Программа воспитания и социализации обучающихся 1 ступени
рабочая программа (1 класс) по теме

Касимова Татьяна Леонидовна

Программа образования и воспитания обучающихся 1 ступени,  характеризующая содержание образования, особенности организации образовательного процесса, учитывающая индивидуальные потребности, возможности и особенности развития обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitanija_i_socializacii.doc512.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24г. Владимира

Паспорт программы

Наименование

Программы

Программа воспитания и социализации

обучающихся 1 ступени

Назначение

Программы

Является нормативным документом, определяющем цели и ценности образования и воспитания в муниципальном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 24 город Владимир,  характеризующим содержание образования, особенности организации образовательного процесса, учитывающем  индивидуальные потребности, возможности и особенности развития обучающихся.

Сроки реализации

программы

2013-2017 гг.

Цель программы

Обеспечить системно - деятельностный подход в воспитании и обучении детей младшего школьного возраста

Задачи программы

  • развитие коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов каждого воспитанника;
  • привитие стремления активно участвовать в делах класса, школы;
  • развитие дополнительного образования для более полной реализации творческого потенциала и образовательных потребностей учащихся с учетом их индивидуальных способностей и желаний;
  • формирование представлений о нормах морально - нравственного поведения;
  • освоение навыков коллективной работы» (приобретение опыта нравственного взаимодействия);
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  • формирование дружного коллектива;
  • создание обстановки успеха, поддержки и одобрения, чтобы общение и совместная деятельность приносили ребёнку радость;
  • высокая степень удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью школы;
  • высокий уровень воспитанности обучающихся.

Критерии и показатели результативности

  • состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе;
  • развитость самоуправления;
  • сформированность умений организовывать совместную деятельность;
  • сформированность основных нравственных качеств личности детей;
  • социальная активность учащихся;
  • степень удовлетворённости родителей;
  • степень удовлетворённости учащихся;
  • отношение к обществу;
  • отношение к умственному труду;
  • отношение к физическому труду;
  • отношение к людям;
  • отношение к себе.

Система организации и контроля за исполнением программы

Использование психолого-педагогического диагностического инструментария для каждого критерия (индикатора).

Исследование показателей результативности.

Нормативно-правовая база для разработки Программы

«Воспитания и социализации учащихся начальной школы»

  1. Закон РФ «Об образовании».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  4. Программа развития МОУ СОШ №24.

Этапы реализации программы:

Подготовительный:

  • Разработка программы «Воспитания и социализации учащихся начальной школы».
  • Создание системы мероприятий по реализации задач программы по всем направлениям.
  • Знакомство педагогов с различными педагогическими и методическими приемами и методами, направленными на создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
  • Создание системы работы школы по повышению педагогической культуры родителей.
  • Разработка проектов по реализации Программы «Воспитания и социализации учащихся начальной школы» на 2013-2017 гг.

Практический:

  • Реализация воспитательных мероприятий по всем направлениям образовательного процесса.
  • Обучение через методическую учёбу, педсоветы, самообразование как педагогов, так и родителей.
  • Повышение педагогической культуры родителей через родительские собрания, родительские конференции, семейные гостиные, лектории.
  • Создание методических разработок и управленческих программ для организации работы с учащимися начальной школы по всем направлениям программы.  
  • Отбор методов и приёмов, которые способствуют развитию у учащихся таких ценностей как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, творчество, духовный мир человека, эстетическое развитие.
  • Разработка и внедрение новых педагогических технологий как в урочное время так и во внеурочной деятельности.
  • Проведение внеурочных  мероприятий по всем направлениям программы,   способствующих формированию у учащихся общенациональных ценностей как жизненного идеала.

Заключительный:

  • Мониторинг результативности и обобщение достигнутых результатов воспитательной деятельности.
  • составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.
  • Подведение итогов и определение задач на будущую работу.

Участники реализации программы:

  • Учащиеся
  • Родители
  • Классные руководители
  • Психолог
  • Социальный педагог
  • Администрация школы.

ЦЕЛЬ И ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Основное содержание национального воспитательного идеала и основной педагогической цели определяет Закон «Об образовании».

На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников в  области формирования личностной, социальной и семейной культуры.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 1 КЛАССА

Социально-психологический компонент

  • Умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и действовать в соответствии с указаниями педагога
  • умеет строить отношения со взрослыми, сверстниками, доброжелателен в отношениях с людьми
  • дисциплинирован, знает правила поведения в общественных местах
  • имеет представление о здоровом образе жизни, элементарные культурно-гигиенические навыки, обладает хорошей работоспособностью, развиты двигательные и моторные навыки
  • знает элементарные правила безопасного поведения при взаимодействии с другими людьми, правила поведения на улице, в быту, школе,  общественных  мествах;
  • владеет доступными видами общественно-полезного труда
  • владеет наглядно-образной памятью

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 2 КЛАССА

Социально-психологический компонент

  • умеет управлять своим вниманием, самостоятельно его организовать
  • владеет разнообразными формами и средствами общего планирования в совместной продуктивной деятельности
  • проявляет чувство ответственности за живое существо, начатое дело, результат совместной деятельности, сдержан, тактичен
  • выполняет основные положения здорового образа жизни, правила личной и общественной гигиены, особенности охраны здоровья в разные времена года
  • выполняет правила безопасного поведения на улице, в быту, при контактах с людьми и в окружающей среде
  • трудолюбив, умеет правильно организовать свой труд, поддерживать, контролировать правильность своих действий
  • Владеет словесно-логической памятью

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 3 КЛАССА

Социально-психологический компонент

  • обладает устойчивостью внимания, умеет распределять и переключать свое внимание
  • проявляет интерес к людям, общителен, доброжелателен, склонен не к конфликтам, а к сотрудничеству, толерантен
  • умеет контролировать свое поведение, различать разные позиции в общении, оценивать свое положение в системе социальных отношений
  • выполняет основные положения здорового образа жизни, относится к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности, имеет прочные культурно-гигиенические навыки, умеет оказывать первую медицинскую помощь
  • знает и выполняет условия безопасного поведения на улице, в быту, условия безопасности при пользовании общественным транспортом, знает правила дорожного движения
  • обладает потребностью трудиться и осознает необходимость трудовой деятельности, умеет самостоятельно ориентироваться в любой работе, трудовой деятельности
  • умеет управлять своей памятью и регулировать ее проявление

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА 4 КЛАССА

Социально-психологический компонент

  • владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им
  • имеет первоначально отработанную произвольную память
  • коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям; честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды, убеждения, настойчив в преодолении трудностей и считается с другим  мнением
  • ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи и выражает сочувствие и понимание
  • способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих
  • способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением
  • владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе
  • он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженный общечеловеческим духовным идеалам
  • обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой

ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

№ п/п

Направление

Ценности

Формы деятельности

1.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

Тематические классные часы; ролевые игры; учебные предметы; социальные проекты; КТД; организация и проведение праздников совместно с другими социальными объектами; социальные акции и операции; экскурсии; встречи с представителями традиционных религиозных культур.

2.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Трудолюбие; творчество; познание; истина;  созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

Тематические классные часы; учебные предметы; социальные проекты; КТД; работа детских объединений; экологические субботники;

3.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

Социальные проекты; ролевые игры; экологические акции и операции; учебные предметы; классные часы.

4.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Тематические классные часы; учебные предметы; социальные проекты; КТД; организация и проведение праздников;  работа детских объединений; социальные  акции и операции; встречи с интересными людьми; организация выставок, фестивалей,  конкурсов, смотров, экскурсий.

 

         Критерием базовых национальных ценностей систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Содержание воспитания и социализации обучающихся начальной школы

        Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы  направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления.

Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную  форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с  моральными нормами, нравственными установками, национальными  духовными  традициями.

Организация уклада школьной жизни в полной мере учитывает субъектность современного воспитания и социализации и непрерывность детства. Школа не является единственным субъектом воспитания и социализации ребенка. Но ей как социальному субъекту – носителю педагогической культуры,  несомненно, принадлежит ведущая роль в их осуществлении.

Воспитание нравственных чувств

и этического сознания

Задачи направления

Понимание современных условий и особенностей организации воспитания и социализации младших школьников позволяет конкретизировать содержание общих задач  по направлению «Воспитание нравственных чувств и этического сознания»:

  • первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;
  • различение хороших и плохих поступков;
  • знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
  • почтительное отношение к родителям;
  • уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских , толерантных взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;
  • стремление избегать плохих поступков; не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
  • отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Содержание направления

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных российских религий (через содержание инвариантных учебных предметов:  «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Искусство», а также вариативных дисциплин, в том числе изучаемых по выбору: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддистской культуры», «Основы иудейской культуры», дисциплин, отражающих историю и  культурологические основы других религий, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России);
  • участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия;
  • ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки (в процессе бесед, классных часов, просмотра учебных фильмов, наблюдения и обсуждения в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей);
  • усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, опыту совместной деятельности;
  • посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе;
  • получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье, своей родословной (участие в беседах о семье, о родителях и прародителях);
  • расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).

Ценности

Виды и формы деятельности

урочная

внеурочная и внешкольная

семейная

общественно полезная

Нравственный выбор; смысл жизни.

Анализ содержания учебного материала, накопление личного опыта на основе создания ситуации «проживания».

Тематические классные часы; социальные проекты; КТД; организация и проведение праздников; организация  рекламных акций в защиту животных и птиц.

КТД; организация совместных мероприятий; родительские собрания, лектории, «круглые столы»

 Социальные проекты.

«Бездомные животные».

Справедливость; милосердие; честь; достоинство.

Анализ содержания учебного материала, накопление личного опыта на основе создания ситуации «проживания».

Тематические классные часы; социальные проекты; работа детских работа микро групп

 по направлению «Растим патриота».

Встречи с интересными людьми; мастер-классы; совместные мероприятия.

 Социальные проекты.

Акции «Помоги ближнему»

Любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;

Анализ содержания учебного материала, накопление личного опыта на основе создания ситуации «проживания».

Тематические классные часы; социальные проекты; КТД;  работа по направлению «Растим патриота».

Лекторий; совместные праздники; акции и операции, соревнования

«Мама, папа, я – дружная семья»

Акции и операции; социальные проекты.

«Чистый лес».

Свобода совести и вероисповедания; представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

Анализ содержания учебного материала уроков «Православной культуры» и «Основ духовно-нравственной культуры народов России», накопление личного опыта на основе создания ситуации «проживания».

Тематические классные часы; организация и проведение праздников; работа детских объединений; экскурсии.

Совместная организация и проведение  праздников, поездки и экскурсии  за пределы Владимирской области

 Социальные проекты; встречи с интересными людьми.

Мероприятия:

  • уход за памятниками;
  • благотворительные акции;
  • праздник семьи;
  • неделя матери;
  • этические беседы;
  • диспут «Современны ли щедрость и доброта» и др..

Планируемые результаты

Результатом деятельности по данному направлению будут следующие качества выпускника:

  • Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними.
  • Любящий родной край и свою страну, не разделяющий мир на чужих и своих.
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение, принимающий решения с учётом позиций всех участников, умеющий дружить и сотрудничать.

Воспитание трудолюбия,

творческого отношения к учению, труду, жизни.

 Цель: формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности школьников, развитие трудовых навыков и умений

Задачи направления

Понимание современных условий и особенностей организации воспитания и социализации младших школьников позволяет конкретизировать содержание общих задач  по направлению «Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни»:

  • первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
  • первоначальные представления о нравственных основах учебы, труда и творчества;
  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
  • первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей и своих родителей.

Содержание направления

В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий учащиеся начальной школы получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества:

  • участвуют в экскурсиях по микрорайону, городу, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, знакомятся с различными профессиями в ходе экскурсий на производственные предприятия, встреч с представителями разных профессий;
  • узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных»;
  • получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со  сверстниками , старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т.д.), раскрывающих перед детьми широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности;
  • приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления школьникам возможностей творческой инициативы в учебном труде);
  • учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике (в рамках предмета «Технология ((труд, художественный труд))», участия в разработке и реализации различных проектов на школьном, городском и областном уровнях);
  • приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, деятельность школьных производственных фирм, других трудовых и творческих общественных объединений как младших школьников, так и разновозрастных как в учебное, так и в каникулярное время);
  • приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
  • участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни.

Ценности

Виды и формы деятельности

урочная

внеурочная и внешкольная

семейная

общественно полезная

Трудолюбие; творчество.

Анализ содержания учебного материала, накопление личного опыта на основе создания ситуации «проживания»; применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике.

Тематические классные часы; социальные проекты; КТД; организация и проведение праздников; работа детских объединений; работа по направлению «Растим патриота».

КТД; организация выставок; организация экскурсий, ярмарок.

занятие народными промысла-ми, природо-охранительная деятель-ность, работа творческих и учебно-производственных мастер-ских, трудовые акции, деятель-ность трудовых и творческих общественных объедине-ний.

Целеустремлен-ность; настойчивость

 в достижении целей.

Анализ содержания учебного материала, накопление личного опыта на основе создания ситуации «проживания».

Тематические классные часы; ролевые игры; социальные проекты; работа детских групп.

Встречи с интересными людьми; родительские собрания-практикумы.

Общественно-полезный труд; работа детских объедине-ний; социаль-ные проекты.

Познание; истина; созидание.

Анализ содержания учебного материала, накопление личного опыта на основе создания ситуации «проживания».

Тематические классные часы; ролевые игры; социальные проекты; КТД; работа детских объединений.

Сюжетно-ролевые игры; совместные мероприятия; встречи с интересными людьми, экскурсии.

Акции и операции; работа детских объедине-ний.

Бережливость.

Анализ содержания учебного материала, накопление личного опыта на основе создания ситуации «проживания»

Тематические классные часы; работа детских объединений.

Совместные мероприятия; родительские собрания.

Работа детских объедине-ний; социаль-ные проекты    «Валента».

Мероприятия:

  • трудовые десанты по благоустройству города, школы, класса;
  • встречи с людьми разных профессий;
  • экскурсии на производство;
  • проведение бесед, деловых игр, анкет;
  • предметные кружки;
  • научное общество учащихся;
  • школьные олимпиады;
  • интеллектуальный марафон;
  • интеллектуальные игры;
  • выпуск тематических стенгазет;
  • дни открытых дверей;
  • неделя детской книги;
  • конкурсы, викторины;
  • день знаний;
  • чемпионаты по предметам и др.

Планируемые результаты

Результатом деятельности по данному направлению будут следующие качества выпускника:

  • Уважающий труд других людей, готовый сотрудничать с ними.
  • Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир.
  • Владеющий основами умения учиться, навыками созидательного труда.
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
  • Готовый самостоятельно действовать.
  • Целеустремлённый, умеющий планировать свою деятельность.

Мониторинг

Методика «Отметка за трудолюбие».

Методика пословицы о труде.

Методика «Познавательные потребности».

Методика «Самооценка мотивов учебной деятельности».

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Задачи направления

Понимание современных условий и особенностей организации воспитания и социализации младших школьников позволяет конкретизировать  содержание общих задач  по направлению «Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание»):

  • представления о душевной и физической красоте человека;
  • умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Содержание направления

Воспитание ценностного отношения к прекрасному , формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): Ценности

Виды и формы деятельности

урочная

внеурочная и внешкольная

семейная

общественно полезная

Красота, гармония.

Содержание учебного материала, накопление личного опыта.

Тематические классные часы; социальные проекты; организация и проведение праздников, конкурсов, выставок; работа детских объединений эстетической направленности.

Организация и проведение совместных мероприятий, организация выставок, фестивалей.

Участие в акциях и операциях, организация праздников.

Духовный мир человека.

Анализ содержания учебного материала, накопление личного опыта на основе создания ситуации «проживания»

Тематические классные часы; ролевые игры; просмотр учебных фильмов; социальные проекты; работа детских объединений.

Встречи с интересными людьми, совместные мероприятия, родительские собрания и лектории.

Социальные проекты; участие в акциях и операциях  «Посади дерево».

Эстетическое развитие, художественное творчество.

Содержание учебного материала, накопление личного опыта.

Тематические классные часы; конкурсы, выставки творческие работы; экскурсии; работа детских объединений.

Совместные мероприятия, выставки, ярмарки, музыкальные вечера.

Участие в акциях и операциях

  • получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, вне учебной деятельности);
  • ознакомление с эстетическими  идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами (в ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, включая шефство над памятниками культуры вблизи школы, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок, встреча Олимпийского огня – Сочи -2014);
  • обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает учащихся в пространстве школы и дома, сельском и городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду. Разучивание стихотворения, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе, городских и сельских ландшафтах. Обучение понимать красоту окружающего мира через художественные образы;

  • обучение  видеть прекрасное в поведении и  труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой,  (участие в беседах «Красивые и  некрасивые поступки», «Чем красивы люди вокруг нас», беседах о прочитанных книгах, художественных  фильмах,  телевизионных передачах,  компьютерных играх; обучение различать добро и зло, отличать красивое от безобразного,  плохое от хорошего, созидательное  от разрушительного);
  • получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах  художественного творчества (на уроках  художественного труда и в системе учреждений дополнительного образования);
  • участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно - досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ;
  • получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека;
  • участие в художественном оформлении помещений.

Мероприятия:

  • беседы об искусстве;
  • народные праздники;
  • конкурсы певцов, танцоров, чтецов;
  • праздники, утренники, вечера;
  • сбор местного материала;
  • выставки и др.

Планируемые результаты

Результатом деятельности по данному направлению будут следующие качества выпускника:

  • Имеющий  элементарные представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России.
  • Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир.
  • Имеющий представление об эстетических идеалах, знакомый с традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами.
  • Любящий родной край и свою страну.
  • Стремящийся  к самореализации в различных видах творческой деятельности, умеющий выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.

Воспитание ценностного отношения к природе,

окружающей среде

Цель: популяризация экологических знаний, участие детей  в решении экологических проблем. 

Задачи:

  • воспитание понимания взаимосвязей человека, общества и природы, их целостности и единства объективного мира;
  • формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности;
  • воспитание экологической культуры, бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным;
  • вовлечение детей в решение экологических проблем.

Содержание проблемы

Одной из тревожных проблем нашего времени является критическое состояние окружающей человека среды, угрожающей не только его здоровью, но и самому его существованию. Преодолеть растущий конфликт с природой, предотвратить процесс постоянного умирания природы людям помогут знания, культура, продуманные законы природоиспользования.

                Содержание направления

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • усвоение элементарных представлений об  экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой (в ходе изучения инвариантных и вариативных учебных дисциплин, внеучебной деятельности, бесед, просмотра учебных фильмов);
  • получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсии, прогулки, туристических походов и путешествий по родному краю);
  • получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, десантах, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т.д.);
  • посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;
  • усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, Ленинского района г.Владимира ).

Ценности

Виды и формы деятельности

урочная

внеурочная и внешкольная

семейная

общественно полезная

Жизнь; планета Земля.

Содержание учебного материала, накопление личного опыта на основе создания ситуации «проживания»

Тематические классные часы; ролевые игры; просмотр учебных фильмов; социальные проекты; КТД; организация и проведение праздников; поездки и экскурсии экологической направленности.

Организация и проведение совместных мероприятий; участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства, посещение «Музея  природы».

Участие в экологических акциях и операциях; сотрудничество с учреждениями дополнительного образования «Милосердие и порядок».

Родная земля; заповедная природа.

Содержание учебного материала, накопление личного опыта на основе создания ситуации «проживания», экскурсии.

Тематические классные часы; ролевые игры; посещение музеев и выставок; прогулки и экскурсии; социальные проекты, создание собственных презентаций.

Встречи с интересными людьми; участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства.

Социальные проекты; участие в акциях и операциях; сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.

Мероприятия.

  •   экскурсии по экологической тропе;
  •  изучение природы родного края;
  •  экологические операции «Птичий корм», «Родник», «Скворечник»,  «Кормушка»;
  •  трудовые десанты  по  благоустройству территории  школы  и микрорайона;
  •  конкурсы поделок из природных материалов;
  •  конкурсы  и викторины знатоков леса, птиц, лекарственных растений;  
  •  посещение Владимирского планетария;
  •  конкурс рисунков и плакатов;
  •  исследовательская деятельность и др..

Содержание деятельности

Осмысление учащимися себя как части природы, части планеты Земля. Каждый человек, гражданин в ответе не только за себя, свою семью, но и за всю планету.

Планируемые результаты

Результатом деятельности по данному направлению будут следующие качества выпускника:

  • Любознательный,  интересующийся, активно познающий мир.
  • Любящий родной край и свою страну, проявляющий заботу к природе, ведущий активную природоохранную деятельность.
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
  • Имеющий представления об  экокультурных  ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики,  об экологически грамотном взаимодействии человека с природой и способный переводить эти знания в поведенческий опыт.

Предполагаемый результат:

Осознание учащимися своей ответственности за судьбу планеты Земля, активная позиция в борьбе за сохранение природы.

Мониторинг

Тест «Отношение к природе»

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ

Воспитание и социализация младших школьников осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Активное участие в процессах духовно-нравственного развития, воспитания и социализации учащихся на основе национальных ценностей и духовных приоритетов могут принимать традиционные российские религиозные организации.

Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания, форм и методов педагогической работы с традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования.

Повышение педагогической культуры родителей

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей рассматривается как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично как и их дети.

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:

– совместная педагогическая деятельность семьи и школы;

–сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

– педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

– поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

– содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

– опора на положительный опыт семейного воспитания.

Родители принимают деятельное участие в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по воспитанию и социализации младших школьников, в разработке содержания и реализации программ воспитания и социализации обучающихся, оценке эффективности этих программ. Соответственно составной частью содержания деятельности школы по воспитанию и социализации обучающихся является деятельность школы по повышению педагогической культуры родителей. Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях. Содержание плана повышения квалификации родителей отражает содержание основных направлений воспитания и социализации учащихся начальной школы.

Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласованы с планами воспитательной работы школы. Работа с родителями должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней.

В системе повышения педагогической культуры родителей могут быть использованы следующие формы работы: родительское собрание, организационно -деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.

      Программа  воспитания  важна и необходима, так как  только  перспективными, структурированными и взаимосвязанными программными мероприятиями возможно достичь   значительных результатов в плане социализации и благополучия каждого ребёнка, формирования у детей социальных навыков поведения, уверенности в себе, понимания своих и чужих чувств, желаний и мнений.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

• самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

• смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

• морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:

• сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению, ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

• сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий; любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

• сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

• сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

• знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных  проблем; способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

В планируемых результатах, описывающих эту группу, отсутствует блок «Выпускник научится». Это означает, что личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Формирование и достижение указанных выше личностных результатов — задача и ответственность системы образования и образовательного учреждения. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе  мониторинговых исследований, результаты которых являются основанием для принятия управленческих решений при проектировании и реализации региональных программ развития, программ поддержки образовательного процесса, иных программ. К их осуществлению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.

Предметом оценки в этом случае становится не прогресс личностного развития обучающегося, а эффективность воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной системы образования. Это принципиальный момент, отличающий оценку личностных результатов от оценки предметных и метапредметных результатов.

В рамках системы внутренней оценки возможна ограниченная оценка  сформированности  отдельных личностных результатов, полностью отвечающая этическим принципам  охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося. Такая оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся и включает:

• характеристику достижений и положительных качеств обучающегося;

• определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

• систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

№ п/п

Целевой индикатор

Единица измерения

Значение индикатора

1

Микроклимат в классах и в школе.

Коэффициент сплочённости коллектива

2

Удовлетворённость родителей и детей воспитательным процессом.

Проценты  от общего числа воспитанников

3

Уровень воспитанности каждого класса и школы в целом.

Проценты от общего числа  воспитанников

4

Участие воспитанников в массовых мероприятиях школы, города.

Единицы (чел.)

5

Занятие призовых мест в конкурсах, олимпиадах и т. п. воспитательной направленности.

Единицы (чел.)


Диагностика уровня проявления воспитанности учеников______класса.

Учитель___________________   __________________ 20__ год.

Фамилия, имя

I   Отношение к обществу

II    Отношение к умственному труду

III   Отношение к физическому труду

IV   Отношение к людям

V   Отношение к себе

Отношение к родной природе

Забота о своей школе

Познавательная активность

Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

Саморазвитие

Организованность в учении

Инициативность и творчество в труде

Самостоятельность

Бережное отношение к результатам труда

Уважительное отношение к старшим

Дружелюбное отношение к сверстникам

Милосердие

Самообладание и сила воли

Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

Организованность и пунктуальность

Диагностическая программа

изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника

Основные отношения
Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)

I   Отношение к обществу

1. Отношение к родной природе

3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
2 - любит и бережет природу;
1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 - природу не ценит и не бережет.

2. Забота о своей школе

3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 - в делах класса участвует при побуждении;
0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.

II    Отношение к умственному труду

3. Познавательная активность

3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 - сам много читает;
1 - читает при побуждении взрослых, учителей
0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует

4. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 - стремится учиться как можно лучше
1 - учиться при наличии контроля;
0 - плохо учится даже при наличии контроля

5. Саморазвитие

3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 - есть любимое полезное увлечение;
1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
0 - во внеурочной деятельности не участвует.

6. Организованность в учении

3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
0 - на уроках не внимателен, домашнее задания не выполняет

III   Отношение к физическому труду

7. Инициативность и творчество в труде

3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
0 - в полезных делах не участвует,  инициативу и творчество не проявляет.

8. Самостоятельность

3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 - трудится при наличии контроля;
0 - участия в труде не принимает

9. Бережное отношение к результатам труда

3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
2 - бережет личное и общественное имущество;
1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 – не бережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.

IV   Отношение к людям

10. Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.

11. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен

12. Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток

V   Отношение к себе

13.  Самообладание и сила воли

3 - проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;  2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

14. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает

15. Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет

По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл).  Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный лист. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень  нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика:

Невоспитанность (от 0 до 7 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется  под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации  и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности  (от 11 до 15 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 16 до 30 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Высокий уровень воспитанности (от 31 до 45 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.


Сводная таблица результатов рейтинговой оценки качества воспитанности

учеников_____класса.2013/2017 уч. год. Октябрь.

ФАМИЛИЯ, ИМЯ.

СРЕДНИЙ БАЛЛ ПО КАЖДОМУ КРИТЕРИЮ

СРЕДНИЙ

БАЛЛ ПО

ВСЕМ

ПОКАЗАТЕ-ЛЯМ

I   Отношение к обществу

II    Отношение к умственному труду

III   Отношение к физическому труду

IV   Отношение к людям

V   Отношение к себе

-

Средние значения.

ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акутина С. П. О направлениях работы классного руководителя с семьёй// Классный руководитель. № 1. 2007.

2. Вакуленко Ю. А. Семейные праздники в воспитании школьников.- Волгоград:Учитель, 2008.

3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. –Москва: «ВАКО», 2005.

4. Дюкина О. В. Дневник классного руководителя начальной школы.- Москва: «ВАКО», 2005.

5 Жиренко О. Е. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия.- Москва: «ВАКО», 2006

6. Жиренко О. Е. Я- гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию.- Москва: «ВАКО», 2006.

8. Мартынова Я. Ю. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Игры, викторины, классные часы, праздники, материалы для газет, стендов.- Волгоград: Учитель, 2007.

9. Персидская И. В. Классные часы в 1- 4 классах.- Волгоград: Учитель, 2006.

10.        Цветкова И.В. Как составить и реализовать программу воспитания. М., 2003.

11.        Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Пед. Общество Россия, 2001 .

Интернет-ресурсы

http://www.ipkps.bsu.edu.ru

http://school.edu.ru

http://www.edu.ru

http://www.it.ru

http://www.1september.ru

http://www.ug.ru

http://www.edu.yar.ru

http://www.proshkolu.ru


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Примеры диагностических методик изучения детского коллектива

Урок физкультуры

 Учащимся раздаются листы бумаги. На листе бумаги учащиеся должны построить свой класс на уроке физической культуры. Задача состоит в том, что ребята не должны быть выстроены по росту, а по степени значимости каждого ученика в коллективе. Это может выглядеть так:

Учащиеся должны написать в квадратиках имена учащихся класса. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, его включенности в жизнь детского коллектива.

Солнце, тучка, дождик

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

Пьедестал

        Учащимся класса раздают листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

        Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

Дом, в котором я живу

        Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.

Круги на воде

        Ребятам предлагается лист бумаги, на котором нарисовано 5 кругов, один в другом. В каждый круг нужно вписать имена одноклассников по степени значимости для себя. В каждый круг вписывается не более трех имен одноклассников.

Мультфильм о нашем классе

        Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своем классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, лист бумаги (по одному листочку). Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Эта методика интересна тем, что она позволяет получить  много информации о классе.

  1. Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.
  2. Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.
  3. Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной и т.д.)
  4. Какие проблемы поднимает мультфильм.

Социометрия 

Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания.

Задание 1. Ты можешь пригласить с собой в поездку только 5 одноклассников. Кого ты выберешь?

Задание 2. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трём одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.

Задание 3. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии.

Задание 4. Ты победил на выборах, и у тебя есть возможность сформировать свою команду для работы из бывших одноклассников. Их должно быть не более трёх. Кого ты предпочтёшь?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игры, развивающие умения поддерживать дружеские отношения

«Страна Х» (коллективный рисунок)

Цель: Развитие навыков участия в совместной деятельности.

Материалы: Большой лист бумаги, фломастеры, восковые пастели, и т.д. Детям предлагается вместе придумать свою страну, дать ей название и нарисовать. Каждый ребенок рисует на общей картине то, что хочет. Взрослый также может участвовать в коллективном рисовании.

«Нарисуй узор» (картинки-варежки)

Цель: Тренировка умения осуществлять совместную деятельность.

Материалы: Несколько пар вырезанных из бумаги варежек с различными узорами. Количество «половинок» должно быть равно количеству детей в группе.

А) Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги варежка. Каждая из них имеет свою форму и узор. Одинаковых «половинок» - две; они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После этого каждая пара должна, не разговаривая, закончить узор, изображенный на варежках, причем ей дается только один набор карандашей и фломастеров.

Б) Каждой паре детей даются чистые варежки. Они должны договориться, как их украсят. Условие присутствия одного набора карандашей сохраняется.

    После этой игры можно устроить конкурс варежек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся. Проект.

Цель и задачи воспитания и социализации учащихся, ценностные установки, основные направления и содержание....

План реализации программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы.

Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образовани...

Программа воспитания и социализации обучающихся. 1 класс.

Вашему вниманию предлагаю программу воспитания и социализации обучающихся в 1 классе....

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1Г КЛАССА

Материал содержит примерный план воспитательной работы в 1 классе...

Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов

В программе раскрываются цель, задачи, формы,методы, создание условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации обучающихся 1-4 классов....