Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся начальной школы.
статья на тему

Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся начальной школы.

       

     Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогике и психологии - «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
      Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Именно поэтому подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя

           Схема проведения исследования с младшими школьниками выглядит следующим образом:
1.Актуализация проблемы.
2.Определение сферы исследования..
3.Выбор темы исследования.
4. Выработка гипотезы.

5. Выявление и систематизация подходов к решению.

6.Определение последовательности проведения исследования.
7.Сбор и обработка информации.

8.Анализ и обобщение полученных материалов.

9.Подготовка отчета.

10. Доклад.

11.Обсуждение итогов завершенной работы.
       Умение видеть проблемы - свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи.
Вот некоторые из таких упражнений:

1)продолжи неоконченный рассказ;

2)составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали рыбкой в аквариуме, цветком на лугу и др.)

3)  используя данную концовку …Небо было удивительно чистым…продолжите рассказ;

4) определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, газеты, линейки);

5) назови, как можно больше признаков предмета (дерева, дома, шапки.)

        С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать. Наблюдая над определенным явлением (например, температурой воздуха), ребята систематически  отмечают результаты, сравнивают полученную информацию, составляют сообщение, где формулируют выводы по проделанной работе. Также можно использовать такие упражнения  «Парные картинки, содержащие различия»; «Найди два одинаковых квадрата» и др.

       Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально потренировать. Вот простое упражнение: «Выдвинете гипотезу (предположения), как животные узнают дорогу домой?» Отмечу, что при обучении детей строить предположения необходимо учить их использовать следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если...

     Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Для развития данного  умения используются  упражнения:

  1. На стол кладу предмет и задаю вопрос: «Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе?»
  2. Игра «Найди загаданное слово». Дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем».
  3. Игра «Угадай, о чём спросили». На карточке написан вопрос: «Когда происходит листопад?» Ребёнок отвечает: «Листопад происходит осенью». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос.

       Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: скажите, на что похожи: узоры на ковре; очертания деревьев за окном.

      Хотелось бы выделить важнейшее умение, необходимое каждому учащемуся - умение выделить главную мысль. Этим сложным искусством часто не владеют даже более старшие школьники, но обучать ему можно и нужно даже учащихся начальной школы.

           Таким образом, исследовательская деятельность это один из мощных инструментов по формированию творческих способностей школьников.

Литература.

1.Братанова Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. //Начальная школа, №5, 2008. с. 41-43

2.Пержинская Е.В. Как организовать исследовательскую работу в 1 классе. // Начальная школа, №5, 2008. с. 38-41.

3.Тимофеева В.П. Исследовательская работа в начальной школе. // Начальная школа, №2, 2008. с. 9-11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся начальных классов"

Презентация подготовлена для выступления на семинаре "Взаимодействие участников образовательного процесса при формировании экологических компетенций школьников"...

Система организации исследовательской деятельности в начальной школе как способ развития исследовательских умений младших школьников

Материал из опыта работы учителя, руководителя кружка и классного руководителя по организации исследовательской деятельности в начальной школе....

Реализация исследовательской деятельности обучающихся начальной школы посредством изобразительного искусства

Исследовательская  деятельность на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности способствует общему развитию обучающихся, развитию их творческих способностей, приобретению ребёнком новых знаний ...

Формирование умений и навыков исследовательской деятельности дошкольников в контексте введения ФГТ.

В соответствии с Федеральными государственные требованиями, выдвигающими на первый план развивающую функцию образования, в качестве одного из основных направ...

Формирование толерантности средствами научно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ "Гимназия№5",г.Северобайкальск

Формирование толерантности  средствами научно - исследовательской  деятельности учащихся начальной школы (на примере МБОУ Гимназия №5 г. Северобайкальск) «Какое наслаждение вопроша...

Формирование основ научно-исследовательской деятельности обучающихся начальной школы

Помощь учителю в организации  проектной деятельности в начальной школе...