"Адаптация первоклассников к школьному обучению". Выступление на педагогическом совете школы.
консультация (1 класс) на тему
В данной работе содержится анализ трудностей, возникающих у первоклассника на этапе адаптации к школе, и пути преодоления этих трудностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
СООБЩЕНИЕ
на педагогическом совете школы 28.12.11г.
Тема: Адаптация первоклассников к школьному обучению.
Подготовила: учитель начальных классов, учитель-логопед Каменко Л.Н.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – настоящая стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
Почему каждому ребёнку приходится проходить этот сложный период школьной адаптации? Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным, соблюдать определённые правила. По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему следует себя вести, что и как делать. Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Основное различие игровой и учебной деятельности состоит в том, игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на произвольных усилиях ребенка. Следует отметить так же и то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы “навязан” ему сверху. В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников.
Становление учебной деятельности не у всех детей складывается одинаково. Под школьной дезадаптацией подразумевается совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии ученика ситуации школьного обучения, овладение которой становится затруднительным. Такому ребёнку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызвавших дезадаптацию. Желательно справиться с этой ситуацией в начальной школе, т.к. у многих детей серьёзные проблемы могут сохраниться и в подростковом возрасте и тогда школьная дезадаптация перерастает в социальную.
Факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации
(по Г. М. Чуткиной)
№ | Благоприятные факторы социальной микросреды | % выборки, |
1 | Полная семья | 77,6 |
2 | Высокий уровень образования отца | 87,9 |
3 | Высокий уровень образования матери | 83,2 |
4 | Правильные методы воспитания в семье | 95,3 |
5 | Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье | 91,1 |
6 | Отсутствие конфликтной ситуации в семье | 94,4 |
7 | Положительный стиль отношения к детям учителя подготовительно класса | 62,7 |
8 | Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса | 59,8 |
9 | Функциональная готовность к обучению в школе | 86,9 |
10 | Благоприятный статус ребенка в группе до поступления в первый класс | 85,8 |
11 | Удовлетворенность в общении со взрослыми | 74,3 |
12 | Адекватное осознание своего положения в группе сверстников | 97,8 |
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных физиологических и психологических особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе. Все эти факторы очень важны. Но самое главное, на мой взгляд, проблема готовности ребёнка к школе. Выделяют несколько параметров психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Это уровень мотивационного развития ребёнка, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы.
Ребёнок, готовый к школе, хочет учиться потому, что у него уже есть потребность занять определённую позицию в обществе, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения) и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей и формирует внутреннюю позицию школьника. Внутренняя позиция школьника признаётся главным критерием готовности к школьному обучению.
Следующим важным фактором является произвольность поведения. Произвольность поведения рождается в коллективной ролевой игре и игре по правилам, которые позволяют ребёнку подняться на более высокий уровень. Коллектив детей формирует или принимает правила игры и следит за их выполнением, корректирует нарушения, тогда как в одиночку осуществить это ребёнку не под силу.
Среди тех задач, которые школа ставит перед учащимися, в первую очередь выделяется необходимость усвоения ими определенной суммы знаний. Непременное условие выполнения этого требования – достаточный уровень интеллектуального развития ребенка, и в первую очередь уровень развития интеллектуальных процессов. Наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к моменту начала школьного обучения недостаточный объём знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность.
Одной из центральных составляющих социально-психиологической готовности к школе является коммуникативная состоятельность. Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен обладать определенными навыками общения с другими детьми, благодаря которым он сможет быстро приобщиться к группе сверстников.
Не менее, чем перечисленные выше параметры готовности к школе, важна эмоциональная зрелость ребёнка. Эмоциональная зрелость понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Не снимая ответственности с себя, как учителя и классного руководителя первого класса, хочу заметить, что в этот сложный для первоклассника период ребёнку очень важна разумная поддержка родных – мам, пап, бабушек и дедушек. Семья должна серьёзно отнестись к новой деятельности ребёнка. Семья по-новому начинает контролировать ученика. Самое главное, что может дать семья – заинтересованное отношение не только к результату, но и к процессу обучения, разумную организацию рабочего дня дома и в школе, понять необходимость воздерживаться от развлечений и длительных компьютерных игр в вечернее время, если завтра предстоит учебный день.
Вот те задачи, которые я ставила перед собой на этот сложный адаптационный период:
- дать понять детям, что их в школе ждали и им рады;
- сформировать дружескую обстановку в детском коллективе;
- вызвать интерес к процессу познания нового, к самому содержанию изучаемого, стараясь не увлекаться игровыми моментами;
- ознакомить учащихся с рядом правил и норм поведения, принятых в школе и требовать от детей неукоснительного их выполнения;
- выявить детей, с трудом адаптирующихся в школе и наметить пути преодоления этих трудностей совместно с психологом школы и родителями.
Вот признаки успешной адаптации:
Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и даже неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не игра с друзьями.
Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле. Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может самостоятельно сходить в туалет, столовую), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых. У него появились друзья-одноклассники. Ему нравятся учителя, ведущие уроки в классе. На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?", он решительно отвечает: "Нет!"
Мне кажется, в нашем первом классе таких учеников семь. Но есть ещё два ученика, которые вызывают нашу озабоченность – это Александров Георгий и Морозов Иван. Не берусь выявлять причины этого явления, могу только констатировать этот печальный факт. Работа по адаптации этих учеников будет продолжена.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая адаптация первоклассников к школьному обучению
Переход начальной школы на четырёхлетний срок обучения повлёк за собой обострение интереса педагога к проблеме адап...
Психолого-педагогическая адаптация первоклассников к школьному обучению.
Переход начальной школы на четырёхлетний срок обучения повлёк за собой обострение интереса педагога к проблеме адап...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/07/picture-573605-1423341168.jpg)
"Трудные дети - это дети с трудностями в обучении?" Выступление на педагогическом совете школы
В выступлении содержится анализ трудностей в обучении, возникающих у детей с ограниченными возможностями обучения русскому языку и чтению. В выступлении рассмотрен один из аспектов этой проблемы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/15/picture-973037-1510758718.jpg)
Выступление на педагогическом совете школы "Адаптация первоклассников."
Выступление на педагогическом совете школы "Адаптация первоклассников."...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/05/picture-1035955-1525500580.jpg)
Система работы учителя по успешной адаптации первоклассников. Выступление на педагогическом совете школы
Успешность адаптации первоклассников к школе зависит конечно от родителей и учителя. Большинство первоклассников идут в школу с желанием учиться. Они любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что ш...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/18/picture-1164793-1568831921.jpg)
Выступление на педагогическом совете школы "Адаптация первоклассников к школе"
Доклад к пед.совету.Презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/10/picture-1205081-1578658848.jpg)
Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (подпрограмма к Образовательной программе школы)
Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению (подпрограмма к Образовательной программе школы)...