поставить перед ребенком реальную, понятную, вполне достижимую цель: выполнишь правильно задание – построишь корабль, поможешь коту поймать мышку и т. д. Таким образом, в процессе игры у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний.
К психологическим особенностям учащихся относится их высокая степень эмоциональности, что значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса на традиционных уроках. Занятия же с применением интерактивной доски позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и создать более благоприятный климат на  уроках. 
Применение ИКТ так же облегчило мою работу как  учителя.  Урок стал более интересным и необычным. Урок, проведённый с помощью интерактивной доски, бесспорно воспринимаются лучше, заставляет ребёнка самопроизвольно запомнить учебный материал.
Какой бы сложной и скучной не была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

 Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или проблемами в знаниях.

Незаменимым помощником учителю является программа  Power Point. Эта программа позволяет учителю самостоятельно подготовить мультимедийные пособия к уроку по любому предмету с минимальными временными затратами. При этом от учителя не требуется глубокой компьютерной подготовки. Учитель освобождается от рисования какого либо чертежа непосредственно на уроке, что экономит время, и выглядит куда эстетичнее, чем рисунок от руки. Очень удобно в процессе объяснения или проверки выделить отдельные элементы, чтобы в определенное время появилась нужная информация. Однако, средства наглядного представления использую не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций, для организации поисковой и исследовательской работы.
Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Мультимедийные презентации могут использоваться для:
1. Объяснения новой темы.
2. Контроля знаний.
3. Как средство подачи информации.
4. Создание проблемной ситуации.
Я использую мультимедиа на уроках по-разному: тренажёры и электронные репетиторы для фронтальной и индивидуальной работы, компьютерные игры по математике, русскому языку для закрепления и повторения материала, электронные издания и аудиодиски по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру, технологии для сообщения новых знаний.

Пользуясь возможностями компьютера, изменяется порядок и структура урока, исходя из уровня подготовленности класса, дополняю учебный материал событиями своего региона, непосредственно своей школы, образно и наглядно иллюстрирую квалифицированно отобранный дополнительный материал.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. Совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков, так как они дают возможность воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить мотивацию и возможности восприятия им учебного материала. При проведении урока с применением компьютерных технологий меняется роль педагога.  Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества.

Использование информационных технологий является принципиально новым средством обучения и мощным инструментом познания. Ученик может оперировать большим количеством разнообразной информации, быть самостоятельным в учебных действиях.

Средства ИКТ используются в педагогических целях, из которых наиболее важными являются:

  • повышение коммуникабельности в системе «преподаватель - обучаемый»;
  • интенсификация учебно-воспитательного процесса;
  • подготовка учащихся к жизни в условиях информационного и интеллектуального общества;
  • формирование информационной культуры обучаемого.

        Они активно воздействуют на все компоненты системы обучения (цели, содержание, методы и организационные формы обучения) и позволяют ставить и решать значительно более сложные задачи педагогики – задачи развития человека, его интеллектуального, творческого потенциала, аналитического, критического мышления, самостоятельности в приобретении знаний, способности выполнения работы с различными источниками информации.

  ИКТ увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным процессом.      

 Вывод.  На основе своих исследований могу утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

  • активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
  • достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;
  • развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, повышению уровня комфортности обучения;
  • снижению дидактических затруднений у учащихся;
  • повышению активности и инициативности младших школьников на уроке, развитию информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетенции;
  • приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

Результативность опыта.
Применение в обучении ИКТ дают достаточно устойчивый и высокий
 результат.  Повысилась степень обученности учащихся, выросло качество обучения. Ученики участвуют в олимпиадах и конкурсах разного уровня, в том числе и дистанционных, являются победителями и призёрами всероссийских дистанционных олимпиад и конкурсов.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества....

"Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"

Тема работы: "Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"...

Статья "Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников"

Опыт использования элементов проблемного обучения на уроках окружающего мира, как одно из средств активизации познавательной деятельности младших школьников.Климова Ольга Александровнаучитель на...

«Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младшего школьника»

Дидактическая игра — явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Значение игры не...

Педагогический проект на тему: "Учебный проект как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"

Актуальность: •В стране: в последние годы особо встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся с помощью новых образовательных технологий, одной из которых является метод проект...