Технологическая карта открытого занятия по теме "Сценическая речь в композиции"
методическая разработка (4 класс) на тему

Для педагоговдополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное   казенное   учреждение «Отдел образования   Администрации    муниципального района   Зианчуринский    район  Республики Башкортостан»  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

 Центр развития творчества детей и юношества

Муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан

Технологическая карта

открытого занятия

по теме «Сценическая речь в композиции»

Возраст детей: 9-12 лет

Автор: Каракенова Фавзия Фахрисламовна,

педагог дополнительного образования

                                                                     с. Исянгулово - 2014

Пояснительная записка

Уже давно театр, как вид искусства, стал  не только средством познание жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Занятие помогает развить ритмические и музыкальные способности ребенка, овладеть своим голосом, а так же стимулирует способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира. Общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по развитию речи и голоса полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный процесс, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства. Занятия по сценическому искусству вводят детей  в мир прекрасного, развивают сферу чувств, способность творить самостоятельно.

Занятия по сценической речи актуальны на сегодняшний день, как никогда. Современное общество живет в бешеном ритме, много информации и много общения, много встреч, бесед и докладов. Поэтому правильная и красивая речь нужна каждому воспитанному человеку. Данное занятие лишь частично погрузит воспитанников в мир под названием «Сценическая речь».

Данная технологическая карта может использоваться для организации занятий по сценической речи и подготовке учащихся к выступлениям педагогами дополнительного образования, учителями литературы и русского языка, педагогами – организаторами.


Технологическая карта открытого занятия

Возраст детей:        9– 12  лет

Цель мастер-класса Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга.

Задачи мастер-класса:

  • Формировать способность к импровизации.
  • Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля.
  • Воспитывать навыки коллективной работы.
  • Развивать возможности собственного голоса.
  • Развивать умение анализировать и синтезировать свои ощущения и взаимодействовать с партнерами.

Прогнозируемый результат:

  • избавить воспитанников от комплексов (зажимов);
  • научить творчески мыслить и не бояться выражать себя;
  • применять творческий подход  к любому делу.

Форма мастер-класса:

  • Групповая

Технологии: элементы игровой технологии, ситуационные элементы.

Методы и приёмы: упражнения, творческие задания. 

Оборудование:  салфетки, карточки с заданиями, мяч, театральный зал, ноутбук. 

Деятельность педагога

(с обозначением используемых технологий, методов, приёмов; применяемого технического оснащения)

Деятельность обучающихся

( с обозначением видов и форм активности)

Планируемый результат,

Комментарий

1 этап - организационный – 3 мин.

1.1

Добрый день, меня зовут Фавзия Фахрисламовна. Я педагог театрального объединения, и сегодня очень необычное для вас занятие. Но для начала давайте встанем в полукруг и поздороваемся друг с другом глазками.

Ребята встают в полукруг и здороваются глазами.

Создание психологического настроя на занятие.

1.2

Давайте поговорим, о том, как человек на сцене, да и в жизни может выразить свои чувства, мысли, эмоции.

Тем самым мы с вами выяснили, что голос – это инструмент, с помощью которого мы можем добиваться своих целей, будь то песня или стих, или проза.

Прежде чем разбудить свое творчество, давайте разбудим свое тело.

(Ответы)

Познакомить с понятием «Сценическая речь».

Умение творчески мыслить и не бояться выразить себя.

2 этап – мотивационно-проблематизирующий – 22 мин.

2.1

Разминка. 

РАЗОГРЕВАЮЩИЙ МАССАЖ.

Постукивание. Постукивание проводится открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер.  Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуком «з – з – з».

ВИБРАЦИОННЫЙ МАССАЖ

Вибрационный массаж проводится открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер.

Массаж выполняется именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый, позитивный, мягкий контакт. Массаж проводится в игровой форме – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, не забываем, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. (Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце)

«Назойливый комар»

Представим, что у нас нет рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.

«Хомячок».

Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

«Рожицы».

Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить верхней губой, нижней. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. Пошевелить ушами.

(Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу», «Я мартышка, которая слушает».) Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее».

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГУБ

Улыбка – хоботок

Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений.

Часы

Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно.

«Веселый пятачок»:

А на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов. На счет «три» с открытыми губами.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Шторки

Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только нижнюю, а потом совмещаем эти движения со звуками:

  • «в» - верхняя губа поднимается вверх;
  • «м» - возвращается на место;
  • «з» - нижняя губа опускается вниз.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА

Упражнения выполняются 5-6 раз

Уколы в щеки

Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.

Змея

Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.

«Самый длинный язычок». Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа, а затем до подбородка.

Чаша

Широко открыв рот, выдвигаем вперёд язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.

Коктейль

Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.

Львёнок и варенье

Представляем себя львёнком, который весь, от кончиков усов до кончика хвоста, перепачкан вареньем, и нам нужно слизать это варенье огромным длинным языком. Мы «облизываемся», начиная с подушечек пальцев рук и заканчивая пальцами стоп.

«Жало змеи».

Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.

«Колокольчик».

Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы языка, покусав его.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ЧЕЛЮСТИ

  1.  «Удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
  2. «Зевающая пантера»: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
  3. «Горячая картошка»: положить в рот воображаемую горячую картофелину  пытаться ее остудить на дыхании, как у маленьких собачек.

Учащиеся, повторяют за педагогом, стараются сделать лучше него.

Объяснение задания

Гримасы строим перед зеркалом, относительно ситуации (комар на лбу, на правой щеке, на левой, на носу и т.д.)

Ребята вспоминают, как они жуют, и видоизменяют движения в зависимости от заданной ситуации.

В этом упражнении, сплошная свобода в импровизации, каждый делает в силу своих возможностей

Тренировка мышц губ.

Выполнение заданий данные педагогом.

(подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)

Упражнения делаются перед зеркалом с педагогом, педагог направляет и показывает.

Зажимаем нижнюю челюсть кулаком, хотим открыть, но не можем, по хлопку челюсть освобождается. Научиться понять, когда зажатая челюсть, когда свободная.

Наблюдение за собой и за партнерами

Установление контакта, создание положительного настроя на занятие.

Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, разогреваем их, предупреждая тем самым мышечные зажимы, способствуя вольному свободному течению звука.

Взаимодействие с партнёрами.

Упражнение на развитие памяти и воображения.

Формирование способности к импровизации.



2.2

УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ

«И-э-а-о-у-ы» (звук в вертикале).

С предельно точной артикуляцией показывая и прорабатывая каждое положение губ, произносятся гласные в следующем порядке: «и-э-а-о-у-ы». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше, пропеть звук.

«Я»

Участники становятся полукругом, и каждый, по очереди, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её вперёд с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача – послать звук вместе с рукой как можно дальше. 

«Соединение гласной и согласной»

В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произносить однотипные слоги. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные  «и-э-а-о-у-ы». Потом к другой и т.д. Цепочка буквосочетаний такова: «Биииииииии ( буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно)- бэ – бэ – бэ – бэ - ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу –– бы – бы – бы – бы (сл. Согласные п, м, р)

«Парные» согласные».

Ребята в полукруге хором попарно произносят пары согласных. Вот эти пары: д – т, г – к, б – п, в – ф, ж – ш, з – с. С хлопками, с щелчками, с постукиванием ритм, с потопываем одной ноги, двумя ногами.

«Звуки».

БИП – БЭП – БАП – БОП – БУП - БЫП

ТИТ - ТЭТ - ТАТ - ТОТ - ТУТ - ТЫТ

МИМ - МЭМ – МАМ – МОМ - МУМ - МЫМ

ПТКИ - ПТКЭ – ПТКА – ПТКО - ПТКУ – ПТКЫ – ПТКИПТ – ПТКЭПТ – ПТКАПТ – ПТКОПТ – ПТКУПТ - ПТКЫПТ

ПДГИ – ДПГЭ – ПДГА – ПДГО – ПДГУ - ПДГЫ

БДГИБДТ - БДГЭБДТ – БДГАБДТ – БДГОБДТ – БДГУБДТ – БДГЫБДТ

Для наглядности звукоряд гласных перед ребятами. Участвует всё тело.

Работа в кругу, повторение за педагогом.

Работа только над дикцией. Над точностью произношения всех звуков, как гласных, так и согласных.

Работа с раздаточным материалом.

Формирование способности к импровизации. Упражнение на развитие памяти и воображения.

Освобождение от мышечных зажимов.

Развитие способности к сопереживанию; активизация воображения и образного представления.

2.3

Что же такое композиция, чем она отличается от отдельных стихов, от спектакля или чем похожа?

В композиции, как и в спектакле, есть общая задумка, идея. И вы как одна команда, как единое целое должны понимать, что играете один спектакль. Значит надо уметь слышать, видеть и чувствовать партнёра.

Ученики делятся на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у», первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.

«Чистоговорки»

В сценической речи используются ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание в работе с ними обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания. Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете хором за мной:

  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Стоит поп на копне, колпак на попе.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.
  • У ужа ужата, у ежа – ежата.
  • Сшит колпак не по-колпаковски, отлит колокол не по-колоколовски.
  • Из-под пригорка, из-под подвыподверта, Зайчик приподвыподвернулся.

(Приложение)

Участники предлагают свои варианты ответов

Работа в команде, услышать и воспроизвести звук, только на тон или полтона ниже.

Произношение за педагогом.

Развитие чувственной основы; организация обратной связи.

3 этап – деятельностный – 15 мин

3.1

«Переброс».

Участники стоят в кругу, у одного из них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.

  • «Чистоговорка в образе».

Участники по одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах.

Сказать: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» в различных интонациях, например:

  1. как учительница русского языка, читающая диктант;
  2. как преподаватель по речи;
  3. как обиженный ребенок;
  4. как скандальная бабка;
  5. как робот;
  6. как рассерженный человек.

Выращивание цветов

Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающаяся кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».

Ребята встают в круг, выполняя задание

По очереди встают в центр круга и выполняют задание.

Работа в кругу

Формирование способности к импровизации. Упражнение на развитие памяти и воображения

Взаимодействие с партнерами.

Развитие чувственной основы; организация обратной связи.

3.2

А теперь пусть каждый вытянет свою скороговорку, только прочесть ее нужно будет в любом известном вам жанре театрального искусства. Давайте вспомним, какие они бывают?

(Приложение)

Ребята вспоминают, какие бывают жанры, выбирают свой вариант и читают по очереди.

Ребята выполняют задание.

Формирование способности к импровизации. Упражнение на развитие памяти и воображения.

Развитие чувственной основы; организация обратной связи.

3.3

Ну а теперь разбейтесь группами по двое (трое). Теперь вы вдвоем, вытягиваете чистоговорку, и снова выбираете жанр, в котором будете её читать. Ваша задача читать её хором и в жанровой стилистике, не останавливаясь до последнего участника. Задача всех остальных, понять в каком жанре была прочтена эта чистоговорка, как только вы поняли, присоединяетесь к ведущим, и так же без остановки работаете в унисон с ними.  

По очереди все пробуют проговорить правильно чистоговорку,

Формирование способности к импровизации. Взаимодействие с партнерами.

4 этап – рефлексивный 5 мин

4.1

Вопросы педагога: что было сегодня интересным и новым для вас?

Как бы вы оценили своё состояние после занятия по пятибалльной системе, например, если член группы чувствует себя отлично, то поднимает руку и показывает 5 пальцев; если состояние хорошее - 4 пальца; если что-то беспокоит – 3 пальца; если совсем плохое самочувствие, то 2 пальца.

На «3/15» показываем свои оценки. «3/15»

Ответы участников.

Показывают вою оценку по пятибалльной шкале.

Развитие чувственной основы; организация обратной связи; развитие самооценки.

4.2

Домашнее задание.

Вспомнить и не забывать, то, что вы сегодня узнали, заниматься речью можно и в домашних условиях, если поставить для себя цель.

Ну а теперь встали в полукруг и попрощались глазками со всеми.

Спасибо за работу! До свидания.

Каждый делает для себя свои выводы.

        

Список использованной литературы и интернет – ресурсов:

  1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. - С.-П.: Питер, 1997.- 176 с.
  2. Козлянинова И.П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. М.: Просвещение, 1967.
  3. Сценическая речь. Учебник. /Предисловие и научное редактирование И.П. Козляниновой, И.Ю. Промптовой/ М.: ГИТИС, 1995.
  4. Упражнения по сценической речи Ласковой Е.В из плана-конспекта открытого урока по теме «Речевой тренинг», [электронный ресурс]. – Режим доступа http://vamreferat.ru/konspektyi/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-uchebnomu-predmetu-stsenicheskaya-rech/


ПРИЛОЖЕНИЕ

Жанры театрального искусства

А

Ателлана

Б

Буффонада

В

Вербатим

Водевиль

Д

Драма (род литературы)

Драматический театр

Драматургия

Ж

Живая статуя

К

Кабуки

Камерная музыка

Камерный балет

Камерный оркестр

Камерный театр

Китайская опера

Комедия

Комедия дель арте

Комедия положений

Концептуальный театр Кирилла Ганина

Кукольный театр

Кукольный театр на воде

Л

Лидер шпиль

Литургическая драма

М

Мамоновский театр

Мандзай

Маска (жанр)

Мелодрама

Менестрель-шоу

Мимы

Миракль

Монодрама в театре

Монодрама Н. Н. Евреинова

Моноспектакль

Моралите

Мюзик-холл

Мюзикл

Н

Народный театр

О

Опера

Оперный театр

П

Пантомима

Пародия

Пекинская опера

Р

Репертуарный театр

Рок-опера

С

Сайнеты

Семиопера (жанр)

Т

Театр абсурда

Театр в Западной Европе

Театр зверей

Театр миниатюр

Театр огня

Театр повествования

Театр теней

Театр юного зрителя

Теревсаты

Трагедия (жанр)

Трагикомедия

У

Уанка (драматургия)

Уличный театр

Ф

Фарс

Фьяба

Х

Хепенинг

Эксцентрика

Эпический театр

Ю

Юаньская драма


Скороговорки

Жутко жуку жить на суку.

Свинья тупорыла весь двор перерыла.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.

Ежу на ужин жук нужен.

Летят пичужки через три пустые избушки.

Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.

У ужа ужата, у ежа – ежата.

У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.

Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.

Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.

По двору, по подворью в добром здоровье.

На кочке квочка, квочка на кочке.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!

У нас на подворье погода размокропогодилась.

Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.

У Сени и Сани сом с усами.

Сеня в сени сено вез.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.

Везет Сеня с Саней, Соню на санях.

От топота копыт пыль по полю летит.

Восьмой кол вбили в частокол.

Топали да топали, дотопали до тополя.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

В один, Клим, клин колоти.

Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не выболтала.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Из- под пригорка, из- под подвыподверта, зайчик приподвыподвернулся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого занятия по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительному направлению.

Тема: Секреты ЗдоровьяЦель: Актуализация  знаний  учащихся о здоровьеОсновные понятия : ЗОЖ (здоровый образ жизни), здоровый человек, режим дня, правильное питание.Межпредметные св...

Технологическая карта открытого занятия внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс по теме "Объемная аппликация из ватных дисков. Композиция букет роз"

Технологическая карта открытого занятия внеурочной деятельности "Умелые ручки" 4 класс по теме "Объемная аппликация из ватных дисков. Композиция букет роз"...

Технологическая карта открытого занятия по внеурочной деятельности во 2 классе.

Внерочное занятие по математике во 2 классе  " Математическая ярмарка"...

Технологическая карта открытого занятия "Экологическая безопасность" (для педагогов дополнительного образования и классных руководителей)

Данное занятие проводится в виде соревнования. Мероприятие интересно педагогам дополнительного образования и классным руководителям....

Технологическая карта построения занятия по развитию речи. (группа предшкольной подготовки)

Юрий Кушак «В магазине».Задачи: 1) Формирование речевой деятельности у дошкольников. Формировать у дошкольников умение удерживать ...

Технологическая карта открытого занятия по развитию речи посредством Лего - конструирования Тема: «Строим сказки о профессиях» в старшей или подготовительной группах ДОУ

Занятие  по теме: «Строим сказки  о профессиях» в старшей и подготовительной группах  ДОУ проекта проводилось в рамках  межведомстного проекта «Единое о...

Технологическая карта открытого урока по предмету речь и альтернативная коммуникация "Чтение слогов и слов с буквой Б"

Конспект урока составлен для обучающихся 4 класса. Обучающиеся по программе АООП,вариант 2.Цель: Обобщение и систематизация знаний обучающихся  при чтение слогов и слов с буквой Б.Задачи:Кор...