ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
статья на тему

Хохлова Ольга Николаевна

Образование в начальной школе является фундаментом для дальнейшего обучения и учителю  важно сформировать у младшего школьника необходимые УУД, достичь личностных результатов. Одной из отличительных особенностей ФГОС является изменение в требованиях к результатам образования.  В качестве основного выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важные жизненные и профессиональные задачи.  Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. ФГОС определены результаты воспитания: патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность. Как учителю в повседневной деятельности не упустить все  аспекты, названные выше?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_ruskogo_folklora_mladshimi_shkolnikami.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Хохлова О.Н.

МБОУ «Городская гимназия №1» г. Усть-Илимска

Образование в начальной школе является фундаментом для дальнейшего обучения и учителю  важно сформировать у младшего школьника необходимые УУД, достичь личностных результатов. Одной из отличительных особенностей ФГОС является изменение в требованиях к результатам образования.  В качестве основного выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важные жизненные и профессиональные задачи.  Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. ФГОС определены результаты воспитания: патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность. Как учителю в повседневной деятельности не упустить все  аспекты, названные выше?

Современные педагогические технологии и методы обучения позволяют сделать процесс обучения и воспитания эффективным и успешным. Учителя начальной школы используют различные приёмы, которые позволяют выстроить определённую систему работы и  достичь планируемых результатов.

Материал русского фольклора можно  успешно использовать в урочной и внеурочной деятельности для решения образовательных и воспитательных задач.   Недаром народная мудрость гласит «Пословица всем делам помощница».  Работа по изучению русского фольклора ведётся в течение года на уроках русского языка, литературного чтения и риторики. Этот материал помогает привлечь внимание детей к красоте и мудрости народного слова; объясняет сущность многих жизненных явлений; обогащает  словарь учащихся; развивает устную речь и поэтический слух. Виды заданий многообразны:

  • подборка или распределение пословиц и поговорок на определённую тему (о маме, о добре, о лени, о труде),
  • соотношение пословиц и поговорок с предложенными иллюстрациями,
  • восстановление текста пословицы по отдельным частям,
  • подборка  пословицы и поговорки с определённым словом,
  • характеристика человека или ситуации с помощью пословиц,
  • нахождение ошибки в пословице или поговорке,
  • разъяснение смысла пословицы,
  • отгадывание пословиц по слогам, гласным буквам,
  • нахождение орфограмм.

Обобщить и пополнить знания русского фольклора учащиеся смогли в процессе работы над темой «Русский фольклор» в рамках проекта «Мобильная суббота», который успешно реализуется в МБОУ «Городская гимназия №1». Первоклассники работали с русским фольклором по нескольким темам: «Что такое фольклор», «Русские народные сказки», «Книги, в которых живут пословицы и поговорки», «Устаревшие слова русского языка». Учащиеся, совместно с родителями, изучали и  анализировали информацию, используя образовательные ресурсы города: библиотеки, картинную галерею, краеведческий музей, Интернет. Учащиеся активно осваивали новые формы общения: беседа, интервью, опрос, исследование.  

Предлагаю вашему вниманию некоторые задания маршрутного листа по теме «Устаревшие слова русского языка».

Задание 1.

  • Какие слова называются устаревшими? Найдите ответ на этот вопрос в «Справочнике для учащихся». Запишите  ответ.
  • Почему многими словами в современном русском языке перестали пользоваться?

Задание 2.

  • Прибаутки, колыбельные песни, русские народные сказки, пословицы, поговорки, фразеологизмы – это фольклор. Почему в фольклоре сохранились устаревшие слова?
  • Посетите детскую библиотеку «Родничок». Выберите книги русского фольклора, найдите в этих произведениях устаревшие слова, запишите  их.

Задание 3.

  • Выпишите найденные устаревшие слова  и  их значение  в таблицу. Вам поможет библиотекарь.

Задание 4.

  • Представьте, что вы с помощью машины времени перенеслись в прошлое и встретились с мальчиком, который перечисляет названия частей тела человека. Конечно, он употребляет устаревшие слова. Рассмотрите картинку. Запишите в таблицу устаревшие и современные названия частей тела человека. Вам поможет консультант.

Задание 5.

  • Обратитесь к специалисту – учителю изобразительного искусства. Подберите и рассмотрите несколько картин, на которых изображены русские люди в старинные времена. Выберите две картины, которые произвели на вас наибольшее впечатление.    
  • Рассмотрите одежду людей на картинах. Попробуйте узнать название одежды. Запишите свои «находки» в таблицу.
  • Раскрасьте картинку. Подпишите название устаревших слов - предметов одежды.

Задание 6.

  • Посетите краеведческий музей (тёмный зал). Внимательно рассмотрите старинные предметы быта.  Перечислите название предметов, которые вы услышали впервые. Можно эти слова назвать устаревшими?
  • Какой предмет привлёк ваше внимание? Чем? Как  люди использовали его в хозяйстве? Ответ запишите.
  • Нарисуйте этот предмет. Можно сделать фотографию.

Итогом работы явилась творческая презентация перед своим классным коллективом: иллюстрации, театрализованные представления, кроссворды, поделки,  частушки, загадки и т.д.

Изученный материал используется во внеурочной деятельности.  Приоритетным направлением воспитательной работы моего класса являются  патриотическое и нравственное направления. Традиционными стали следующие мероприятия: «Толкователи слов» (предшествует классному часу на нравственную тему), праздник «Ехал Грека …» (театрализованное представление для учащихся начальной школы), «Турнир знатоков русского фольклора» (праздник с родителями в конце года). Проектная деятельность класса также связана с фольклором.

Класс

Проект класса

Результат

1

«В гостях у сказки»

  • альбом «В гостях у сказки»
  • викторина «Сказочные герои»
  • познавательная игра «Лукоморье»
  • справочник «Устаревшие слова русского языка»

2

«Знатоки русского фольклора»

  • календарь «Пословицы и поговорки о погоде и природных явлениях»
  • участие в научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее, Юниор» с исследовательской работой «Устаревшие слова русского языка»,

Таким образом, используя в работе фольклорный материал учитель может успешно решать воспитательные задачи, а так же задачи по достижению личностных, метапредметных и предметных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативного мышления младших школьников на уроках гуманитарного цикла

Развитие креативности на уроках гуманитарного цикла....

Развитие креативного мышления младших школьников на уроках гуманитарного цикла

Цель работы - изучить различные виды упражнений, применяемые в начальной школе, доказать что систематическая работа  над активизацией словаря способствует развитию грамотной речи, орфографической...

Развитие и саморазвитие младших школьников на уроках эстетического цикла

Презентация - сопровождение выступления на семинаре учителей начальных классов....

Приемы развития памяти младших школьников на уроках филологического цикла.

Работа содержит систему упражнений, приемов и методов, направленных на развитие памяти младших школьников. Развитие памяти на уроках филологического цикла обоснована методически и психологически....

"Нравственное воспитание и развитие младшего школьника на уроках гуманитарного цикла"

Презентация и текст выступления на МО учителей начальной школы....

Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на предметах гуманитарного цикла

Представление педагогического опыта работы на тему: "Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на предметах гуманитарного цикла"....