Педагогическое управление проектной деятельностью младших школьников.
статья по теме

Ваулина Светлана Владимировна

Педагогическое управление проектной         деятельностью                  младших школьников. Ваулина С.В. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektn._d-t.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое управление проектной         деятельностью                  младших школьников.

Анализ теоретических работ и собственного опыта позволили выявить комплекс педагогических условий, влияющих на эффективность проектной деятельности младших школьников.

Прежде чем, переходить к обоснованию этой позиции, уточним понятие «условия». Условия – совокупность объектов (вещей, процессов, отношений и т.д.), необходимых для возникновения, существования или изменения данного объекта (обусловливаемого).

Под достаточными условиями проектной деятельности младших школьников мы понимаем условия, которых достаточно для эффективного протекания  процесса.

Педагогические условия эффективной проектной деятельности младших школьников является:

  • наблюдение за изменением качества проектной деятельности;
  • психологическая, теоретическая и практическая готовность  учащихся и учителя к проектной деятельности;
  • управление проектной деятельностью учащихся.

Основным условием эффективной проектной деятельности младших школьников  является педагогическое управление (руководство).

Понятие «педагогическое руководство» у разных авторов характеризуется разными признаками (Б.П.Есипов, Ц.Г.Дайри, Г.Э. Рудзитис).

Для избежания неоднозначности в определении, под педагогическим управлением мы будем понимать целенаправленную деятельность педагога по решению учебных задач.

Управление содержит следующие виды управленческих действий:

  1. Определение целей и задач.
  2. Планирование, выбор средств и методов.
  3. Организация.
  4. Контроль и корректировка.
  5. Проверка и анализ результатов.

Определение целей и задач. Приступая к выполнению проекта, важно сформулировать общие и конкретные задачи. При выполнении какого-то задания необходимо ставить конкретные задачи перед учащимися. Учитель делает это, исходя, прежде всего из требований программы к знаниям и умениям учащихся. Проектная деятельность  школьников предметна, поэтому недостаточно определить отвлеченные задачи, например, выполнять творческие задания и т. д. Планируемая деятельность учащихся, продвижение по пути познавательной самостоятельности должна наложиться на конкретное содержание учебного материала.

Формулировки задач могут варьироваться в зависимости от уровня подготовленности школьников, учебной ситуации. Однако намечать их, приступая к изучению проекта необходимо в любом случае, так как только на этой основе можно организовать систематическую работу учащихся, направленную на достижения лучшего результата  и на реализацию главных образовательно-воспитательных целей.

Планирование, выбор средств и методов.  Исходя из установленных задач по проекту, планируются  конкретные проекты для учащихся. В  педагогической литературе определен ряд требований к подбору проектов. Их условно можно разделить на несколько групп:

  1. дидактико-психологические – соответствие дидактическим целям обучения, воспитания, развития; достаточная трудность и посильность; наличие в проекте информации, достаточной для его выполнения; обеспечение деятельности учащихся на всех уровнях учебной работы, с постепенным возрастанием сложности работы; проект должен быть интересным для школьников;
  2. предметно-методические -  охват главного содержания темы, наиболее важного материала; обращение ко всем сторонам темы; использование разных источников знаний; направленность на применение различных методов познания; четкость формулировки;
  3. организационные – комплексность; вариативность, позволяющая учитывать конкретную педагогическую ситуацию, возможности учащихся; точное определение формы выполнения.

Сложность проекта обусловлена характером деятельности учащихся – воспроизводящей, преобразующей или творческой, числом и сложностью логических операций. Особенно высокого уровня познавательной активности самостоятельности требуют от школьников проблемные проекты. Здесь ученик определяет, в чем состоит проблема, намечает план и способ действий, осуществляет решение, проверяет его правильность. Немаловажное значение в установлении трудности проекта имеют также особенности используемого материала – его объем, сложность, количество и характер источников знаний. Учитывается и предполагаемый результат – число и уровень умозаключений, выводов, аргументов и т. д.

При планировании работы важно предусмотреть дифференцированный подход к учащимся. Целесообразно предложить несколько разных по степени трудности проектов на выбор. В последнем случае учитель получает информацию о готовности школьников к выполнению того или иного вида деятельности.

Организация. Основными элементами педагогического руководства проектной деятельностью школьников является формулировка и разъяснение задания, инструктаж, наблюдение учителя за работой, ответы учителя на вопросы учащихся, корректирование работы, проверка и анализ результатов.

Наиболее распространенный элемент – формулировка и разъяснение задания. Необходимость его очевидна. Вместе с тем и он нуждается в тщательном продумывании и в содержательном, и в методическом отношении. О составлении и отборе заданий уже говорилось выше. Остановимся еще на одном существенном обстоятельстве. Порой задания для проектной деятельности трактуется учителем как сугубо проверочные, ставятся с целью проверки. В этом случае явно недооценивается обучающая функция проекта. Ведь выполняя его, ученик приобретает новые знания и умения. Именно такой тезис должен звучать при выполнении проекта, использоваться для мотивации деятельности школьников.

Инструктаж о выполнении проекта является чрезвычайно важной частью деятельности учителя. Здесь, как правило, разъясняется, как выполнить проект, характеризуются методы и приемы различных познавательных действий. При этом учитываются этапы работы по формированию умений необходимых для выполнения проекта. В методической литературе выделяется несколько таких этапов:

  1. объяснение учителем целей и содержания данного способа деятельности;
  2. показ его на конкретном примере;
  3. тренировка учащихся в применении этого способа деятельности в сходных ситуациях;
  4. перенос усвоенного способа в новые ситуации.

Контроль и корректировка. Контроль за работой школьников  предполагает наблюдение и, в случае необходимости корректировку. К последней относятся такие действия учителя, как уточнение сути проекта, предупреждение учащихся о сложном моменте, проверка правильности самоконтроля. Часто упущение какого-то одного элемента в работе не позволяет ученику успешно выполнить проект. В этом случае учитель помогает ему найти слабое место, определить недостающее звено в цепочке действий. При выполнении проекта такая помощь, корректировка со стороны учителя необходима. Здесь он, прежде всего, обучает, а ученик учится.  Именно этот  этап и дает учителю основание впоследствии требовать от школьников применять освоенные знания и способы деятельности в новых ситуациях, решать творческие задачи.

Наблюдая и корректируя работу учащихся, учитель ориентирует их на развитие навыков самоконтроля, приучает в случае затруднения сверяться с принятым планом действий.

 Проверка и анализ результатов является важнейшим элементом педагогического руководства проектной деятельностью школьников. Без анализа того, что сделано верно, что – неправильно, какие недостатки нужно преодолеть, невозможно дальнейшее продвижение. Итоги проектной деятельности желательно обсуждать  с классом.  Для формирования адекватной самооценки учащихся важную роль играет самооценка проекта.

Проверку выполнения проекта важно не ограничивать выставлением отметки, а сопровождать анализом, комментарием учителя. Потребность в таком разборе у учащихся младших классов не ниже, чем в средних.

Анализ результатов выполнения учащимися проекта позволяет учителю, выявив их недостатки, корректировать планирование и организацию учебной работы –  провести дополнительное инструктирование, усовершенствовать отдельные памятки и т. д.

Итак, учитель призван помочь школьникам научиться решать не только учебные, но и жизненные задачи, встречающиеся в окружающей действительности. Достичь этого можно лишь при систематической работе. В организационном плане она предполагает:

  • включение в сферу учебной деятельности учащихся всего разнообразия содержащихся в предмете знаний (факты, законы, методы познания и др.);
  • вовлечение каждого ученика в процесс проектной деятельности (с учетом уровня его подготовленности, индивидуальных особенностей);
  • постепенный переход от простых проектов к более сложным, усиление их творческого характера;
  • обеспечение процессуальной стороны – планирование, руководство и контроль со стороны учителя.

Представим педагогическое управление проектной деятельности младших школьников в виде модели.

В наиболее общим виде понятие «модель» определяют как систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции педагогического управления проектной деятельностью младших школьников.  


Условия – совокупность объектов (вещей, процессов, отношений и т.д.), необходимых для возникновения, существования или изменения данного объекта (обусловливаемого)


Педагогические условия эффективной проектной деятельности младших школьников является:

  • наблюдение за изменением качества проектной деятельности;
  • психологическая, теоретическая и практическая готовность  учащихся и учителя к проектной деятельности;
  • управление проектной деятельностью учащихся.

Педагогическое управление  -  целенаправленная деятельность педагога по решению учебных задач.

Управление содержит следующие виды управленческих действий:

  1. Определение целей и задач.
  2. Планирование, выбор средств и методов.
  3. Организация.
  4. Контроль и корректировка.
  5. Проверка и анализ результатов.

Педагогические требования к подбору проектов:

1) дидактико-психологические – соответствие дидактическим целям обучения, воспитания, развития; достаточная трудность и посильность; наличие в проекте информации, достаточной для его выполнения; обеспечение деятельности учащихся на всех уровнях учебной работы, с постепенным возрастанием сложности работы; проект должен быть интересным для школьников;

2) предметно-методические -  охват главного содержания темы, наиболее важного материала; обращение ко всем сторонам темы; использование разных источников знаний; направленность на применение различных методов познания; четкость формулировки;

  1. организационные – комплексность; вариативность, позволяющая учитывать конкретную педагогическую ситуацию, возможности учащихся; точное определение формы выполнения.

Этапы работы по формированию умений необходимых для выполнения проекта:

  1. объяснение учителем целей и содержания данного способа деятельности;
  2. показ его на конкретном примере;
  3. тренировка учащихся в применении этого способа деятельности в сходных ситуациях;
  4. перенос усвоенного способа в новые ситуации.

План организации проектной деятельности учащихся:

  • включение в сферу учебной деятельности учащихся всего разнообразия содержащихся в предмете знаний (факты, законы, методы познания и др.);
  • вовлечение каждого ученика в процесс проектной деятельности (с учетом уровня его подготовленности, индивидуальных особенностей);
  • постепенный переход от простых проектов к более сложным, усиление их творческого характера;
  • обеспечение процессуальной стороны – планирование, руководство и контроль со стороны учителя.

Модель - это система элементов, воспроизводящая определенные стороны, связи, функции педагогического управления проектной деятельностью младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта "Проектно-исследовательская деятельность как путь творческой реализации младшего школьника в условиях ФГОС"

В работе собран о обобщён материал по проектной деятельности: 1. Что такое проект; 2. Этапы проектной деятельности; 3. Виды проектов; 4. Реализация метода проектов в практической деятельности....

Психолого-педагогические основы организации проектной деятельности школьников.

На современном этапе развития общества, характеризующимся изменениями во всех его сферах, особенно остро стоят вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Поиск новых средств и методов форм...

презентация педагогического опыта «Проектно – исследовательская деятельность младших школьников»

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечена необходимость п...

Управление проектной деятельностью младшего школьника

В условиях правильной организации проектное обучение  является одним из важных условий развития индивидуальных способностей учащихся, формирует навык «быть успешным»....

Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»

Представление педагогического опыта «Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций младших школьников»...

Педагогическое исследование «Проектная деятельность как средство развития самостоятельности у младших школьников»

Практическая значимость исследования заключается в том, чтовыделенные и апробированные условия развития самостоятельности младшихшкольников на основе проектной деятельности, разработанные иапробирован...

«Общедидактические методы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников»

  Доклад на ШМО.          В связи с введением ФГОС в «портрете выпускника начальной школы» одной из личностных характеристик учащихся является доброжел...