Коррекционное занятие с элементами дидактической игры "Слова-непоседы"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Мы играем, чтобы научиться выделять предложения при чтении и письме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slova-neposedy.doc331 КБ
Microsoft Office document icon slova-neposedy.doc331 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие

с элементами дидактической игры

«Слова-непоседы»

                        

                                        Воспитатель

                                                                  Брагина Людмила Петровна

 Основная цель:   развитие  устной  и  письменной  речи.    Обучение   приёмам

самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю младших школьников.

Задачи:

Образовательные: развивать память, внимание, мышление; обучать умению добывать

 знания, обобщать и делать выводы.

Учить детей работать в группах сменного состава.

 Коррекционно-развивающие: отработка навыков и умений учащихся составлять

предложения, менять местами слова.

Закреплять навык в расстановке знаков препинания в предложениях.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, взаимовыручку, инициативу

учащихся; воспитывать творческую, целенаправленную личность.

Оборудование: картинки с изображениями животных, пингвинов.

На доске написана тема занятия; непонятные, новые слова; полоски- схемы предложений;

конверты с предложениями, разрезанными на отдельные слова; ручки, карандаши, бумага.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа.

- Ребята, вы любите животных?  (Ответы детей.)

- У кого дома есть четвероногий любимый друг? (Дети делятся своими впечатлениями.)

- Я загадаю загадку, а вы узнайте, кто это?

                         Не рыба, а живёт в воде.

                        Не человек, а во фраке.

                        Есть крылья, перья, а не летает.

                                                                (Пингвин.)

          (Слайд №1)

- Что такое фрак? Где можно видеть людей во фраке? (Артисты, дирижёры в концертных

залах; в старых фильмах; в особо торжественных случаях – при вручении нобелевской

премии все присутствующие мужчины одеты во фраки.)

          (Слайды № 2-6)

Ученики рассматривают слайды – людей во фраках и животных.

- Кого напоминают пингвины? (Людей во фраках.)

- Чем они похожи на людей? (Предполагаемые ответы детей: вертикальная походка;

чёрная спина пингвинов – словно фрак, а белая грудка – как белая рубашка.)

- Назовите места обитания пингвинов. (Антарктида, южный полюс земли, где вечный

холод на континенте, льды и снега.)

         (Слайд № 7-10)

- Это, наверное, там, где живут белые медведи? (Предполагаемые ответы детей – белые

медведи живут в Арктике, на противоположном, северном  полюсе земли.)

Педагог демонстрирует силуэт пингвина:

- Вам нравится пингвин? (Ответы детей.)

- Тогда пусть он будет на нашем занятии. Пингвин принёс полоски, а для чего они – не знает.

 Давайте ему поможем. (Ученики пытаются разместить полоски на доске, догадываются:

 «Это схема предложения».)

  1. Основная часть. Объявление темы занятия:   «Слова-непоседы»

                        - Как вы понимаете слово «непоседы»? (Ответы детей.) 

        Воспитатель вызывает двух учеников:

- Первый будет словом «пингвин»; второй будет словом «идёт».

- Первый, подними правую руку вверх. Так мы обозначим первое слово в предложении.

- Второй поставит левую руку на бок: так мы покажем точку на конце предложения.

- теперь я молча буду вести указкой вдоль «слов», а вы будете хором их «прочитывать».  

                          «Пингвин идёт.» 

- Что вы прочитали? (Предложение.)

- Поменяем слова местами. Покажи, второй, что ты теперь первое    

слово в предложении, а ты, первый, покажи, что ты теперь последнее слово в предложении.

-  Как вы обозначили начало и конец предложения? (Ответы.)

        Ученик читает (ведёт указкой вдоль предложения):

                         «Идёт пингвин.»

        Вывод: Слова в предложении можно менять местами.

- В это предложение добавим слово «маленькая». Этим словом будет третий ученик.

Он встанет в начало предложения.

- Как обозначишь первое слово в предложении?

- Читаем:  «Маленький идёт пингвин»

- Хорошо получилось?  Не  очень, правда? (Нарушен порядок слов в предложении, смысл

 предложения не очень ясен.)

- Может, третий ученик встанет в конец предложения?

                        «Идёт пингвин маленький.» _        

- Опять получилось не очень хорошо. В начале предложения третий вставал, и в конец – тоже.

Где ему ещё можно встать? (В середине предложения.)

- Читаем:                   «Идёт маленький пингвин.» 

(Красивое звучание предложения, понятен его смысл, предложение выражает законченную мысль.)

         Вывод: Увеличить количество слов в предложении можно, добавляя слова в начале,

        в конце, в середине предложения.

        (Ученик чертит схему предложения.)

        - В это предложение добавим ещё одно слово: «медленно». Этим словом будет

        четвёртый ученик. Он встанет в середину предложения. Читаем:    

                        «Идёт медленно маленький пингвин.» 

- Что можно сказать о предложении? (Не очень хорошо получилось.)

- Куда встать четвёртому? (В начало предложения.)

- Покажи, четвёртый, что ты теперь первое слово в предложении.

- Что обозначает поднятая вверх рука? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы.)

- Как мы обозначили конец предложения? (Левая рука на боку.)   

        Читаем:  «Медленно идёт маленький пингвин.»

        (Предложение звучит плавно, красиво; выражает законченную мысль.)

        Ученик чертит схему предложения.

- Дети, вспомните, как вы менялись местами, переходили с одного места на другое.

         (Ученики переходят с места на место.)

- На что это похоже? (На слова-непоседы.) 

4. Закрепление.

- Что можно делать со словами в предложении? (Менять местами, добавлять новые слова.)

- Зачем мы учимся составлять предложения? (Предполагаемые ответы: «Чтобы общаться,

учимся правильно говорить, писать, сочинять.) 

- Как выделяются предложения в тексте? (Ответы детей.)

Работа в группах.

- Разделитесь на две группы. Выполните задание.

- Положите перед собой карточки под № 1.  

-  Что вы на них видите? (Предложения.)

- Почему вы так думаете? (Ответы учеников.)

- Прочитайте свои предложения.

- Что можно сказать об этих предложениях? (Нет смысла, они не выражают законченную

мысль, нарушен порядок слов в предложении: это просто отдельные слова.)

- Задание: каждой команде надо составить своё предложение так,  чтобы оно звучало плавно,

 красиво. Что для этого надо сделать?

        (Поменять слова местами.) Выполнение задания группами.

- В эти предложения добавьте новые слова,  не нарушая порядка слов в предложениях.

(Ученики в группах составляют предложения, кто хочет – может составить своё

предложение; читают, обмениваются мнениями.)

(Индивидуальная работа с группами, оказание  помощи  отдельным ученикам.)  

        Дети читают свои предложения, анализируют, делают выводы.    

– Как вы увеличивали предложения? (Дети, назовите новые слова.) 

- Как вы добавляли слова в предложения? (В начале, в конце, в середине предложения.)

Смена состава групп.

- Задание: придумайте прилагательные к слову «снег». 

- С одним из прилагательных (или из нескольких прилагательных) составьте предложение.

Выиграет та команда, предложение которой будет составлено правильно, в котором окажется наибольшее количество прилагательных к слову «снег».

5. Заключение.  

- Чем мы сегодня занимались? (Учились составлять предложения, менять  слова местами,

 добавлять новые слова в предложения.

- Чему мы научились на занятии?

- Что показалось вам трудным?

- Были ли моменты радости, удовлетворения от своей деятельности?

- Заметили ли вы свои успехи в выполнении заданий в группах?

- Были ли моменты недовольства собой?

- Какую пользу вы извлекли из этого занятия?  

6. Итог занятия.



Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие

с элементами дидактической игры

«Слова-непоседы»

                        

                                        Воспитатель

                                                                  Брагина Людмила Петровна

 Основная цель:   развитие  устной  и  письменной  речи.    Обучение   приёмам

самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю младших школьников.

Задачи:

Образовательные: развивать память, внимание, мышление; обучать умению добывать

 знания, обобщать и делать выводы.

Учить детей работать в группах сменного состава.

 Коррекционно-развивающие: отработка навыков и умений учащихся составлять

предложения, менять местами слова.

Закреплять навык в расстановке знаков препинания в предложениях.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость, взаимовыручку, инициативу

учащихся; воспитывать творческую, целенаправленную личность.

Оборудование: картинки с изображениями животных, пингвинов.

На доске написана тема занятия; непонятные, новые слова; полоски- схемы предложений;

конверты с предложениями, разрезанными на отдельные слова; ручки, карандаши, бумага.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа.

- Ребята, вы любите животных?  (Ответы детей.)

- У кого дома есть четвероногий любимый друг? (Дети делятся своими впечатлениями.)

- Я загадаю загадку, а вы узнайте, кто это?

                         Не рыба, а живёт в воде.

                        Не человек, а во фраке.

                        Есть крылья, перья, а не летает.

                                                                (Пингвин.)

          (Слайд №1)

- Что такое фрак? Где можно видеть людей во фраке? (Артисты, дирижёры в концертных

залах; в старых фильмах; в особо торжественных случаях – при вручении нобелевской

премии все присутствующие мужчины одеты во фраки.)

          (Слайды № 2-6)

Ученики рассматривают слайды – людей во фраках и животных.

- Кого напоминают пингвины? (Людей во фраках.)

- Чем они похожи на людей? (Предполагаемые ответы детей: вертикальная походка;

чёрная спина пингвинов – словно фрак, а белая грудка – как белая рубашка.)

- Назовите места обитания пингвинов. (Антарктида, южный полюс земли, где вечный

холод на континенте, льды и снега.)

         (Слайд № 7-10)

- Это, наверное, там, где живут белые медведи? (Предполагаемые ответы детей – белые

медведи живут в Арктике, на противоположном, северном  полюсе земли.)

Педагог демонстрирует силуэт пингвина:

- Вам нравится пингвин? (Ответы детей.)

- Тогда пусть он будет на нашем занятии. Пингвин принёс полоски, а для чего они – не знает.

 Давайте ему поможем. (Ученики пытаются разместить полоски на доске, догадываются:

 «Это схема предложения».)

  1. Основная часть. Объявление темы занятия:   «Слова-непоседы»

                        - Как вы понимаете слово «непоседы»? (Ответы детей.) 

        Воспитатель вызывает двух учеников:

- Первый будет словом «пингвин»; второй будет словом «идёт».

- Первый, подними правую руку вверх. Так мы обозначим первое слово в предложении.

- Второй поставит левую руку на бок: так мы покажем точку на конце предложения.

- теперь я молча буду вести указкой вдоль «слов», а вы будете хором их «прочитывать».  

                          «Пингвин идёт.» 

- Что вы прочитали? (Предложение.)

- Поменяем слова местами. Покажи, второй, что ты теперь первое    

слово в предложении, а ты, первый, покажи, что ты теперь последнее слово в предложении.

-  Как вы обозначили начало и конец предложения? (Ответы.)

        Ученик читает (ведёт указкой вдоль предложения):

                         «Идёт пингвин.»

        Вывод: Слова в предложении можно менять местами.

- В это предложение добавим слово «маленькая». Этим словом будет третий ученик.

Он встанет в начало предложения.

- Как обозначишь первое слово в предложении?

- Читаем:  «Маленький идёт пингвин»

- Хорошо получилось?  Не  очень, правда? (Нарушен порядок слов в предложении, смысл

 предложения не очень ясен.)

- Может, третий ученик встанет в конец предложения?

                        «Идёт пингвин маленький.» _        

- Опять получилось не очень хорошо. В начале предложения третий вставал, и в конец – тоже.

Где ему ещё можно встать? (В середине предложения.)

- Читаем:                   «Идёт маленький пингвин.» 

(Красивое звучание предложения, понятен его смысл, предложение выражает законченную мысль.)

         Вывод: Увеличить количество слов в предложении можно, добавляя слова в начале,

        в конце, в середине предложения.

        (Ученик чертит схему предложения.)

        - В это предложение добавим ещё одно слово: «медленно». Этим словом будет

        четвёртый ученик. Он встанет в середину предложения. Читаем:    

                        «Идёт медленно маленький пингвин.» 

- Что можно сказать о предложении? (Не очень хорошо получилось.)

- Куда встать четвёртому? (В начало предложения.)

- Покажи, четвёртый, что ты теперь первое слово в предложении.

- Что обозначает поднятая вверх рука? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы.)

- Как мы обозначили конец предложения? (Левая рука на боку.)   

        Читаем:  «Медленно идёт маленький пингвин.»

        (Предложение звучит плавно, красиво; выражает законченную мысль.)

        Ученик чертит схему предложения.

- Дети, вспомните, как вы менялись местами, переходили с одного места на другое.

         (Ученики переходят с места на место.)

- На что это похоже? (На слова-непоседы.) 

4. Закрепление.

- Что можно делать со словами в предложении? (Менять местами, добавлять новые слова.)

- Зачем мы учимся составлять предложения? (Предполагаемые ответы: «Чтобы общаться,

учимся правильно говорить, писать, сочинять.) 

- Как выделяются предложения в тексте? (Ответы детей.)

Работа в группах.

- Разделитесь на две группы. Выполните задание.

- Положите перед собой карточки под № 1.  

-  Что вы на них видите? (Предложения.)

- Почему вы так думаете? (Ответы учеников.)

- Прочитайте свои предложения.

- Что можно сказать об этих предложениях? (Нет смысла, они не выражают законченную

мысль, нарушен порядок слов в предложении: это просто отдельные слова.)

- Задание: каждой команде надо составить своё предложение так,  чтобы оно звучало плавно,

 красиво. Что для этого надо сделать?

        (Поменять слова местами.) Выполнение задания группами.

- В эти предложения добавьте новые слова,  не нарушая порядка слов в предложениях.

(Ученики в группах составляют предложения, кто хочет – может составить своё

предложение; читают, обмениваются мнениями.)

(Индивидуальная работа с группами, оказание  помощи  отдельным ученикам.)  

        Дети читают свои предложения, анализируют, делают выводы.    

– Как вы увеличивали предложения? (Дети, назовите новые слова.) 

- Как вы добавляли слова в предложения? (В начале, в конце, в середине предложения.)

Смена состава групп.

- Задание: придумайте прилагательные к слову «снег». 

- С одним из прилагательных (или из нескольких прилагательных) составьте предложение.

Выиграет та команда, предложение которой будет составлено правильно, в котором окажется наибольшее количество прилагательных к слову «снег».

5. Заключение.  

- Чем мы сегодня занимались? (Учились составлять предложения, менять  слова местами,

 добавлять новые слова в предложения.

- Чему мы научились на занятии?

- Что показалось вам трудным?

- Были ли моменты радости, удовлетворения от своей деятельности?

- Заметили ли вы свои успехи в выполнении заданий в группах?

- Были ли моменты недовольства собой?

- Какую пользу вы извлекли из этого занятия?  

6. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с элементами регионального содержания.

Роль регионального компонента в учебной деятельности. Сущность дидактических игр как средства обучения. Примеры дидактических игр по русскому языку и литературному чтению, содержащих элементы кра...

Сборник коррекционно-развивающих заданий, дидактических игр на уроках письма в 5-9 классах.

В коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциапа в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые техноло...

Дидактический материал для занятий с элементами профориентации

Дидактический материал для занятий с элементами профориентации...

Методическая разработка: «Использование дидактических упражнений с элементами детского фольклора "

Методическая разработка: «Использование дидактических упражнений с элементами  детского фольклора "...

Урок русского языка в 3-м классе с использованием элементов технологии "Укрупнение дидактических единиц".

повторить и закрепить материал по правописанию непроизносимых согласных, безударных гласных, парных согласных в корне....

Дидактический материал "Интерактивная приключенческая игра с элементами квеста"Остров сокровищ"", для учащихся в дополнительном образовании

Игра создана в программе PowerPoint. В игре используются элементы квеста. Квест – от английского Quest – обозначает поиск или приключение, потому игрокам предстоит решить определенные зада...