Выступление на тему "Активизация учащихся к мотивации интереса к самостоятельному приобретению новых знаний через проектную и исследовательскую деятельность"
статья (1 класс) на тему

Ермилова Наталья Николаевна

Как активизировать учащихся, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Как организовать обучение через желание?В новых условиях нам, учителям начальных классов, нужны новые методы, позволяющие организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.Одним из таких педагогических технологий и является проектная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ermilova_n.n._vystuplenie_na_temu_aktivizatsiya_.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация учащихся к мотивации интереса к самостоятельному приобретению новых знаний через проектную и исследовательскую деятельность.

                                                                                                                  (из опыта работы)

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все,

                                            что он может, как прекрасна была бы земля наша!

А.П. Чехов

           Как активизировать учащихся, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Как организовать обучение через желание?

            В новых условиях нам, учителям начальных классов, нужны новые методы, позволяющие организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой (тьютерской, например).

           В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стран или появлялись новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, "портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.

           Хотя проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался.

           Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё малы для проектирования. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся. Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Эта педагогическая технология уже несколько лет эффективно используется и у нас в начальной школе, при этом, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и  расширяет ее.

           Первую исследовательскую  работу,  мы начали в 2009-2010 учебном году с учащейся  3 класса, и это решение пришло не просто так. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию окружающего. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. В ходе работы над проектом  «Комнатные цветы – это роскошь или необходимость в условиях Крайнего Севера?» я выступала в роли помощника, консультанта; смысл работы заключался не в передаче знаний, а в направлении деятельности ученика.

           В 2010-2011 учебном году мы продолжили исследовательскую работу уже с  учащейся 4 класса.  Для выполнения нового проекта «От тайн природы - к приметам погоды» необходимо было решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач, найти ответы на вопросы, связанные с приметами своего края.  От ребенка требовалось умение координировать свои усилия. Чтобы добиться успеха, ему приходилось добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

            При внедрении федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, способов деятельности, уровень освоения которых предопределяет успешность всего последующего обучения.

          Начиная работу с новым набором учащихся в 2011-2012 учебном году, с первого класса веду работу по проектной деятельности. Проектную деятельность я применяю как в урочной деятельности, так и во внеурочной. Разработана программа для внеурочной деятельности «Проект – это просто». Начинаю обучение учащихся проектной деятельности с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических, информационно-поисковых, коммуникативных умений.

            К миру проектов помогает приблизить ребят учебное инновационное пособие «Учусь создавать проект» авторами которого являются Р.И.Сизова, вице-президент Малой академии на Чапаевском г. Москвы и  Р.Ф.Селимова, координатор-консультат. Это пособие учит детей шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, расширяет кругозор и обогащает словарный запас ребёнка. Практические занятия «Играем в учёных» переносят ребёнка в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Рубрика «Добрый совет Дельфина» - это ненавязчивая подсказка в решении сложившихся проблем. Рубрика «Переменка» развивает внимание и логику, творческое мышление, любознательность и способность к восприятию.

            Очень важный этап для первоклассников – это знакомство с «Азбукой сотрудничества». Умению работать в парах, необходимо учить учащихся с первых дней поступления в школу. На уроке математики при измерении длин отрезков при помощи нитки учащиеся помогают друг другу, договариваются, кто держит кончик нитки, а кто отмеряет и отрезает полученную длину. Или учащиеся решают, кто вырезает квадраты, кто треугольники, кто раскрашивает большие фигуры, кто маленькие. Совместно вырезанного материала хватает для выполнения дальнейших заданий. На уроке ИЗО учащиеся выполняют упражнение “ Раскрась пару варежек”, сидящие рядом учащиеся должны вместе продумать свой рисунок и определить цветовую гамму.

              Уже в первой четверти, первоклассники получают навыки умения работы в группе. При этом, на первых порах каждый первоклассник получает роль и четкую инструкцию, что делать: кто рисует, кто вырезает, кто клеит, кто рассказывает; затем, всем участникам групп предлагается выполнить одинаковое задание. Например, работая по карточке, найти и обвести красным карандашом всех домашних животных или собрать картинку “пазл”. Задача педагога пронаблюдать кто в группе занимает активную позицию, кто позицию наблюдателя, эта информация необходима для дальнейшего формирования рабочих групп.       Выполняя разные тренинговые упражнения, учащиеся постепенно осваивают роли работы в группе. Следующим этапом работы становится знакомство со “Словарем юного исследователя”. Ребята должны научиться: Наблюдать: по картинкам увидеть сходство и различие, узнать какие приборы и приспособления существуют для наблюдения, по возможности с их помощью пронаблюдать за каким – то предметом и рассказать об этом.

             Высказывать свою точку зрения и выслушивать точку зрения другого: Например, продолжи рассказ: Мы гуляли в тундре и вдруг увидели куропатку... или: Куропатка питалась ягодами брусники и вдруг увидела ребят....

             Находить проблему, выдвигать гипотезы: Ребята, как вы думаете, зачем нам могут понадобиться на уроке чтения эти картинки? Задавать вопросы: У учителя в коробке предмет. Чтобы его угадать, дети задают вопросы, на которые педагог отвечает да или нет: “Это животное? Оно живет в доме? Оно мурлычет? Это кошка?”

              Во внеурочной проектной деятельности отрабатываются  не только навыки планирования и целеполагания, но и навыки социального взаимодействия учащихся, ведения деловых переговоров, воспитание сплочённости коллектива через общее дело.  Участие в  проектах «Моя малая Родина», «Мой класс - моя школа», «Подарок ветерану», «Быть здоровым – это здорово» и др. направлено  на осознание  детьми  причастности к школьному сообществу.

             Подводя итог выше изложенному, можно с уверенностью сказать, что учебные проекты позволяют проследить связи между различными школьными дисциплинами в контексте проблем реального мира, развивать у учащихся мыслительные умения высокого уровня, благодаря работе с основополагающими идеями, вовлечь школьников в активный процесс обучения. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний».

В данной статье описаны способы активизации мыслительной деятельности школьников....

Статья на тему:РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

  В статье рассказывается об овладении учащимися начальных классов универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах да...

Выступление на семинаре "Формирование УУД младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность"

Данное выступление поможет учителю начальных классов при работе над проектами....

Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность.

Сущность моей работы  состоит в формировании и  развитии ключевых компетенций младших школьников путем включения их в активную проектную и исследовательскую деятельность на уровне личного оп...

Выступление на МО "Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную и исследовательскую деятельность"

В выступлении раскрывается проблема, определены группы ключевых компетенций (ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенци...

Обобщение опыта работы по использованию проектной и исследовательской деятельности для активизации познавательного интереса и творческой деятельности учащихся начальных классов

Обобщение материала по работе над проектной и исследовательской деятельностью учащихся начальных классов. В тексте отражены формы и методы используемые мной во внеурочной деятельности. ...

практико-значимая работа по курсу «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации ФГОС нового поколения» на тему: Тема: «Эффективные формы и методы для проектной и

Проектно- исследовательская работа по теме: "Эффективные формы и методы для проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы.Технология для проекной и исследовательской деятельности...