Организация проектно - исследовательской деятельности с учащимися младшего школьного возраста.
учебно-методический материал на тему

Морозова Роза Александровна

Проведение учебных исследований -  это важное направление внеклассной работы. Оно связано с основным учебным процессом и направлено на развитие исследовательской, творческой активности обучающихся,  на углубление и закрепление имеющихся знаний, умений и  навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morozova_r.a.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация проектно -  исследовательской деятельности

с учащимися  младшего школьного возраста

Морозова Р. А., МОУ СОШ №12

г. Волжск, РМЭ

Детская потребность в исследовании окружающего мира  обусловлена природой. Ребёнок рождается исследователем. Любознательность, постоянное желание  наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые знания  о мире - это главные  черты детского поведения.

Проведение учебных исследований  - это важное направление внеклассной работы, оно  связано с основным учебным процессом и направлено на развитие исследовательской, творческой активности обучающихся, на углубление и закрепление имеющихся  знаний, умений, навыков.

Начиная с первого класса, я использую на уроках  игры и занятия, которые активизируют  исследовательскую деятельность учащихся. Они помогают освоить навыки проведения самостоятельных исследований.

 Мы рассматриваем методы исследования, т. е. откуда можно получить информацию.  Можно  спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в Интернет  и т. д.

Если  мы выбрали тему для исследования, объясняю, что набор методов зависит от наших возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа.  В первое время детям помогают   родители, которым я объясняю цель исследования и ожидаемый результат. Они совместно с детьми находят необходимую информацию. Читают статьи по теме. Затем, собранные сведения мы анализируем и обобщаем, исследователи делают сообщения. После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы.

Начиная со второго класса,  учимся видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, сравнивать, обобщать, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, выделять главное, делать выводы.

        Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для проектно - исследовательской деятельности учащихся в 4 классе.

Очень важно выбрать интересную тему проектно – исследовательской работы.

Темы могут быть:

 - направленные  на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

 - связанные с практикой и с  проведением собственных наблюдений и экспериментов;

 - направленные на работу по изучению и обобщению фактов,  которые  содержатся в разных источниках.

Необходимо правильно выбрать тему.  Надо помнить, чем меньше ребёнок – тем проще проект.  Тема должна быть понятна и  интересна ребенку.

Она  должна быть выполнима для учащихся, результат должен принести  пользу тем,  кто проводит  исследования. Тема может содержать элемент неожиданности.   Она  должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.  

Затем составляем план работы:

1. Подумать самому о том, что я знаю

2. Прочитать

3. Посмотреть телепередачи или найти в Интернет

4. Спросить у взрослых

5. Понаблюдать

6. Провести эксперимент

7. Сделать математические расчеты

8. Подвести итог, сделать выводы

9. Подготовиться к защите проекта

        Деятельность учащихся может быть индивидуальная, парная или групповая. Работа выполняется в течение определённого отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы.

Выполнив работу по плану, дети защищают свою проектно  -  исследовательскую работу.

Защита – это  один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, а надо защитить перед одноклассниками. В ходе защиты дети учатся излагать  информацию,  получают оценку своего труда.

Компьютер, проектор, интерактивная доска  позволяют провести защиту исследовательской работы наиболее ярко, наглядно, интересно.

Мои ученики  провели проектно - исследовательскую работу по темам «Религии мира», «Красная книга РМЭ», «Зелёная аптека», «Выращивание кристаллов», «Симметрия», и т.д.

Личностно – ориентированный подход в организации проектно - исследовательской деятельности  создаёт благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся.

Литература:

  1. Романовская М.Б.. Метод проектов в образовательном процессе. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Организация исследовательской и проектной деятельности с детьми младшего школьного возраста.

Передача готовых знаний о мире - далеко не главная задача в воспитании и обучении ребёнка. Гораздо важнее научить его самостоятельному исследованию жизни. Этому способствует и неуёмная любознательност...

Мастер-класс: "Организация исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и литературного чтения"

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.Исследование как метод обучения может...

"Организация познавательно-исследовательской деятельности с учащимися младших классов"

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения существенно повлияло на организацию процесса обучения, изменив практически все виды педагогической деятельности учи...