Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.
статья на тему

Уже несколько лет я работаю над темой «Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах.

В задания логического мышления входят различные виды работы:

1.Работа с числами, числовым рядом (магические квадраты).

2.Работа с геометрическим  материалом (танграммы).

3.Работа с фигурами.

4. работа с задачами.

Решение задачи в начальной школе имеет центральное значение для развития логического мышления, так как связано с переходами от символической формы мысли к словесной.

Анализируя задачи, дети составляют модели, чертежи. схемы, по которым решаются обратные задачи и аналогичные.П.М.Эрдниев предлагает свою систему решения задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo_logicheskoe_myshlenie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей начальных классов.

« Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах».

Уже несколько лет я работаю над темой «Развитие логического мышления на уроках математики в начальных классах.

В задания логического мышления входят различные виды работы:

1.Работа с числами, числовым рядом (магические квадраты).

2.Работа с геометрическим  материалом (танграммы).

3.Работа с фигурами.

4. работа с задачами.

Решение задачи в начальной школе имеет центральное значение для развития логического мышления, так как связано с переходами от символической формы мысли к словесной.

Анализируя задачи, дети составляют модели, чертежи. схемы, по которым решаются обратные задачи и аналогичные.П.М.Эрдниев предлагает свою систему решения задач.

Основные этапы:

  1. Решить данную задачу.
  2. Составить и решить обратные задачи.
  3. По возможности составить по аналогии новую задачу и решить таковую.

Нестандартные задачи способствуют формированию и совершенствованию  логики мысли, рассуждений, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности.

В процессе поиска решений и ответов у ребёнка развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, абстракция, конкретизация.

К нестандартным задачам относятся:

а) отгадывание чисел

б) логические концовки

в) задачи-парадоксы с неожиданными ответами

г) занимательные задачи на расстановку чисел и др.

Например: (задания для 1 – 2 классов)

а) Задумайте число, меньше 10, но больше 0.

Умножьте его на10, прибавьте 6.

Зачеркните первую цифру (число десятков зачеркнули).

Получилось 6!

5*10+6    56

б) дом короче сарая, значит сарай…..

в) Саша вышел из дома раньше, чем Серёжа, значит Серёжа….

г) требуется уменьшить число 9 на 3.Как получить ответ, не используя  никаких знаков? (Достаточно повернуть цифру 9, и ответ готов получилась цифра 6!)

Все виды работы, представленные в заданиях, направлены на развитие логического мышления.

Такие задания предлагаю детям на каждом уроке математики. Делаю разграничения: одну неделю учимся анализировать, другую -занимаемся  синтезом, третью - обобщаем и т.д. Затем задачу  усложняю: группирую разные виды заданий.

На определённом этапе работы ввожу дифференциацию, заменяю фронтальную форму работы групповой, парной или индивидуальной.         Данные задания не только развивают умения анализировать, рассуждать, комбинировать, обобщать, но и активно формируют  весь процесс мышления. Используя на уроках такие виды заданий, я заметила, что учащиеся с интересом выполняют предложенные задания, составляют аналогичные задания, лучше усваивают учебный материал, таким образом , процесс обучения математике не сводится только к вычислительным действиям, а становятся основой развития личности ребёнка.

Данная система работы способствует разностороннему развитию учащихся, повышает уровень активности, создаёт благоприятные условия для самоутверждения, что приводит к улучшению успеваемости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды заданий для развития логического мышления на уроках математики в начальной школе

Этот материал можно использовать на уроках математики для развития логического мышления во 2-4-ых классах....

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе

Материалы для выступления на методическом объединении, педагогическом совете...

Развитие внимания и логического мышления на уроках математики в начальной школе

Доклад содержит основные психологические понятия (внимание, мышление); обмен опытом работы, использование дидактических игр, практических заданий на уроках математики в начальной школе, способствующих...

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.

Как известно, период то 6 до 12 лет -очень важный период для развития ребенка. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти г...

Проблема развития логического мышления на уроках математики в начальной школе

Данный материал содержит в себе краткий материал по проблеме развития логического мышления на уроках математики в начальной школе....

Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе.

Вступление.Теоретическая обоснованность.Практические задания....

ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Пособие предназначено для учителей начальных классов, родителей и студентов педагогических специальностей....