Методические рекомендации по организации творческой мастерской "Музыкальная гостиная"
учебно-методический материал по теме

Лис Надежда Анатольевна

Трудно переоценить значение музыки в формировании и воспитании личности. В. Сухомлинский говорил: «Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

Что значит воспитать человека, воспитать ту самую гармонично развитую личность? Личность, умеющую жить в гармонии с миром, умеющую находить гармонию в себе? Личность яркую, творческую и, главное, духовно богатую?

Для развития такой личности необходимо пересмотреть, проанализировать содержание музыкального образования, модернизировать его в рамках личностно ориентированного подхода, направить в русло развивающего. Занятия во внеурочное время, являясь естественным продолжением творческого общения педагога с детьми, во многом помогут достичь этих целей.

Музыка отражает жизнь, она и есть сама жизнь! И каждое музыкальное произведение должно предстать перед ребенком как частичка его жизни, которая может принести утешение, поможет прожить какой-то важный момент, поможет встретиться с уже знакомым другом, поможет поделиться с ней своими горестями и печалями или, наоборот, радостными воспоминаниями, принести добро и свет в его жизнь.

Как настроить детей на слушанье музыки так, чтобы они смогли максимально глубоко прочувствовать, как бы прожить ее? Вот несколько приемов, позволяющих быстро включить детей в творческий процесс.

Коммуникативная атака.

Педагог: Однажды известный русский композитор, педагог Дмитрий Борисович Кабалевский сказал так: (плакат с высказыванием) «Превыше всего, превыше искусства художник должен любить жизнь. Ибо жизнь - источник его вдохновения, основа содержания его творчества, ключ к подлинному искусству».

-      Как вы думаете, что означают они? ( В процессе обсуждения подвести к осознанию того, что жизнь- основа содержания искусства). Попробуем в этом убедиться. Представим, что мы с вами в настоящем концертном зале. Представим, как мы сядем, чтоб было удобно слушать музыку.

/Звучит музыка Клода Дебюсси «Облака»./

-      Какое ощущение появилось у вас, ребята? /Ощущения вечности, покоя, зачарованности, волшебства, заколдованности, сказочности. Ощущение тумана, промозглости вокруг. Чувство неуверенности, бесформенности, расплывчатости. Все вокруг холодного цвета: белый, бледно-голубой, светло-серый. В воображении возник образ северного сияния./

-      Как здорово вы почувствовали, даже ощутили физически музыку. Сколько родилось ассоциаций и у каждого оказалась своя, неповторимая, как сама наша жизнь. И все вы, конечно, правы. Но о чем же пытался рассказать нам композитор своей музыкой? Вслушаемся внимательней. /Повторное слушание./

-      Это близкое или далекое? Это высокое или низкое? Далекое, высокое, холодное, бесформенное… Что же это? /Облака./

-      Верно, но благодаря чему мы смогли почувствовать это? /Дети отмечают средства выразительности: высокий регистр, холодные тембры гобоя и кларнета; движение, текучесть скрипок; размеренный темп./

-      А теперь обратите внимание на картину. /Изображена одинокая береза, сгибающаяся под сильным ветром, по небу быстро бегут облака./ Созвучно ли ее настроение настроению музыки? /Нет, в ней слишком зеленого цвета, и облака движутся слишком быстро, и настроение ее слишком одиноко, да и пейзаж кажется русским, а в этой музыки нет русских интонаций./

-      А где вам более комфортно «находиться»: в музыке или картине? /В музыке спокойней, удобней, тише, приятней, там хочется жить. А в картине не уютно, одиноко./

Что же получается? Мы все такие разные, наши мысли и поступки так не схожи, но все мы чувствуем одно и тоже – желание жить там, где приятно, там, где не одиноко. А это значит умение найти свое место в жизни. Ведь там, где только что захотелось жить, все как в жизни – движение, стремление. А еще в жизни важно понять и почувствовать другого человека. Например, как мы сейчас почувствовали по интонации, что звучала музыка не русского композитора. Это французский композитор Клод де Бюсси смог передать состояние любования, зачарованности так, что мы с вами тоже смогли прожить его.

-      Обратим же вновь свое внимание на слова Кабалевского. Может в них есть еще что-то важное, что мы упустили? /Больше всего на свете художник должен любить жизнь – вот что главное в этих словах. Любить и ценить жизнь такую разную, которая дает возможность нам быть такими разными. В этом ее красота. А искусство помогает ее почувствовать./

-      А что же мы, ученики? Как мы можем помочь сохранить эту красоту? /Стать добрее, внимательнее друг к другу, к родителям, ведь это они дали нам жизнь, и наша любовь – это благодарность им. Благодарное отношение к школе, к людям, которые не только дают знания, но и учат бережному отношению к природе, ко всему, что нас окружает./

Вот так проводя мысль детей через все этапы /функции/ прочувствованного и продуманного восприятия музыки, активизируется внутренний духовный мир учащихся, их чувства, мысли.

Творческие работы

Оценить уровень творческой развитости каждого ребенка позволяют творческие работы, некоторые из них выполнены в соответствии с методикой «музыкально-жизненные ассоциации». Например «Мой музыкальный портрет», «Я и музыка», «Я рисую музыку». Все возможные кроссворды, составлены на полюбившуюся тему, небольшие сочинения на тему «Если бы я был учителем музыки, то рассказал бы о…», «Музыкальная афиша» и т.п. Эти же работы дают толчок к осознанию необходимости получать теоретические знания, оперировать специальной терминологией.

Все виды художественной деятельности на занятиях объединены, поэтому в процессе разучивания с детьми музыкального произведения, а это исполнительская деятельность, продолжается углубление восприятия музыки.

Можно создать ситуации, когда детям приходится думать над тем, как исполнять, ставить себя в роль композитора или через «прочтение интонации» воплощать образ произведения.

Если говорить о пении, то, например, в «Добром утре» Кабалевского можем «прочитать мысль» композитора. В первой фразе все просто, как рассказ, как повествование:

Сегодня, друзья, как вчера

Начинается день наш с утра.

-      Какое средство выразительности поможет передать это ощущение? /Ответы детей./

На всех языках говорят…

Говорят миллионы ребят.

-      Что говорят? /Доброе утро./

-      Вот только открыли глаза и кому же говорим? Кому рады больше всего на свете? /Маме. Говорим тепло, с любовью, с улыбкой и нежно, почти шепотом./

-      С помощью чего мы создадим это ощущение? /Ответы детей./

-      А второй раз кому желаем доброго утра? /Всем, кто есть в доме. Поэтому надо спеть ярче, чуть громче./

И вот совсем проснулись:

С этих слов начинает свой день детвора.

-      Вот маме, всем близким пожелали доброго утра. А зачем же композитор еще три раза использует эту фразу?

Доброе утро, доброе утро.

Доброе утро.

/Это мы приветствуем весь мир, всех людей, животных и птиц, передаем свое тепло, любовь, свет. Сначала не громко, а потом все громче и громче./

В процессе подведения детей к осознанию, постижению эмоционально-нравственного смысла произведения надо использовать весь свой артистический, педагогический арсенал: качественный показ, словесное пояснение тех ощущений, которые заложены в произведении.

Для того, чтобы помочь ребенку почувствовать и осознать себя участником жизни можно предложить календарно-тематическое распределение репертуара, в котором произведения подбираются с учетом красных дней календаря, народных и христианских праздником, времен года /«Времена года» П.И. Чайковского/, бытовых сценок / «Детский альбом» П.И. Чайковского/ и т.п.

Такая система работы дает возможность совершенствовать у детей способность воспринимать музыку как искусство, рожденная жизнью и неразрывно связанная с ней.

Внеурочная деятельность позволяет каждому ребенку наиболее полно развивать свои творческие способности. Это и знакомство с разноплановыми произведениями, участие в постановке музыкальных спектаклей и сочинение своих небольших песенок /на собственные стихи/ и песок.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Трудно переоценить значение музыки в формировании и воспитании личности. В. Сухомлинский говорил: «Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».

Что значит воспитать человека, воспитать ту самую гармонично развитую личность? Личность, умеющую жить в гармонии с миром, умеющую находить гармонию в себе? Личность яркую, творческую и, главное, духовно богатую?

Для развития такой личности необходимо пересмотреть, проанализировать содержание музыкального образования, модернизировать его в рамках личностно ориентированного подхода, направить в русло развивающего. Занятия во внеурочное время, являясь естественным продолжением творческого общения педагога с детьми, во многом помогут достичь этих целей.

Музыка отражает жизнь, она и есть сама жизнь! И каждое музыкальное произведение должно предстать перед ребенком как частичка его жизни, которая может принести утешение, поможет прожить какой-то важный момент, поможет встретиться с уже знакомым другом, поможет поделиться с ней своими горестями и печалями или, наоборот, радостными воспоминаниями, принести добро и свет в его жизнь.

Как настроить детей на слушанье музыки так, чтобы они смогли максимально глубоко прочувствовать, как бы прожить ее? Вот несколько приемов, позволяющих быстро включить детей в творческий процесс.

Коммуникативная атака.

Педагог: Однажды известный русский композитор, педагог Дмитрий Борисович Кабалевский сказал так: (плакат с высказыванием) «Превыше всего, превыше искусства художник должен любить жизнь. Ибо жизнь - источник его вдохновения, основа содержания его творчества, ключ к подлинному искусству».

  • Как вы думаете, что означают они? ( В процессе обсуждения подвести к осознанию того, что жизнь- основа содержания искусства). Попробуем в этом убедиться. Представим, что мы с вами в настоящем концертном зале. Представим, как мы сядем, чтоб было удобно слушать музыку.

/Звучит музыка Клода Дебюсси «Облака»./

  • Какое ощущение появилось у вас, ребята? /Ощущения вечности, покоя, зачарованности, волшебства, заколдованности, сказочности. Ощущение тумана, промозглости вокруг. Чувство неуверенности, бесформенности, расплывчатости. Все вокруг холодного цвета: белый, бледно-голубой, светло-серый. В воображении возник образ северного сияния./
  • Как здорово вы почувствовали, даже ощутили физически музыку. Сколько родилось ассоциаций и у каждого оказалась своя, неповторимая, как сама наша жизнь. И все вы, конечно, правы. Но о чем же пытался рассказать нам композитор своей музыкой? Вслушаемся внимательней. /Повторное слушание./
  • Это близкое или далекое? Это высокое или низкое? Далекое, высокое, холодное, бесформенное… Что же это? /Облака./
  • Верно, но благодаря чему мы смогли почувствовать это? /Дети отмечают средства выразительности: высокий регистр, холодные тембры гобоя и кларнета; движение, текучесть скрипок; размеренный темп./
  • А теперь обратите внимание на картину. /Изображена одинокая береза, сгибающаяся под сильным ветром, по небу быстро бегут облака./ Созвучно ли ее настроение настроению музыки? /Нет, в ней слишком зеленого цвета, и облака движутся слишком быстро, и настроение ее слишком одиноко, да и пейзаж кажется русским, а в этой музыки нет русских интонаций./
  • А где вам более комфортно «находиться»: в музыке или картине? /В музыке спокойней, удобней, тише, приятней, там хочется жить. А в картине не уютно, одиноко./

Что же получается? Мы все такие разные, наши мысли и поступки так не схожи, но все мы чувствуем одно и тоже – желание жить там, где приятно, там, где не одиноко. А это значит умение найти свое место в жизни. Ведь там, где только что захотелось жить, все как в жизни – движение, стремление. А еще в жизни важно понять и почувствовать другого человека. Например, как мы сейчас почувствовали по интонации, что звучала музыка не русского композитора. Это французский композитор Клод де Бюсси смог передать состояние любования, зачарованности так, что мы с вами тоже смогли прожить его.

  • Обратим же вновь свое внимание на слова Кабалевского. Может в них есть еще что-то важное, что мы упустили? /Больше всего на свете художник должен любить жизнь – вот что главное в этих словах. Любить и ценить жизнь такую разную, которая дает возможность нам быть такими разными. В этом ее красота. А искусство помогает ее почувствовать./
  • А что же мы, ученики? Как мы можем помочь сохранить эту красоту? /Стать добрее, внимательнее друг к другу, к родителям, ведь это они дали нам жизнь, и наша любовь – это благодарность им. Благодарное отношение к школе, к людям, которые не только дают знания, но и учат бережному отношению к природе, ко всему, что нас окружает./

Вот так проводя мысль детей через все этапы /функции/ прочувствованного и продуманного восприятия музыки, активизируется внутренний духовный мир учащихся, их чувства, мысли.

Творческие работы

Оценить уровень творческой развитости каждого ребенка позволяют творческие работы, некоторые из них выполнены в соответствии с методикой «музыкально-жизненные ассоциации». Например «Мой музыкальный портрет», «Я и музыка», «Я рисую музыку». Все возможные кроссворды, составлены на полюбившуюся тему, небольшие сочинения на тему «Если бы я был учителем музыки, то рассказал бы о…», «Музыкальная афиша» и т.п. Эти же работы дают толчок к осознанию необходимости получать теоретические знания, оперировать специальной терминологией.

Все виды художественной деятельности на занятиях объединены, поэтому в процессе разучивания с детьми музыкального произведения, а это исполнительская деятельность, продолжается углубление восприятия музыки.

Можно создать ситуации, когда детям приходится думать над тем, как исполнять, ставить себя в роль композитора или через «прочтение интонации» воплощать образ произведения.

Если говорить о пении, то, например, в «Добром утре» Кабалевского можем «прочитать мысль» композитора. В первой фразе все просто, как рассказ, как повествование:

Сегодня, друзья, как вчера

Начинается день наш с утра.

  • Какое средство выразительности поможет передать это ощущение? /Ответы детей./

На всех языках говорят…

Говорят миллионы ребят.

  • Что говорят? /Доброе утро./
  • Вот только открыли глаза и кому же говорим? Кому рады больше всего на свете? /Маме. Говорим тепло, с любовью, с улыбкой и нежно, почти шепотом./
  • С помощью чего мы создадим это ощущение? /Ответы детей./
  • А второй раз кому желаем доброго утра? /Всем, кто есть в доме. Поэтому надо спеть ярче, чуть громче./

И вот совсем проснулись:

С этих слов начинает свой день детвора.

  • Вот маме, всем близким пожелали доброго утра. А зачем же композитор еще три раза использует эту фразу?

Доброе утро, доброе утро.

Доброе утро.

/Это мы приветствуем весь мир, всех людей, животных и птиц, передаем свое тепло, любовь, свет. Сначала не громко, а потом все громче и громче./

В процессе подведения детей к осознанию, постижению эмоционально-нравственного смысла произведения надо использовать весь свой артистический, педагогический арсенал: качественный показ, словесное пояснение тех ощущений, которые заложены в произведении.

Для того, чтобы помочь ребенку почувствовать и осознать себя участником жизни можно предложить календарно-тематическое распределение репертуара, в котором произведения подбираются с учетом красных дней календаря, народных и христианских праздником, времен года /«Времена года» П.И. Чайковского/, бытовых сценок / «Детский альбом» П.И. Чайковского/ и т.п.

Такая система работы дает возможность совершенствовать у детей способность воспринимать музыку как искусство, рожденная жизнью и неразрывно связанная с ней.

Внеурочная деятельность позволяет каждому ребенку наиболее полно развивать свои творческие способности. Это и знакомство с разноплановыми произведениями, участие в постановке музыкальных спектаклей и сочинение своих небольших песенок /на собственные стихи/ и песок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по организации творческой мастерской «Рукастики» в группе продленного дня

Программа дополнительного образования Творческая мастерская «Рукастики» для детей 8-9 лет рассчитана на 1 год обучения....

Методические рекомендации по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей–инвалидов в образовательной организации.

Методические рекомендации составлены с учетом следующих документов, регламентирующих отношения в сфере образования:1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»...

Методические рекомендации. Статья "Развитие творческого потенциала на уроках физической культуры"

Развитие  творческого потенциала на уроках физической культурой в начальных классах. «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения… убивает в ученике охот...

Авторская программа методические рекомендации для развития творческих способностей в процессе обучения на уроках математики

Методические рекомендации для развитиятворческих способностей в процессе обучения на уроках математикиПояснительная записка    В данном работе представлены методические рекомендац...

Методическая рекомендация по организации учебного процесса «Организация и проведение туристских соревнований»

Данная методическая рекомендация адресована педагогам дополнительного образования, педагогам общеобразовательных учебных организаций, не имеющих опыта проведения школьных туристских соревнований по ту...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ...