"Нравственное воспитание и развитие младшего школьника на уроках гуманитарного цикла"
учебно-методический материал на тему

Гребенюк Людмила Игоревна

Презентация и текст выступления на МО учителей начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon moral.ppt1.71 МБ
Microsoft Office document icon nravstvennoe_vospitanie_na_urokah_gumanitarnogo_tsikla.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственное воспитание Два мира есть у человека: Один, который нас творил. Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н.Заболоцкий

Слайд 2

правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. «Толковый словарь русского языка» Нравственность - Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу.

Слайд 3

(латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом). «Краткий словарь по философии» Мораль -

Слайд 4

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».( Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка- М: 1979, т. 11, с. 345) Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности.»

Слайд 5

Нравственного воспитания понимается как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения. Нравственным надо считать того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения. знания чувства и отношения поведение структура нравственности личности

Слайд 6

Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни. Педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Совесть – основа нравственности.

Слайд 7

Стадии нравственного развития личности. доморальный уровень (ребенок выполняет требования взрослых из страха наказания) конвенциональный уровень (соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу, соответствовать их требованиям в целях самосохранения) автономный уровень (человек добровольно избирает поведение, ибо убежден, что жить надо в соответствии с нормами, им принятыми.

Слайд 8

чувство долга и ответственности за свои слова, поступки, действия, за свое поведение (честность, правдивость, ответственность) гуманное отношение к окружающим (доброта, уважение, терпение, такт, эмпатия, чуткость, отзывчивость, сочувствие), культура общения (вежливость) потребность в труде (трудолюбие) отношение к природе (умение видеть прекрасное и беречь эту красоту) отношение к миру вещей (бережливость) любовь к Родине, ее истории, культурному наследию Нравственные черты личности.

Слайд 9

методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения методы стимулирования поведения и деятельности чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов этические беседы разъяснение внушение диспут пример Методы, приемы и формы нравственного воспитания. воспитывающие ситуации ролевые игры тренинги поручения поощрение наказание



Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание на уроках гуманитарного цикла. (Слайд № 1)

Сущность и природа нравственности.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил.

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

                                    Н.Заболоцкий

(Слайд № 2)

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.

                    «Толковый словарь русского языка»

(Слайд № 3)           В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).

(Краткий словарь по философии -М: 1982, с.191-192).

(Слайд № 4)        В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».( Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка- М: 1979, т. 11, с. 345) Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка- М: 1979, т. 11, с. 558).

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». (Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995, с. 414).

     

           Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями  человека». (Аристотель. Сочинения в 4-х томах -М: 1984 , т.4, с. 360).

             А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» (Ницше .Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988, с. 289).  

          В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать.  Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

              А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека».  (Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2, с. 120)

              Василий Андреевич  говорил: «Никто  не  учит  маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру- учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

             Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» (Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2, с. 170).

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам (Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988, с.352).

(Слайд № 5)           В формировании  личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.

           В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках. (Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы          нравственного    школьников. - М.: Просвещение, 1981, с.58).

Помните Мудрое высказывание: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер –   пожнешь судьбу».

(Слайд № 6)

(Слайд № 7)

           В процессе обучения воспитывает все: и содержание учебного материала мировоззренческие идеи, факты из теории и истории изучаемых наук, жизненная позиция и человеческие качества личности ученых, писателей, художников, композиторов, исторических деятелей),  и организация, и методика, и технология обучения, и личность учителя. В процессе обучения развивается ценностное отношение к науке и культуре, к ее творцам, формируются нравственные качества способствующие конструктивному общению: взаимоуважение, взаимовыручка, ответственность, уважение, такт.

В сегодняшней жизни всем, а особенно ребенку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том, «что такое хорошо, а что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.

Где искать ребенку сегодня эти нравственные опоры и образцы, если и дома, и на улице он видит больше безнравственного, чем нравственного, слышит недостойные людей слова, а с экранов телевизоров смотрят на него и «учат жить» Симпсоны и им подобные. Если жизнь такова, то нравственные образцы надо искать в Культуре человечества и своего народа, поскольку там собраны величайшие ценности и нравственные богатства, накопленные многими поколениями людей. А помочь детям освоиться в мире Культуры и, в конечном счете, понять и принять нравственные ценности и идеалы человечества должна школа.

Трудно переоценить в решении этой задачи роль школьных предметов гуманитарного цикла, потому что по сути своей они является частью Культуры. В начальной школе уроки чтения становятся сегодня уроками литературного чтения, цель которых заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основных литературоведческих знаний и практики читательской деятельности. Но эти задачи будут выполнены только в том случае, если мы, учителя, будем смотреть на этот предмет как на вид искусства. Тогда мы действительно сделаем уроки литературного чтения уроками нравственного прозрения, духовного обогащения и, в конечном итоге, – основой воспитания и самовоспитания.

(Слайд № 8)        Произведя анализ содержания учебников «литературного чтения» (авт. Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А.), видно, что начиная с 1 класса подобраны действительно доступные детскому восприятию литературные произведения с точки зрения и содержания, и языковых средств, и идей, затрагивающих душу ребенка. Задания-вопросы выстроены таким образом, что с, одной стороны, идет погружение в текст как вид искусства, а с другой стороны - идет отработка навыков чтения путем перечитывания с разной целью произведения, нацеленного на поиски решения нравственных и этических проблем. Сами же нравственные проблемы проходят через рядом стоящие, но разные по жанру произведения: рассказ, стихотворение, пословицу. Например, тема «Честность. Правдивость.» проходит через рассказ А. Толстого «Косточка», отношение человека к живой природе – через рассказы Н. Сладкова «Свиристели», М. Горького «Воробьишко», Чарушина «Томка», стихи Н. Рубцова «Воробей». Очень интересна тема обиды в стихах Орлова «Обида». Авторы, не предлагая готовых решений, побуждают к непринужденной беседе, во время которой каждый ребенок может высказать свое отношение к обсуждаемой проблеме.

Авторы учебника стремятся ненавязчиво воспитать ребенка – не путем прямых нравоучений и назиданий, а пробуждая в нем сочувствие, участие, воспитывая чувство прекрасного, которое помогает удерживаться от агрессивного поведения по отношению к окружающему миру. (В. Драгунский «Что любит Мишка». Кто способен на глубокие настоящие чувства: Мишка или Денис? Про одинаковую ли любовь говорят герои? Растолкуй: «вкус пищи», «духовная пища», «хороший вкус», «безвкусица», «художественный вкус»).

Разделы: «Родная сторона»,  «Корни есть не только у деревьев», «Крутим барабан времени». (Стихи А.Пушкина, С.Есенина, Ф.Тютчева, А.Фета, И.Бунина, К.Паустовский «Стальное колечко», русские народные сказки, А.Чехов «Ванька», Л.Андреев «Петька на даче»)

Разделы: «Мир просит тебя: открой меня заново!», «Мир нуждается в нашей защите», «Красота спасет мир». (Стихи А.Пушкина, С.Есенина, Ф.Тютчева, А.Фета, И.Бунина, Д.Самойлов, Максимилиан Волошин, Джеральд Даррелл «Моя семья и другие звери»)

        

        Разделы: «В жизни всегда есть место подвигу», «Смеясь, мы расстаемся со своими недостатками», «Как трудно стать человеком». (мифы Древней Греции, былины, басни И.Крылова, С.Лагерлеф «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями», Д.Гарин – Михайловский «Детство Темы»)

Методы и приемы духовно - нравственного воспитания младших школьников. (Слайд № 9)

   Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И., в которой выделяют такие группы методов:

  • методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю

учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

  • методы организации деятельности и формирования опыта

общественного поведения;

  • методы стимулирования поведения и деятельности.

Первый этап правильно организованного воспитания - знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Мотивы условно делятся на смыслообразующие и мотивы-стимулы. Для учителя начальных классов важной задачей является формирование смыслообразующих мотивов. Ведь, действительно, трудно воспитать, выработать какое-либо качество, не добившись прежде всего ясного понимания значения этого качества. К влияниям, которые создают нравственные установки, смыслообразующие мотивы, отношения, формируют представления, понятия, идеи, относятся методы, получившие общее название методов формирования сознания личности.

Методы этой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса - формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Если ученики остаются безразличны к педагогическому воздействию, то, как известно, процесс развивается медленно и редко достигает намеченной цели. Глубокие чувства рождаются тогда, когда осознанная школьниками идея облекается в яркие, волнующие образы.

Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример. 

Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Несмотря на кажущуюся простоту, все без исключения методы этой группы требуют высокой педагогической квалификации. Рассмотрим наиболее сложные по содержанию и применению методы словесно-эмоционального воздействия: рассказ, разъяснение, этическую беседу и метод наглядно-практического воздействия - пример.

В младших классах часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.

У рассказа на этическую тему несколько функций:

служить источником знаний,

обогащать нравственный опыт личности опытом других людей,

служить способом использования положительного примера в воспитании.

К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие:

Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.

Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.

Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.

Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.

Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше. Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно снижается только из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например к спортивному соревнованию.

Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, - ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.

Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования. Разъяснение применяется:

а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения;

б) для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.

В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.

Необходимо отметить, что при неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, внушение могут принимать форму нотации. Она, как известно, никогда не достигает цели, а скорее вызывает противодействие у воспитанников, желание действовать вопреки. Нотация не становится формой убеждения.

В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа - метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.

Особенность проведения этических бесед в начальных классах в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. После ее проведения классному руководителю необходимо провести работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организуя практическую деятельность детей.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

Беседа должна носить проблемный характер. Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.

Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру. Здесь предпочтителен индуктивный путь: от анализа конкретных фактов, их оценки до обобщения и самостоятельного вывода.

Пример - воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово - второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей - родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.

Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме - это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность - деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.

Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. При отсутствии такого соответствия нужны специальные меры по их обеспечению. Высоконравственный, но малосимпатичный персонаж уместно при случае наделить характеристиками и оценками, ослабляющими вызываемое им чувство неприязни, а порочного, но полюбившегося детям «героя» суметь доходчиво и доказательно развенчать. Столь же важно предупреждать возможные случаи появления пассивно-созерцательных идеалов. Они служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной мечтательности.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

В педагогической литературе описывается и такой метод формирования сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативного мышления младших школьников на уроках гуманитарного цикла

Развитие креативности на уроках гуманитарного цикла....

Развитие креативного мышления младших школьников на уроках гуманитарного цикла

Цель работы - изучить различные виды упражнений, применяемые в начальной школе, доказать что систематическая работа  над активизацией словаря способствует развитию грамотной речи, орфографической...

Лекция "Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников"

В данной статье дается описание концепции "Духовно-нравтсвенного воспитания и развития младших школьников"  и даются рекомендации по написанию программы духовно-нравственного коспитания младших ш...

Программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников "Лучики солнца"

Формирование личности ребёнка, воспитание у него определённо направленной  нравственной позиции – сложный педагогический процесс. Многолетний опыт воспитания младших школьников показывает, что эт...

Духовно- нравственное воспитание и развитие младших школьников

В данной статье описан опыт работы по духовно- нравственному воспитанию и развитию младших школьников....

ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

Образование в начальной школе является фундаментом для дальнейшего обучения и учителю  важно сформировать у младшего школьника необходимые УУД, достичь личностных результатов. Одной из отличитель...

Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования их нравственных ценностей

Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования  их нравственных ценностей...