«Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации»
учебно-методический материал по теме

Чувашова Нина Александровна

Из опыта работы

 «Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации»

 Общая структура мотивации к учению в младшем школьном возрасте; • Виды мотивации. • Причины неуспеваемости. . • Развитие у школьников интереса к обучению • Варианты помощи учителя ребенку с низким уровнем мотивации к обучению: • Обучение детей постановке целей деятельности • Организация домашней учебной работы

(конспект и презентация)

Скачать:


Предварительный просмотр:

На  международный конкурс педагогов

 «Мое ноу-хау в педагогической деятельности»

«Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации»

  Автор: Чувашова Нина Александровна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОУ СОШ №

г.Серпухов,

  E-mail:  ninulyaCh@mail.ru


Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации

Мотивация (от лат.movere- побуждение к действию) - процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотивацию создают:

  • мотивы (от лат.moveo- двигаю) - материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность - это неосознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель - результат сознательного целеполагания. Например: жажда - это потребность, вода - это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется, - это цель;
  • стимулы (от лат.stimulus- палка, с помощью которой погоняли скот) - своего рода рычаги, вызывающие действие мотивов. Например, премии, бонусы, штрафы и наказания.

Мотивация оказывает большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности младших школьников. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности, а нередко и к совершению детьми правонарушений. Поэтому педагогам следует уделять особое внимание развитию мотивации детей к обучению.

По отношению к учебной деятельности существует два основных вида мотивации обучающихся:

• мотивация, основы которой лежат вне учебной деятельности:

- отрицательная мотивация определяется побуждениями школьника, вызванными осознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться;

- положительная определяется либо социальными устремлениями ребенка (чувство гражданского долга перед страной, близкими и др.), либо узколичными мотивами (одобрение окружающих, путь к личному благополучию и др.);

мотивация, основы которой лежат в учебной деятельности:

- связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора и ДР.);

- заложенная в самом процессе учебной деятельности (интерес при преодолении трудностей, интеллектуальная активность при реализации способностей и др.).

Существуют также специфические виды мотивации, стимулировать которые может учитель:

  • познавательная;
  • достижения успеха;
  • избегания неудачи;
  • компенсаторная.

Познавательная мотивация. Глубокий интерес к изучению какого-либо учебного предмета в начальных классах встречается редко, но хорошо успевающих детей привлекают разные, даже самые сложные задания. Создание на уроке игровой атмосферы развивает познавательный интерес, снимает усталость, позволяет удерживать внимание младших школьников. На каждом уроке можно использовать различные упражнения на развитие внимания.

Мотивация достижения успеха. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. Мотивация достижения успеха наряду с познавательными интересами очень ценна, ее следует отличать от престижной мотивации. Престижная мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями - она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделяться, быть первым.

Мотивация избегания неудачи. У неуспевающих учеников престижная мотивация не развивается. Мотивация достижения успеха, а также мотив получения высокой оценки характерны для начала обучения в школе. Но и в это время отчетливо проявляется другая тенденция - мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей.

Компенсаторная мотивация. У неуспевающих детей часто формируется компенсаторная мотивация - это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области, - в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботе о младших членах семьи и т. п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка.

Причины низкой мотивации ребенка к обучению. Существует ряд причин низкой мотивации ребенка к обучению:

внутренние:

- недостатки биологического развития (дефекты органов чувств, соматическая ослабленность, психологические отклонения и др.);

недостатки психического развития (слабое развитие эмоциональной сферы личности ребенка, его воли, отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов потребностей и др.);

недостатки воспитанности (недостатки развития моральных качеств личности, трудовой воспитанности ребенка и др.);

• внешние:

- недостатки образования (пробелы в знаниях, умениях, трудовых навыках и др.);

- недостатки влияния школы (недостатка процесса обучения, учебных пособий, воспитательного влияния школы и др.);

- недостатки влияний внешкольной среды (недостатки влияний семьи, сверстников культурного окружения и др.).

Развитие у школьников интереса к обучению

По мнению педагога Г.И. Щукиной, одного из ведущих исследователей проблемы формирования интереса в процессе учебы, интерес к уроку можно создать за счет:

  • личности учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
  • содержания учебного материала (когда ребенку нравится само содержание данного предмета);
  • методов и приемов обучения.

Если выполнение первых двух пунктов не всегда в нашей власти, то последний - поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Так, внимание детей к учебному материалу активизируется, если учитель обращается во время урока к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т. е. осуществляет постоянную "обратную связь" - корректирует то, что непонятно или понято неправильно.

Важно ставить ученику оценку не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока), это дает ребенку возможность исправить оценку, если он в чем-то ошибся, что положительно влияет на развитие мотивации к обучению.

Если постоянно и целенаправленно совершенствовать качества обучающихся, лежащие в основе развития познавательных способностей (быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д.), то детям будет легче даваться учебный материал, следовательно, их интерес к обучению повысится.

Интегрируя темы разных учебных дисциплин, обогащая знания, расширяя кругозор обучающихся, учитель может развить у детей интерес не только к любимым ими предметам, но и к обучению в целом как процессу открытия новых знаний.

Учитель может выявить мотивацию ребенка к обучению в ходе беседы. Перед подготовкой к такому разговору можно ознакомиться с методикой "Беседа о школе" Д.Б. Эльконина и А.Г. Венгера (приложение).

Варианты помощи учителя ребенку с низким уровнем мотивации к обучению:

  • помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения, алгоритмизация учебной деятельности по анализу

и устранению ошибок и др.);

  • дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности;
  • стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.);
  • контроль учебной деятельности (частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля

в учебной деятельности и др.);

  • дополнительные занятия с учеником.

Обучение детей постановке целей деятельности

Важно научить ребенка самому ставить перед собой цели. На разных уроках в ходе анализа нового материала (или при проверке домашнего задания) желательно вначале подводить ребенка к пониманию цели учителя, а затем к самостоятельной постановке своих, имеющих для него личностный смысл целей. Надо стремиться последовательно отрабатывать с ним постановку разных целей - близких, перспективных, простых, сложных и т. д. Важное условие при этом - они должны быть реально достижимы. В организации взаимодействия учителя с учениками по выработке целей обучения необходимо не только прогнозировать специальные ситуации, но и разрабатывать особые задания, стимулирующие процесс целеполагания.

Примерное содержание заданий, стимулирующих процесс целеполагания:

  • определите собственные цели занятия (этапа занятия);
  • подумайте, ради чего вы хотите сегодня работать на занятии;
  • определите важность, значимость изучаемого материала;
  • проанализируйте свои мысли: не возникли ли у вас дополнительные предложения по изучению учебного материала;
  • сформулируйте свои учебные задачи (или выберите из предложенных);
  • определите способ решения своей учебной задачи;
  • ответьте себе, удалось ли вам решить свою учебную задачу;
  • определите свои затруднения во время занятия;
  • представьте себя на месте преподавателя: что бы вы предложили для получения ответов на свои вопросы, нерешенные задачи и т. д.

Организация домашней учебной работы

От приготовления домашних заданий младшими школьниками часто зависит и успешность их обучения в целом. Организация домашней учебной работы требует соблюдения определенных правил, касающихся, в частности, вопроса перегрузки школьников, которая также негативно сказывается на их учебной мотивации.

Например, в санитарных правилах и нормах определено время, выделяемое на выполнение домашнего задания (по всем предметам). Так, во 2-3-х классах оно не должно превышать 1,5 ч, в 4-5-х - 2 ч*. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"». )

В школьной практике используются разные виды домашней учебной работы: индивидуальная, групповая, творческая, тендерная дифференцированная.

Приведем пример дифференциации домашнего задания с учетом гендерно-го подхода. Девочкам проще выполнять задания в образной языковой форме, поэтому им можно предложить такие задания: "Придумай загадку по теме", "Раскрой тему в форме стихотворения или сказки". Мальчикам свойственно использование научного языка, им можно предложить по той же теме другие задания: "Представь тему урока в форме таблицы, символа, схемы", "Составь словарь опорных слов по изученной теме".

Задания, подготовленные с учетом личных особенностей ребенка, будут ему понятны и интересны, и уровень мотивации школьника к обучению повысится.

Если у ребенка обнаруживается полное отсутствие познавательной мотивации, то можно предположить, что взрослые никогда не вели с ним совместных познавательных занятий, а за этим часто скрывается отсутствие познавательных ценностей в семье.

Кроме того, учителю необходимо дать рекомендации родителям обучающихся быть терпимее и внимательнее к своим детям, помогая им выполнять домашнее задание. Благоприятный эмоциональный настрой - залог положительного отношения детей к обучению.

        


Приложение

Методика "Беседа о школе"[1]

Экспериментатор спрашивает ребенка, нравится ли ему в школе. В зависимости от ответа задается первый вопрос "беседы".

  1. Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекательное, любимое в школе?
  2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг скажет: "Ты ведь еще маленький, трудно тебе еще в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?" Что ты ответишь маме?
  3. Представь себе, что мама так и сделала (или не послушалась тебя и поступила по-своему) - договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Ты встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы стал заниматься в то время, когда другие ребята в школе?
  4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил мальчика. Ему 6 лет, но он не ходит в школу, в детский сад. Он тебя спрашивает: "Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?" Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?
  5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а, наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?
  6. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: "Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ваших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы". Как, по-твоему, будет лучше: чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменили учителя?
  7. Представь, что есть две школы - школа А и школа Б. В школе А расписание уроков в 1 -м классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки рисования, музыки, физкультуры - не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко - по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?
  8. Представь, что есть две школы - школа А и школа Б. В школе А от первоклассника строго требуют, чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты хотел бы учиться?
  9. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: "Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее учение. Выбирай сам - дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить?"- Что бы ты выбрал?

Обработка результатов исследования

Все ответы можно разделить на две категории - А и Б. Преобладание в ответах ребенка категории А свидетельствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержательный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

Классификация ответов

Вопрос

Ответы категории А

Ответы категории Б

1

Уроки обучения грамоте, математики

Уроки "художественно-физкультурно-трудового цикла", а также внеучебные занятия: игры, еда, гулянье и т. д.

2

Несогласие ребенка на"отпуск"

Согласие на"отпуск"

3

Учебные занятия - высказывания, описывающие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию

Дошкольные занятия - игры, прогулки, рисование, занятия по хозяйству без упоминания о каких-либо учебных действиях

4

Содержательная сторона подготовки к школе, освоение некоторых навыков чтения, счета, письма

Формальные стороны подготовки к школе - приобретение формы, портфеля и т. д.

5

Несогласие на обучение на дому

Согласие на обучение на дому

6

Выбор учителя

Выбор мам

7

Выбор школы А

Выбор школы Б

8

Выбор школы А

Выбор школы Б

9

Выбор отметки

Выбор игрушки или шоколадки


Список литературы

  1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988. -330 с.
  2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1986. 215с.
  3. Краткий словарь системы психологических понятий / Под ред. К.К. Пла-тонов М.: Высшая школа, 1984. -246 с.
  4. Логинов И.Н., Сарычев С.В., Силаков А.С. Педагогическая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. -СПб.: Питер, 2005.-221 с
  5. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2005. -583 с.
  6. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.А., Формирования мотивации учения. М.,1993. -183с.
  7. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение; Учебная литература,1996.
  8. Немов P.С. Психология. // Общие основы психологии. Т. 1. М.: Просве-щение: Владос, 1994. -576 с.
  9. Рогов Е.И. Общая психология. М.: ВЛАДОС, 1995.- 548 с.
  10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: - М: Гуманит. Изд. ВЛАДОС, 2004. -384с.
  11. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль: Академия развития, 2001.-221с.
  12. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. -148с.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
  13. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. T. 1. М.: Мир, 1986. -450 с.
  14. Эльконин Д. Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. -148с.
  15. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М.,1994.-173с.
  16. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: АПН РСФСР, 1958.- 326 с.


[1] Авторы методики - Д.Б. Эльконин, А.Г. Венгер. Методика представлена в сокращенном варианте. - Примеч. авт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование учебной самооценки учащихся начальной школы по программе «Школа 2100»

В статье рассказывается о этапах формирования самооценки учащихся. Приведены примеры из личного опыта работы над данной темой....

«Пути и средства достижения планируемых результатов средствами учебно-методического комплекта в системе Л.В. Занкова через формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы».

  В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования второго поколения выделены ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятель...

Развитие исследовательских умений учащихся начальной школы через выполнение учебных проектов.

Данная статья была опубликована в журнале "Известия" (2010 год). В ней учебный проэкт представлен как эффективное средство развития исследовательских умений....

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» (далее по тексту – УУД) означает умение учиться, то есть способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путём с...

Приемы развития творческих способностей учащихся начальной школы через интеграцию учебных предметов «иностранный язык + музыка»

Ученик начальной школы не может жить и учиться без того, чтобы все свои мысли, свои знания и умения воплощать в различных типах деятельности – изобразительной, музыкальной, конструктивной и др. ...

«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно – диалогической технологии»

Из опыта работы учителя начальной школы. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования....

Приёмы и методы повышения мотивации учебной деятельности учащихся начальной школы

Чтобы ученики по - настоящему начали учиться, а не отсиживать уроки, их нужно заинтересовать – указать, что они не знают того, без чего больше не смогут жить, что на каждом уроке их жд...