Формирование социальной компетенции воспитанников в условиях интерната семейного типа
статья по теме

Лабутина Ирина Леонидовна

Концепция по теме самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_po_teme_samoobrazovaniya.doc498.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Концепция по теме самообразования

«Формирование социальной компетенции у младших школьников,

посредством приобщения их к творческой деятельности»

Автор-составитель: И.Л. Лабутина,

воспитатель школы-интерната

с. Панаевск, 2014

                                                                      «Творчество - особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение»

С. Моэм

      В современном мире во многом по-новому решаются социально-экономические и политические проблемы, что максимально актуализирует роль и значение человека, человеческого фактора во всех сферах жизнедеятельности общества. Человеческий фактор, усиление его действенности выступают как главная тенденция социального прогресса. Поэтому задачи изучения особенностей и возможностей человека, условий целенаправленного воздействия на развитие его личности стали центром анализа многих отраслей - философии, социологии, психологии, педагогики и др. Стержневой является проблема определения места человека, его позиции в системе общественных связей, т.е. речь идет о раскрытии процесса развития личности, закономерностей ее становления, условий и механизмов формирования.
Такой подход к рассмотрению развития через призму социального движения (социализации) обеспечивает поиск новых резервов личностного становления и возможностей оптимизации воспитательных влияний с учетом периодов особой открытости развивающегося человека общественным воздействиям.
     Взаимодействие ребенка и общества обозначается понятием «социализация». Впервые это понятие было описано в конце 40-х — начале 50-х годов XX-столетия в работах американских психологов и социологов (Д. Доллэрд, Дж. Кольмон и др.). Социализация раскрывается через понятие «адаптация» (Т. Парсонс, Р. Мертон). С помощью понятия «адаптация» социализация рас-сматривается как процесс вхождения человека в социальную среду и его приспособления к культурным, психологическим и социологическим факторам, как процесс преодоления негативных влияний среды, мешающий саморазвитию и самоутверждению. (Г. Олпорт, А. Маслоу.
    Образовательное учреждение должно стать местом, где ребенок получит возможность широкого социально-практического самостоятельного контакта с наиболее значимыми и близкими для его развития сферами жизни. Накопление ребенком под руководством взрослого ценного социального опыта — вот путь, который способствует, во-первых, раскрытию возрастного потенциала ребенка и, во-вторых, успешному вступлению во взрослую жизнь. Из чего следует, что возрастной потенциал не может быть реализован при отсутствии социальной зрелости (компетентности) человека на определенной ступени его развития

   Современное понимание качества образования базируется на формировании ключевых компетентностей в том числе и социальной, с которой связано формирование умения ориентироваться в постоянно меняющихся социуме (обществе) и экономических ситуациях.

Что понимается нами под социальной компетентностью? Чем она полезна каждому выпускнику? Как педагогу строить занятия, способствующие социальной компетентности?

   Перед педагогами стоит задача - оказание педагогической поддержки обучающимся в их социальной адаптации, в теоретической и практической подготовке детей к жизни в условиях социальных перемен через развитие интересов и потребностей средствами ДПТ.

Как известно, процесс социализации – это процесс взаимодействия личности и общества. Человек является объектом и субъектом процесса социализации.

С понятием социальной компетентности непосредственно связано формирование новых поведенческих установок и ценностных ориентаций, достижением определенного уровня которых  является социальная адаптация (активное включение в социальную среду). Человек является социально компетентным, если его индивидуальные способности и навыки отвечают требованиям межличностной ситуации.

Показателями социальной компетентности являются:

  • Сотрудничество, работа в команде;
  • Коммуникативные навыки;
  • Способность принимать собственные решения;
  • Способность делать осознанный выбор;
  • Наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;
  • Владение приемами ненасильственного разрешения конфликтов;
  • Развитие личностных качеств, саморегулирование.

Достижение успеха в жизни во многом связано с наличием и уровнем развития социальной компетентности у выпускников образовательного учреждения, их умения взаимодействовать с окружающим миром, принимать адекватные сложившейся ситуации решения. В настоящее время особо актуальна   проблема поиска эффективных путей развития социальной компетентности, которая обеспечивает успешную социализацию личности.

В интернате  педагогами создаются условия для эффективного социально-эмоционального  развития детей, формирования социальной компетентности, которая прослеживается в следующих формах работы:

Организация учебно-воспитательной работы;

Организация массовой работы (праздники, акции), игровые  программы (конкурсы, викторины, познавательные и развлекательные программы).

Важную роль в приобщении воспитанников  к декоративно-прикладному творчеству играют занятия  творческого объединения «Мягкая игрушка». Именно в условиях занятий возможно целенаправленное и планомерное развитие творческой инициативы и самостоятельности воспитанников, что является залогом формирования определенных наклонностей и способностей. Ни для кого не секрет, что декоративно-прикладное творчество – мощное средство формирования социальной компетентности детей. Воспитание эстетической культуры, потребности в творческой деятельности у детей, стимулирование позитивной созидательной деятельности, возрождение интереса к народным ремеслам невозможно без знакомства с декоративно-прикладным творчеством.

Занятия различными видами ДПТ способствуют развитию мелкой моторики пальцев. В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев.  От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой  мысли».

Знания, умения, полученные на занятиях ДПТ, дети реализуют в повседневной жизни. Изделиями, сделанными своими руками, воспитанники  оформляют игровую комнату, свою комнатку  а также дарят в подарок своим близким и друзьям.

В практике педагога  накоплен арсенал массовых, коллективных, индивидуальных форм социально-педагогической работы, которые учитывают личностные особенности каждого ребенка.

 Мною используются различные формы организации учебной деятельности - коллективные и индивидуальные - такие, как  ролевые игры, творческие мастерские, детская производственная бригада,  тестирование, консультирование. Успешному усвоению образовательной программы способствует применение  нетрадиционных форм организации занятий с детьми: - занятия в группах, проектная деятельность, конкурсы, выставки, экскурсии.

Групповая учебная работа.

Форма групповой деятельности наиболее продуктивна. В ходе данной деятельности происходит групповое взаимодействие, которое является одним из основных способов активизации саморазвития ребенка.

 Именно групповая работа и взаимодействие самих обучающихся в ней является эффективным способом развития социальной компетентности обучаемого, его способности быть лидером или ведомым, реализовывать свои цели в группе. Совместная деятельность вырабатывает у обучающихся необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Формирование социальной компетентности невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. Осознание групповой принадлежности, солидарности, взаимопомощи дает важное для школьников чувство эмоционального благополучия в социуме.

Работа  в малых группах.

Обучающиеся учатся умению видеть позицию другого, оценивать ее, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное – иметь собственную точку зрения, отличать ее от другой, уметь ее отстаивать.

Во время сотрудничества в малых группах  устанавливается  позитивная взаимосвязь между членами группы; каждый вносит индивидуальный посильный вклад в результат общего дела; обязательно оказывается взаимопомощь в процессе работы; по окончании выполнения работы  проводится рефлексия группового процесса, то есть анализ и оценка событий, имеющих место в групповой работе.

Специально организованная групповая учебная деятельность способствует развитию ответственности, саморегуляции, адекватной самооценки ребят.

Организация проектной деятельности.

Использование технологии проектирования позволяет эффективно решать важные задачи развития творческих способностей обучающихся. Такого рода деятельность стимулирует внутреннее развитие и в определенной степени влияет на личность в целом. Известный ученый А. Энштейн заметил «… дети любят искать, сами находить.  Они всегда чувствуют себя Колумбами, не устают удивляться многочисленным чудесам живой жизни.  Может быть, самое трудное – научить их понимать других людей, не всегда похожих на тебя, показать глубину каждого. Мы часто перегружаем детей книгами, впечатлениями, не помогаем им отбирать то главное, что ведет в глубину знаний, в глубину своих собственных мыслей и творчества.  Детям, как растениям, нужно гораздо больше свободы, возможности познать себя».

Метод проектов способствует повышению мотивации обучающихся в получении дополнительных знаний, в овладении методами познания (выдвинуть замысел, сформулировать задачу, сделать анализ, интерпретировать результат). Процесс работы над проектом способствует  воспитанию у школьников значимых ценностей – социальное партнерство, чувство ответственности, взаимопомощь, самоорганизация.

Таким образом, поэтапное стимулирование педагогом проектной деятельности обучающихся позволяет формировать личностные качества ребенка, а также  способствует  повышению мотивации к познанию и творчеству;  развитию творческих способностей;  развитию коммуникативных навыков, умению работать в коллективе;

повышению самооценки обучающихся; предоставлению каждому ребенку возможностей самореализации.

Субъект-субъектные отношения как форма организации жизни на занятии. Это диалоговое обучение. Дискуссии, диспуты, коммуникативные образовательные технологии.

Я  использую в практике современные коллективные формы обучения, создаю для  обучающихся разнообразные условия для общения в социуме.  Организую презентации детских творческих работ (групповые и индивидуальные),  провожу занятия – экскурсии  художников;  реализую проектную деятельность в масштабе одного занятия и цикла занятий. Сотрудничаю с библиотекой,  в которой библиотекари проводят экскурсии для детей. Совместно с педагогами обучающиеся  оформляют  выставки детского творчества в интернате,  школе. А также активно  участвуют в районных,  окружных и международных конкурсах и выставках ДПТ.

Когда ребенок  творит - активизируются его внутренние возможности, включается механизм «я могу», который позволяет расширить адаптивные возможности человека.

В настоящее время стали популярны и востребованы тренинги различного вида,  используемые на разных этапах работы с коллективом и для решения различных воспитательных задач (сплочение коллектива, развитие специальных навыков поведения.)

Социальная компетентность – это,  прежде всего социальная активность, желание жить в обществе. Поэтому в процессе обучения педагогами используются методические средства:

- мотивация учебной деятельности;

- создание ситуации успеха;

- создание обстановки, вызывающей положительные эмоции;

- организация самоанализа собственной деятельности.

Данная совместная деятельность вырабатывает у воспитанников необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.

Я стремлюсь создать на занятии в творческом объединении атмосферу психологического комфорта, положительного эмоционального фона, творческого настроя, что в конечном итоге и обеспечивает не только результативность занятий, но и развитие личности. В моё  творческое объединении занимаются  дети с разным уровнем подготовки и степени одаренности, нередко с пониженной самооценкой, но все они имеют огромное желание заниматься в объединении. Задача педагога – увлечь каждого ребенка делом, помочь раскрыть творческие способности, фантазию, получить новые умения и навыки, прийти к уверенному успеху. В процессе обучения каждое достижение воспитанника становится гласным. Педагог придерживается позиции «Неудача случайна.  Успех закономерен». Такая установка создает для ребенка радостные, оптимистические перспективы.

  К формам массовой работы можно отнести следующее:  конкурсы, фестивали, «город  мастеров»,  «чаепитие», «день добрых сюрпризов», «выставка», «защита проектов» и т.п.  Разнообразие содержания мероприятий, эмоциональная привлекательность, обеспечивающая мотивацию к позитивному взаимодействию с социумом, практическая направленность на творчество дают  возможность для самореализации личности ребенка. Регулярное проведение совместных мероприятий обогащает воспитанников новыми впечатлениями, способствует формированию навыков социальной компетентности. Таким образом, мероприятия помогают сблизить детей, объединить их общей интересной для всех деятельностью в ходе проведения и подготовки к мероприятию (оформление площадки,  подготовка выставочного материала, изготовление пригласительных билетов, подготовка атрибутики для проведения конкурсов и т.д.)

Для решения важных воспитательных задач мною  используются  как инновационные формы, так и сложились определенные традиции. Руководствуясь высказыванием Г. Ибсена «Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна», мною  ежегодно организуются и проводятся воспитательные мероприятия, которые уже стали традицией: «День матери»,  «Новогодний карнавал»,  «Зимние забавы»,  «Рыцарский турнир»,  «День именинников!»,  экологическая акция «Живи, Земля!».  

Показателем социального развития обучающихся является сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащее культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм другими. Только в тесном сотрудничестве с окружающими людьми ребенок знакомится с социально-приемлемыми нормами поведения, учится сознательно поддерживать их  и активно участвовать в образовательном процессе.

Для нормального развития ребенка огромное значение имеет окружающая обстановка, межличностные отношения детей и отношения между детьми и педагогом. Четко организованные занятия со сменой различных видов деятельности, а также организованный досуг детей   способствует приобретению опыта эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми, и позволяет детям легко адаптироваться в новых условиях .Я  придаю большое значение созданию благоприятной социальной ситуации развития для всех воспитанников творческого объединения.

Таким образом, формирование социальной компетентности развивает качества личности, способствующие общению, совершенствованию социальных умений и навыков, повышает уровень самостоятельности, творческую активность и позволяет воспитанникам  достичь высоких творческих результатов.

Заключение:

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что благодаря сформированной социальной компетентности воспитанник приобретает независимость, стремление к успеху, что немаловажно и актуально в данный момент в нашем обществе. Сформированные знания и умения помогают школьнику ориентироваться в сложных  социально-экономических и общественно-политических проблемах, осознанно принимать ответственные решения, отвечать за свои поступки.

Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1996.
  2.  Алешина Ю.Е. Индивидуальное и психологическое консультирование. –М.: 1999.
  3. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. - М.: «Союз», -1997.
  4. Штольц X. Каким должен быть твой ребенок? (перевод с немецкого) - М.: Просвещение, 1988 -144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальных компетенций и воспитание успешности учащихся начальной школы

Метод проектов  относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в быстро меняющемся мире. Не случайно в Базисный учебный план внесена новая с...

Формирование социальных компетенций как условие успешной социализации учащихся.

  Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности...

Презентация " Формирование социальной компетенции учащихся в условиях дистанционного образования"

Презентация "Формирование социальной компетенции учащихся в условиях дистанционного обучения"...

Проект "Традиции как важнейший элемент духовно-нравственного воспитания в интернате семейного типа"

Проект этнокультурной направленности. Состоит из трех блоков. ! блок - "Бытовая и обрядовая культура народа ханты". 2 блок - "Народное творчество". 3 блок - "Край родной, наве...

Эссе Здоровьесберегающая среда как условие формирования социальной компетенции учащихся

Здоровьесберегающие технологии по типологии делятся на 4 группы......

Педагогические условия формирования социальной компетенции у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в игровой деятельности

Сегодня актуальным становиться поиск технологий, средств, методов социального воспитания, обеспечивающих преодоление проблем развития современных детей: навыков социального взаимодействия, умение оцен...

«Педагогические условия формирования социальной компетенции учащихся в условиях надомного обучения».

Развитие социальной компетентности необходимо ребенку для успешного вхождения в социум.Принципиальными являются следующие представления:- педагогическая поддержка ребенка в образовании, в которой восп...