Развивающий канон (конспект к презентации)
учебно-методический материал по теме

Шашкова Ольга Леонидовна


Возможно кто-то уже знаком с этим приемом, а может, кто-то активно применяет в своей практической деяткльности. Этот прием  одинаково хорошо работает на уроках всех предметных дисциплин и на любом этапе урока. Канон - это ....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kanon.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.                          Мастер класс  "Сейте разумное, доброе, вечное!"

Приветствие.

          В условиях реализации  ФГОС  учителю начальных классов приходится решать различные проблемные задачи:

-  Как добиться успехов в развитии ученика?

- Как по-новому подойти к организации учебного процесса, чтобы не упустить главного?

-  Как повысить мотивацию к учению, качество обучения?

          На все эти вопросы помогают ответить ученые, создающие новые технологии и приемы обучения. Сегодня в  рамках своего мастер-класса         Слайд 2

я хочу познакомить вас с приемом развивающего обучения -  развивающим каноном.

Обращение к залу:

 - Возможно среди вас есть те, кто уже знаком с развивающими канонами, а может  кто-то успешно применяет их на практике? Давайте сформулируем определение: что такое развивающий канон?

         Слайд 3 (после предложенных вариантов ответов -  V) 

           Развивающий канон - это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести  пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциативными или иными связями. Т. е. элементы задания могут быть связаны не только логикой, но также аналогиями и ассоциациями.

         

Обращение к залу:

- Как вы думаете,  с какой целью, для чего можно использовать каноны?

  Вы правы. Слайд 4

Это:

  • мотивация обучения;
  • развитие памяти, творческого воображения, аналитических способностей;
  • активизация творчества учащихся ;
  • расширение кругозора;
  • формирование  успешности

       Выдающийся.......Э. Кант считал: "Не мыслям надобно учить, а учить мыслить". Давайте же не будем тратить время,  приступим к размышлению. Итак, канон.

Слайд 5 Вашему вниманию я предлагаю канон,  в котором ответ на вопрос можно легко и быстро найти, установив связь между его элементами.

дрель

трель

жар

?

голос

колос

В каноне может быть не одно неизвестное, например два, как  Слайд 6 в следующем каноне:

?

желтый

земляника

красный

?

фиолетовый

            Как вы уже смогли заметить, канон может иметь не один ответ, а несколько, причем между вариантами ответов  существует система предпочтений, которую также нужно выявить. Слайд 7

Например:

животное

койот

дерево

клен

страна

?

Решения.

... по пути наименьшего сопротивления  (Слайд 8)  это может быть любая страна, например

животное

койот

дерево

клен

страна

Россия

животное

койот

дерево

клен

страна

Китай

... по начальным буквам слов правого поля - страна на букву К, (Слайд 8 - V) например

животное

койот

дерево

клен

страна

Канада

... если учесть все связи в совокупности,  (Слайд 8 - V) то это Канада.    

         Поэтому важно, разобрать все варианты ответов. Это должен быть анализ, исследование, а не традиционная оценка результатов в баллах. Разбор различных решений канона и способов их нахождения позволяет не только накапливать и закреплять знания, но и вводить обучаемых в атмосферу творческого поиска.

         По своей структуре    Слайд 9   каноны могут иметь следующую форму: 

табличную:  

100

У

40

?

60

Р

ступенчатую:  

человек

голова

затылок

?

глаз

зрачок

         

           Учитывая возрастные особенности детей, каноны  Слайд 10  могут содержать иллюстративный материал. Например:

(корабль)

вода

(автомобиль)

земля

(самолет)

?

             Каноны могут объединяться в так называемый каскад. Слайд 11 Это уже комплекс вопросов, для решения которых необходимо привлекать знания из различных предметных областей и дисциплин. Например:

одуванчик

?

колокольчик

желтый

?

фиолетовый

?

земляника

?

фрукт

?

овощ

?

лес

?

В каскаде каждые две соседние строчки - это канон, который решается в сопоставлении с соседними.

             Подводя итог моего краткого выступления, хочу отметить, что для меня развивающий канон является конкретным методическим подспорьем. Т. к. он одинаково хорошо работает на уроках  всех  предметных дисциплин и может быть использован на любом этапе урока.

           Слайд 12  Так , на математике в 1 классе по теме "Нумерация чисел"  с целью первичного закрепления  я использовала следующий канон...

           Слайд 13 Работая по теме "Слова, близкие  по значению"  на этапе актуализации знаний  дети решали данный канон.

           Слайд 14  Окружающий мир, тема "Деревья и кустарники" - обобщение и систематизация знаний, канон... Слайд 15

            Особый творческий интерес вызывают подобные каскады

            Мне , как учителю, удалось увлечь своих подопечных работой  с канонами. Сегодня, являясь учащимися 2 класса, дети не только охотно решают готовые каноны , но и самостоятельно составляют свои. Слайд 16 Опыт, накопленный в результате работы в данном направлении, мы коллегиально систематизировали  в пособии "Я учусь мыслить".

            А теперь подошло время поработать нам всем вместе. Слайд 17

            Работа в группах по предметным линиям.

 Закончить свое выступление хочу Слайд 18 пробой своего пера:

                             

Семена моих познаний

Прорастут пусть новым
                                          знаньем!

В благороднейшем труде

Будем мы на высоте!

 

  Слайд 19.  Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развивающий канон

Для развития творческих способностей младших школьников я включаю в урок "Развивающий канон". РК - это упражнение, состоящее из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой не...

Развитие творческих способностей учеников. Развивающий канон.

В рамках урока важно использовать все шансы развить способности ребенка, а не "натаскать" на знания....

Развивающий канон

Развивающий канон - это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести  пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциати...

Конспект урока + презентация по технологии на тему: «Изготовление фруктов из пластилина. Презентация фруктовый завтрак", 3 кл, УМК "Школа России"

Тема: «Изготовление фруктов из пластилина. Презентация фруктовый завтрак »Цель: развитие творческих и коммуникативных способностей посредством самовыражения через изготовление изделий из пластил...

Развивающие игры по Никитину + презентация

«Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его ли...

Конспект и презентация учебного занятия по теме "Игры со словами" по предмету Коррекционно-развивающие занятия, 8 класс

Данное занятие проводится с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по теме "Игры со словами" . Данный конспект занятия может быть использован ...