Приёмы рефлексии учащихся на уроках в начальной школе
учебно-методический материал на тему

Гребёнкина Елена Анатольевна

В  методической  копилке   собраны    различные  виды  и  формы  проведения  рефлексии  на  различных  этапах   урока    с учетом   возрастных  и  нидивидуальных  траекторий  развития  младших  школьников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Основная  общеобразовательная школа № 22»

«Приёмы рефлексии учащихся

 на уроках в начальной школе»

                                                                         Гребенкина Е.А.

                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                  МБОУ «ООШ № 22»

                                                                                                         

г.Старый  Оскол

2014

Цель:

  • создать условия для формирования навыка обеспечения активной позиции ребенка на уроке; самоанализа деятельности и её результата;

В стандартах второго поколения особое внимание уделяется следующим критериям:

     1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

        2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

                                                        (из ФГОС)

Человек идентичен самому себе. Задача учителя помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю?, чего не знаю?, чем прирос?. Порождаются знания о способах   самостроительства, целеполагания,  рефлексии способа: что делаю?, для чего?. Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает: рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, проба, следующий шаг.

              А что же такое рефлексия?

     Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой».

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio обращение назад.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результато.  Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • Рефлексия настроения и эмоционального состояния      

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта. Что можно применять?  Это: карточки с изображением лица – смайлики;                                                                                    показ большого пальца вверх или вниз;  

 «Солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;

 «Радостный мишка» - всё хорошо, «грустный мишка» - плоховато;

Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии.

Начинать обучение рефлексии необходимо с первых дней в школе. Основы развития рефлексивных умений закладываются при использовании курса Т.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь»

Рефлексия основывается, прежде всего, на умении понять себя, свои чувства и чувства других, поэтому для развития рефлексивных способностей можно использовать упражнения:

Представь что ты….

Представь, что ты камень, одуванчик, воздушный шар. Что ты чувствуешь? Сравни свои ощущения.

Изобрази, что ты чувствуешь, когда ешь лимон, конфету и т.д.

Изобразить различные чувства так, чтобы другие отгадали.

Изобрази радость, горе, обиду

  • Рефлексия деятельности     

Осуществлять самоконтроль и давать самостоятельно оценку своей деятельности на уроке учащихся также можно (и нужно!) учить с первого класса. Изучив методику безотметочного обучения, предложенную Г.А. Цукерман («волшебные линеечки»), я ввела её в практику своей работы уже на первых уроках .

 - Кто из зверей выполнил свою работу лучше по следующим критериям (К – красота, П – правильность, Б – быстрота).?

- На «волшебных линеечках» определяем место постановки крестика (чем лучше работа, тем выше ставим крестик).

На следующем уроке сказка о лесной школе и её учениках была продолжена, как и обучение ребят работать с «волшебными линеечками» :

Показателем эффективности в использовании данного вида деятельности учащихся на уроках станет, прежде всего, то, что все ребята учатся  давать объективную оценку своим письменным работам.

 «Лесенка успеха» - нижняя ступенька  - у меня ничего не получилось;

 средняя ступенька  - у меня были проблемы; 

верхняя ступенька  - мне всё удалось;

 «Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки;

 «Сказочное дерево» - это  любимый вариант рефлексии на уроке:

плод, цветок и листочек

Листочек – у меня не получается, мне нужна помощь

Цветочек – было трудно, но я понял

На месте цветочка появляются плоды, поэтому яблоко – у меня всё получается

 «Наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;

«Поставь цветок в вазу» - ориентировка на цвет вазы

   В письменных работах   используется  и такой вид рефлексии, когда ребёнок  не поднимает какой-то сигнал, а раскрашивает кружок  или  рисует солнышко – солнышко и тучку – тучку.

      Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

Формирование навыка самоконтроля и самоанализа предполагает: проба (какая-либо деятельность), рефлексия, следующий шаг. И снова проба, рефлексия, следующий шаг.

        Работая в «Прописях» или рабочих тетрадях я применяю приём «цветограммы» 1часть работы – буква, слоги – самоконтроль,  закрасил кружок выбранным цветом

следующий шаг – работа со звукобуквенной моделью – самоконтроль, рефлексия – закрасил кружок

следующий шаг – слово, слог, ударение – самоконтроль, рефлексия

    В конце урока смотрим, какой цвет преобладает. Пробуем давать словесную оценку своей деятельности на уроке.

Следует отметить, что в начале года, когда мы только начинали учиться рефлексивной деятельности, она вызывала всплеск эмоций – у всех всё замечательно. Сейчас же дети  вполне объективно оценивают свою деятельность.

•        Рефлексия содержания учебного материала      

 «цветочная  поляна» - цветок – вид деятельности на уроке: работа с геометрическими фигурами, восстановление числового ряда, сравнение чисел.

К концу урока появляется  цветочная поляна. Предлагаю детям поместить свою бабочку над тем цветком, какая работа понравилась больше  всего на уроке.

Эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

     

Закончи предложение (интервью)

Цель: подведение  итогов урока,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  

Содержание: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

                   было трудно…

   я выполнял задания…

                   я понял, что…

                  теперь я могу…

я почувствовал, что…

                  я приобрел…

                 я научился…

у меня получилось …

                 я смог…

                 я попробую…

                 меня удивило…

       урок дал мне для жизни…

                 мне захотелось…


Литература:

Головкина Екатерина Вячеславовна Подведение итогов уроков. Рефлексия. //http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/

Косарева Елена  Курсовая работа «Рефлексия и способы ее развития» // http://www.allbest.ru/ Коллекция рефератов Revolution

Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. Дидактические рекомендации для учителей. М., 1992.

А.В.Хуторской Анализ, самоанализ и рефлексия урока http://khutorskoy.ru/be/2008/0312/index.htm

Статья «Оценка без отметки» под ред. Г.А Цукерман: http://experiment.lv/rus/biblio/cukerm_ocenka.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования приёмов технологии ТРИЗ в начальной школе.

Методы и приёмы технологии ТРИЗ РТВ, используемые на уроках в начальной школе...

Режиссура урока: приёмы социоигровой педагогики в начальной школе.

В настоящее время в школах идет реализация образовательного процесса в начальной школе, соответствующего стандартам общего образования второго поколения. Общие тенденции развития образования – это зна...

Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе

Статья. Эффективные методы и приёмы на уроках в начальной школе...

Педагогические приёмы формирования УУД в начальной школе.

Данная статья поможет учителю в успешном формировании универсальных учебных действий у учащихся....

Использование приёмов технологии сотрудничества в начальной школе

Использование приёмов технологии сотрудничества в начальной школе...

Здоровьесберегающие приёмы на уроках в начальной школе

Опыт многолнтней практики с испольхованием здоровьесберегающих приёмов на уроках в начальной школе...

Презентация "Приёмы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС"

Презентация "Приёмы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС"...