Развитие творческого потенциала младшего школьника в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности
проект на тему

Жетыбаева Самал Базарбаевна

Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontseptualnoe_izlozhenie_pedagogicheskogo_opyta.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Сладковского района Рождественская основная общеобразовательная школа

Районный конкурс «Ступени мастерства»

Концептуальное изложение педагогического опыта

Развитие творческого потенциала младшего школьника в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности

Учитель начальных классов:

Жетыбаева Самал Базарбаевна

2015 год

Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения.

Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы учреждения и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Успешная реализация основной образовательной программы учреждения также невозможна без интеграции, взаимодополнения урочной и внеурочной деятельности обучающихся

Понятие интеграция прочно занимает место в ряду других педагогических терминов. В педагогическом процессе под «интеграцией» понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целом ранее разрозненных частей, причем процесс может развиваться как уже в сложившейся системе, так и в новой.

Расположенность к творчеству – высшее проявление активности человека, способность создавать нечто интересное, новое оригинальное в любой сфере человеческой деятельности.

В условиях, когда жизнь диктует новые требования, количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям.  Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен. Человек должен активизировать свой творческий потенциал.

Длительный отрезок  периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

Для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся, на мой взгляд, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом на уроках. Этому способствуют современные технологии: проблемно-исследовательское обучение, метод проектов, модульное обучение, мастерские и т.д. Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков имеет всегда дополнительный резерв. Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач.

Эта работа ведется по следующим направлениям:

- развитие речи;

- организация проектно-исследовательской деятельности учащихся;

- подготовка к олимпиаде;

- творческая работа.

Эффективное стимулирование интеллектуального и творческого развития в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения.

Работа кружка

Одна из форм внеклассной работы – кружки:  «Мы – исследователи», «ОчУмелые ручки», «Клуб знатоков».

Кружок развивает творческую деятельность, учит владению литературным языком, сочинению рассказов, стихотворений,  мини-сказок.

Продолжительная работа в кружке закономерно способствует развитию творческих способностей детей, профессиональных навыков, т.к. им по силам со временем решать все более сложные задачи. В среднем звене ребята могут сами сочинять стихи, писать сочинения,  а в начальных классах им помогает педагог.

Организация исследовательской деятельности учащихся

Проводится научно-исследовательская работа по проблемам русского языка и литературного чтения. Навыки исследовательской работы у школьников прививаются во время урока русского  языка и литературного чтения в виде проблемных заданий. Для организации исследовательской работы необходимо отбирать методы и технологии, доступные и необходимые для развития познавательной деятельности. В своей работе я использую технологии проблемного обучения, проектирования, интеграции, дифференциации и индивидуализации обучения.  В 2014 году свои силы на районной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» показывал ученик 2 класса Шиловский Максим

Целенаправленная и систематическая исследовательская деятельность учащихся способствует им самоутвердиться, повышает теоретический уровень знаний, развивает практические навыки, творчество, формирует аналитическое и критическое мышление, познавательную активность, умение излагать и защищать свои мысли.

Развитие речи.

По программе в каждом классе отведены специальные часы для развития речи. Но этого мало. На протяжении своей жизни человек должен развивать свою связную речь. Человек с хорошо развитой письменной и устной речью в жизни будет успешен. Поэтому целесообразно равномерно развивать письменную и устную речь.

Развитие письменной речи:

На уроке, работая по стандартным учебникам и дополнительной литературой, ученики получают творческие задания. Это могут быть составление предложений, текстов, сочинений, написание стихов, рассказов.

В нашей школе есть  традиция писать письма и открытки деду морозу. Ежегодные сочинения: накануне Нового Года сочинение “Что я ожидаю от нового года?”; к концу учебного года сочинение “Вот и закончился учебный год”. Все работы сохраняются, и на следующий год ребята читают свои сочинения. Такая форма работы очень нравится детям, несмотря в каком классе они учатся.

Работу по развитию речи провожу и во внеурочное время.

Развитие устной речи:

На уроках и во внеклассных мероприятиях надо ввести более активное развитие устной речи, а также основы ораторского искусства. Так, чтобы по окончании школы ребята могли грамотно и интересно говорить, общаться и уверенно выступать перед аудиторией; чтобы приобрели знания и практические умения, столь необходимые для культурного человека.

На уроках много времени отвожу на устный ответ ученика, выступление учащихся. Во внеклассных мероприятиях дети участвуют в конкурсах  чтецов. В нашей школе они проводятся регулярно. Это «Любовью к Родине дыша», «Строки, опаленные войной» и др. Одна из моих учениц (Дейкина Любовь)   стала призером конкурса чтецов  Маслянской школьной сети «Строки, опаленные войной» в номинации «Поэзия».

Освоить ораторские умения и навыки возможно, только выступая как можно чаще перед аудиторией. Поэтому систематически использую такие методы:

- защита рисунка по произведениям;

- соревнование на лучшее поздравление с предстоящими праздниками;

- на уроке литературы конкурсы чтецов, рассказчиков;

В этих выступлениях ребята учатся высокой степени самовыражения.

Проектирование.

Проектирование - педагогическая технология. Может органично вписываться в учебный процесс, а может выполняться в основном во внеурочное время.

Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств.

Проект может быть итоговым - по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения.

Игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли. Это могут быть литературные персонажи.

Творческий проект - сценарии, опорные конспекты статей, репортажей, дизайна, газет.

Подготовка к олимпиаде.

Образовательные результаты одаренного ученика во многом зависят от содержания учебных программ, с помощью которых осуществляется обучение. Содержание образовательной программы группируется вокруг фундаментальных образовательных объектов, концентрирующих в себе основной материал.

На очередном заседании РМО начальных классов я выступила с докладом о том, как мы проводим подготовку учеников к олимпиадам.

Как обеспечить эффективное обучение в обычном классе общеобразовательной школы, в котором учатся разные дети? Какой должна быть структура урока, позволяющая осуществлять индивидуальный подход? Наиболее оптимально, на мой взгляд, данные задачи решает технология “полного усвоения знаний”.

Черта этой системы - направленность всего учебного процесса на запланированный конечный результат. Учебный процесс разбивается на блоки, соответствующие предварительно выделенным учебным единицам. Изложение нового материала и его проработка происходит традиционно. Однако вся учебная деятельность проходит на основе ориентиров, которые представляют собой точно и конкретно сформулированные учебные цели. После изучения и проработки учащимися данной учебной единицы проводится проверочная работа, результаты которой объявляются сразу же после ее выполнения. После выполнения проверочной работы ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения, могут заниматься самостоятельно творческими заданиями повышенной трудности.

Для подготовки учащихся к олимпиаде используем работы на уроках: парная, индивидуальная  работа и групповая  по подготовке к олимпиаде. По этой программе учащиеся занимаются на дополнительных занятиях.

Сценическая культура.

Для полного раскрытия творческого потенциала  использую сценические выступления по произведениям писателей. На уроках литературы – чтение по ролям, постановка инсценировок. Во внеурочное время - участие на концертах: «День урожая», «День пожилого человека», «День учителя», «День матери», «Новый Год», «День защитника отечества», «Международный женский день» и др.

Это развивает:

- творческую активность участников;

- включаются в процесс социализации;

- погружаются в мир психологических отношений;

- учатся коллективному разуму;

- усваивают сценическую культуру.

Широкое использование  проекта  во внеурочной деятельности позволяет учащимся реализовать свои способности и раскрыть личностный  потенциал, а учителю направить работу на формирование коммуникативных навыков (партнёрское общение), формирование навыков организации рабочего  места и  использования рабочего времени, навыка работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование материала), умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор. Внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная:

1-й компонент - это работа над учебной темой (познавательная деятельность, интегрируемая детьми, координируемая учителями и реализованная в проекте);

2-й компонент - работа над проектом (специально организованный учителем и самостоятельно выполненный детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ).

Так учащимися 2-го класса был выполнен творческий проект «Моя кукла - модница». При работе по данной теме учащимся необходимо было выяснить: что такое эскизы, лекало, чем сезон  отличается от демисезона, где найти материал для будущего платья или пальто. Из какого материала делают ткань. При выполнении работы над проектом учащиеся учились отбирать материал о творчестве русских модельеров.

Итогом моей работы, я считаю не только качественные показатели учебного процесса, но и творческий потенциал школьников.  Девочки и мальчики  нашей школы очень талантливые, креативные, весёлые. Я горжусь, что мне удалось привить любовь к творческому подходу к знаниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала младших школьников средствами культурно-досуговой деятельности в условиях общеобразовательной школы.

Человек стал человеком потому, что увидел красоту вечерней зари, глубину лазурного неба, бесконечную даль степей … увидел и изумленный пошел по Земле, создавая новую красоту.В.А. Сухомлинс...

«Развитие творческого воображения младших школьников в процессе подвижной игры во внеурочное время»

Многие исследователи отмечают, что в процессе школьного обучения преимущественно «тренируются» такие психические процессы, как память, восприятие, мышление, а развитию воображения уделяется недостаточ...

« Развитие творческого потенциала младших школьников на занятиях кружка «Природа и творчество» в рамках реализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности»

« Развитие творческого потенциала младших школьниковна занятиях кружка «Природа и творчество» в рамкахреализации ФГОС НОО во внеурочной деятельности»...

Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников в процессе исследовательской работы

Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников в процессе исследовательской работы...

«Развитие творческого потенциала младших школьников через коллективно-трудовую деятельность»

laquo;Развитие творческого потенциала младших школьников через коллективно-трудовую деятельность»...

Система работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности с применением региональных условий

     Одна из задач трудового обучения является формирование и развитие творческих способностей младших школьников. Обучаясь, дети приобретают необходимые для творческого труда на...

Статья "Развитие творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности".

Рассмотрены основные методы и формы развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, особенности творчес...