Технологическая карта открытого занятия по теме "Сценическая речь в композиции"
методическая разработка (4 класс) на тему
Для педагоговдополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_otkrytogo_zanyatiya_po_teme_stsenicheskaya_rech_v_kompozitsii.doc | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования Администрации муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества
Муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан
Технологическая карта
открытого занятия
по теме «Сценическая речь в композиции»
Возраст детей: 9-12 лет
Автор: Каракенова Фавзия Фахрисламовна,
педагог дополнительного образования
с. Исянгулово - 2014
Пояснительная записка
Уже давно театр, как вид искусства, стал не только средством познание жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Занятие помогает развить ритмические и музыкальные способности ребенка, овладеть своим голосом, а так же стимулирует способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира. Общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по развитию речи и голоса полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный процесс, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства. Занятия по сценическому искусству вводят детей в мир прекрасного, развивают сферу чувств, способность творить самостоятельно.
Занятия по сценической речи актуальны на сегодняшний день, как никогда. Современное общество живет в бешеном ритме, много информации и много общения, много встреч, бесед и докладов. Поэтому правильная и красивая речь нужна каждому воспитанному человеку. Данное занятие лишь частично погрузит воспитанников в мир под названием «Сценическая речь».
Данная технологическая карта может использоваться для организации занятий по сценической речи и подготовке учащихся к выступлениям педагогами дополнительного образования, учителями литературы и русского языка, педагогами – организаторами.
Технологическая карта открытого занятия
Возраст детей: 9– 12 лет
Цель мастер-класса Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга.
Задачи мастер-класса:
- Формировать способность к импровизации.
- Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля.
- Воспитывать навыки коллективной работы.
- Развивать возможности собственного голоса.
- Развивать умение анализировать и синтезировать свои ощущения и взаимодействовать с партнерами.
Прогнозируемый результат:
- избавить воспитанников от комплексов (зажимов);
- научить творчески мыслить и не бояться выражать себя;
- применять творческий подход к любому делу.
Форма мастер-класса:
- Групповая
Технологии: элементы игровой технологии, ситуационные элементы.
Методы и приёмы: упражнения, творческие задания.
Оборудование: салфетки, карточки с заданиями, мяч, театральный зал, ноутбук.
Деятельность педагога (с обозначением используемых технологий, методов, приёмов; применяемого технического оснащения) | Деятельность обучающихся ( с обозначением видов и форм активности) | Планируемый результат, Комментарий | |
1 этап - организационный – 3 мин. | |||
1.1 | Добрый день, меня зовут Фавзия Фахрисламовна. Я педагог театрального объединения, и сегодня очень необычное для вас занятие. Но для начала давайте встанем в полукруг и поздороваемся друг с другом глазками. | Ребята встают в полукруг и здороваются глазами. | Создание психологического настроя на занятие. |
1.2 | Давайте поговорим, о том, как человек на сцене, да и в жизни может выразить свои чувства, мысли, эмоции. Тем самым мы с вами выяснили, что голос – это инструмент, с помощью которого мы можем добиваться своих целей, будь то песня или стих, или проза. Прежде чем разбудить свое творчество, давайте разбудим свое тело. | (Ответы) | Познакомить с понятием «Сценическая речь». Умение творчески мыслить и не бояться выразить себя. |
2 этап – мотивационно-проблематизирующий – 22 мин. | |||
2.1 | Разминка. РАЗОГРЕВАЮЩИЙ МАССАЖ. Постукивание. Постукивание проводится открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер. Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуком «з – з – з». ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ Вибрационный массаж проводится открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер. Массаж выполняется именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый, позитивный, мягкий контакт. Массаж проводится в игровой форме – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, не забываем, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. (Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце) «Назойливый комар» Представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно. «Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка. «Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить верхней губой, нижней. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. Пошевелить ушами. (Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу», «Я мартышка, которая слушает».) Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее». УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГУБ Улыбка – хоботок Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений. Часы Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно. «Веселый пятачок»: А на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов. На счет «три» с открытыми губами. Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка. Шторки Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только нижнюю, а потом совмещаем эти движения со звуками:
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА Упражнения выполняются 5-6 раз Уколы в щеки Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты. Змея Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы. «Самый длинный язычок». Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа, а затем до подбородка. Чаша Широко открыв рот, выдвигаем вперёд язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот. Коктейль Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе. Львёнок и варенье Представляем себя львёнком, который весь, от кончиков усов до кончика хвоста, перепачкан вареньем, и нам нужно слизать это варенье огромным длинным языком. Мы «облизываемся», начиная с подушечек пальцев рук и заканчивая пальцами стоп. «Жало змеи». Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево. «Колокольчик». Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика. Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы языка, покусав его. ЗАРЯДКА ДЛЯ ЧЕЛЮСТИ
| Учащиеся, повторяют за педагогом, стараются сделать лучше него. Объяснение задания Гримасы строим перед зеркалом, относительно ситуации (комар на лбу, на правой щеке, на левой, на носу и т.д.) Ребята вспоминают, как они жуют, и видоизменяют движения в зависимости от заданной ситуации. В этом упражнении, сплошная свобода в импровизации, каждый делает в силу своих возможностей Тренировка мышц губ. Выполнение заданий данные педагогом. (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица) Упражнения делаются перед зеркалом с педагогом, педагог направляет и показывает. Зажимаем нижнюю челюсть кулаком, хотим открыть, но не можем, по хлопку челюсть освобождается. Научиться понять, когда зажатая челюсть, когда свободная. | Наблюдение за собой и за партнерами Установление контакта, создание положительного настроя на занятие. Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, разогреваем их, предупреждая тем самым мышечные зажимы, способствуя вольному свободному течению звука. Взаимодействие с партнёрами. Упражнение на развитие памяти и воображения. Формирование способности к импровизации. |
2.2 | УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ «И-э-а-о-у-ы» (звук в вертикале). С предельно точной артикуляцией показывая и прорабатывая каждое положение губ, произносятся гласные в следующем порядке: «и-э-а-о-у-ы». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше, пропеть звук. «Я» Участники становятся полукругом, и каждый, по очереди, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её вперёд с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача – послать звук вместе с рукой как можно дальше. «Соединение гласной и согласной» В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произносить однотипные слоги. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «и-э-а-о-у-ы». Потом к другой и т.д. Цепочка буквосочетаний такова: «Биииииииии ( буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно)- бэ – бэ – бэ – бэ - ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу –– бы – бы – бы – бы (сл. Согласные п, м, р) «Парные» согласные». Ребята в полукруге хором попарно произносят пары согласных. Вот эти пары: д – т, г – к, б – п, в – ф, ж – ш, з – с. С хлопками, с щелчками, с постукиванием ритм, с потопываем одной ноги, двумя ногами. «Звуки». БИП – БЭП – БАП – БОП – БУП - БЫП ТИТ - ТЭТ - ТАТ - ТОТ - ТУТ - ТЫТ МИМ - МЭМ – МАМ – МОМ - МУМ - МЫМ ПТКИ - ПТКЭ – ПТКА – ПТКО - ПТКУ – ПТКЫ – ПТКИПТ – ПТКЭПТ – ПТКАПТ – ПТКОПТ – ПТКУПТ - ПТКЫПТ ПДГИ – ДПГЭ – ПДГА – ПДГО – ПДГУ - ПДГЫ БДГИБДТ - БДГЭБДТ – БДГАБДТ – БДГОБДТ – БДГУБДТ – БДГЫБДТ | Для наглядности звукоряд гласных перед ребятами. Участвует всё тело. Работа в кругу, повторение за педагогом. Работа только над дикцией. Над точностью произношения всех звуков, как гласных, так и согласных. Работа с раздаточным материалом. | Формирование способности к импровизации. Упражнение на развитие памяти и воображения. Освобождение от мышечных зажимов. Развитие способности к сопереживанию; активизация воображения и образного представления. |
2.3 | Что же такое композиция, чем она отличается от отдельных стихов, от спектакля или чем похожа? В композиции, как и в спектакле, есть общая задумка, идея. И вы как одна команда, как единое целое должны понимать, что играете один спектакль. Значит надо уметь слышать, видеть и чувствовать партнёра. Ученики делятся на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у», первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука. «Чистоговорки» В сценической речи используются ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание в работе с ними обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания. Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете хором за мной:
(Приложение) | Участники предлагают свои варианты ответов Работа в команде, услышать и воспроизвести звук, только на тон или полтона ниже. Произношение за педагогом. | Развитие чувственной основы; организация обратной связи. |
3 этап – деятельностный – 15 мин | |||
3.1 | «Переброс». Участники стоят в кругу, у одного из них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.
Участники по одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Сказать: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» в различных интонациях, например:
Выращивание цветов Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающаяся кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня». | Ребята встают в круг, выполняя задание По очереди встают в центр круга и выполняют задание. Работа в кругу | Формирование способности к импровизации. Упражнение на развитие памяти и воображения Взаимодействие с партнерами. Развитие чувственной основы; организация обратной связи. |
3.2 | А теперь пусть каждый вытянет свою скороговорку, только прочесть ее нужно будет в любом известном вам жанре театрального искусства. Давайте вспомним, какие они бывают? (Приложение) | Ребята вспоминают, какие бывают жанры, выбирают свой вариант и читают по очереди. Ребята выполняют задание. | Формирование способности к импровизации. Упражнение на развитие памяти и воображения. Развитие чувственной основы; организация обратной связи. |
3.3 | Ну а теперь разбейтесь группами по двое (трое). Теперь вы вдвоем, вытягиваете чистоговорку, и снова выбираете жанр, в котором будете её читать. Ваша задача читать её хором и в жанровой стилистике, не останавливаясь до последнего участника. Задача всех остальных, понять в каком жанре была прочтена эта чистоговорка, как только вы поняли, присоединяетесь к ведущим, и так же без остановки работаете в унисон с ними. | По очереди все пробуют проговорить правильно чистоговорку, | Формирование способности к импровизации. Взаимодействие с партнерами. |
4 этап – рефлексивный 5 мин | |||
4.1 | Вопросы педагога: что было сегодня интересным и новым для вас? Как бы вы оценили своё состояние после занятия по пятибалльной системе, например, если член группы чувствует себя отлично, то поднимает руку и показывает 5 пальцев; если состояние хорошее - 4 пальца; если что-то беспокоит – 3 пальца; если совсем плохое самочувствие, то 2 пальца. На «3/15» показываем свои оценки. «3/15» | Ответы участников. Показывают вою оценку по пятибалльной шкале. | Развитие чувственной основы; организация обратной связи; развитие самооценки. |
4.2 | Домашнее задание. Вспомнить и не забывать, то, что вы сегодня узнали, заниматься речью можно и в домашних условиях, если поставить для себя цель. Ну а теперь встали в полукруг и попрощались глазками со всеми. Спасибо за работу! До свидания. | Каждый делает для себя свои выводы. |
Список использованной литературы и интернет – ресурсов:
- Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - С.-П.: Питер, 1997.- 176 с.
- Козлянинова И.П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. М.: Просвещение, 1967.
- Сценическая речь. Учебник. /Предисловие и научное редактирование И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой/ М.: ГИТИС, 1995.
- Упражнения по сценической речи Ласковой Е.В из плана-конспекта открытого урока по теме «Речевой тренинг», [электронный ресурс]. – Режим доступа http://vamreferat.ru/konspektyi/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-uchebnomu-predmetu-stsenicheskaya-rech/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Жанры театрального искусства
А
Б
В
Д
Ж
К
Концептуальный театр Кирилла Ганина
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ю
Скороговорки
Жутко жуку жить на суку. | Свинья тупорыла весь двор перерыла. | Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша. |
Ежу на ужин жук нужен. | Летят пичужки через три пустые избушки. | Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом. |
У ужа ужата, у ежа – ежата. | У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши. | Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип. |
Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком. | Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход. | Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов. |
По двору, по подворью в добром здоровье. | На кочке квочка, квочка на кочке. | Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон! |
У нас на подворье погода размокропогодилась. | Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока. | У Сени и Сани сом с усами. |
Сеня в сени сено вез. | У осы не усы, не усищи, а усики. | Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой. |
Везет Сеня с Саней, Соню на санях. | От топота копыт пыль по полю летит. | Восьмой кол вбили в частокол. |
Топали да топали, дотопали до тополя. | Дятел дуб долбил, да не додолбил. | В один, Клим, клин колоти. |
Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала. | Шла Саша по шоссе и сосала сушку | Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. |
Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа. | Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. | Из- под пригорка, из- под подвыподверта, зайчик приподвыподвернулся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта открытого занятия по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительному направлению.
Тема: Секреты ЗдоровьяЦель: Актуализация знаний учащихся о здоровьеОсновные понятия : ЗОЖ (здоровый образ жизни), здоровый человек, режим дня, правильное питание.Межпредметные св...
Технологическая карта открытого занятия внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс по теме "Объемная аппликация из ватных дисков. Композиция букет роз"
Технологическая карта открытого занятия внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс по теме "Объемная аппликация из ватных дисков. Композиция букет роз"...
Технологическая карта открытого занятия по внеурочной деятельности во 2 классе.
Внерочное занятие по математике во 2 классе " Математическая ярмарка"...
Технологическая карта открытого занятия "Экологическая безопасность" (для педагогов дополнительного образования и классных руководителей)
Данное занятие проводится в виде соревнования. Мероприятие интересно педагогам дополнительного образования и классным руководителям....
Технологическая карта построения занятия по развитию речи. (группа предшкольной подготовки)
Юрий Кушак «В магазине».Задачи: 1) Формирование речевой деятельности у дошкольников. Формировать у дошкольников умение удерживать ...
Технологическая карта открытого занятия по развитию речи посредством Лего - конструирования Тема: «Строим сказки о профессиях» в старшей или подготовительной группах ДОУ
Занятие по теме: «Строим сказки о профессиях» в старшей и подготовительной группах ДОУ проекта проводилось в рамках межведомстного проекта «Единое о...
Технологическая карта открытого урока по предмету речь и альтернативная коммуникация "Чтение слогов и слов с буквой Б"
Конспект урока составлен для обучающихся 4 класса. Обучающиеся по программе АООП,вариант 2.Цель: Обобщение и систематизация знаний обучающихся при чтение слогов и слов с буквой Б.Задачи:Кор...