ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
статья на тему

Сударушкина Татьяна Михайловна

В статье даны рекомендации по формированию личности мл. школьника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС), который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования. Если раньше основной задачей школы считалось дать хорошие, прочные знания, то сейчас школа обязана обеспечить по окончании начальной ступени образования (1-4 класс) достижение ребенком результатов не только в предметных областях, но и метапредметных и личностных результатов. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

И именно начальной школе принадлежит в этом особая роль- избрать наиболее эффективную систему в подготовке ребенка к реальной жизни, наиболее эффективную систему научения науке жить.

Процесс развития-  это самодвижение ребенка благодаря его же деятельности с предметами.  Поскольку ведущий тип активности младшего школьника- учебная деятельность, вся деятельность педагога в начальной школе направлены в одно русло: научить ребенка учиться. Применять собственные силы в учении, т.е. распределять собственные усилия, умственные и физические. Выбирать манеры мышления соответственно заданию, пытаться разрешать учебные проблемы самостоятельно, добиваться через свою самостоятельную деятельность накопления навыков самообучения.

Известно, что именно младший школьный возраст- время накопления знаний. Он характеризуется повышенной восприимчивостью, впечатлительностью, доверчивым подчинением авторитету. Дети легко осваивают очень сложные умственные навыки, например, моделирование; стремятся все, что можно, испытать и сделать самостоятельно, проявлять активность, инициативу, выполняя творческие самостоятельные работы. Это могут быть книги, которые они смастерили сами; тексты, которые они написали сами; проекты, которые они разработали самостоятельно и т.д.

Питательной средой для развития личности ребенка, для постановки его в позицию субъекта своего обучения и стали новые ФГОС. Ориентирование стандартов на проблемное и развивающее обучение, которые, как известно, ориентированы на потенциальные возможности человека, на их реализацию, связанные с исследовательской деятельностью уже завоевали образовательную практику.

Общие учебные умения (организация учебного  труда, работа над определенными источниками информации и образными ее представлениями, работа над культурой устной и письменной речи и культурой мышления), выполнение программных требований по развитию внимания, памяти, воображения, волевых усилий, нравственных чувств; усвоение норм этикета, без которых немыслимо сотрудничество учителя и учащихся, между учениками в процессе коллективной и групповой организации познавательной деятельности, являющихся основой общей культуры человека- все это начальная школа.

Современная школа должна научить ребенка самостоятельно оценивать свои достижения, осуществлять контроль своей деятельности. Уже в 1 классе необходимо начинать учить детей ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности, осуществлять самоконтроль и давать самостоятельную оценку своей работы на уроке. Для реализации этих целей необходима регулярная разработка критериев для оценивания собственных достижений. Например, умение решать задачи определенного типа, правильность вычислений, грамотность записи, внешний вид работы. При такой оценке своих достижений перед младшим школьником ставятся предельно конкретные и реальные цели, которых он постарается достигнуть. У детей формируется умение планировать свою деятельность, намечать ее этапы.    В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников можно использовать различные формы. Например, так называемый «Светофор». В первом классе предложить детям зажигать цветные огоньки (карточки). Зеленый кружок если работа на уроке прошла успешно, ученик активно работал, не испытывал трудностей. Если были небольшие затруднения, не всегда быстро справлялся с поставленной задачей или что-то осталось неясным, то показывается желтый кружок: «Нужна небольшая помощь». Если были значительные затруднения, ученик не смог самостоятельно справиться с новой задачей, то появляется красный кружок: «Стоп! Мне нужна помощь!»

Основной путь развития ребенка состоится в том случае, когда ребенок является субъектом собственной деятельности. Мир познается, осваивается, оценивается, усваивается и, в конце концов, присваивается личностью только в ходе деятельности этой личности.  Субъект, значит- носитель активности.  Воспитание ребенка как субъекта, формирование его личности совершается только путем активности самого ребенка. Для ее проявления можно применять ситуацию, когда ребята начинают выступать в роли консультантов. При выполнении заданий некоторые ребята начинают испытывать сложности на различных этапах выполнения работы и те, кто справился с работой быстрее и ощущает готовность проявить себя помогает тем, кто испытывает затруднения.  Такая форма работы заставляет активизироваться ребят, развивается чувство взаимопомощи. Активность представляет собой осознание ситуации, путей ее изменения и непосредственную деятельность по ее изменению. Поэтому при подготовке и проведении различных мероприятий учитель должен помогать, а не подменять детей. Хороший педагог- это педагог, чувствующий границы меры собственного участия в деятельности детей, умеющий отойти в тень и признать полное право детей на свободный выбор, но также умеющий быстро и незаметно выполнить за ребенка ту часть работы, которая ему еще не по силам или которую он еще не усвоил.   Новый стандарт отличается реализацией системно – деятельностного подхода в обучении, где позиция ученика – активная, где он выступает в роли инициатора и творца, а не пассивного исполнителя.  Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.                                                                        

 

Формирование коммуникативной компетенции

в процессе игры на уроках в начальной школе

Становление коммуникативной компетентности младших школьников- один из ключевых моментов развития личности. Можно выделить три ее компонента. Один связан с познанием другого человека включает способности ребенка стать на точку зрения другого человека, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми. Другой компонент включает эмоциональную отзывчивость, сопереживание и сострадание. Третий компонент подразумевает владение школьником конкретными умениями и навыками, поведенческими реакциями, умением решать конфликтные ситуации.

У детей младшего школьного возраста реальный мир имеет отражение в детской игре. Игрушки заменяют ребенку реальные предметы. Игрушечная машинка-реальный автомобиль, кукла- реальный пассажир этого автомобиля. Коммуникативная игра способствует познанию окружающего мира, т.к. в процессе игры дели учатся общаться друг с другом, делятся своими знаниями, тем самым обогащая процесс познания и постижения окружающей действительности.

Коммуникативная игра предполагает создание воображаемых ситуаций и их обыгрывание. В начальной школе особенно актуально использование методов и приемов, направленных на параллельное развитие образного и логического мышления. Ребенок, как известно, мыслит действиями. Эти действия есть обобщенные образы внешнего мира. С каждым витком эти образы становятся все более информативнее. Создание образов и их проигрывание (проживание) и является составным компонентом коммуникативной игры, которая используется для тренировки навыков и умений общаться. Она может проводиться в парной или групповой форме с последующим анализом действий участников игры.

Использование коммуникативной игры на уроках требует от учителя знаний не только форм игрового действия, но и отношения учеников к этому виду работы. В какие игры играют современные дети? Конечно это традиционные подвижные и спортивные игры (догонялки, футбол), настольные игры («Монополия»), но предпочтение все же, по результатам опроса, отдается компьютерным играм. Что же в них привлекает детей? Возможность жить в том мире, жить с полюбившимися им героями фильмов и мультфильмов.

Рассмотрим пример коммуникативной игры на уроке русского языка. Тема урока «Типы текстов». Главные герои урока- сказочные персонажи.

В начале урока дети отгадывают загадки, складывают пазлы и определяют героев урока (крокодил Гена, Чебурашка и старуха Шапокляк). Можно показать отрывок из мультфильма или рассказать о  Успенском и представить выставку его книг.

Сама игра состоит из трех этапов: начало- установка учителя и оглашение правил игры, основная часть- проведение игры и концовка- итоги игры.

В перой части игры все ученики разделились на три команды. Были заготовлены карточки, с нарисованными сказочными персонажами, и ребята тянули их: кому какая карточка попадет, тот и попадает в соответствующую команду. Команды получили названия по именам своих героев. Далее команды получили задания, которые им необходимо было выполнить от имени их героя.

Команда «Крокодила Гены» должна была написать текст-загадку «Мое любимое блюдо» (текст-описание). Команда «Чебурашки» «Почему я хочу ходить в школу» (текс-рассуждение) и команда «Шапокляк» - текст на тему «Как надо воспитывать детей» (текст- повествование). Кроме того, команда должна представить своего героя, т.е. продумать его манеру говорить, его внешний вид.

Во второй части участники работали в группах над составлением текстов. Они должны были учитывать специфику своего текста, он должен был соответствовать определенному типу, быть интересным и передавать особенности речи, характера литературного героя.

После выполнения задания представитель от каждой команды зачитывал полученный текст. Вот какие могли получиться тексты.

 Команда «Крокодила Гены» - «Мое любимое блюдо». Мое любимое блюдо большое и сладкое. Оно сделано из теста. В нем много крема. Оно круглое. Сверху посыпано орехами и кусочками фруктов. Оно очень красивое и вкусное. Я могу целиком положить его себе в пасть.

 Команда «Чебурашки» - «Почему я хочу ходить в школу». У меня много причин, по которым я хочу ходить в школу. У меня раньше не было друзей. В школе много ребят и у меня там очень много друзей. Раньше я только смотрел на апельсины, а теперь могу их еще сосчитать. И не только апельсины. В школе мне очень интересно. Я узнаю много нового. В школе есть перемены и каникулы. Школа- это здорово.

Команда «Шапокляк» - текст на тему «Как надо воспитывать детей». Я то уж знаю, как надо воспитывать детей. У меня очень большой опыт. Ведь раньше я была плохой, а подружившись с вами стала хорошей. Сейчас я поделюсь с вами некоторыми секретами, как стать хорошей.

1.Слушаться взрослых.

2. Нельзя брать вещи без разрешения.

3. Не спорить с родителями.

4. Нельзя драться и делать кому-нибудь плохое. Когда вы будете выполнять эти советы вы станете очень хорошими и вас все будут любить.

В третьей части игры состоялось обсуждение и подведение итогов. Итоги подводили все члены команд. Также представлялось слово желающим объяснить, почему они голосовали именно так. Игра всем очень понравилась. Ребята в процессе игры повторили виды текстов, а самое главное, проявили свои коммуникативные способности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль самоуправления в формировании личности младшего школьника»

Нельзя однозначно относиться к организации ученического самоуправления в начальной школе. С одной стороны, дети очень активны, хотят во всем принимать участие, но с другой стороны, они слишком м...

Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника

В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание  в развитии младшего школьника....

Роль игровой деятельности в формировании личности младших школьников

Мир детства – это таинственная планета, жители которой много знают, понимают, чувствуют, но у них  мало жизненного опыта.  Они приобретают этот опыт в своей игровой деятельности.Каждый челов...

Реализация технологии деятельностного обучения в образовательном процессе начальной школы по требованиям ФГОС НОО. ИКТ как инструмент формирования УУД младшего школьника.

В стандартах второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в раз...

Формирование универсальных учебных действий как основа формирования личности младшего школьника

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным  развиваться дальше без помощи учителя». Элберт Хаббарт....

статья на тему:Интерактивная образовательная платформа «Учи.ру как инструмент формирования мотивации младших школьников"

В данной статье я представляю свой опыт работы на интерактивной платформе "Учи.ру". Подробно рассказываю, как я использовала данную платформу на уроках и на дистанционном обучении....