Статья "Развитие творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности".
статья

Рассмотрены основные методы и формы развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, особенности творчества, эвристический метод, метод эвристических вопросов, метод аналогии, метод смыслового видения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malinina_m.e._statya.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37.0365

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Малинина Мария Евгеньевна

Марийский государственный университет,

Йошкар-Ола

Рассмотрены основные методы и формы развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, особенности творчества, эвристический метод, метод эвристических вопросов, метод аналогии, метод смыслового видения.

Взаимосвязь образования и развития является главной проблемой образовательного процесса. Творчество - это сильнейшая движущая сила в развитии ребенка. Стремление к творчеству присуще всем людям, и задача учителя - развить творческие способности в маленьком человеке. Творчество требует от человека высокой компетентности в той области, в которой он хочет творить.

А. С. Макаренко подчеркивал, что развитие творческого потенциала  человека всегда сложно, потому что творчество связано с напряжением всех человеческих сил, с преодолением лени, с проявлением личной независимости, с поиском нового. 

Творческий потенциал личности как основа творческой самореализации личности актуализируется в будущем, когда формируются черты характера человека и его психологические особенности.

Творчество является неотъемлемым спутником детского мира ребенка. «Детское творчество направлено на то, чтобы научить ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их ».

Ряд ученых В. И. Андреев, М. И. Махмутов, В. П. Ушачев выделяют следующие особенности творчества как вида человеческой деятельности:

а) наличие противоречий, проблемных ситуаций или задач, требующих неординарного подхода;

б) проявление социальной и личностной значимости и прогрессивности;

в) наличие объективных социальных и материальных предпосылок;

г) наличие личностных качеств индивида, его знаний, умений, положительной мотивации, творческих способностей, которые являются субъективными предпосылками творческого процесса;

д) результат и процесс отличаются новизной и оригинальностью.

А. Т. Шумилина и М. И. Махмутова рассматривают две особенности специфики творчества: первая - это «преобразование явлений, вещей, процессов действительности или их образов, визуально-сенсорных или ментальных»; вторая - новизна и оригинальность.

Образовательная среда, ориентированная на развитие творческого потенциала каждого учащегося, создается на основе следующих принципов:

1.принцип адаптивности, то есть создание школы, которая, с одной стороны, максимально адаптируется к учащимся с индивидуальными особенностями, а с другой, может гибко реагировать на социокультурные изменения в окружающей среде (не ребенок для школы, а школа для ребенка);

2.принцип развития, который предполагает создание условий для того, чтобы каждый ученик в полной мере реализовал свои способности;

3.принцип психологического комфорта, направленный на устранение всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание атмосферы недобросовестности, стимулирующей творческую активность;

4.принцип смыслового отношения к миру, который требует не абстрактного познания и отношения к миру, а собственного, осознанного знания окружающего мира;

5.принцип ориентировочной функции знаний, который требует от школы «не навязывать ученику мир, созданный взрослыми, а помогать ему преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир»; (П. П. Блонский);

6.принцип обучения в деятельности, который требует не только действия, но и определения целей деятельности, а также определения задач, решение которых приведет к достижению цели, мониторинга и корректировки хода деятельности;

7.принцип творчества, направленный на то, чтобы научить ребенка уметь самостоятельно находить решения ранее неизвестных учебных и внеклассных задач.

Развитию творческого потенциала способствуют эвристические методы учебной деятельности. Они представляют собой систему эвристических правил деятельности учителя (методы преподавания) и деятельности учащихся (методы обучения), разработанных с учетом законов и принципов педагогического менеджмента и самоуправления личности с целью выработки интуитивных процедур деятельности учащихся при решении творческих задач.

Эвристический метод - это система нормативных правил подготовки учебного материала, а также проведения эвристической беседы с решением познавательных задач, поставленных принципами обучения.

Основные особенности эвристического обучения: организация преподавателем изучения учебного материала в форме эвристической беседы; формулирование проблемных вопросов; решение познавательных задач; учебные проблемы решаются учащимися с помощью преподавателя.

Эвристический метод используется при изучении нового материала противоречивого характера или при развитии ранее приобретенных знаний с целью обобщения ранее полученных впечатлений, стимулирования многомерного понимания явлений, а учащиеся самостоятельно ищут новые способы деятельности, которым ранее не обучались.

Метод эвристических вопросов (метод «ключевых вопросов») используется для сбора дополнительной информации или систематизации уже имеющейся в процессе решения творческой задачи.

Если вы хотите найти информацию о событии или объекте, задаются следующие семь ключевых вопросов: Кто? Что? Для чего? Куда? От чего? Как? Когда? Парные комбинации вопросов поднимают новый вопрос, например: Как-Когда? Ответы на эти вопросы и их возможные комбинации порождают необычные идеи и решения относительно изучаемого объекта.

Метод аналогии - важный эвристический метод для решения творческих задач. Процесс применения аналогии является промежуточным между процедурами интуитивного и дедуктивного мышления.

При решении творческих задач используются различные аналогии: конкретные (материальные) и абстрактные, живая природа с неживой и т.д.

Метод смыслового видения. Одновременная концентрация на образовательном объекте физического зрения и любопытно настроенный ум позволяют понять (увидеть) первопричину объекта, идею, содержащуюся в нем, первое значение, то есть внутреннюю сущность объекта. Необходимо создать у ученика определенное настроение, которое заключается в активной сенсорно-ментальной познавательной деятельности.

Изучив теоретические аспекты развития творческого потенциала у детей младшего школьного возраста было проведено экспериментальное исследование.

В исследовании принимали участие ученики 2 «Б» класса (контрольная группа - 23 человек) и 2 «А» класса (экспериментальная группа - 23 человек) МОБУ «Шойбулакская средняя общеобразовательная школа».

Диагностическое исследование проводилось в групповой форме с помощью следующих методик: диагностика личностной креативности Е.Е. Туник, тест Торренса «Творческие способности», опросник Д. Джонсона, методика Л. П. Орлова «Ваш творческий потенциал».

Проведённое диагностическое обследование на констатирующем этапе показало, что у большинства обучающихся экспериментальной и контрольной группы выявлен низкий уровень творческого потенциала у детей младшего школьного возраста. Поэтому необходима целенаправленная педагогическая работа по повышению творческого потенциала. В нашем исследовании средством повышения творческого потенциала будет являться программа по внеурочной деятельности.

Целью формирующего этапа  исследования является формирование творческого потенциала  у детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели мною была составлена программа внеурочной деятельности, направленная на повышение уровня творческого потенциала у детей младшего школьного возраста.

Поставленная цель обусловила необходимость решить ряд задач:  

1.Провести анализ социально-педагогической и методической литературы по проблеме развития творческого потенциала  младших школьников во внеурочной деятельности.

2.Подобрать и апробировать диагностические методики по выявлению уровня развития творческого потенциала  младших школьников.

3.Разработать и реализовать программу формирующего эксперимента по развитию творческого потенциала у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и выявить его эффективность.

Направленность программы внеурочной деятельности-  декоративно-прикладное искусство и художественное творчество, по функциональному предназначению- общекультурная, по форме организации - программа внеурочной деятельности, по времени реализации- годичная.

Программы состоит в том, что развивает творческий потенциал - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческого потенциала необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 9 до 11 лет. Продолжительность обучения 1 год. Учебная группа состоит из 23 учащихся. Занятие проводится 1 раз в неделю в течение  года, продолжительность занятий 40 мин.

При составлении программы я исходила из сформулированных положений гипотезы.  Согласно первому положению гипотезы,  используются фронтальные и групповые формы организации внеурочной деятельности.  Были использовали разные формы организации внеурочной деятельности: индивидуальная, групповая, выставка, творческий конкурс.

Согласно второму положению гипотезы, мною применялись разнообразные материалы и виды внеурочной деятельности. В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:  игра, труд, учение, общение, творчество.

На контрольном этапе  была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик. После проведения программы внеурочной деятельности «Радуга творчества», на этапе контрольного эксперимента, в экспериментальной группе увеличился процент детей младшего школьного возраста с высоким уровнем творческого потенциала: на 15% увеличилось количество обучающихся с высоким уровнем творческого потенциала, а количество обучающихся с низким уровнем творческого потенциала  уменьшилось.  

Полученные результаты доказывают эффективность реализованной программы. Повышение уровня творческого потенциала у детей младшего школьного возраста, свидетельствует  об эффективности проведенной программы внеурочной деятельности «Радуга творчества».

Список литературы

1. Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям /В.Г.Давыдов// Театр и образование: Сб. научных трудов. -М.:Просвещение,1992.- 115 с.

2.Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский. -М.: Просвещение,2001. -92 с.

3.Серёжникова Р.К. Компетентностно-деятельностный подход в профессионально-педагогическом образовании/Р.К.Серёжникова // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал.-2015. -№ 3. -С. 127-133.

4.Батищев Г.С. Диалектика творчества/ Г.С.Батищев.- М.: Просвещение, 1984. - с.247.

5.Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству/ Д.Б.Богоявленская.- М.: Знание, 1981 г.-96 с.

6.Былевская В.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников/ В.Н.Былевская//Начальная школа.-2000.- №5 - С.11-15.

7.Груздова И.В. Творческое развитие младшего школьника/И.В.Груздова.-Тольятти: Изд-во ТГУ,2019.-129 с.

8.Дружинин В.Н. Психология общих способностей/В.Н.Дружинин. - СПб: Питер, 1999. - 96 с.

9.Богоявленская Д. Б. Основные современные концепции творчества и одаренности/Д.Б.Богоявленская. - М.: Молодая гвардия, 1998 г. - 315 с.

10.Загурская Е.Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками/Е.Л.Загурская. -М.: Мозырь, 2006.-56 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одно из важнейших задач воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности,...

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через:            1. Проектную деятельность. 2.     Вышивание ка...

«Развития литературно-творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности »

зачетная работа по курсам повышения квалификации "Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского  образования " (инвариантный блок)...

БРИФИНГ на тему: «Активизация творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС»

Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления, но величина потенциала зависит от его индивидуальных особенностей. Все маленькие дети наделены с рождения опреде...

Развитие творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности.

Важное значение для развития творческой активности имеет внеурочная деятельность, так как посредством вовлечения детей в деятельность по интересам и наклонностям происходит полноценное проявлени...

Развитие творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности.

Развитие творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности. Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе техники р...