Современные технологии в методике обучения грамоте.
статья (1 класс) на тему

Аббакумова Елена Викторовна

Статья о новых подходах к обучению грамоте первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема 4.

Современные технологии в методике обучения грамоте.

Понятие «инновация» сегодня широко внедряется в систему образования и правомерно ассоциируется с чем-то новым.
Традиционное изучение слова лишь со звуковой стороны связаны не только со спецификой обучения грамоте. Оно базируется также на теоретическом положении некоторых лингвистов, которые считали звук и значение слова разделенными, никак между собой не связанными, и поэтому они могут совершенствоваться и развиваться изолированно друг от друга.
Однако в исследованиях процессов речи и мышления убедительно показано, что слово, лишенное значения, уже не относится более к царству речи: слово без значения есть не слово, а звук пустой.
Слово — это структурно-семантическая единица языка, которая служит для наименования предметов, процессов, действий и свойств. Слово — это единство звучания и значения слова, а образ предмета содержится в лексическом значении слова, без чего невозможно развивать смысловую сторону речи. Поэтому слово как двусторонняя единица языка должна быть представления детям даже в период обучения грамоте, иначе о развитии речевого мышления говорить сложно, т.к. наше мышление связано со значением слов.
Кроме того, исследования по фоносемантике (кибернетической лингвистке) и специальный фоносемантический анализ слов поэтической речи указывают не только на содержательность звуковой формы слова, но и констатируют наличие определенной взаимосвязи между содержанием и звуковой формой слова, между звучанием и значением слова. Семиотика (наука о знаковых системах) также дает нам важные представления о слове как языковом знаке, который является заместителем (представителем) того или иного предмета, или его свойства и действия.
К языковым знакам могут быть отнесены не буквы, как часто полагают, а только двусторонние единицы языка: слова, морфемы, предложения. Только такие языковые знаки, имеющие план содержания и план выражения, могут выполнять свою функцию, быть «заместителем» предмета, его признака или действия.
Новые данные из области лингвистики, семиотики и других наук ставят вопрос о создании современных инновационных технологий в обучении грамоте и родному языку, т.к. именно здесь закладываются основы понимания языка, формируется отношение к родному языку и речи.
Более того, сегодня внимание к слову и его значению, к смысловой стороне речи возрастает, поскольку информационное общество предъявляет новые требования к личности каждого человека, который должен уметь обрабатывать информацию, обобщать ее, понимать смысловой контекст, обладать навыками общения, быть коммуникабельной и нравственно ответственной личностью.
Поэтому слово с первых ступеней обучения должно рассматриваться не только со стороны его звуковой структуры, но и со стороны его значения и смысловых связей (на доступном детям уровне). В слове закрепляются результаты познавательной деятельности человека, и значение слова выступает как обобщенное отражение объекта. Функция слова различна в текстах разной стилистики. В художественных текстах оно является средством создания художественного образа, а в научных — оно выступает как понятие, как название целого класса объектов. Всестороннее осмысление слова помогает учащимся лучше понимать текст, а при изучении грамматики — смысл грамматических категорий, которые уже имеют дело не с отдельным словом, а с целой группой, классом слов, имеющих определенные грамматические признаки.
Очевидно, что современная система обучения грамоте должна искать рациональные пути внедрения в школьную практику более богатого и разностороннего представления о слове, чем это делается в современных учебниках.

Для построения новой системы обучения грамоте, учитывающей требования общества и результаты современного уровня развития лингвистики и семиотики, необходимо рассмотреть их под современным углом зрения.

Необходима система обучения грамоте, которая была бы способна правильно решать вопросы обучения детей коммуникации, формировать у них познавательную деятельность, изучать слово не только как звуковую структуру, а как двустороннюю единицу речи.

В основу новой системы обучения грамоте положен культурно-исторический принцип, который учитывает предшествующий положительный опыт обучения детей чтению и письму.

Поскольку история возникновения письменного языка формировалась не как навык, а как полноценная письменная речь, как средство общения и познания, а письменные знаки служили для обозначения смысла, значения окружающих предметов, то и новая система обучения грамоте, соответствующая возрастным особенностям ребенка, должна воспроизводить основные вехи этого исторического пути.

В связи с этим новая система обучения грамоте строится как коммуникативно-познавательная деятельность ребенка, осваивающего письменную речь. Новая азбука для младших школьников начинается с вводного мини-курса «Мир общения». Общение на примере коммуникативно-речевых или литературно-художественных ситуаций выступает, как предмет обучения, а слово как средство общения. Несмотря на то, что мы говорим фразами, но понимаем и знаем свой язык прежде всего через слово, т.к. слово служит средством закрепления в памяти и передачи в речи всех знаний и опыта людей. Вводный курс азбуки через игры и наглядный иллюстративно-художественный материал показывает учащимся основные этапы «предыстории письменной речи» (рисунки, пиктограммы, жесты и др.) и создает условия для осмысленного усвоения звукобуквенного письма. Разнообразные коммуникативно-речевые ситуации, вовлекающие детей в активную познавательную деятельность, готовят их к усвоению письма и чтения как полноценной письменной речи и пониманию значения слова (языка) как важнейшего средства общения. Дети, еще не зная букв, с помощью рисунков и пиктограмм учатся составлять и читать предложения и небольшие тексты, развивая при этом свою речь и мышление. В новой системе обучения грамоте меняется логика расположения основных единиц усвоения. Обычно в обучении грамоте основные единицы языка выстраиваются от предложения к слову, а в новой системе это делается иначе: от слова к предложению. Речь ребенка развивается от части к целому, от слова к предложению, а мышление — от целого к части. Поэтому в новой системе дети изучают язык, начиная со слова, с его номинативной (назывной) функции, а для развития мышления используются рисунки, коммуникативные ситуации и предложения, записанные с помощью знаков-символов. Слово, которое понимается учащимися как имя (человека, вещи и т.д.), включено в различные коммуникативно-речевые или познавательные ситуации, создающие условия для активного развития речи и мышления детей, формируют словарь.

Слово в новой системе впервые предстает перед детьми как двусторонняя единица языка, как единство звучания и значения. Доступность такого понимания слова обеспечивают простейшие
звуко-семантические модели слова, которые позволяют работать и над звуковым составом слова и над его значением. Использование подобных моделей, позволяющих ребенку держать в поле внимания звучание слова и его значение, повышает осознанность обучения, активизирует развитие речевого мышления, поскольку слово — это единство речи и мышления, единство «обобщения и общения, коммуникации и мышления».Звуковой анализ слов в новой системе проводится с помощью звуковых схем, но схематическое обозначение последовательности звуков в слове мотивировано: оно связано с особенностями артикуляции гласных и согласных (твердых и мягких) звуков.

Готовит детей к звуковому анализу слов так называемый
акрофонический, игровой способ записи и чтения слов, когда каждый звук записывается с помощью рисунка, который помогает учащимся удержать в поле внимание звуковое значение каждого звука в слове. Этот прием, используемый в ограниченном объеме, повышает интерес детей к звуковому анализу слова, активизирует их внимание в процессе анализа звуковой структуры слова.

Работа с фонетической стороной слова построена по звуковому аналитико-синтетическому методу на основе
использования структурно-семантических моделей, что позволяют детям осмысливать звуковую сторону слова и ее связь со значением и графической формой слова.

При овладении письмом у детей формируются необходимые графические и орфографические навыки, а в процессе чтения слов, предложений и текстов различной стилистической направленности, они овладевают как слоговым чтением, так и целостными приемами чтения (чтением целыми словами).

Новая система обучения грамоте нацелена на активное
развитие смысловой (семантической) стороны языка и речи через изучение слова и предложения как двухсторонних единиц, имеющих план содержания и план выражения, через введение коммуникативно-речевых и познавательных ситуаций, активно развивающих не только речь, но и мышление младших школьников.

Таким образом,
инновационная технология обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе с использованием культурно-исторического принципа — залог повышения качества обучения и осознанного усвоения языка как важнейшего средства общения, познания и воздействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий в период обучения грамоте

Упражнения, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся и ведущие к более осмысленному усвоению знаний о слове, способе слогоделения...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Данная проект  формирует систему  работы  с использованием информационно-коммуникационных  технологий на уроках обучения грамоте....

Психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте

В материале расскрываются психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте...

Статья "Использование современных технологий и методик в работе воспитателя группы продленного дня"

В статье рассматриваю разнообразные технологии, методы и формы работы  в ГПД....

Использование современных технологий и методик в работе воспитателя группы продленного дня.

Использование воспитателями ГПД в своей работе разнообразных технологий , методов и форм работы....