Коммуникативные универсальные учебные действия в начальной школе
методическая разработка по теме

«Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию); 

Коммуникативные универсальные учебные действия (условно делятся на 3 группы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhneyshiy_rezultat_vospitaniya.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению (самостроительству, самовоспитанию);  

Коммуникативные универсальные учебные действия (условно на 3 группы):

1. Коммуникация как взаимодействие

воспитание уважения к другой точке зрения, умения предвидеть разные возможные мнения других людей, умения обосновывать и доказывать собственное мнение, понимание мыслей, чувств, стремлений и желаний окружающих, их внутренний мир в целом.

2. Коммуникация как кооперация

Умение договариваться

Умение аргументировать, убеждать и уступать;

Доброжелательное отношение друг к другу даже в ситуации спора;

Способность брать на себя инициативу в совместном действии, осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь

3. Коммуникация как условие интериоризации

Коммуникативно-речевые действия:

Умение строить высказывания

Умение задавать вопросы

Развитие способности речевого  отображения (описание, объяснение)

Типовые задания, нацеленные на коммуникативные универсальные учебные действия

Математика

 У этого предмета есть одна важная роль – формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Это связано с тем, что данный предмет учит читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики, строить цепочки логических  рассуждений и использовать их в устной и письменной речи для коммуникации.

В курсе математики можно выделить  два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

1.        К первому направлению  можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», и все задания.

2.        Ко второму направлению  формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных  на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)

3.        Основой развития коммуникативных умений в данном курсе математики является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:

                       а) диалог в большой группе (учитель – ученики);

                       б) диалог в небольшой группе (ученик – ученики);

                       в) диалог в паре (ученик – ученик).

Русский язык

Примеры заданий:

•        4 класс, упр. 81. «Поработай над своей устной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему «Что я знаю о сложном предложении». Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтверждать примером».

•        4 класс, упр. 87. «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения-просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои (вспомни уроки риторики!). Тебе придётся употребить слово «пожалуйста». Запомни: это слово выделяется запятыми.»

•        2 класс, упр. 73 «Прочитай слова. Найди и выпиши слова, которые … В первом предложении автор играет словами. Ты заметил какими? Прочитай их».

Система работы по развитию речи чётко выстроена во всех учебниках по русскому языку и включает развитие орфоэпических навыков, работу по количественному и качественному обогащению словарного запаса детей, развитие и совершенствование грамматического строя речи, развитие связной устной и письменной речи. Предусмотрено выполнение заданий в группах при изучении каждой темы.

Окружающий мир

Примеры заданий на объяснение окружающего мира

1) Учебник 1 класса, ч. 1 (с. 29)

Постройте город из кубиков. А теперь давайте поиграем в водителя и штурмана гоночной машины. Штурман прокладывает маршрут и объясняет водителю, куда он должен ехать. (Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.)

2) Учебник 1 класса, ч. 1 (с. 33)

Давайте поиграем! Пусть один из вас будет роботом, а другой – изобретателем. Проводим испытания: робот ищет спрятанный предмет. Испытатель подаёт ему команды – слова, обозначающие направления. (Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.)

3) Учебник 2 класса учит школьников открывать знания в процессе диалога с учителем. Для этой цели в каждой теме важнейший материал организован в виде диалога. Ученики слушают конкретный вопрос по рисунку, пытаются ответить на него и сравнивают свой ответ с  более общим ответом учебника. (Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.)

Приведём пример текста для организации диалога в части 1 на с. 26.

Вопрос: Можно ли дойти до горизонта?

Ответ: Дойти до горизонта нельзя: он всё время «убегает» от нас. Он даже не становится ближе, сколько бы мы ни шли. Значит, горизонт – это не край земли, а воображаемая линия. Земля за ней продолжается.

Вопрос: Посмотри на мячик: ты видишь его «край». Переместится ли «край» мячика, если сделать шаг в сторону?

Ответ: Именно так должно быть и на земле, если мы идём по поверхности шара. Глядя на Луну – шарообразное небесное тело – люди стали догадываться, что и Земля имеет форму шара. Со временем этому нашлись доказательства.

Литературное чтение

Примеры заданий на развитие коммуникативных УУД:

1) слушание чтения (рассказа) учителя, фиксирование его темы, ключевых слов;

2) подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного);

3) инсценирование и драматизация;

4) устное словесное рисование;

5) творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей;

6) сочинение по личным впечатлениям (3–4 кл.) и по прочитанному (4 кл.);

7) интервью с писателем;

8) письмо авторам учебника и др.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе

В статье раскрывается методический аспект по формированию коммуникативных универсальных учебных действий, предлагаются способы развития данных умений умладших школьников.К л ю ч е в ы е с л о в а:...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ  УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Бланк мониторинга коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе

В данном бланке отражены все параметры для наблюдения и отслеживания КУУД в начальной школе. Он опробован и используется псиологами нашей школы уже на протяжении 5 лет....

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе

В данной статье описываются формы и методы формирования коммунивных УУД учащихся начальной школы на уроках литературного чтения...

Методические рекомендации для учителя начальных классов на тему «Организация формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе»

1. Анкета для учителей начальных классов Цель: выяснить использует ли учитель начальных классов в педагогическом процессе проектные задачи по формированию коммуникативных универсальных учебных де...