Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов
учебно-методический материал на тему

Вагентова Лариса Алексеевна
Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 х КЛАССОВ

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 3. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

3.1. Современные особенности воспитания и социализации обучающихся начальной школы.

3.2. Задачи воспитания и социализации обучающихся начальной школы.

3.3. Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися начальной школы.

4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО КОЛЛЛЕКТИВА И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

4.1. Совместная деятельность семьи и классного коллектива.

4.2. Взаимодействие классного коллектива с общественными организациями.

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации обучающихся являются Закон «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся.Начальное общее образование».

Программа разработана с учетом традиций школы.

Данная программа содержит теоретические положения по организации целостного пространства духовно-нравственного развития школьника. Такое пространство, иначе определяемое как уклад школьной жизни, интегрировано в урочную, внеурочную, внеклассную, семейную деятельность обучающегося и его родителей. В нашем классе есть все условия и ресурсы для реализации разработанной программы, и обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания


обучающихся. Реализация данной Программы возможна только при согласованных действиях многих социальных субъектов: школы, семьи, общественных организаций, включая и детские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций.

Ведущая, содержательно определяющая роль в создании социально-открытого уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу общеобразовательной школы.

Обязательными при организации воспитательного процесса являются определенные в Программе и Концепции национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления воспитания и социализации.

Участники программы

Программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в течение четырех лет. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги.

  1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ;

Воспитательная работа в классе ориентирована на достижение определенного идеала, т. е. человека, имеющего приоритетное значение для общества, поэтому, основная цель Программы — последовательное содействие формированию системы духовно-нравственных ценностей обучающихся посредством создания для них условий позитивной социализации, культурной идентификации и самореализации.

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Ориентируясь на этот воспитательный идеал сформулирована цель воспитания и социализации школьников.

Цель воспитательной деятельности: личностный рост школьника, т.е.


приобретение ребенком новых социально значимых знаний — знаний основных норм и традиций того общества, в котором он живет;

развитие его социально значимых отношений — позитивных отношений к тем объектам и явлениям окружающего мира, которые признаны ценностями в этом обществе;

приобретение им опыта социально значимого действия.

Конкретизируя эту общую цель, мы выделяем в ней следующий приоритет, а именно формирование социально значимых отношений школьников, и прежде всего, позитивных отношений к таким ценностям как:

Человек. Отечество. Природа. Мир. Труд. Культура. Знание. Здоровье.

Указанные ценностные ориентиры лежат в основе организуемого в нашем образовательном учреждении процесса воспитания.

Достижению поставленной цели воспитания и социализации школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

Формировать воспитывающий уклад школьной жизни.

Реализовать воспитательный потенциал урочных и внеурочных занятий. Организовать профориентационную работу с обучающимися. Организовать совместную деятельность с родителями.

 Организовать работу по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни школьников.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ:

Согласно требованиям ФГОС в этом разделе должны быть описаны «направления деятельности по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации, профессиональной ориентации обучающихся, здоровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры обучающихся, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса».

В соответствии с поставленными задачами мы выделяем следующие основные направления деятельности школы по воспитанию и социализации обучающихся:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам человека (поддержка и развитие общешкольных традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство патриотизма, причастности к тому, что происходит в образовательном учреждении, создание, поддержка и развитие системы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся, организация разнообразной проектной деятельности в патриотическом направлении);

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания (коллективная подготовка, проведение и анализ ключевых общешкольных, классных дел воспитательной направленности, реализация воспитательного потенциала внеурочных занятий);

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (формирование детского коллектива в классе, поддержка ученического самоуправления в классе, организация совместной деятельности с семьями школьников);

  • формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (рациональная организация здоровьесберегающего режима дня обучающихся и безопасной, здоровьесберегающей среды, организация физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятий в классе, организация системы занятий по профилактике употребления психоактивных веществ обучающимися и детского дорожно-транспортного травматизма);

-воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое, воспитание) (организация разнообразной проектной деятельности научно – познавательного, экологического характера);

воспитание ценностного отношения к прекрасному, (эстетическое воспитание) (организация совместной деятельности с учреждениями дополнительного образования, организациями культуры и спорта, общественными организациями, предприятиями).

3. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Систему воспитательной работы можно представить следующим образом: цель  средства  результат. В нашей школе воспитательные мероприятия имеют цели (по месяцам), разбиты в плане-сетке по соответствующим направлениям, календарным датам и возрастам.

Для достижения сформулированных выше профессиональных целей и задач используются как традиционные, так и инновационные формы деятельности с ярко выраженным воспитывающим и социализирующим содержанием.

3.1. Современные особенности воспитания и социализации обучающихся начальной школы.

Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя и адаптация в детском коллективе.

На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».

Третий год воспитания - год становления коллектива. подчинение своих интересов его интересам.

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

3.2. Задачи воспитания и социализации обучающихся начальной школы.

Задачи воспитательной работы классным коллективом  на 2014 – 2015 учебный год (4 класс):

1. Создавать условия для успешного перехода на ФГОС второго поколения (поддержка исследовательской и проектной деятельности, повышение познавательного интереса, развитие мышления, памяти учащихся);

  1. Совершенствование системы воспитательной работы в классном коллективе (освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы, выстраивание системы воспитания в классе на основе гуманизации и личностно-ориентированного подхода, содействовать организации работы органов ученического самоуправления, обеспечению взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива, развитие различных форм ученического самоуправления, организация совместной деятельности с семьями школьников);

  1. Приобщение школьников к ведущим духовным ценностям своего народа, к его национальной культуре, языку, традициям и обычаям (изучение традиций и обычаев народов РФ, воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам человека, создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально - значимой деятельности);

  1. Продолжить работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся, привитие им навыков здорового образа жизни, на профилактику правонарушений, преступлений несовершеннолетними (проведение цикла бесед, формирование экологической культуры и культуры личной гигиены, реализация данной задачи в проектной и внеурочной деятельности);

  1. Активное вовлечение учащихся во внеурочную деятельность и сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.

Задачи воспитательной работы классным коллективом в 2015-2016учебном году (1класс)

  1. Способствовать сплочению коллектива.

  1. Создавать благоприятные условия для адаптации каждого члена классного коллектива.

  1. Изучать уровень воспитанности обучающихся, вести наблюдение за развитием детского коллектива, для определения и использования наиболее продуктивных форм и методов воспитательной работы.

  1. Создавать органы ученического самоуправления.

  1. Систематизировать отношения родителей и школы для достижения общих целей.

  1. Ориентировать обучающихся на преимущество здорового образа жизни и пробудить стремление к развитию своих природных способностей.

  1. Формировать правовую культуру, уважительное отношение к законам, нормам государственной жизни, прививать любовь к Родине, учить гражданской ответственности.

  1. Формировать потребность и способность к труду, стремление к познанию мира.

  1. Развивать познавательные интересы, потребность в приобретении новых знаний, умений, навыков.
  2. Способствовать формированию положительных личностных качеств каждого члена классного коллектива.

  1. Формировать экологическую культуру и культуру личной гигиены.

12. Формировать коммуникативную культуру обучающихся.

13. Помогать школьникам организовать свой досуг.

Задачи воспитательной работы классным коллективом в 2016- 2017 учебном году (2 класс):

  1. Способствовать сплочению коллектива, содействовать организации работы органов ученического самоуправления.

  1. Формировать правовую культуру, уважительное отношение к законам, нормам государственной жизни, прививать любовь к Родине, учить гражданской ответственности.

  1. Формировать потребность и способность к труду, стремление к познанию мира.

  1. Формировать коммуникативную культуру обучающихся.
  2. Формировать экологическую культуру и культуру личной гигиены.

  1. Ориентировать обучающихся на преимущество здорового образа жизни.
  1. Пробудить стремление к развитию своих природных способностей и талантов.
  2. Способствовать формированию положительных личностных качеств каждого члена классного коллектива.

  1. Изучать уровень воспитанности обучающихся, вести наблюдение за развитием детского коллектива, для определения и использования наиболее продуктивных форм и методов воспитательной работы.

  1. Систематизировать отношения родителей и школы для достижения общих целей.

  1. Вовлекать обучающихся в разнообразную проектную деятельность во внеклассной работе.

  1. Помогать школьникам организовать свой досуг.

Задачи работы с классным коллективом на 2017-2018 учебный год ( 3 класс):

1.Способствовать сплочению коллектива: изучать степень комфортности, самочувствия каждого ученика, динамику межличностных, межгрупповых отношений.

2. Содействовать организации работы органов ученического самоуправления, обеспечению взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива.

3 . Способствовать формированию положительных личностных качеств каждого члена классного коллектива, обеспечению разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.

4. Формировать правовую культуру, уважительное отношение к законам, нормам государственной жизни, прививать любовь к Родине, учить гражданской ответственности.

  1. Формировать потребность и способность к труду, стремление к познанию мира.
  2. Формировать коммуникативную культуру обучающихся.

  1. Формировать экологическую культуру и культуру личной гигиены.

  1. Ориентировать обучающихся на преимущество здорового образа жизни.

  1. Пробудить стремление к развитию своих природных способностей и талантов. Организовать работу со способными и одарёнными обучающимися.

  1. Систематизировать отношения родителей и школы для достижения общих целей.

11. Помогать школьникам организовать свой досуг.

3.3. Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися начальной школы.

Этапы реализации программы: 1 класс

«Я и мой класс»

Цель этапа " Я и мой класс ":

- создать условия для адаптации обучающихся в новом коллективе; определить общие цели, близкие и дальние перспективы деятельности; сформировать деловые отношения в общей деятельности.

Задачи этапа:

удовлетворение потребности обучающихся и их родителей в информации:

– о содержании и формах деятельности в рамках работы обучающихся по программе;

– требованиях и педагогической позиции учителя;


- изучение личностных особенностей обучающихся и их родителей.

Роль учителя в рамках работы на этапе:

  • Ознакомление родителей с Уставом школы.

  • Предъявление единых требований к родителям и детям.

  • Знакомство родителей и детей с работниками школы.
  • Ознакомление родителей и детей с правилами поведения в школе.

  • Вовлечение детей и родителей в традиционный круг школьных мероприятий: День знаний, Посвящение в ученики, Масленница, спортивные праздники, новогодний утренник и др.

  • Создание классных традиций.
  • Выявление детских талантов.
  • Анализ выполнения плана воспитательной работы.

  • Определение степени реализации воспитательной программы.

  • Проведение и анализ диагностики.

  • Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности обучающихся и родителей.

  • Начало совместной проектной деятельности.

Критерии успешного завершения этапа " Я и мой класс ":

  • имеется достаточная первичная информация о каждом ребенке и родителях обучающихся;
  • созданы условия для комфортного пребывания обучающихся в школе;
  • дети и их родители знают, к кому по какому вопросу можно обратиться в школе, классе;

  • в классе сложились традиции;
  • выявлены лидеры, распределены социальные роли (поручения).

Особенность этапа: дети, участвуя в творческой деятельности и жизни класса, следуют примеру взрослого.

2 класс


Этап "Вместе веселее!"

Цель этапа " Вместе веселее !": обеспечить организационное единство класса.

Задачи этапа:

сплочение детского коллектива; организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;

вовлечение каждого обучащегося в коллективную творческую деятельность; организация работы актива класса.

Роль учителя в рамках работы на этапе " Вместе веселее! ":

  • Организация обсуждений, дискуссий.

  • Обучение детей "слушать" и "слышать" друг друга.

  • Направление работы актива класса, организация работы творческих групп.

  • Организация учебной, внеурочной и внеклассной деятельности детей и родителей.

  • Совместное участие в новых проектах класса и школы. Доля самостоятельности детей возрастает.

Критерии успешного завершения этапа " Вместе веселее!":

  созданы условия для комфортного пребывания каждого ребенка в школе;


  • обучающиеся и родители активно принимают участие в организации внеклассных мероприятий;

  • функционирует актив класса;

  • созданы сменные творческие микрогруппы;

Особенности этапа: дети, участвуя в творческой деятельности, следуют примеру взрослого, выдвигают собственные идеи.

3 класс

Этап "Мы – хозяева в нашем классе"

Цель этапа " Мы – хозяева в нашем классе ": формирование эмоционально-волевого и интеллектуального единства класса.

Задачи этапа" Мы – хозяева в нашем классе ":

изучение степени комфортности, самочувствия каждого ученика, динамики межличностных, межгрупповых отношений; обеспечение взаимозависимых результатов деятельности и усилий каждого члена коллектива; обеспечение разнохарактерной деятельности, позволяющей выявить и закрепить лидерство учащихся с позитивными ценностными установками.

Роль учителя в рамках работы на этапе " Мы – хозяева в нашем классе "

Помощь во включении в различные виды деятельности.

Забота об учащихся.

Организация различных творческих дел.


Обеспечение свободного и полного проявления и развития способностей ребенка.

Создание оптимальных условий для взаимодействия и сотрудничества всех участников воспитательного процесса.

Помощь в организации всех видов индивидуальной и коллективной деятельности, вовлечение в разнообразные коммуникативные ситуации.

Критерии успешного завершения этапа " " Мы – хозяева в нашем классе ":

Обучающиеся и родители могут самостоятельно организовать внеклассное мероприятие; полноценно функционирует актив класса; дети самостоятельно распределяют поручения и контролируют их выполнение.

Особенность этапа: дети активно участвуют в творческой деятельности.

4 класс

Этап "В единстве наша сила"

Цель этапа:" В единстве наша сила": формирование ценностно-ориентированного единства в процессе социально-значимой деятельности.

Задачи этапа:" В единстве наша сила"::

обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности; создание ситуаций, позволяющих проявить и реализовать возможности обучающихся, находящихся в позиции наблюдателя, зрителя;

поддержка всевозможных инициатив отдельных обучающихся, микрогрупп.


Роль учителя в рамках работы на этапе " :" В единстве наша сила":

Организация общественно-значимых мероприятий на уровне школы.

Оказание детям помощи в самореализации.

Помощь в освоении культурных ценностей, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, походов).

Критерии успешного завершения этапа :" В единстве наша сила":

Обучающиеся самостоятельно вовлекают членов коллектива в совместную деятельность.

Повышение уровня социальной активности детей в процессе выполнения социально - значимой деятельности.

Особенность этапа: итогом данного этапа является то, что дети могут сами научить других тому, что они знают и умеют.

Виды занятий, применяемые в ходе реализации программы

Теоретические занятия:

  • беседы, рассказы, убеждения учителя;
  • слушание;
  • решение проблем;

  • обсуждение прочитанной литературы;
  • исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).

Практические занятия:


  • игры;

  • ролевые игры;

  • рассказывание истории, сказок;
  • импровизированные сценки, спектакли;
  • дебаты;
  • изготовление газеты;

  • моделирование;

  • тренинги;
  • проекты;
  • опросы, анкетирование.

Направления деятельности реализуются посредством таких форм как:

Использование школьной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы школьного костюма) в школьной повседневности и в торжественные моменты жизни образовательного учреждения - во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни класса знаковых событий.

Ежегодная церемония награждения грамотами за отличную и хорошую учебу, спортивными грамотами, грамотами за активное участие в жизни класса и школы награждают обучающихся, которые активно участвовали в жизни школы, защищали честь школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, родителей, внесших весомый вклад в жизнь школы.

Работа над проектом «Наши надежды» в целях выявления и поддержки одаренных детей.

Работа над проектами познавательной направленности. («Ударим по безударным гласным», «По следам пропавших букв», «Сбережем родную природу» и др.).

  • «Посвящение в первоклассники»: общешкольный праздник, во время которого в присутствии родителей и почетных гостей совершается торжественный ритуал посвящения детей в школьников.

Огоньки: традиционная форма коллективного анализа проводимых в школе дел, ориентирующая педагогов и школьников на ответственное отношение к делу, задающая партнерский, уважительный, доброжелательный стиль


общения как между педагогами и детьми, так и внутри детского сообщества школы (происходят на уровне Советов старост, классов, школы).

Персональные фотопроекты обучающихся ( «Моя семья», «Мой класс, моя школа», «Мои домашние питомцы» и др.). Сменяемые тематические выставки фотографий школьников, представляющих себя и свой взгляд на мир.

Социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел, направленные на преобразование окружающего школу социума (концерт ко Дню учителя: театрализованные выступления школьников на темы жизни школьников и учителей и др.).

Мероприятия ко Дню Победы, во время которых школьники, их родители и педагоги украшают стены школы рисунками, фотографиями, интервью, сочинениями, рассказами, посвященными своим родственникам, воевавшим на Великой Отечественной войне.

Система чередования творческих поручений.

Игры и тренинги на сплочение классных коллективов.

Внутриклассные КТД, задающие вектор жизни класса и сплачивающие детей вокруг той ли иной интересной, творческой, личностно - развивающей деятельности.

Праздники, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки, розыгрыши, и завершающиеся традиционными «огоньками», дающими каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса и школы.

Однодневные походы, традиционно организуемые классными руководителями для сплочения классных сообществ.

Экскурсии:посещение библиотек, музеев, спортивной школы,  ДК, ДДТ.

  • «Портфолио школьника», устроенное таким образом, чтобы ребенок мог в нем не просто фиксировать свои достижения (учебные, творческие, спортивные, личностные и т.п.), но и имел бы возможность в начале каждого года планировать их, а также анализировать в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем.

Самооценка с использованием методики «Уровень воспитанности».

Побуждение школьников соблюдать принятые в школе нормы поведения на уроке и правила общения с учителями и сверстниками.

Превращение знания в объект эмоционального переживания, развивающее отношение школьника к знанию как к ценности.


Организация работы школьников с воспитывающей информацией (обсуждение, высказывание своего мнения, выработку своей позиции: информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о культуре).

Цикл бесед «Профессии наших родителей»; Индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей,

дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.

Функционирование на базе школы творческих кружков;

Организация уроков и внеурочных занятий в строгом соответствии с нормами гигиены и охраны здоровья обучающихся.

Озеленение пришкольной территории, разбивка клумб.

Физкультминутки на уроках.

Подвижные игры на большой перемене, организуемые как педагогом, так и детьми. Регулярные прогулки, экскурсии, походы выходного дня на природу.

Участие в общешкольных Днях здоровья.

 «Источники информации: позитивные и негативные эффекты их воздействия» Тематические родительские собрания, посвященные проблемам профилактики употребления детьми психоактивных

веществ.

Тематические родительские собрания, происходящие в режиме дискуссий по наиболее острым проблемам обучения

  • воспитания младших школьников.

  • Акции «Семья семье» - коллективный сбор средств в помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Тематические классные часы, посвященные изучению правил дорожного движения и профилактике дорожно-

транспортного травматизма.


Специально разработанный набор памяток для родителей: «Как предотвратить употребление ребенком психоактивных веществ», «Как распознать факты употребления ребенком психоактивных веществ», «Как построить разговор с подростком, употребляющим психоактивные вещества», «Как защитить ребенка от дурного влияния сверстников».

Специально разработанный набор памяток для обучающихся: «Основные опасности на дороге и как от них уберечься», «Основные опасности в транспорте и как от них уберечься» и др.

4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ВОСПИТАНИЮ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

4.1. Совместная деятельность семьи и классного коллектива.

Необходимость становления семьи в качестве социально-активного участника учебно-воспитательного процесса.

Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально -активным участником учебно-воспитательного процесса.

Родительские собрания проводятся не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами.

Задачи в работе с родителями

В работе с родителями определяются следующие задачи:

  1. Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей;


  1. Создать условия для благополучного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;

  1. Привить культуру быть родителями, владеть приёмами воспитания и взаимодействия с детьми.
  2. Использовать психолого-педагогическую  диагностику.

Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее: без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе классного руководителя помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение в семье чрезвычайно трудное.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направлений: врача, психолога, логопеда. Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей вызывало у них самих интерес, учитывают предложения и пожелания при выборе тем родителей. Данное направление организовывают с помощью следующих форм работы:

  • торжественные собрания;

  • индивидуальные консультации;
  • круглые столы;
  • беседы;

  • обучающие тренинги;
  • родительско – ученические капустники;
  • конференции;
  • обмен мнениями;

  • обучающие семинары;
  • устные журналы;


  • семинары – практикумы;

  • оформление памяток для родителей.

Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс осуществляется с помощью следующих форм работы: дни творчества детей и родителей;

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;

  • помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материальной базы класса;
  • совместные праздники;

  • творческие лаборатории  родителей;

  • походы, экскурсии в природу;

  • игры-соревнования.

4.2. Взаимодействие классного коллектива с общественными организациями.

Взаимодействие классного коллектива с общественными организациями будет активно осуществляться в рамках проекта «Наши надежды»: выявление талантливых детей и направление их в учреждения дополнительного образования, отслеживание успехов и достижений обучающихся, посещение детских учреждений (библиотек, музеев, спортивной школы, ДК, ДДТ) с целью вовлечения детей в их деятельность, раскрытия и развития способностей школьников, а также поддержки талантливых детей.

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Результаты воспитания в образовательном учреждении представлены в Программе не как «модель личности» или совокупность «воспитанностей», а как «обеспеченные деятельностью образовательного учреждения минимально необходимые воспитательные эффекты целостного образовательного процесса». Социально-личностные компетентности рассматриваются как характеристики развития учащегося, выступающие внутриличностными факторами, определяющими его готовность к осуществлению соответствующих социально и личностно - значимых функций (с


учетом особенностей возраста), формируемых в ходе его взаимодействия с одноклассниками, педагогом, другими людьми, которое опосредовано социально - значимыми ценностями.

Планируемые результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся начальной школы соответствуют первому уровню:

Результаты первого уровня - приобретение школьниками социально - значимых знаний:

о нормах и традициях поведения человека как гражданина и патриота своего Отечества; о нормах поведения человека на природе и правилах ведения экологического образа жизни; о нормах и традициях миротворческой деятельности человека; о нормах и традициях поведения человека в пространстве культуры;

о нормах и традициях поведения человека в информационном пространстве; о нормах и традициях трудовой деятельности человека; о нормах и традициях взаимодействия человека с другими людьми;

о нормах и традициях поведения человека в многонациональном, многоконфессиональном, многокультурном обществе;

о нормах и традициях ведения здорового образа жизни;

о самих себе, о принятых в обществе нормах и традициях самореализации человека.

Создание особой воспитательно-образовательной среды в классе состоит в том, что положительный эффект образования и воспитания достигается лишь в том случае, если школьник не просто сталкивается время от времени с теми или иными социальными явлениями, нравственными ценностями, но оказывается погруженным в определенную среду, обеспечивающую комплексное воздействие на все сферы нравственного мировосприятия и мировоззрения растущего человека.

Воспитательная система - это сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, образовательной организации, класса, обучающегося требуют постоянного внесения корректив в первоначально созданную модель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся. 1 класс.

Вашему вниманию предлагаю программу воспитания и социализации обучающихся в 1 классе....

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1Г КЛАССА

Материал содержит примерный план воспитательной работы в 1 классе...

Программа воспитания и социализации обучающихся 1-4 классов

В программе раскрываются цель, задачи, формы,методы, создание условий воспитания в интересах личностного роста, позитивной социализации обучающихся 1-4 классов....

Программа воспитания и социализации обучающихся класса

Эта программа поможет учителям спланировать внеклассную жизнь в классе и увидеть конечный результат выполненных дел.       В основе программы воспитательной работы с детским  ...

Программа воспитания и социализации обучающихся в классе. Игра – путешествие «Лучики солнца».

Программа рассчитана на 4 года и построена в форме игры-путешествия. Основная идея игры – воспитание высоко нравственных качеств личности, эстетического мировоззрения,  развитие духовно – ...

Программа воспитания и социализации обучающихся начальной школы 1-4 классов

Духовно-нравственного развитие, воспитание и социализация учащихся начальных классов....