Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов
методическая разработка на тему

Коновалова Наталья Алексеевна

В программе раскрываются цель, задачи, формы,методы, создание условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации обучающихся 1-4 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Перегребинская средняя общеобразовательная  школа №2»

Рассмотрена                                                                  «Утверждаю»

на заседании                                                                  Директор школы

педагогического совета                                                 ___________  Г.В. Штоль

Протокол №_________

от «___»______2012г.                                                   «___»________2012 года

Программа

воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов

«Мир  детства»

Разработчик Программы:

Коновалова Н.А.-

заместитель директора

по воспитательной работе,

учитель начальных классов

с.Перегребное

2012 год


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование документа

Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов

Наименование образовательного учреждения

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Перегребинская  средняя общеобразовательная школа №2»

Контактные данные образовательного учреждения

628109, ул. Строителей, д.68, с. Перегребное, ХМАО-Югра, Октябрьский район, Тюменская обл.,

Тел/факс: (34678)68-446, тел. 68-472  E-mail: peregsch2@oktregion.ru

Цель программы

Создание условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации обучающихся 1-4 классов.

Задачи Программы

  1. способствовать формированию основ культуры общения, нравственных смыслов, навыков здорового образа жизни, гражданско-патриотических качеств;
  2. способствовать воспитанию умения ориентироваться в социальной, культурной жизни общества;
  3. способствовать развитию социального партнерства классных коллективов с субъектами  в решении задач воспитания детей;
  4. способствовать эффективному взаимодействию семьи, школы и общественности;
  5. обеспечить преемственность воспитания  дошкольного, начального  и среднего школьного образования;
  6. способствовать формированию уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.

Разработчик Программы

Заместитель директора по воспитательной работе – Коновалова Наталья Алексеевна

Учредители Программы

Администрация муниципального казенного  общеобразовательного учреждения «Перегребинская  средняя общеобразовательная школа №2»

Вид Программы

Комплексная

Ожидаемые результаты

  1. У учащихся сформированы основы культуры общения,  знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества;
  2. у большинства детей сформированы  умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума;
  3. достигнуто взаимодействие  классных коллективов  с субъектами образовательного процесса в решении задач воспитания детей;
  4. достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью, позитивная динамика посещаемости родительских собраний;
  5. обеспечена успешная адаптация школьников при переходе в начальное, среднее звенья;
  6.   у большинства учащихся сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.

Сроки реализации

5 лет

Источники финансирования Программы

Бюджет образовательного учреждения, спонсорская помощь

Законодательная база для разработки Программы

  • Конституция Российской Федерации
  • Конвенция о правах ребёнка
  • Семейный кодекс РФ
  • Федеральный государственный стандарт общего образования
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.- 24с.- (Стандарты второго поколения)
  • Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО
  • Закон РФ «Об образовании».
  • Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» .
  • Законы ХМАО: «Об основах системы образования в Ханты-Мансийском автономном округе», «О дополнительных гарантиях по социально-экономической поддержке учащихся, студенческой молодежи».
  • Постановления, Распоряжения Губернатора, Правительства ХМАО: «О дополнительных мерах по улучшению условий жизни, развитию и воспитанию детей», «О спортивно-оздоровительной программе для детей ХМАО «Губернаторские состязания», «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве ХМАО»,  «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей» и др.
  • Окружная программа «Дети Югры»,
  • Концепция развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
  •   Целевая  программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы»
  • Нормативно-правовые акты Департамента образования и науки округа
  • Устав школы.
  • Программа развития муниципального казенного  общеобразовательного учреждения ««Перегребинская  средняя общеобразовательная школа №2»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В Федеральном государственном стандарте общего образования (далее — Стандарт) развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании».

Воспитание и социализация, согласно Стандарту, Концепции развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы развития  и воспитания учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Воспитание детей в образовательных учреждениях автономного округа должно быть основано на приоритете права и свободы человека, гражданского мира и согласия, почитания памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождения, сохранения и неуклонного развития духовных, культурных и интернациональных традиций; стремлении обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Воспитание - это педагогически организованный и целенаправленный процесс развития личности, процесс освоения и принятия ею ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

Согласно Распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года» приоритетными направлениями в области воспитания были определены:

-духовно - нравственное воспитание учащихся;

-гражданско-патриотическое воспитание;

-воспитание здорового образа жизни обучающихся;

-правовое воспитание.

Через:

-расширение государственно-общественного управления образованием, деятельность органов ученического самоуправления;

-работу с родителями и социальными партнерами;

-интеграцию дополнительного и общего образования

-повышение роли классного руководителя в организации воспитательного процесса;

-внедрение новых педагогических технологий в воспитательный процесс;

-участие в конкурсах, в целях обеспечения функционирования образовательного учреждения в режиме развития.

В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе

Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства

РАЗДЕЛ I.  КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

  1. Цель: создание условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации обучающихся 1-4 классов
  2. Задачи:
  1. способствовать формированию основ культуры общения, нравственных смыслов, навыков здорового образа жизни, гражданско-патриотических качеств;
  2. способствовать воспитанию умения ориентироваться в социальной, культурной жизни общества;
  3. способствовать развитию социального партнерства классных коллективов с субъектами в решении задач воспитания детей;
  4. способствовать эффективному взаимодействию семьи, школы и общественности;
  5. обеспечить преемственность воспитания  дошкольного, начального  и среднего школьного образования;
  6. способствовать формированию уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.

  1. Принципы реализации

Реализация целей и задач возможна при соблюдении следующих принципов:

Принцип целостности, обеспечивающий системность, преемственность воспитания, взаимосвязанность всех его компонентов: целей, содержания, воспитывающей и организационной деятельности, результатов воспитания.

Принцип гуманистической направленности воспитания - отношение педагога к воспитанникам  как к  ответственным  субъектам  собственного развития, оказание психолого-педагогической помощи детям.

Принцип природосообразности воспитания - научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов; воспитание обучающихся сообразно полу и возрасту, формирование ответственности за экологические последствия своих действий и поведения.

Принцип культуросообразности, основывающийся на общечеловеческих ценностях, ценностях и нормах общенациональной и этнических культур и региональных традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям; построение воспитательного процесса в соответствии с поликультурностью и многоукладностью жизни округа.

Принцип личностно-значимой деятельности, предполагающий участие детей в различных формах деятельности в соответствии с личностными смыслами, жизненными установками обучающихся.

Принцип воспитания в коллективе- воспитание, осуществляемое в детско-взрослых общностях различного типа, дающее растущему человеку положительный опыт социальной жизни

Принцип преемственности в воспитании- непрерывность процесса воспитания (как на уровне поколений, так и на уровне системы образования), необходимость личностного присвоения воспитанниками культурно-исторических российских ценностей и традиций.

  1. Ожидаемые результаты:

  1. у учащихся сформированы основы культуры общения,  знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества;
  2. у большинства детей сформированы  умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума;
  3. обеспечена успешная адаптация школьников при переходе в начальное, среднее звенья;
  4.   у большинства обучающихся сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям;
  5. достигнуто взаимодействие  классных коллективов  с субъектами образовательного процесса в решении задач воспитания детей;
  6. достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью,   позитивная динамика посещаемости родительских собраний.

РАЗДЕЛ II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

          Предлагаемая программа  нацелена  на комплексное решение вопросов по организации воспитательной работы у обучающихся 1-4 классов.

          Программа   «Калейдоскоп детства»  действует в течение четырех лет. Задачи, которые необходимо решать в ходе работы, включают различные направления деятельности и соответствующие мероприятия. Реализация данной программы позволяет сформировать основы культуры общения,  знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества. Исходя из принципов программы, комплекс  мероприятий  дифференцирован с учетом личностного подхода.

2.1. В рамках реализации Программы используются следующие формы работы:

  • беседы;
  • тематические классные часы;
  • круглые столы;
  • экскурсии;
  • индивидуальные консультации для детей и родителей;
  • групповые занятия с родителями и детьми;
  • формы досуговой деятельности (конкурсы рисунков, газет, традиционные общешкольные мероприятия, спортивно – оздоровительные мероприятия, семейные праздники);
  • имитационные игры, которые имитируют реальные социальные отношения;
  • тренинги для детей, тренинги для родителей;
  • групповые занятия;
  •  ролевые игры;
  • практикумы;
  • лекции информационно-просветительские  для родителей;
  • анкетирование  обучающихся,  родителей;
  • индивидуальные и семейные  консультации по запросам;
  • юридические консультации в целях социально-правовой помощи;
  • консультации, лекции, тренинги, семинары;
  • социальный патронаж.

2.2.В рамках реализации Программы используются следующие методы работы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • проблемно-поисковые.

2.3. Основные направления реализации программы определяются ее целями и задачами и включают в себя:

  1. духовно – нравственное воспитание;
  2. гражданско-патриотическое воспитание;
  3. спортивно-оздоровительное воспитание;
  4. экологическое воспитание;
  5. трудовое воспитание;
  6. профессиональная ориентация;
  7. работа с родителями.

2.3.1. Духовно-нравственное воспитание.

Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся знаний  этических норм и правил поведения, нравственных качеств, и воспитания толерантности.

Задачи воспитательной работы:

  1. сформировать у обучающихся первоначальные представления о нравственных ценностях,
  2. сформировать у обучающихся знания о культуре речи, о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
  3. сформировать у обучающихся уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим, бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  4. способствовать формированию у обучающихся уважительного отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.

2.3.2. Гражданско-патриотическое воспитание.

Цель воспитательной работы: создание условий для воспитания у обучающихся основ гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи воспитательной работы:

  1. сформировать у обучающихся знания о символах государства – флаге, гербе, России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  2. способствовать формированию у обучающихся элементарных представлений о политическом устройстве российского государства, о его важнейших законах; о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  3. дать элементарные представления обучающимся о правах и обязанностях гражданина России;
  4. способствовать формированию у обучающихся любви к школе, своему селу, уважения к защитникам Родины.

2.3.3.Спортивно-оздоровительное воспитание.

Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся  ценностного отношения к здоровью и потребности к здоровому образу жизни.

Задачи воспитательной работы:

  1. формировать у обучающихся ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  2. формировать у обучающихся знания санитарно-гигиенических правил, понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека
  3. способствовать соблюдению обучающимися здоровьесберегающего режима дня;
  4. вовлечь максимальное количество обучающихся 1-4 классов в спортивные соревнования;
  5. формировать у обучающихся первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

2.3.4.Экологическое воспитание

Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся  ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Задачи воспитательной работы:

  1. способствовать развитию у обучающихся интереса к природе, природным явлениям и понимания активной роли человека в природе;
  2. формировать у обучающихся ценностное отношение к природе, элементарный опыт природоохранительной деятельности.

2.3.5. Трудовое воспитание

Цель воспитательной работы: создание условий для формирования у обучающихся  трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, основ знаний о профессиях.

Задачи воспитательной работы:

  1. формировать у обучающихся элементарные представления о роли знаний, науки в жизни человека, ценностное отношение к учебе, как виду трудовой деятельности;
  2. формировать  у обучающихся уважение к труду и творчеству старших и сверстников, бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей;
  3. способствовать формированию у обучающихся первоначальных  навыков коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
  4. способствовать формированию у обучающихся умений проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
  5. сформировать у обучающихся элементарные представления об основных профессиях.

  1. Работа с родителями

Цель воспитательной работы: создание условий для эффективного взаимодействия педагогов школы с родителями.

Задачи воспитательной работы:

  1. привлечь родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности школы;
  2. способствовать повышению педагогической культуры родителей.


ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Мероприятие

Цели

Сроки

исполнения

Ожидаемый результат

Духовно-нравственное воспитание

День знаний. Праздник 1-го звонка.

Создание условий для формирования у обучающихся правил поведения в школе, на уроке.

Сентябрь

Ежегодно в течение реализации программы

Будут разработаны сценарий торжественной линейки, планы-конспекты классных часов, памятки для учащихся, для родителей.

Будьте добрыми и человечными (День пожилого человека)

Создание условий для формирования у обучающихся заботливого отношения к пожилому человеку.

Октябрь

Ежегодно в течение реализации программы

Проявление  обучающимися заботливого отношения к пожилым  людям.

День Матери

Создание условий для формирования у обучающихся  заботливого отношения к матери.

Ноябрь

Ежегодно в течение реализации программы

Проявление  обучающимися заботливого отношения к мамам, проявление  творческих способностей.

Приключения у новогодней елки» - утренник

Создание условий для формирования у обучающихся правил и культуры поведения при проведении массовых мероприятий.

Декабрь

Ежегодно в течение реализации программы

Проявление учащимися  культуры поведения на новогоднем утреннике

Фестиваль народов Югры.

Создание условий для формирования у обучающихся знаний о культуре народов Югры, и  воспитания толерантного отношения.

Январь

Ежегодно в течение реализации программы

Обучающиеся ознакомлены с культурой народов Югры

Масленица «Где тепло там и добро»

Создание условий для формирования у обучающихся правил поведения при проведении массовых мероприятий, ценностного отношения к народным традициям.

Февраль

Ежегодно в течение реализации программы

Обучающиеся ознакомлены с народными традициями и проявили культуру поведения на празднике.

Праздничная программа, посвященная 8 Марта

Создание условий для формирования у обучающихся  заботливого отношения к матери, бабушке, сестре, девочке.

Март

Ежегодно в течение реализации программы

Проявление  обучающимися заботливого отношения к мамам, бабушке, сестре, девочке проявление  творческих способностей.

Праздник Букваря «Букварь наш добрый друг»

Создание условий для формирования у обучающихся знаний  этических норм и правил поведения, нравственных качеств.

Апрель

Ежегодно в течение реализации программы

Обучающиеся проявили навыки социального поведения.

Гражданско-патриотическое воспитание.

Посвящение в первоклассники «Путь в школьную страну»

Создание условий для формирования любви к школе, осознание социального статуса школьника.

Октябрь

Ежегодно в течение реализации программы

Большинство первоклассников успешно прошли адаптацию.

День народного единства

Создание условий для формирования знаний о национальных героях и важнейших событиях истории России;  

Ноябрь

Ежегодно в течение реализации программы

Сформированы знания о национальных героях Отечества и об истории возникновения праздника День народного единства.

КТД «Моя Югра – моя родина»

Сформировать у обучающихся первоначальные знания о символике ХМАО-Югры, истории округа, коренных жителях, их традициях, образе жизни, о местных поэтах, природе родного края.

Декабрь

Ежегодно в течение реализации программы

Обучающиеся узнали произведения местных поэтов, познакомились с их биографией, получили первоначальные знания из истории округа, об образе жизни и традициях коренных жителей ХМАО, о природе родного края.

День Конституции

Дать элементарные представления  обучающимся о правах и обязанностях гражданина России, о политическом устройстве российского государства, о его важнейших законах;

Декабрь

Ежегодно в течение реализации программы

У большинства обучающихся сформированы представления о правах и обязанностях гражданина России, о политическом устройстве российского государства, о существовании важнейших законах;

КТД «Мы защитники Отечества».

Способствовать формированию у обучающихся уважения к защитникам Родины.

Февраль

Ежегодно в течение реализации программы

У большинства обучающихся сформированы уважения к защитникам Родины.

Урок Гагарина

Способствовать формированию гордости за свою Родину, за героев своего Отечества.

Апрель

Ежегодно в течение реализации программы

У большинства обучающихся сформированы гордость за свою Родину, за героев своего Отечества.

КТД «Никто не забыт, ничто не забыто»

Способствовать формированию патриотических качеств.

Май

Ежегодно в течение реализации программы

У большинства обучающихся сформированы любовь к Родине, гордость за героев Отечества, уважение к памяти павших в годы Великой Отечественной войны.

Спортивно-оздоровительное воспитание

День Здоровья

Способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни.

Сентябрь,

Апрель ежегодно в течение реализации программы

Обучающиеся приобретут потребность в  здоровом образе жизни.

КТД «Здоровому все здорово»

Формировать у обучающихся знания санитарно-гигиенических правил, понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека.

Сентябрь

Ежегодно в течение реализации программы

Реализован план КТД, в достаточной мере сформированы у обучающихся знания санитарно-гигиенических правил, понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека

Акция «Мы выбираем будущее»

Способствовать формированию потребности в здоровом образе жизни.

Октябрь

Ежегодно в течение реализации программы

Большинство обучающиеся приобретут потребность в  здоровом образе жизни, разработаны буклеты и памятки, призывающие к здоровому образу жизни.

Акция «Спорт против наркотиков»

Формирование  у обучающихся  ценностного отношения к здоровью.

Ноябрь

Ежегодно в течение реализации программы

У большинства  обучающихся  сформировано ценностное отношение к здоровью.

Лыжные гонки «Стартуют все!»

Формирование  у обучающихся понимания важности физической культуры и спорта для здоровья человека,  максимальное вовлечение  обучающихся в спортивные соревнования.

Февраль

Ежегодно в течение реализации программы

Обучающиеся получили положительные эмоции, заряд энергии, бодрости, максимально вовлечены в спортивные соревнования, сформировано понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека.  

Губернаторские состязания

Формирование  у обучающихся понимания  важности физической культуры и спорта для здоровья человека.

Март

Ежегодно в течение реализации программы

Выявлены лучшие результаты у обучающихся по физическим показателям. Сформировано  у обучающихся понимание  важности физической культуры и спорта для здоровья человека

Акция «За здоровый образ жизни»

Способствовать соблюдению обучающимися здоровьесберегающего режима дня; формировать у обучающихся первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Апрель

Ежегодно в течение реализации программы

большинство  обучающихся  соблюдают здоровьесберегающий  режим дня, изготовлены и распространены буклеты о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Спортивный праздник в День семьи «Неразлучные друзья – взрослые и дети».

Способствовать сплочению классного коллектива, формированию  у обучающихся  ценностного  отношения к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;

Май

Ежегодно в течение реализации программы

Достигнут достаточный уровень  сплочения классного коллектива,  сформировано положительное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников, организован совместный досуг  с родителями.

Экологическое воспитание

Акция «Росток»

Благоустройство пришкольной территории

Октябрь, март Ежегодно в течение реализации программы

Благоустроена пришкольная территория.

КТД «День Земли»

Способствовать развитию у обучающихся интереса к природе, природным явлениям и понимания активной роли человека в природе;

Апрель

Ежегодно в течение реализации программы

Реализован план мероприятий КТД,  сформированы  у обучающихся интерес  к природе, природным явлениям и понимание  активной роли человека в природе.

Акция «Экология и мы» («Спасти и сохранить!»

Формировать у обучающихся ценностное отношение к природе, элементарный опыт природоохранной деятельности.

Май

Ежегодно в течение реализации программы

Реализован план мероприятий Акции, выпущены газеты, организованна фотовыставка, подготовлен видеоотчет. Сформировано у обучающихся ценностное отношение к природе, приобретен элементарный опыт природоохранной деятельности.

Трудовое воспитание

Трудовой десант по благоустройству территории школы (акция «Чистый класс, уютная школа, цветущий двор»).

Благоустройство школьной территории, способствовать формированию у обучающихся первоначальных  навыков коллективной работы

Сентябрь май Ежегодно в течение реализации программы

Очищена школьная территория, у большинства обучающихся сформированы первоначальные  навыки  коллективной работы.

Операция «Милосердие»

Оказание посильной помощи людям пожилого возраста, инвалидам.

Ноябрь

Ежегодно в течение реализации программы

Оказана  посильная  помощь людям пожилого возраста, инвалидам.

Мастерская Деда Мороза

Способствовать формированию у обучающихся умений проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении трудовых заданий.

Декабрь

Ежегодно в течение реализации программы

У большинства  обучающихся  сформировано умение настойчиво выполнять трудовые задания, построен ледовый городок, изготовлены новогодние игрушки, поделки.

КТД «Профи».

Сформировать у обучающихся элементарные представления об основных профессиях.

Март

Ежегодно в течение реализации программы

У большинства  обучающихся  сформированы элементарные представления об основных профессиях.

Организация дежурства в классе

Создание условий для формирования у обучающихся  сознательного отношения к труду  и первоначальных  навыков самоуправления.

Постоянно в период реализации программы

У большинства  обучающихся  сформированы  сознательное  отношение к труду и первоначальные  навыки самоуправления.

Работа с родителями

Организация работы классных родительских  комитетов

Создание  условий  для эффективной работы классных родительских  комитетов.

Постоянно в период реализации программы

Созданы эффективно работающие  классные родительские  комитеты.  

Уточнение банка данных  семей.

Создание  условий для формирования банка данных семей (паспорт класса)

Сентябрь

Ежегодно в течение реализации программы

Создан банк данных  семей.

День семьи

Привлечение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности школы;

Май

Ежегодно в течение реализации программы

Большинство родителей участвуют в совместных мероприятиях, посещают открытые уроки.

Проведение педагогического всеобуча.

Способствовать повышению педагогической культуры родителей.

Постоянно в период реализации программы

Родители получили знания о воспитании детей, памятки, буклеты.

Классные  родительские собрания

Способствовать повышению педагогической культуры родителей

1 раз в четверть в течение реализации программы

Родители получили знания о воспитании детей, памятки, буклеты, реальное повышение педагогической культуры

Общешкольные  родительские собрания

Способствовать повышению педагогической культуры родителей

1 раз в четверть в течение реализации программы

Родители получили знания о воспитании детей, памятки, буклеты, реальное повышение педагогической культуры

Работа клуба родительских встреч

Создание  условий для сплочения взросло-детского коллектива.

В течение года в период реализации программы

Положительная динамика посещений родителями клуба родительских встреч. педагогической культуры

Выявление семей, нуждающихся в психологической и социальной поддержке.

Выявить семьи, нуждающиеся в психологической и социальной поддержке.

В течение года в период реализации программы

Выявлены семьи, нуждающиеся в психологической и социальной поддержке.

Работа родительского патруля

Совместное решение проблем, способствующих правонарушениям и антиобщественному поведению

В течение года в период реализации программы

Организована работа родительского патруля, позитивная динамика в статистике правонарушений

Индивидуальные консультации с родителями.

Создание  условий для оказания консультативной помощи родителям в решении проблемы.

В течение года в период реализации программы

Организована консультативная помощь в решении проблем.

Привлечение родителей к проведению классных и общешкольных мероприятий.

Привлечение родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности школы;

В течение года в период реализации программы

Большинство родителей участвуют в совместных мероприятиях, посещают открытые уроки.


РАЗДЕЛ  III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Этапы и сроки реализации Программы

  1. Подготовительный этап – август (ежегодно)

Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по разработке и утверждению данной программы;
  • подготовка методического материала для проведения мероприятий;
  •  работа с кадрами составлению необходимой документации, форм планирования
  •  проведение психодиагностической работы.
  • запуск программы «Калейдоскоп детства»;

  1. Основной этап –  сентябрь. – май (ежегодно)
  • реализация программы;
  • вовлечение детей в различные виды коллективно - творческих дел;
  • формирование инициативных групп, корректировка годового общешкольного плана работы.

  1. Заключительный этап – июнь (ежегодно)

Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов в соответствии с заявленными целями, задачами и разработанными планами;
  • выработка перспектив деятельности;
  • психолого-социально-педагогический анализ результатов: анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по итогам реализации программы.

Программа реализуется на первой ступени школы.

 

  1. Условия реализации Программы
  1. Кадровое обеспечение
  • Заместитель директора по ВР;
  • педагог-организатор;
  • педагог психолог;
  • социальный педагог;
  • классные  руководители;
  • преподаватель-организатор ОБЖ;
  • учителя физического воспитания;
  • педагоги  дополнительного образования;
  • библиотекарь.

3.2.2. Организационное обеспечение

Управление Программой

В процессе управления Программой  осуществляется взаимодействие администрации, педагогов, школы.


Взаимодействие в реализации  Программы

В реализации Программы  осуществляется  творческое взаимодействие администрации, педагогов школы, обучающихся, родителей, учреждений дополнительного образования, органов профилактики, общественности.

3.2.3. Научно-методическое обеспечение

Настоящая Программа разработана в соответствии  с нормативно - правовыми документами:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Конвенция о правах ребёнка
  3. Семейный кодекс РФ
  4. Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС)
  5. . Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2011.- 24 с.(Стандарты второго поколения)
  6. Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО
  7. Закон РФ «Об образовании».
  8. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» .
  9. Законы ХМАО: «Об основах системы образования вХанты-Мансийском автономном округе», «О дополнительных гарантиях по социально-экономической поддержке учащихся, студенческой молодежи».
  10. Постановления, Распоряжения Губернатора, Правительства ХМАО: «О дополнительных мерах по улучшению условий жизни, развитию и воспитанию детей», «О спортивно-оздоровительной программе для детей ХМАО «Губернаторские состязания», «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве ХМАО»,  «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей» и др.
  11. Окружная программа «Дети Югры»,
  12.  Концепция развития воспитания в системе общего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
  13.  Целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы»
  14. Нормативно-правовые акты Департамента образования и науки округа
  15. Устав школы.
  16. Программа развития муниципального казенного  общеобразовательного учреждения «Перегребинская  средняя общеобразовательная школа №2»
  17. Положение об Управляющем совете школы.
  18. Положение о родительском патруле.
  19. Положение о классном родительском комитете.
  20. Положение о классном руководителе.

  1. Материально – техническое обеспечение

Для реализации Программы воспитания и социализации обучающихся

1-4 классов в образовательном учреждении имеется :

  • библиотека;
  • музыкальный зал;
  • кабинет БОС-здоровье;
  • актовый зал;
  • медицинский кабинет;
  • столовая;
  • домашний кинотеатр;
  • компьютерный класс;
  • спортивный зал: канат, «шведская стенка», тренажер, обручи, лыжи, скакалки, мячи, маты, воротца для подлезания и прыжков.
  •  игровое оборудование настольные игры: «Хоккей», «Морской бой», «В мире загадок», «Мир зверей и птиц», «Футбол», «Шахматы, шашки, нарды, домино», «Зообильярд», конструкторы, пазлы, мозаика, кольцеброс, дартц, набор для большого тенниса, мячи, скакалки, обручи, бадминтон.

3.2.5. Информационные ресурсы

  • Информационная база школы оснащена: электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет.
  • Творческой группой разработан и введен в действие школьный сайт.
  • Нормативно-правовое (издание сборника материалов, содержащего нормативные документы по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, защите прав несовершеннолетних).
  • Программно-методическое (методические материалы и рекомендации).

3.2.6.Финансовое обеспечение

Реализация данной Программы предполагает использование средств бюджета образовательного учреждения и привлечение спонсорских средств.


РАЗДЕЛ IV. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ  ПРОГРАММЫ

4.1. Планируемые результаты

Для оценки эффективности результатов реализации программы  «Калейдоскоп детства» для обучающихся 1-4 классов определены следующие качественные и количественные показатели:

Планируемые результаты

Качественные изменения

Количественные изменения

У учащихся сформированы основы культуры общения,  знания нравственных норм, навыки здорового образа жизни, гражданско-патриотические качества;

80% обучающихся  на достаточно высоком уровне сформированы основы культуры общения и навыки здорового образа жизни,

Не менее 50% обучающихся  соблюдают правила поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

Не менее 60% обучающихся проявляют уважительное отношение к родителям, к старшим, к сверстникам и младшим, бережно ко всему живому;

Повысился уровень воспитанности  на 10%:

Снижен процент заболеваемости обучающихся на 2%.

У большинства детей сформированы умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума.

Не менее 50% обучающихся проявляют умения ориентироваться в социальной и культурной жизни социума.

Реализованы 100% мероприятий, направленных на формирование умения ориентироваться в социальной, культурной жизни социума.

Достигнуто взаимодействие  классных коллективов  с субъектами образовательного процесса в решении задач воспитания детей;

Повышение удовлетворенности родителей  и педагогов воспитательным процессом и его результатами.

Увеличение на 10%, количества мероприятий по проблемам воспитания детей с участием родителей, специалистов школы

Достигнуто эффективное взаимодействие с общественностью,   позитивная динамика посещаемости родительских собраний

Повышение педагогической культуры родителей, активное участие представителей общественности в мероприятиях школы .

Позитивная динамика посещения родителями родительских собраний, клуба родительских встреч, увеличение количества мероприятий по проблемам семейного воспитания с участием представителей общественности.

Обеспечена успешная адаптация школьников при переходе в начальное, среднее звенья

80% обучающихся успешно  адаптированы  в новых условиях обучения, 20% обучающихся имеют  достаточный уровень школьной адаптации.  

Отсутствие обучающихся с низким уровнем  школьной адаптации  

У большинства учащихся сформировано уважительное отношения к людям другой национальности, их культуре, национальным традициям.

Проявление уважения к людям другой национальности (на высоком уровне у 80% обучающихся, на достаточном уровне у 20% обучающихся)

Положительная динамика уровня толерантности у обучающихся.

4.2. Контроль за реализацией Программы

Оценка эффективности реализации Программы «Калейдоскоп детства» для обучающихся 1 – 4 классов осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность процесса воспитания, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

4.3. Критериями оценки эффективности реализации программы являются:

  • количественные и качественные показатели вовлеченности детей в разнообразные виды деятельности, количественные и качественные показатели проведенных дел;
  • динамика развития  способностей и личностных качеств обучающихся;
  • результаты творческой деятельности (поделки, рисунки, листовки, плакаты, сценарии, концертные и театральные постановки, творческие,  исследовательские проекты и др.);
  • личностные  достижения детей, выраженные в новых знаниях, умениях, навыках, победах в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, умении конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • наличие фото, видеоматериалов;
  • наличие законов, традиций;
  • наличие методических материалов педагогов;
  • удовлетворённость детей, родителей организацией работы школы.

4.4. Орган, осуществляющий контроль

Управляющий совет школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барышников, Е. Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения [Текст] : Учебно-методическое пособие/ Е.Н. Барышников. - СПб.: СПбАППО, 2005. - 242с.
  2. Барышников, Е.Н. Актуальные задачи воспитания в социально-культурном пространстве Санкт-Петербурга [Текст]/ Е.Н. Барышников //Социальная педагогика. Журнал для социальных работников и педагогов. - 2006. - №2. – С.36 – 38.
  3. Козлова, Г.В. Диагностика воспитательного процесса [Текст]/ Г.В. Козлова //Научно-методический журнал. Классный руководитель. – 2000. - №4. – С.73 – 106.
  4. Козлова, Г.В. Программа воспитательной работы [Текст]/ Г.В. Козлова //Научно-методический журнал. Классный руководитель. – 2000. - №4. – С.19 – 31.
  5. Нечаев, М.П. Управление воспитательным процессом в классе. [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов / М.П. Нечаев. – М.: «% за знания», 2006. – 176 с.
  6. Олиференко, Л.Я. Работа классного руководителя в системе воспитания школьника [Текст]/ Л.Я. Олиференко, М.И. Мухин //Справочник классного руководителя. – 2007. - №1. – С.74 – 79.
  7. Сибирцова, Г.И. Настольная книга заместителя директора по воспитательной работе [Текст]/ Г.И. Сибирцова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 384с.
  8. Степанов, Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе [Текст]: Методическое пособие/ Е.Н. Степанов. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.
  9. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания [Текст]/ Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
  10. Стрекозова, З.М. Создание и развитие воспитательной среды [Текст]/З.М. Стрекозова, О.С. Казаева //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №3. – С.24 – 37.
  11. Хиврич, Е.В. План воспитательной работы класса [Текст]/Е.В. Хиврич //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №1. – С.19 – 24.
  12. Хиврич, Е.В. Программа воспитательной работы [Текст]/Е.В. Хиврич //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №1. – С.49 – 60.
  13. Шишов, А.Н. Совершенствование планирования воспитательной работы в школе [Текст] / А.Н. Шишов//Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2007. - №3. – С.122 – 139.
  14. Григорьев Д.В., Степанов В.П. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение,2010.-223с.- (Стандарты второго поколения).
  15. Рожков М.И.,Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2001.
  16.  Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в современной школе: от коллективизма к взаимодействию: Учебно- методическое пособие для учителей и классных руководителей. - Воронеж, ЧП Лакоцение С. С. - 2006.
  17. . Газман О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХ1 в. -//Классный руководитель -2000 -№ 3. С. 6 - 33.
  18.  Губаревич Н. Я., Меликова А. Е. Школа социальной защиты-//Открытая школа. 2000,№ 2. С. 19 - 23.
  19. Поляков С. Д. Технология КТД-//Классный руководитель
  20. Волкова Л.М. Гражданская культура школьника: классные часы и родительские собрания. - Минск. 2001.
  21. Пономарева М.В. «Система воспитания толерантности в школе» - 2011.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика Л.М. Фридмана «Наши отношения»

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения.

Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности) может быть предложена серия утверждений:

Наш класс очень дружный и сплоченный.

Наш класс дружный.

В нашем классе не бывает ссор, но каждый существует сам по себе.

В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):

В нашем классе принято помогать другим без напоминания.

В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

В нашем классе не принято помогать друг другу.

В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Обработка и интерпретация результатов.

Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосферы в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении»

Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

Ход проведения.

Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4-совершенно согласен;

3-согласен;

2-трудно сказать;

1-не согласен;

0-совершенно не согласен.

1. Я удовлетворен(а) своей учебной нагрузкой,

2. Меня устраивает составленное расписание уроков,

3. Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально,

4. Меня устраивает работа кафедры (методического объединения) и мое участие в ней

5. У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности,

6. Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать, -

7. Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы,

8. Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск,

9. У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения,

10. Я ощущаю в работе поддержку своих коллег,

11. Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы,

12. Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации,

13. Я комфортно чувствую себя в среде учащихся,

14. Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету,

15. В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся,

16. Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования,

17. Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем,

18. Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в школе,

19. На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства, 20. Я доволен размером заработной платы и своевременностью ее выплаты,

Обработка полученных результатов.

 Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное отделения общей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количество ответов. Принято считать, если коэффициент (У) равен или больше трех, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше двух, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности; если же данный коэффициент меньше двух, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как:

  • организация труда (утверждения 1-4);
  • возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (утверждения 5-8);
  • отношениями с учителями и администрацией учебного заведения (утверждения 9-12);
  • отношения с учащимися и их родителями (утверждения 13-16);
  • обеспечение деятельности педагога (утверждения 17-20).

Коэффициент удовлетворенности педагогов перечисленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью тех же вычислительных операций, но подсчитывается сумма баллов и количество ответов лишь по тем утверждениям, которые соответствуют изучаемому аспекту.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения.

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4- совершенно согласен;

3- согласен;

2- трудно сказать;

1- не согласен;

  1. совершенно не согласен.
  2. Я иду утром в школу с радостью.
  3. В школе у меня обычно хорошее настроение.
  4. В нашем классе хороший классный руководитель.
  5. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помо щью в трудной жизненной ситуации.
  6. У меня есть любимый учитель.
  7. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.
  8. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
  9. У меня есть любимые школьные предметы.
  10. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
  11. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью «У» является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если «У» больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же «У» больше 2, но меньше 3 или «У» меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Методика Е.Н. Степановым «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения»

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход проведения.

На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4- совершенно согласен;

3- согласен;

2- трудно сказать;

1- не согласен;

0- совершенно не согласен.

Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

4  3  2  1  0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

4  3  2  1  0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4  3  2  1  0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

4  3  2  1  0

В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

4  3  2  1  0

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

4  3  2  1  0

Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

4  3  2  1  0

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

4  3  2  1  0

В школе проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребенку.

4  3  2  1  0

В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

4  3  2  1  0

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

4  3  2  1  0

В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

4  3  2  1  0

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

4  3  2  1  0

Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

4  3  2  1  0

Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

4  3  2  1  0

Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой школы «У» определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент «У» равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент «У» меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»

Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся.

Ход проведения.

Учащимся предлагается выполнить следующую инструкцию: "Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак "+", если отрицательный, то "-". Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро".

Перечень вопросов:

1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

2. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от своих намерений?

5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнить сегодня?

7. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?

10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?

16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Лист ответов

1           6---------11----------16

2--------7---------12----------17

3--------8---------13----------18

4--------9---------14----------19

5 -------10--------15----------20

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19 и отрицательных ответов на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

  •  низкий уровень - 0,1 - 0,45;
  • ниже среднего - 0,46 - 0,55;
  • средний уровень - 0,56 - 0,65;
  •  выше среднего - 0,66 - 0,75;
  • высокий уровень - 0,76 - 1.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Методика М.И. Рожкова .для изучения социализированности личности учащихся. Определение уровня толерантности.

Цель методики: выявить уровень социальной адаптации, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Просим Вас оценить данные суждения по пятибалльной шкале.

Если данное суждение по пятибалльной шкале.

Если данное суждение полностью совпадает с Вашим поведение и вы согласны с ним, то оцениваете его баллом – 4.

Если Вы поступаете так почти всегда, поставьте оценку 3.

Если Вы поступаете так иногда, оцените себя 2 баллами.

Если Вы очень редко поступаете так, оцените 1 баллом.

0 баллов ставится в том случае, если вы не поступаете так иногда.

4б. – всегда.

3б. – почти всегда.

2б. – иногда.

1б. – редко.

0б. – никогда.

Укажите пол

Показатель

Суждение

Балл 01234

Самовоспитание

1.Стараюсь следить за своим внешним видом.

2 Я управляю собой, своим поведением, эмоциями.

3. Стараюсь быть терпимым к взглядам и мнениям других.

4. Умею организовывать свое время:

смотрю фильмы, передачи, участвую в беседах, заставляющих задумываться о смысле жизни.

Отношение к здоровью

5 Соблюдаю правила личной гигиены.

6.Стараюсь отказаться от вредных привычек.

7.Стараюсь заниматься спортом для укрепления здоровья (секции, группы, самоподготовка и т.п.).

8.Стараюсь правильно и регулярно питаться.

9.Соблюдаю режим дня.

Патриотизм

10.С уважением отношусь к государственной символике.

11.Я бережно отношусь к традициям и истории своего народа.

12.Я чувствую потребность в служении Отечеству и народу.

13. Я осознаю гражданские права и обязанности.

14. Терпимо отношусь к людям другой национальности.

Отношение к искусству

15.Стараюсь в свободное время посещать культурные центры (театры, музеи, выставки, библиотеки и т.д.).

16.Умею находить прекрасное в жизни.

17.Читаю произведения классиков русской и зарубежной литературы (помимо школьной программы).

18.Интересуюсь событиями, происходящими в культурной жизни.

19.Занимаюсь художественным или прикладным творчеством

Отношение к природе

20.Бережно отношусь к растительному миру.

21.Бережно отношусь к животному миру.

22. Стараюсь сохранять природу.

23. Помогаю природе (сажаю деревья, ухаживаю за животными и т.д.).

24.Привлекаю к сохранению природы (родных, друзей и др.)

Адаптированность

25.Прислушиваюсь к мнению старших.

26.Стремлюсь поступать так, как решит большинство моих друзей.

27.Стараюсь поступать так, чтобы мои поступки признавались окружающими.

28.Желательно, чтобы все окружающие ко мне хорошо относились.

29.Стремлюсь не ссориться с друзьями.

Автономность

30. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

31.Мне хочется быть впереди других в любом деле.

32.Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

33. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

34.Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

Социальная активность

35.За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха.

36.Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

37.Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

38.Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

39.Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

Нравственность

40.Я умею прощать людей.

41.Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни.

42. Мне нравится помогать другим.

43.Переживаю неприятности других как свои.

44.Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Социальная толерантность

45.Считаю, что в средствах массовой информации может быть представлено любое мнение.

46.Нищие и бродяги сами не виноваты в своих проблемах.

47.Беженцам надо помогать больше, чем всем остальным, хотя у местных проблем не меньше.

Методика обработки анкеты:

Средний балл по каждой группе показателей получают при сложении всех оценок в группе и делении этой суммы на количество показателей.

Вычислить средний балл по классу и по каждой группе показателей по таблице:

№ п/п

Показатели

Средний балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

и т.д.

ср.б

На основании полученных данных построить диаграмму по оценке качества воспитанности.

Уровень качества воспитанности можно определить по следующей шкале:

0 – 2 – низкий уровень

2 – 3 – средний уровень

3 – 4 – высокий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся. 1 класс.

Вашему вниманию предлагаю программу воспитания и социализации обучающихся в 1 классе....

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1Г КЛАССА

Материал содержит примерный план воспитательной работы в 1 классе...

Программа воспитания и социализации обучающихся класса

Эта программа поможет учителям спланировать внеклассную жизнь в классе и увидеть конечный результат выполненных дел.       В основе программы воспитательной работы с детским  ...

Программа воспитания и социализации обучающихся в классе. Игра – путешествие «Лучики солнца».

Программа рассчитана на 4 года и построена в форме игры-путешествия. Основная идея игры – воспитание высоко нравственных качеств личности, эстетического мировоззрения,  развитие духовно – ...

Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов

Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов...

Программа воспитания и социализации обучающихся начальной школы 1-4 классов

Духовно-нравственного развитие, воспитание и социализация учащихся начальных классов....