"Подход к решению текстовых задач в начальной школе" Мастер-класс.
методическая разработка на тему

Хомяк Надежда Атласовна

Мастер-класс для учитетей  по теме "Подход к решению задач в начальной школе". Решение текстовых задач -  актуальная проблема  для группы учащихся.

Статья сопровождается презентацией опыта работы по проблеме.

План работы:

1.Проблемы и причины затруднений у учащихся.

2.Диагностка  затруднений и инструментарий к диагностике.

3."Конструктор" решения задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podkhod_k_resheniyu_tekstovykh_zadach.rar746.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Новоаганская образовательная средняя  школа №1»

Мастер - класс

«Подход к решению текстовых задач

 в начальной школе»

учителя начальных классов:

Хомяк Надежды Атласовны

г.п.Новоаганск

ХМАО-Югра


Подход к решению текстовых задач

 в начальной школе

      Модернизация  школы предполагает новое современное качество образования. Это формирование новой системы универсальных знаний, умений ,навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

     Умение решать текстовые задачи является одним из  основных показателей уровня  математического развития, глубины усвоения учебного материала. Решение задач необходимо рассматривать не только как средство формирования математических знаний, но и как цель обучения и как средство развития обще учебного умения рассуждать.

     Основная идея в организации обучения при решении математических текстовых задач состоит в том, чтобы ребёнок не просто усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» новые знания в процессе собственной деятельности, т.е. «обучение, обеспечивающее включения детей в учебно-познавательную деятельность» (Л.Б.Ительсон).

       Текстовая задача – это «словесная модель заданной ситуации, процесс решения задачи – это процесс преобразования модели».

    Однако практика работы учителя такова, что в каждом классе найдутся ученики,  имеющие проблемы при решении задач. Этому сопутствуют разные причины, и учителю о них надо знать. Причины могут быть психологическими и педагогическими.

Возможные проблемы и причины у учащихся при решении текстовых задач

                         Возможные

психологические причины.

Возможные

педагогические

причины

  • слабое  понимание  грамматических  конструкций;

  • несформированность  умения  ориентироваться  на  систему  признаков;

  • низкий  уровень  развития  образного  и логического мышления;

  • низкий  уровень  развития  интеллекта.

  • фрагментарное восприятие  задачи;
  • слабая ориентировка  в решении  задачи;  
  • нуждается  в  помощи выделения главного   вопроса  в  задаче;
  • затруднение  в  выделении  величин  и  числовых  данных;
  • затруднение  в  нахождение  неизвестного    компонента  в  задаче;
  • затруднение  в  нахождение  результата  в  задаче.

 

Диагностика затруднений у учащихся

и  инструментарий

    Определить круг проблем учителю поможет  простейший  диагностический дидактический материал. Полученные данные фиксируются в таблице.      (Приложение 4) Результат поможет уточнить конкретные затруднения каждого ученика, что ляжет в основу  коррекционной работы. (Приложение1)                          

       Выявляем навык:

  • выявить умения выделять части задач;
  • выявить умения выбора  арифметического действия по ключевым словам к задачам;
  • выявить умения решения простых задач.

Таким образом, выделена группа учащихся с низким уровнем решения задач:  

ученик  затрудняется самостоятельно  проанализировать  содержание  задачи; не  может выделить условие, вопрос задачи (или только  при  помощи  наводящих  вопросов  учителя).  Соответственно  он не  может  самостоятельно  наметить  и  составить   план  решения  задачи,  значит,  не  способен  самостоятельно  выполнить и  решение  задачи, сформулировать  ответ или выполняет операцию неосознанно.   

     Могут также выявиться у других учащихся частичные проблемы. Диагностика умений решать текстовые задачи определит для учителя меры помощи (обучающая помощь, направляющая помощь, стимулирующая помощь), составляется план коррекции и развития навыка решения задач.

Справочные материалы

      При совместной работе учителя и ученика формируется папка «Справочные материалы по решению задач», где собраны различные памятки и инструкции. (Приложение 2). Карточка-опора может служить ориентиром при работе с ключевыми словами задачи, помочь при выборе действия.(Приложение3).

Конструктор решения задач

     Чтобы решение задач стало приятным и увлекательным занятием для детей, надо идти от потребностей детей. А это игра.    Природа  игры  такова,  что  она  даёт  право  на  свободу  поведения  и  создаёт  атмосферу  общей  увлечённости.  Игровая  ситуация  позволяет  раскрыться  самым  неожиданным  качествам  человека. Конструктор интересен всем детям. Почему бы не придумать конструктор задач? Что мы и сделали с ребятами. В основу конструктора вошли детали - карточки ключевых слов-опор в  задачах и ключевых слов - вопросов  задач.

   Конструктор выглядит следующим образом.

Карточки из картона 30см на 10см.

  1. Ключевые слова задачи, где полоска это предполагаемое слово, а квадратик –число.

                

2)Ключевые вопросы к задаче.

                                                                           

                                                                           

   Количество карточек по содержанию может увеличиваться, комплект должен быть как демонстрационный, так и индивидуальный.  Современные технические условия позволяют вывести «конструктор» и на интерактивную доску.

      Как работать с конструктором? Например, дана задача « На первой полке стоит 20 книг, на второй – на 4 книги больше. Сколько книг стоит на двух полках?». Задачу конструктором можно выложить так:

        

Выводы

1.В  задаче считаны и выделены ключевые слова и вопросы к ней.

2.Составнено условие задачи.

3.Смысл задачи понятен, решение будет выполнено.

     Дополнительные задания:

  • наращивание: добавьте данные, чтобы задача решалась в 3, 4  действия;
  • измените главный вопрос, чтобы последнее решение выполнялось вычитанием;
  • разбить составную задачу на простые задачи;
  • найдите на странице учебника задачу к модели;
  • составьте задачу по заданной модели;
  • найти ошибки в модели задачи и другое.                                                                      

 Работа с конструктором позволяет организовать плодотворную обучающую и творческую работу с каждым учеником и группами учащихся.

Литература

Сычёва Г.Н. Сборник задач и упражнений по математике для начальной школы. -2-е изд. – Ростов-В:»Издательство БАРО-ПРЕСС»,2008.-288с (В помощь ученику»)

Журнал «Начальная школа; до и после» 2017г.№3 Н.В. Амосова.Статья.с.3

Приложение1.

Карточка ученика 1.

Цель: выявить умения выделять части задач.

Задача: Коле 12 лет, а Оля в 4 раза моложе. На  сколько  лет  Коля  старше  Оли?

Соотнеси высказывания в левом столбике с высказываниями  в правом столбике.

Коле 12 лет, а Оля в 4 раза моложе

Вопрос

На  сколько  лет  Коля  старше  Оли?

Решение

12 – (12 : 4) = 9 (л)

Условие

12 – (12 : 4)

Ответ

На  9  лет

Выражение

Карточка 2.

Цель: выявить умения выбора арифметического действия по ключевым задачам.

Соотнеси  вопрос  к  задаче  с  арифметическим  действием.

Сколько  всего ________?

На сколько  больше_________, чем?

Сколько ________  осталось?

Во  сколько  раз ________  ?

Сколько  в  ___    _________ ?

Карточка ученика 3.

Цель: выявить навык решения простых задач.

(Виды задач нарастают по мере их изучения)

Тексты задач

Решение

1

Купили 3 м ленты, а тесьмы в 5 раз больше. Сколько м купили тесьмы?

2

Масса  тыквы  16кг,  а  дыни  в  4  раза  меньше. Какова масса тыквы?

3

В 5 коробках по  6 карандашей. Сколько  всего   карандашей?

4

Папе 36 лет, а сыну 9 лет. На сколько лет папа старше сына?

5

Сшили 8 простыней и 4 наволочки. Во сколько раз меньше сшили наволочек, чем простыней?

6

В трёх коробках   27 пачек печенья.  Сколько  пачек печенья, а одной коробке?

7

Лимон стоит 8 рублей. Сколько стоит 5 лимонов?

8

За 9 катушек ниток заплатили 45 рублей. Сколько стоит одна катушка ниток?

9

Сколько марок можно купить на 64 рубля, если одна марка стоит 8 рублей.

10

У  Толи в коллекции 12 машинок, а у Жени на 7 машинок больше. Сколько машинок у Жени?

11

Мама испекла 12 пирожков с черникой, а с капустой на 3 пирожка меньше. Сколько пирожков  с капустой  испекла  мама?

Приложение 2

Инструкция.

Работай  по  плану

1).Прочитай  задачу.

2).Составь  и  запиши  условие  к  задаче. Выдели  главный  вопрос  задачи.

3).Запиши  решение  задачи.

4).Запиши  ответ  задачи.

Памятка  по  составлению  краткой (текстовой)  записи  задачи.

1.Выдели  ключевые  слова.

2.Подумай,  как  выпишешь  ключевые  слова:  словом,  заглавной  буквой,  

числами  I ,     II,  III.

3.Выдели  вопрос  задачи.

4.Подумай,  как  записать  вопрос:  словом,  знаком  «?»,                   ?                на <,>  ?

5.Можно  ли  задачу  изобразить  в  виде  схемы?

6.Запиши  условие задачи.

Инструкция к решению задачи (например на стр….   №...)

План.

1.Узнай, сколько привезли  пачек  учебников по  истории.

2. Узнай, сколько привезли  пачек  учебников по  географии.

3.Узнай,  сколько  всего  привезли  пачек  учебников?

Вспомни,  как  найти  неизвестный  множитель.

Таблица по составлению  условия задачи в таблице.

Множитель

Множитель

Произведение

1

2

3

Цена     …

количество

Общая стоимость  …

В одной  коробке  …

Всего …

Масса одного предмета

Общая  масса  …

Расход  на один  предмет

Всего  израсходовано …

Норма (выработка за один час)

Всего  израсходовано  ..

Вопросы  по  разбору  задачи:

  1. Какой  главный  вопрос  задачи?
  2. Что  достаточно  знать,   а  что  нет?
  3. Какой  новый  вопрос  возник?
  4. Что  достаточно  знать,  чтобы  ответить  на  него?

Памятка

  Ответь  на  вопросы:

1.Какой  главный  вопрос  задачи?

2.Что  нужно  знать, чтобы  на  него  ответить?

3.Что  надо  сделать  с  данными  числами?

4.Что  известно?  Что  неизвестно?

5.Найди  неизвестное.

6.Напиши  ответ.

Приложение 3.

Карточка - опора

п/п

Содержание  работы

Управление  обучением

1

Условие задачи

1.Выдели  опорные  слова  в  задаче.

2.Обрати  внимание   на  выражения:

               по                  (  х  или  : )

        

3.Помни:

Больше  на  … +

Больше  в  … х

Меньше  на  … -

Меньше  в  … :

Больше (меньше) на  …  -

Больше (меньше) в  …  :

Стало  всего  … +

Осталось  … -

4.Составь  краткую  запись  к  задаче.

1.Подчеркни  или  выпиши

2.Словарь(слова-помощники)

Х

Привезли

Выступило

Наклеили

Пришили

Заготовили

Прочитал

:

Расселили

Разложили

Раздали

Расставили

Разбили

Разлили

3.Тест,  схема, рисунок, таблица.

2

Суждение  и  решение  к  задаче

1.Прочитай  и  обозначь  главный  вопрос   к  задаче.

2.Выдели  величины  и  числовые значения:  «Я  знаю  …»

3.Составь план  решения  задачи.

4.Запиши  решение  задачи  выражением.

5.Прочитай  главный  вопрос  задачи  и  запиши  ответ.

                   ?...

        1)

        2)


Приложение 4.

Таблица результатов  к карточке №1, №2.

п/п

Список

класса

Выделение частей задач

Соотношение знака действия

с  вопросом задачи.

Коли-чество бал.

Вывод

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

9 - 10 баллов  - высокий уровень решения задач (ВУ)

7 - 8 баллов – средний уровень (СУ) нуждается в направляющей и стимулирующей помощи учителя.

6 баллов  и ниже – низкий уровень (НУ) нуждается в коррекции; требуется обучающая помощь.

Таблица результатов  к карточке №3

п/п

Список

Класса

Результат  решения простых задач

Количество

баллов

Итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

2

10 - 11 баллов  - высокий уровень решения задач (ВУ)

7 - 9 баллов – средний уровень (СУ) нуждается в направляющей и стимулирующей помощи учителя.

6 баллов  и ниже – низкий уровень (НУ) нуждается в коррекции; требуется обучающая помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Различные подходы к решению текстовых задач. Выступление на МО.

Краткий обзор подходов к решению простых и составных  задач в начальной школе....

Методические приемы, используемые в обучении решению текстовых задач в начальной школе

Данный материал содердит описание приемов, которые можно использовать в обучении решению задач....

Методические приёмы, используемые в обучении решению текстовых задач в начальной школе.

Методические приёмы, используемые в обучении решению текстовых задач в начальной школе....

Новый подход к решению текстовых задач через введение «единичной величины» в рамках программы «Перспективная начальная школа»

Ознакомившись с Федеральным государственным стандартом общего образования , мы видим, что одно из важнейших познавательных универсальных действий — умение решать проблемы или задачи.     Нов...

Мастер - класс «Подход к решению текстовых задач в начальной школе»

Умение решать текстовые задачи является одним из  основных показателей уровня  математического развития, глубины усвоения учебного материала. Решение задач необходимо рассматривать не только...

Формирование и развитие навыков решения текстовых задач в начальной школе

Формирование и развитие навыков решения текстовых задач в начальной школе...

Доклад"Решение текстовых задач в начальной школе"

Умение ориентироваться в тексте математической задачи - важный результат  и важное условие общего развития ребенка. И заниматься этим нужно не только на уроках математики, но и на других уроках....