Работа над орфограммами в начальной школе.
статья по теме

      Главнейшая  задача  обучения  русскому  языку  младших школьников  -  формирование  орфографической  грамотности. Она является одной из составных  частей  общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_orfogrammami_v_nachalnoy_shkole.odt11.91 КБ

Предварительный просмотр:


       Главнейшая  задача  обучения  русскому  языку  младших школьников  -  формирование  орфографической  грамотности. Она является одной из составных  частей  общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.

     Орфограмма - это написание, которое не устанавливается на слух.

Есть  несколько  определений орфограммы. Обобщая их, выделяют следующие признаки орфограммы:

-  написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при переносе);

-  наличие  не  менее  двух  возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный.

     Состав  орфограмм следующий:

1) Орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами:

  а) на месте слабых позиций звуков;

  б) отдельные случаи обозначения звуков в сильных позициях;

2) Орфограммы, не связанные с обозначением звукового состава морфем:

  а) прописная буква;

  б) слитно - раздельные написания;

  в) перенос слов;

  г) сокращения слов.

     Следует   различать   теоретические  и  практические  орфограммы.  Теоретической считается  такая  орфограмма,  которая может привести к ошибке, но на самом деле никогда не приводит к ней (бегут - бегуд). Для  проверки  каждой  орфограммы пишущий обращается к правилу, так как осознает наличие   орфограммы   в   слове.   В  этом  случае  говорят,  что  имеет  место орфографическое действие. В орфографическом действии выделяются две ступени:

1) постановка орфографической задачи (выделение орфограммы);

2) решение орфографической задачи (выбор письменного знака

   в соответствии с правилом).

     Система  правильного  письма  в  начальных  классах характеризуется постоянным  переходом от изображения звуков речи к точно соответствующим им буквам. Всем знакома  ситуация,  когда  ученик,  хорошо  знающий  орфографическое  правило,  пишет  с  ошибками.  И  причин  этому  может  быть  множество,  Одна  из  них  -  несформированность  того  необходимого  качества,  которое  позволяет  обнаружить  в  слове  «опасные»  места  ещё  до  его  записи.  В  цепочке  орфографического  действия  теряется  тот  самый  первый  шаг,  сформированность  которого  позволяет  увидеть,  услышать  наличие  орфограммы  в  слове,  т. е.  поставить  орфографическую  задачу.  С  этим  шагом  и  связано  качество,  которое  имеет  название  орфографическая  зоркость.

      Михаил  Ростиславович  Львов выделяет  6  этапов,  которые  должен    пройти  школьник  для  решения  орфографической  задачи:

1)  увидеть  орфограмму  в  слове;

2)  определить  её  вид:  проверяемая  или  нет.  Если  да,  то  к  какой  грамматико – орфографической  теме  относится,  вспомнить  правило;

3)  определить  способ  решения  задачи  в  зависимости  от  типа  (вида)  орфограммы;

4)  определить  «шаги»,  ступени решения  и  их  последовательность,  т.е.  составить  алгоритм  решения  задачи;

5)  решить  задачу,  т.е.  выполнить   последовательные  действия  по  алгоритму;

6)  написать  слова  в  соответствии  с  решением  задачи  и  осуществить  самопроверку.

    В  более  обобщенном  виде  эти  этапы  представляются  так:  в  орфографическом  действии  выделяются  две  ступени:  постановка  орфографической  задачи  ( выделение  орфограммы)  и  её  решение  (выбор  письменного  знака  в  соответствии  с  правилом).

Каждому  учителю  хорошо  знакома  ситуация,  когда  после  изучения  правила,  например,  о  безударных  гласных  в  корне,  ученики  достаточно  хорошо  справляются  с  заданием  «вставить  пропущенные  буквы»,  но  допускают  ошибки  на  то  же  правило  в  собственном  тексте.  Объяснить  эту  ситуацию  нетрудно:  чтобы  вставить  букву, нужно  лишь  решить  орфографическую  задачу.  А  чтобы  осознанно  (не  случайно)  правильно  написать  слово  в  своем  тексе,  им  нужно  сначала  поставить  эту  задачу,  т. е.  найти  орфограмму.  Вот  почему  умение  быстро  обнаруживать  орфограммы,  именуемое  орфографической  зоркостью,  считается  важнейшим  базовым  орфографическим  умением.  Поэтому  наиглавнейшая  задача  учителя  -  научить  видеть  орфограмму,  научить  думать  при  письме.

Существует  множество  методических   приёмов,  позволяющих  предупредить  ошибки  и  развивающих  орфографическую  зоркость.

1) Зрительный  фактор  срабатывает  при  запоминании  непроверяемых  написаний.  Их  в  русском  языке  очень  много.  Учёные – психологи  доказали, что  стоит  ребёнку  один  раз  неправильно  написать  слово,  как  он  запомнит  его  и  зрительно,  и  рука  зафиксирует  неверный  графический  образ  слова,  и  отложится  он  в  памяти  так  крепко,  что  затем  надо  будет  написать  это  слово  100  раз,  чтобы  ликвидировать  ошибку.  Поэтому  золотое  правило  ученика:  никогда  не  пиши,  если  точно  не  знаешь:  сначала  предупреди  ошибку.

2) Слуховой  фактор.

    Слуховое  восприятие,  умение  определять  последовательность  звуков составляют  основу  развития  не  только  устной,  но  и  письменной  речи.  Как  графические,  так  орфографические  написания  возможны  при  условии   сопоставления  произношения  и  написания,  другими  словами,  при   фонологической   оценки  звукового  состава  языковой  единицы.   Звуки  в  сильных   позициях  передаются  на  письме  однозначно – это  графические  написания.  Орфографические  написания  связываются  с  возможностью  выбора  букв  на  месте  звуков  в  слабых  позициях.  Таким  образом,  развитие  фонематического  слуха  оказывается   решающим  условием  при  постановке  орфографической  задачи – нахождении  орфограммы  и  определении  её  типа.

3) Рукодвигательный  фактор.    Любого  орфографического  навыка  можно  достичь  только  при  помощи  упражнений, т.е.  при  ритмичном  движении  пишущей  руки.  Вот  почему  на  уроке  необходимо  как  можно  больше  писать.  Сама  рука,  двигаясь  по  строке,  создает  графический  образ  того  или  иного  слова,  запоминает,  а  затем  пишет  его  же  автоматически.

  1. Проговаривание.

Система правильного письма в начальных классах характеризуется постоянным переходом от изображения звуков речи точно соответствующим им буквам – к соотнесению буквенного состава со звуковым составом и выявление несоответствий – к нахождению орфограмм, определению их типов, к запоминанию слов, к простейшим способам проверки, к решению орфографических задач по грамматической и словообразовательной основе.

Таким образом, при изучении раздела «Орфограммы» можно поставить несколько задач:

1. познакомить детей с понятием «орфограмма» и помочь им глубже осознать сущность орфографических трудностей русского письма. Ввести в практику письменной речи младших школьников особый способ письма - письмо с пропусками орфограмм, с «окошками». Ребенок должен действовать по принципу «знаю букву – пишу, не знаю – пропускаю, оставляю сигнал опасности»;

2. познакомить школьников с орфографическим словарем, заложить основы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на орфографический вопрос;

3. за счет широкого применения приема списывания обеспечивать запоминание орфографического облика слов разных тематических групп (виды транспорта, посуда и т. д.), т.е. развивать орфографическую память учеников.

     Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи, однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)

В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....

Групповая форма работы на уроках в начальной школе. Обучение работе в парах в 1 классе.

В материале описываются этапы введения групповой работы в 1 классе...

Обобщение опыта работы по теме "Работа с родителями в начальной школе"

В  работе описана система работы учителя начальных классов с родителями, основные  методы и приемы....

Список орфограмм для начальной школы.

Список орфограмм для детей начальных классов....

ОПЫТ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КИРОВСКОГО РАЙОНА НАД ПРОЕКТОМ «ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА БАЗЕ ГОРОДСКОГО ПОРТАЛА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ DO2.RCOKOIT.RU»

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ АНДРЕЕВНАВОРОБЬЁВА ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНАПОПОВИЧ ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНАЧЕРНЫШОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНАГосударственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «...

Орфограммы в начальной школе

Собран материал для успешного запоминания орфограмм учащимися начальной школы....