Проект педагогического эксперимента "Применение современных образовательных технологий"
материал (4 класс) по теме

Педагогический проект.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий, реализованного учителем начальных классов МБУ ООШ №7 Берая С.И. в период 2009-2013 учебный год.

 

                                                 ««Ребенок, испытавший радость творчества

даже в самой минимальной степени,

становится другим, чем ребенок,

подражающий актам других».

Б.Астафьев

                                    ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:

Тип проекта:                              литературно – творческий

По количеству участников:    27 учеников

По продолжительности:          долгосрочный

Срок реализации:                     сентябрь 2009 – апрель 2013

Участники проекта:             учащиеся, учитель ,родители ,учитель русского языка .

                                             

1. АКТУАЛЬНОСТЬ

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.

 Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук. Сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

 Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

        Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

    Часто в начальных классах можно увидеть детей-почемучек, которые постоянно что-то спрашивают, чем-то интересуются, хотят большего объёма, глубины материала. Однако, в среднем звене таких детей становится меньше, а в старших классах остаются единицы.

        В связи с этим возникла необходимость в проведении специального проекта с целью совершенствования процесса обучения, активизации познавательной деятельности.

Речевая деятельность - это фундаментальная деятельность человека, в ней скрыты богатейшие возможности развития личности, сознания, всех познавательных возможностей человека.

Особенности речевой деятельности состоят:

  • в восприятии человеческой речи других
  • в выражении им собственных мыслей, суждений, переживаний

        -   в активном воздействии на слушателей, собеседника

Через общение в речевой деятельности человек может выразить богатство и бедность содержания своей жизни, её мотивы, направленность, может познать самого себя. От развития речевой деятельности зависит общая и специальная (научная, техническая, эстетическая) культура человека. Низкий уровень этой деятельности является показателем недостаточного развития.

       

2. ЦЕЛЬ

     создание условий для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках и во внеурочное время

ЗАДАЧИ:

1.развитие самостоятельности, умения использовать внутренний потенциал для решения реальных проблем;

2.создание образовательных ситуаций для повышения внутренней мотивации к обучению (т.к. высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей);

3.  формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

4. развитие критического мышления, фантазии, творческих способностей,  умения аргументировать свои высказывания,  строить умозаключения.

3. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:                 

учащиеся, учитель, родители, учитель русского языка «старшего» звена

Ученики работают в свободно организованных группах. Группы подвижные, по 2-4 человека

4.ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА:

стратегия и механизмы достижения поставленных целей

4.1.Теоретическое обоснование проекта

Ученик должен идти в класс с охотой, с желанием работать весь урок. Без этого невозможно получение знаний.  Идея развития творческих способностей школьников становится ключевой в концепции школы.

Я, работая по программе «Школа России», поняла, что учебник литературного чтения, это учебник чтения, а не литературы, и то, что литература должна пониматься как искусство, то есть как способ художественного восприятия мира. Учитель каждого ребенка должен научить решать две задачи: исследовательско — творческую и эмоционально-эстетическую (способствует организации переживания, учить чувствовать).

Приобщение младших школьников к художественной литературе как к искусству, развитие учащихся средствами художественной литературы — одна из важных и сложных проблем современной школы.

Особенно эффективной методикой считаю построение уроков и внеклассных занятий при помощи использования технологии развития критического мышления, которая подразумевает

-умение ставить вопросы;
-умение выделить главное;
-умение делать сравнение;
-умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
-умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
-способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.

Существует определенный алгоритм формирования критического мышления, предполагающий ответы на следующие вопросы. 

1. Какова цель данной познавательной деятельности? Цели могут включать в себя выбор одного из вариантов решения, выработку решения при отсутствии вариантов; обобщение информации; оценку надежности аргументов; оценку вероятного развития событий; проверку достоверности источника информации: количественную оценку неопределенности.

2. Что известно? Это отправной пункт направленного или критического мышления. Этот этап также включает в себя нахождение недостающей информации.

3. Что делать? Какие навыки мышления позволяют достичь поставленной цели? Знание того, как добраться от начальной до конечной точки маршрута, — движущая сила критического мышления. Здесь как раз и предполагается использование сформированных ранее интеллектуальных умений.

4. Достигнута ли поставленная цель? Точность при выполнении заданий является решающим фактором успеха. Имеет ли смысл принятое решение? Для чего?

Главная задача уроков чтения в начальных классах, наряду с обучением беглому сознательному чтению, состоит в развитии детей средствами художественной литературы, в формировании их художественного вкуса. Никакая другая отрасль знания не в силах раскрыть столь ярко и образно внутренний мир в его динамике, как художественная литература.

Особое значение художественная литература имеет для воспитания чувств. Изображенные в произведении герои, события, явления вызывают у читателя сопереживание, захватывают его. В процессе чтения у читателя может возникнуть ощущение, что он также переживал и чувствовал как герой произведения. Он начинает осознавать себя, свои чувства. Таким образом, художественная литература (чужой опыт) делается на время личным опытом читателя, обогащает его чувства. Все особенности восприятия и понимания произведений художественной литературы присущи и младшим школьникам.

Хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями, творцами в этом мире, наблюдали, думали, рассуждали, творили красоту и радость для людей и находили в этом творении счастье».

Начальное звено играет важную роль в становлении и развитии личности ребенка. В этом возрасте складываются и проявляются до 70 % его личностных качеств. Невнимание к развитию личности в младшем школьном возрасте порождает педагогические просчеты, которые ярко обнаруживаются на следующих ступенях обучения.

Для того, чтобы обучение проявило свой развивающий эффект, необходимо создание ряда универсальных условий: развиваемый ученик должен быть вовлечен в активную деятельность и общение. Эффективность обучения зависит, прежде всего, от активности самого ученика. Когда учащиеся вовлекаются в активную деятельность по выполнению заданий познавательного характера, длительность активной работы учеников на уроке возрастает до 90—95 % урока.

Поэтому я вышла на поиск путей повышения эффективности литературно-творческого развития учащихся.

Наряду с этим меня беспокоит здоровье приходящих в начальную школу малышей. Очень редко можно встретить практически здорового ребенка, не имеющего тех или иных отклонений в здоровье. В связи с этим считаю важным применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разным подходом к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы.

В своей работе я использую различные приемы здоровьесберегающих технологий.

1. Обстановка и гигиенические условия в моем классе соответствует норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски).

2.Стараюсь избегать однообразности урока, чтобы повысить работоспособность  школьников.

3. Соблюдаю среднюю частоту чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.

4. Использую на уроке различные виды преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа). Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

5. Стараюсь выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

7. На моем уроке обязательно присутствуют оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Соблюдаю норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

Данные меры позволили мне достичь определенных результатов.

Направление мониторинга

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

1

 Заболевание ОРЗ учащимися в учебный период

52%

48%

35%

25%

Вывод: Наблюдается снижение заболеваемости учащихся ОРЗ

2

Наличие учащихся с заболевание «близорукость»

16%

16%

16%

12%

Наличие учащихся с заболевание «дальнозоркость»

0%

0%

0%

0%

Вывод: Стабилизация заболеваний «близорукость» и «дальнозоркость». Количество учащихся с отклонениями в здоровье по зрению не увеличивается

3

Заболевания опорно-двигательной системы (сколиоз, нарушение осанки)

40%

40%

31%

25%

Вывод: Снижение заболеваний опорно-двигательной системы

 

4.2.Практическое обоснование проекта.

Этапы и механизмы реализации проекта.

I – АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ (сентябрь 2009)

  • Проведение диагностических исследований
  • Создание программно-методического обеспечения
  • Совместное планирование деятельности по реализации проекта (учитель, родители, дети)
  • Систематизация изученных материалов, обеспечение наглядного сопровождения
  • Создание предметно-развивающей среды

           

        Методы  и  приемы:  проектирование,  планирование,  анализ,  сравнение,

                                            прогнозирование, анкетирование

Тестовые задания на определение творческих способностей

  1. «Дорисуй» (изображение кругов в предметах)
  2. «Спрятанная форма» (нахождение фигур, скрытых в сложном изображении)
  3. «Сложи узор» (кубики Косса)
  4. «Определение понятий» (наборы слов)
  5. «Придумай рассказ» и д.р.

II – ОСНОВНОЙ (ФОРМИРУЮЩИЙ)

  • Реализация задач проекта строится на основе системы дидактических принципов: - принцип активности и сознательности; - принцип системности и последовательности; - принцип наглядности и доступности
  • Использование творческих заданий во всех уроках (как часть урока) и в индивидуальных занятиях, а также в свободной деятельности. Задания подбирать с учетом уровня развития детей и тематикой занятий.
  • Построение коррекционно-развивающей работы проводить в тесном сотрудничестве  педагогов и родителей
  • Развитие творческих способностей через развивающие игры в комплексном ключе с формированием у детей системы знаний и умений в разных областях.
  • Организация условий, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно творить, приобретая собственный действенный и чувственный опыт
  • Обеспечение охраны здоровья
  • Постоянное обновление предметно-развивающей среды

       Методы  и  приемы:  организованное обучение, экспериментирование, анализ,  

                                          сравнение, индивидуальная и подгрупповая деятельность

III – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (январь-апрель 2011 г)

  • Проведение мониторинговых исследований
  • Анализ реализации проекта
  • Подведение  итогов, определение перспективы развития проекта, презентация

        Методы  и  приемы:  диагностирование,   анализ,   сравнение,   обобщение,

                                            Прогнозирование

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКЕ

На различных этапах урока я применяю методические приемы, развивающие критическое мышление.

Мозговая атака - как методический прием использую с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова». Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы.

Чтение с остановками – применяю при работе с незнакомым текстом, использую различные виды вопросов.

-«перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);

-память (формальный уровень) – узнавание и вызов полученной информации;

-оценка – субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений.

Групповая дискуссия- использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии и другие.

Это позволило мне сформировать следующие компетенции у учащихся:

Критерии

Результативность

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

умение ставить вопросы

15%

35%

60%

91%

умение выделить главное

25%

52%

88%

100%

умение делать сравнение

50%

64%

90%

100%

умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения

15%

35%

70%

88%

6. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Развитие продуктивного воображения
  2. Повышение уровня творческой фантазии
  3. Улучшение своеобразия творческого мышления, необычности подхода к решаемым задачам
  4. Улучшение  пространственного представления  и воображения
  5. Развитие творческих  сторон интеллекта

7.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

.

  1. Повысился уровень самостоятельности, улучшилось продуктивное воображение, появились такие качества как беглость, лёгкость, гибкость, точность
  2. Повысилась оригинальность творческой фантазии, интерес к литературе, способность к литературному творчеству.
  3. Появился творческий подход к решаемым задачам
  4. Обогатился словарный запас, увеличился темп чтения, улучшились пространственное воображение и представление, появились умения предвидеть результаты своих действий

Результативность опыта по применению здоровьесберегающих технологий

        Работая по данной проблеме на   уроках и во внеурочное время, я пришла к выводу, что применение  технологий здоровьесбережения  повышает мотивацию учения (следствие этого – повышение качества знаний учащихся), активизирует мыслительную деятельность учащихся.

        На каждом уроке я создаю здоровьесберегающую среду, чтобы ученики сохранили свое здоровье.
А здоровье ученика в норме, если:

- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;

- в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;

- в нравственном плане – честен, самокритичен, эмпатичен;

- в социальном плане – коммуникабелен.

Применение технологии развития критического мышления позволило мне повысить учебную мотивацию учащихся.

image008

8. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА

     Предполагается дальнейшая более углубленная работа по данной теме, а также работа с другими  учениками (первый класс) для развития творческих способностей детей, а также работа по сохранению здоровья учащихся.

     Данный проект может быть использован в практике работы учителей начальной школы, воспитателей детских садов и других специалистов, работающих с детьми .

9.ЛИТЕРАТУРА

         

1. Бабаева Ю. Д., Лейтес Н.С. Психология одарённости детей и подростков. М.: Издательский центр «Академия», 1996.

2. Борзова В. А, Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. -Самара., 1994.

3. Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников. // Начальная школа. -1990. - № 5.

4. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.Просвещение, 1991

5. Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия. М.: Просвещение. -1992.

6. Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребёнка// Персональный сайт Амосова.-2005[Электронный ресурс].URL: http://www.icfcst.kiev. (дата обращения 25.03.2011)

7. Здоровьесберегающие технологии учебного процесса: электронное пособие/О.А. Иванов, И.И. Колисник, М.Ю. Михайлина [и др.]. – М.: Учитель, 2010

8. Скакунова Г.Н. Здоровье на уроке //Начальная школа.- 2011. -№2. -С. 17-20.

Интернет-ресурсы:

  1. http:// www.school.edu.ru,
  2. http://www.edu.ru
  3. http://www.rsl.ru

  4/  http://www.library.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "

Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Каждый ребенок от рождения наделен определенным потенциалом развития. Этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Маленькому человеку, вступающему в этот мир, нео...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе

Тема проекта:  «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной  школе »...

«Педагогическая мастерская: современные образовательные технологии во внеурочной деятельности»

Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные в...