Программа внеурочной деятельности "Проектная деятельность"
рабочая программа (2, 3, 4 класс) на тему

Матвеева Татьяна Витальевна

Учебная программа созданная на основе авторской (Пахомова Н. Ю.) программы для учащихся 2-4 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Гимназия № 491 "Марьино"

Рассмотрено

На заседании МО

_________________

Протокол № ___от ____________    20    г.

___________

подпись руководителя                            

Согласовано

Зам.директора по УВР

_______________

______________20     г.                                 

Утверждаю

И.О.директора ГБОУ

Гимназия  № 491

_______________

____________20    г.                                                            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЯЛЬНОСТИ

«Проектная деятельность»

Н.Ю. Пахомова, И.В. Денисова, И.В. Суволокина

ДЛЯ 2-4  КЛАССОВ

НА 2012/2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                                         

                                                                                             2012год

ПРОГРАММА

КУРСА «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму».

                                                                                           Китайская пословица.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 Рабочая программа внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 2-4 классов составлена на основе авторской программы курса «Проектная деятельность» для учащихся 2-4 классов программы Пахомовой Н. Ю. Данный курс построен на основе системы заданий для организации учебного процесса на деятельностной основе и нацелен на формирование у младших школьников проектных умений минимального уровня сложности. Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний по учебному проектированию, формирование базовых компетентностей и универсальных учебных действий, что соответствует требованиям ФГОС

Она направлена на формирование методологических качеств учащихся:

- способности осознания целей проектной деятельности;

- умения поставить цель и организовать ее достижение,

- креативных (творческих) качеств;

- коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Содержание программы.

Учебное проектирование-необходимый элемент современной системы образования, Но прежде чем учитель сможет использовать учебное проектирование в качестве дидактического средства, необходимо подготовить учеников к самостоятельной работе в рамках учебного проекта, необходимо сформировать у них проектные умения и навыки. Развивая проектные умения и выполняя целостные проекты, можно формировать проектную деятельность в целом. В дальнейшем учитель может использовать учебные проекты для организации самостоятельного добывания знаний учащимися и более эффективного их усвоения на предметных занятиях. Учебное проектирование позволяет решать задачи формирования базовых компетентностей и может использоваться для решения воспитательных задач.

    Цель: 

    Формирование основополагающих умений учебного   проектирования.        

   Задачи:

  1. Приобретение знаний о структуре проектной деятельности;
  2. Формирование проектных умений:
  • Планировать свою деятельность и осуществлять её в соответствии с выработанным планом.
  • Планировать работу другого( других) для достижения определённого результата.
  • Анализировать имеющиеся ресурсы для предстоящей деятельности, включая собственные знания.
  • Анализировать полученный результат на соответствие требованиям задачи или поставленной цели.
  • Ставить себе задачу по сформулированной цели для последующего решения
  • Предъявлять и представлять ход проделанной работы и её результат.
  1. Овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  2. Освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной.
  3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и  коммуникативных способностей    учащихся;

  1. Формирование компетентной   личности, способной к самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности и способы реализации выбранного жизненного пути.

Программа рассчитана на три года обучения (34 учебные недели в год, при нагрузке 1 час в неделю)

2 класс- 34 часа

3 класс- 34 часа

4 класс- 34 часа

В том числе на контрольные уроки отводится :

2 класс- 5 часов

3 класс- 5 часов

4 класс-3 часа

Принципы построения программы.

  1. Деятельностно - личностный подход:
  • связь обучения с жизнью;
  • развитие самостоятельности и активности детей во внеклассной деятельности;
  • развитие умения адаптироваться к действительности;
  • умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

 2) Самостоятельность – это один из признаков проектной деятельности. Степень активности учеников и учителя на разных этапах работы над проектом различная. В процессе создания проекта младшие школьники должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

 3) Интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;

4) Непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования  и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных  руководителей;

 5) Межпредметное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения материала учебного курса:

Для учителя:

  • Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина, И.В. Денисова. Методическое пособие для учителей начальных классов. 3 класс — М: ИЦ «Маска», 2009.

  • Н.Ю. Пахомова, И.В. Суволокина, И.В. Денисова. Методическое пособие для учителей начальных классов. 4 класс — М.: ИЦ «Маска», 2010. — С. 160.

Для учащихся:

 

Формы и методы работы.

Занятия проходят во внеурочное время, 1 раз в неделю.

Занятие имеет несколько составных частей:

  •  фронтально-интерактивную,
  •  деятельностно-групповую,
  •  презентативную.

Формы организации образовательного процесса

Общеклассные формы: урок-проект,  урок рефлексии.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповые творческие задания, совместная проблемно-поисковая деятельность, презентация.

Индивидуальные формы: письменные упражнения,  выполнение индивидуальных заданий

 

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

к концу 2-го класса.

Необходимые умения:

  • Умение предъявлять и представлять ход проделанной работы, и ее результат.
  • Умение анализировать и оценивать работу группы.

Умение планировать:

  • Количество деталей;
  • Выбор формы и цвета деталей;
  • Расположение деталей на изделии;
  • Последовательность операций;
  • Распределение операций между членами группы;
  • Распределение и последовательность операций для оптимизации работы по времени.

Умение анализировать:

  • Свои знания (знаю или не знаю);
  • Условия количественных и качественных характеристик изделия;
  • Условия отбора материалов, деталей для выполнения работы;
  • Состав операций, необходимых для выполнения работы;
  • Соответствие хода работы предварительно составленному плану.

Умение представлять:

  • Умение предъявить продукт;
  • Умение рассказать о работе группы и каждого участника на общий результат;
  • Умение рассказать о достигнутом результате;
  • Формирование представления об этике и эстетике предъявления продукта.

к концу 3-го класса.

  • выделять проблему и условия из проблемной ситуации;
  • формулировать проблему в виде вопроса, а исходя из проблемы, определять цели и задачи для её реализации;
  • осуществлять планирование и составлять план своей работы;
  • предъявлять результаты проделанной работы (проекты) т.е. выступать с презентацией, делать самоанализ.

к концу 4-го класса.

  • Планировать работу группы с учётом времени и составлять оптимальный план, использовать кодирование и декодирование для записи плана и выполнять работу в соответствии с планом.
  • Анализировать проблемную ситуацию, содержащую проблему и условия.
  • Формулировать проблему и цель, определять задачи, которые необходимо решить для достижения цели, составлению проекта. Ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи.
  • Формулировать ожидаемый результат, фиксировать проект в виде таблицы, схемы, макета, буклета, алгоритма, эскиза и пр.
  • предъявлять результаты проделанной работы (проекты) т.е. выступать с презентацией.
  •  делать самоанализ (проводить рефлексию собственной деятельности),

Этапы работы над проектом.

Деятельность учителя и учащихся.

Учитель

Учащиеся

1

2

1-ый этап – погружение в проект

Формулирует:

Осуществляют:

1) проблему проекта;

10 личностное присвоение проблемы;

2) сюжетную ситуацию;

2) вживание в ситуацию;

3) цель и задачи.

3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

2-ой этап – организация деятельности.

1

2

Организует деятельность – предлагает:

Осуществляют:

1) организовать группы;

1) разбивку на группы;

2) распределить роли в группах;

2) распределение ролей в группе;

3) спланировать деятельность по решению задачи проекта;

3) планирование работы;

4) возможные формы презентации результатов.

4) выбор формы и способов презентации предполагаемых результатов.

3-ий этап – осуществление деятельности.

1

2

Не участвует, но:

Работают активно и самостоятельно:

1) консультирует учащихся по необходимости;

1) каждый в соответствии со своей ролью и сообща;

2) ненавязчиво контролирует;

2) консультируются по необходимости;

3) дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

3) «добывают» недостающие знания;

4) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

4) подготавливают презентацию результата.

4-ый этап – презентация.

1

2

Принимает отчет:

Демонстрируют:

1) обобщает резюмирует полученные результаты;

1)понимание проблемы, цели и задач;

2) подводит итоги обучения;

2) умение планировать и осуществлять работу;

3) оценивает умения:

* общаться;

* слушать;

* обосновывать свое мнение;

* толерантность;

* и другое.

3) найденный способ решения проблемы;

4) акцентирует внимание на воспитательном моменте:

* умении работать в группе на общий результат.

4) рефлексию деятельности и результата;

5) дают взаимооценку деятельности и ее результативности

  Оценка работы младших школьников.

Оценивание безотметочное. При групповой работе оценивается работа всей группы, при парной и индивидуальной-соответственно парная или индивидуальная.

Критерии оценивания:

  • Выполнение задания в соответствии с требованиями задания (правильность);
  • Качественное представление групповой работы во время презентации и рефлексии;
  • Эстетичность и аккуратность;

Учащиеся поощряются специальными значками (на усмотрение учителя). В тетради ставится отметка о награждении. Возможно использование «Экрана успешности» (водная таблица о достижениях учащихся)

Контроль осуществляется на каждом уроке в виде:

- активности в проектах

- творческих отчетах

-презентации работ

- анализ динамики текущей успешности (Экран успешности)

Календарно тематическое планирование 2 класс

Тема урока

Кол-во часов, даты

Тип урока

Элементы содержания

Виды деятельности уч-ся

Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов

1. План и планирование.

1

Усвоения новых знаний

Проблемное введение понятий «План», «Планирование».

Групповая работа над заданием; фронтальный анализ.

Трафареты, развёртка коробки, план работы группы.

2. Украшение коробки.

1

Усвоения новых знаний

Закрепление понятий «План», «Планирование». Обучение составлению плана.

Групповая. Планирование по кол-ву деталей.

Трафареты,

3. Украшение шапочки.

1

Комплексного применения знаний и умений

Формирование умения составлять и осуществлять план при планировании количества деталей и их расположения на изделии. Выполнять работу в соответствии с планом.

Групповая.

Планирование по кол-ву деталей расположению.

Трафареты, план работы группы, основа изделия.

4. Украшение ёлочки.

1

Усвоения новых знаний

Закрепление умения составлять план по кол-ву деталей и размещению их на изделии; выполнять работу в соответствии с планом; введение новой записи плана.

Групповая, самостоятельное планирование по кол-ву деталей расположению. , сольная презентация

Трафареты, план работы группы, основа изделия.

5. Яблоки на яблоне.

1

Контроля знаний и умений.

Закрепление умения составлять план по кол-ву деталей и размещению их на изделии; выполнять работу в соответствии с планом; закрепление табличной формы записи.

Работа в парах, самостоятельное Табличный план по операциям.

Трафареты, план работы группы, основа изделия.

6. Цветок желаний.

1

Усвоения новых знаний

Закрепление умения составлять план по распределению деталей и операций между членами группы; выполнять работу в соответствии с планом; введение распределённого предъявления изделия и хода работы группы.

Групповая, коллективная презентация.

Трафареты, план работы группы, основа изделия.

http://nachalka.seminfo.ru/

7. Одень куклу.

1

Усвоения новых знаний

Введение работы с условием выбора деталей; закрепление умения составлять план по распределению операций между членами группы; закрепление умения предъявлять изделие и ход работы группы.

Групповая. Работа по заданному условию. Самостоятельное планирование, коллективная презентация.

Наборы одежды; основа-кукла.

8. Поздравительная открытка.

1

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление работы с условием и усложнением выбора (тема праздника, атрибуты); закрепление умения составлять план по распределению операций между членами группы; закрепление умения предъявлять изделие и ход работы группы.

Групповая.

Распределение работы в сотрудничесве.

Набор картинок.

9. Зоопарк.

1

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление работы с условием и усложнением выбора (сопоставление двух множеств: звери и детёныши и выбора двух пар); закрепление умения составлять план по распределению действий между членами группы; закрепление умения предъявлять изделие и ход работы группы.

Групповая.

Подетальное планирование

Картинки зверей, план работы группы, основа изделия.

10. Венок.

1

Контроля знаний и умений.

Закрепление умения составлять план по кол-ву деталей, фиксировать план в табличной форме и выполнять работу в соответствии с планом; фиксация плана в виде эскиза.

Индивидуальная;эскиз,декодирование Самостоятельная.

Трафареты

11. Мозаика из частей квадрата.

1

Усвоения новых знаний

Формирование умения составлять план порядка сборки с обозначением на эскизе, выполнять работу в соответствии с планом. Введение в работу геометрических фигур и их частей.

Групповая.

Разрезанные квадраты.

12. Мозаика из частей ромба.

1

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Распределения работы в группе, умения выполнять работу в соответствии с планом.

Групповая.

Трафареты, план работы группы

13. Фантазия из частей ромба.

1

Систематизации и обобщения знаний и умений

Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Распределения работы в группе, умения выполнять работу в соответствии с планом.

Групповая по составлению плана. Индивидуальная по изготовлению мозаики.

Трафареты

14. Орнамент-аппликация.

1

Контроля знаний и умений.

Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Распределения работы в группе, умения выполнять работу в соответствии с планом.

Парно-индивидуальная. Планирование порядка сборки, кол-ва и вида геометрических фигур по заданной схеме орнамента.

Трафареты, план работы группы, эскиз орнамента.

15. Аппликация человечка.

1

Систематизации и обобщения знаний и умений

Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Распределения работы в группе, умения выполнять работу в соответствии с планом. Формирование умения делать отбор необходимых трафаретов по выбранной картинке.

Групповая. Планирование порядка сборки, кол-ва и вида геометрических фигур по заданной схеме орнамента. Презентация по вопросам.

Картинки фигур, трафареты, план работы группы.

16. Дом моей мечты.

1

Систематизации и обобщения знаний и умений

Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Умения выполнять работу

Индивидуальная. Эскиз, вид и кол-во геометрических фигур, порядок сборки, рефлексия, презентация.

Трафареты,

http://nachalka.seminfo.ru/

17-18. Зона отдыха в парке.

2

Комплексного применения знаний и умений

  1. Закрепление умения планировать(комплексное планирование). Распределения работы в группе в ситуации большой комплексной работы.
  2. Формирование умения предъявлять результат работы, рефлексия групповой работы и использованных видов планирования.

Групповая. Комплексное планирование, рефлексия, презентация.

Трафареты, Картинки животных план работы группы, основа изделия.

http://nachalka.seminfo.ru/

19-20. Поезд.

2

Усвоения новых знаний.

  1. Введение понятий «Планирование по времени», «оптимальный план»; декодирование. Формирование умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом.
  2. Формирование умения планировать одновременную по операциям работу членов группы и осуществлять свою групповую деятельность в соответствии с планом.

Групповая. Составление оптимального плана с помощью учителя.

Трафареты, план работы группы, основа изделия.

21. Стол и стул.

1

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление умения составлять план по операциям и выполнять работу в соответствии с планом; Формирование умения планировать с учётом времени и составлять оптимальный план; декодирование.        

Групповая. Самостоятельное оптимальное планирование.

Трафареты, план работы группы.

22. Стол.

1

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление умения составлять план по операциям и выполнять работу в соответствии с планом; Формирование умения планировать с учётом времени и составлять оптимальный план; декодирование.        

Работа в парах. Самостоятельное оптимальное планирование.

Трафареты, план работы группы.

23. Машина.

1

Контроля знаний и умений.

Закрепление умения составлять план по операциям и выполнять работу в соответствии с планом; Формирование умения планировать с учётом времени и составлять оптимальный план; декодирование.        

Работа в парах. Парное планирование

Трафареты, план работы группы.

24. Чайник.

1

Усвоения новых знаний.

Введение понятий «Ситуация», «проблема», «условия», «возможные действия»; закрепление умения составлять план как последовательность действий; введения кодирования и с использования его при записи плана.

Индивидуальная. Запись плана в виде инструкции.

Рабочая тетрадь.

25. Набрать воды из реки.

1

Усвоения новых знаний.

Введение понятий «Ситуация», «проблема» и «цель» в их взаимосвязи, формулирование проблемы в виде вопроса, формулирование цели как ожидаемого результата; развитие умения планировать при составлении плана-инструкции.

Индивидуальная. Запись инструкции в виде схемы.

Рабочая тетрадь.

26. Винегрет.

1

Комплексного применения знаний и умений

Формирование умения анализировать и формулировать проблемную ситуацию, проблему и цель; определение состава действий и последовательности их выполнения для решения проблемы; Введение понятий «рецепт», «план-инструкция в рецепте».

Групповая при выполнении планирования; индивидуальная. Запись плана в виде инструкции.

Рабочая тетрадь.

27. Куст сирени под окном.

1

Контроля знаний и умений.

Работа с понятиями «ситуация», «проблема», «цель»; Формирование умения формулировать проблему в виде вопроса; закрепление умения составлять план-инструкцию; запись плана с помощью сокращённых обозначений.

Индивидуальная. Запись инструкции в виде схемы.

Рабочая тетрадь.

28. Гирлянда.

1

Усвоения новых знаний.

Формирование умения анализировать и формулировать проблемную ситуацию, проблему и цель; определение состава действий и последовательности их выполнения для решения проблемы; составление инструкции и её выполнение; Введение понятия «повторение в инструкции».

Групповая. Запись инструкции в виде схемы. Инструкция с циклом.

Трафареты, план работы группы.

29. Безопасный переход улицы.

1

Комплексного применения знаний и умений

Работа с понятиями «ситуация», «проблема» и «цель»; формирование умения формулировать кратко ситуацию и проблему; закрепление умения составлять план действий, план, как инструкцию; введение понятия «правило».

Индивидуальная. Запись инструкции в виде схемы. Правило-инструкция с условием.

Рабочая тетрадь.

30. Безопасный переход улицы-2.

1

Систематизации и обобщения знаний и умений

Закрепление понятий «ситуация», «проблема», «цель» в их взаимосвязи; ; Введение понятий «алгоритм», «алгоритм с условием»; развитие умения работать в соответствии с поставленной целью; составлять план-инструкцию.

Индивидуальная. Запись инструкции в виде схемы. Алгоритм с 2-мя условиями.

Рабочая тетрадь.

31. Фальшивая монета.

1

Систематизации и обобщения знаний и умений

Закрепление понятий «ситуация», «проблема», «цель» в их взаимосвязи; Введение понятий «алгоритм», «алгоритм с условием»; развитие умения работать в соответствии с поставленной целью; составлять план-инструкцию, алгоритм с условием и алгоритм внутри алгоритма. Введение понятий «алгоритм внутри алгоритма»

Индивидуальная. Запись инструкции в виде схемы. Алгоритм в алгоритме.

Рабочая тетрадь.

32-34. Резервные уроки.

3

На усмотрение учителя

На усмотрение учителя.

Календарно-тематическое планирование 3 класс

Тема урока

Кол-во часов, даты

Тип урока

Элементы содержания

Виды деятельности уч-ся

Использование компьютерного оборудования, программного обеспечения, дидактических средств, учебного оборудования, цифровых ресурсов

1. Грибы в лукошке.

1

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление умения составлять план по количеству деталей, порядку сборки изделия. Распределения работы в группе, умения выполнять работу в соответствии с планом.

Групповая. Планирование по кол-ву и расположению деталей.

Трафареты, план работы группы, основа изделия.

2-3. Мебель для куклы: кровать и тумбочка.

2

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; определять цель и пути решения в виде задач, выполнять сетевое планирование, выполнять работу в соответствии с планом.

Групповая. Сетевое планирование с использованием кодирования.

Трафареты, план работы группы, карточки учащихся.

4-5. Мебель для куклы: круглый стол и стул.

2

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; определять цель и пути решения в виде задач, выполнять сетевое планирование, выполнять работу в соответствии с планом.

Групповая. Сетевое планирование с использованием кодирования.

Трафареты, план работы группы, карточки учащихся.

6. Вода.

1

Усвоения новых знаний.

Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; формулировать проблему и цель; ставить перед собой познавательные задачи(найти способ приобретения новых знаний); представлять ход и результат проделанной работы.

Групповая. Работа над проблемой и задачами.

Индивидуальная. Исследовательский проект.

Рабочая тетрадь.

http://nachalka.seminfo.ru/

7-8. Домашнее животное.

2

Усвоения новых знаний.

Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; формулировать проблему и цель; ставить перед собой познавательные задачи(найти способ приобретения новых знаний); представлять ход и результат проделанной работы. Формирование умения обобщения результатов работы в форме меморандума.

Групповая.

1-Формулирование задачи на исследование, описание и инструкция  по уходу за животным.

2-Презентация и меморандум.

Рабочая тетрадь.

http://nachalka.seminfo.ru/

9-10. Здоровый образ жизни.

2

Систематизации и обобщения знаний и умений.

Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; формулировать проблему и цель; ставить перед собой познавательные и исследовательские задачи. Самоанализ и сравнение. Презентация.

Групповая.

1- Работа над проблемой и задачами.

2- Индивидуальная. Презентация в виде отчёта.

Рабочая тетрадь.

http://nachalka.seminfo.ru/

11. Безопасный переход улицы.

1

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; формулировать проблему и цель; ставить перед собой задачи. Закрепление умения составлять план по действиям, план как инструкцию, правило.

Индивидуальная. Составление инструкции, алгоритма.

Рабочая тетрадь.

12. Маршрут.

1

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление умения выделять проблему из проблемной ситуации; формулировать проблему и цель; ставить перед собой задачи. Введение составления плана как схемы и инструкции.

Групповая. Составление схемы.

Карта-схема

http://nachalka.seminfo.ru/

13. Рукавицы для Незнайки.

1

Усвоения новых знаний.

Вычленять проблему и цель, формулировать ожидаемый результат-план действий, алгоритм

Индивидуальная. Работа с условием-разветвлённый алгоритм.

Рабочая тетрадь.

14. Новогодний праздник.

1

Комплексного применения знаний и умений

Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; уточнять условия, вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат, составлять план.

Групповая. Планирование мероприятия: программа праздника и план его подготовки.

Рабочая тетрадь.

15. Пригласительный билет.

1

Усвоения новых знаний.

Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; уточнять условия, вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат, составлять план и записывать его в виде макета.

Групповая. Презентация.

Макет пригласитель-ного билета

16. Рефлексия-1.

1

Контроля знаний и умений.

Формирование методологической базы проектных уроков, закрепление знаний, умений и навыков процесса проектирования; введение понятия «рефлексия»

Индивидуальная.

Рабочая тетрадь

17-18. Коврик.

2

Усвоения новых знаний.

Формирование умения определять состав действий и операций, составлять план по кол-ву действий и операций, распределять работу в группе и выполнять её в соответствии с планом.

Групповая.

1-Определение состава действий.

2- Презентация.

План, основа коврика.

19. Детская площадка.

1

Систематизации и обобщения знаний и умений.

Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; уточнять условия, вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять состав действий и операций, составлять проект.

Групповая.

1-Схема, кодирование, эскиз, инструкция.

2- Презентация.

Зона для площадки, карточки с сооружениями.

http://nachalka.seminfo.ru/

20-21. Ленивые вареники.

2

Усвоения новых знаний.

Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; уточнять условия, вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять состав действий и операций, составлять проект.

Групповая.

1-Планирование технологического процесса, эскиз.

2- Презентация.

Инструкция к презентации и оцениванию.

22-23. Школьное экскурсионное бюро.

2

Усвоения новых знаний.

Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; уточнять условия, вычленять проблему и ставить цель; формулировать ожидаемый результат; определять задачи по составлению проекта; фиксировать проект в виде схемы, буклета.

Групповая.

1-Маршрутный лист с разработкой экскурсии по школе.

2-Буклет, презентация.

Таблица для экскурсионного маршрута.

http://nachalka.seminfo.ru/

24-25. Сухарики.

2

Усвоения новых знаний.

Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; формулировать проблему и цель; определять задачи для достижения цели. Представить ход и результата проделанной работы.

Групповая.

1-Постановка задач, составление бизнес-плана.

2-Презентация макета упаковки

Расчётный лист.

26. Рефлексия-2.

1

Контроля знаний и умений.

Выявление степени сформированности: умения построить план выступления на презентации, представления об этапах проектирования; развитие умения решать проблемы.

Индивидуальная.

Рабочая тетрадь

27-28. Фитодизайн класса.

2

Систематизации и обобщения знаний и умений.

Формирование умений: анализировать проблемную ситуацию, содержащую условия; формулировать проблему и цель; определять задачи для достижения цели; участвовать в коллективной презентации с демонстрацией плаката.

Групповая.

Исследование информации о растениях, составление инструкции. Составление таблицы с занесением сведений об уходе за растениями; использование плаката в презентации.

Набор листов и карточек с информацией о растении, основа плаката А3.

http://nachalka.seminfo.ru/

29-30. Профессии наших родителей.

2

Контроля знаний и умений.

Контроль и закрепление проектных умений. Формирование представления о проектировании социологического опроса.

Коллективная. Фронтальная работа по повторению методологии проектирования.

Индивидуальная. Самостоятельная.

Рабочая тетрадь

http://nachalka.seminfo.ru/

31-32 Викторина.

2

Усвоения новых знаний.

Формирование о комплексном распределении работы между группами класса с последующим соединением результатов в единое целое(презентация-мозаика)

Групповая. Распределение работы, презентация-мозаика.

Набор карточек

http://nachalka.seminfo.ru/

33. рефлексия-3.

1

Контроля знаний и умений.

выявление степени сформированности представлений о проектировании.

Индивидуальная.

Практическое освоение рефлексивных действий.

Рабочая тетрадь

34. Резервный урок.

1

На усмотрение учителя

На усмотрение учителя

На усмотрение учителя

Календарно тематическое планирование 4 класс.

1. Аквариум.

1

Комплексного применения знаний и умений

Формирование умения постановки задачи на планирование групповой работы; распределение и выполнение работы в группе в соответствии с планом; введение рефлексивной готовности

Групповая. Комплексное планирование. Рефлексия этапов работы, хода планирования, обсуждения и принятия решения

Трафареты рыб, основа изделия, план работы группы.

2-3. Волшебный сундучок.

2

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление умения составлять оптимальный план. Презентация с рефлексией проделанной работы. Введение понятия «оптимизация по количеству передач

Групповая.

1-Сетевое планирование. Анализ плана на наличие передачи деталей в процессе работы.

2-Составление оптимального плана и его осуществление.

Трафареты сундучка, таблицы для плана работы группы.

4. Волшебный сундучок.

1

Систематизации и обобщения знаний и умений.

Формирование умения составлять оптимальный план. Анализ хода составления плана, его оптимальности по кол-ву передач в процессе его выполнения.

Работа в парах

Индивидуальная. Составление оптимального плана.

План.

5-6. Туесок.

2

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление умения составлять оптимальный план с разными факторами оптимизации. Использование кодирования. Формирование рефлексивного умения- анализа работы по плану.

Групповая.

1- Сетевое планирование.

2- Презентация.

Трафареты туеска,

план работы группы.

7-8. Вазочка.

2

Комплексного применения знаний и умений

Закрепление умения составлять оптимальный план с разными факторами оптимизации. Использование кодирования. Формирование рефлексивного умения- анализа работы по плану.

Групповая.

1- Сетевое планирование.

2- Презентация и рефлексия хода работы группы.

Трафареты вазы,

план работы группы.

9-10. Конвейер.

2

Усвоения новых знаний.

Формирование умения составлять оптимальный план бригады и конвейера; Формирование умения рефлексивного анализа работы бригады по плану. Презентация с плакатом.

Групповая.

1- Сетевое планирование.

2- Презентация с плакатом. Имитация работы бригады (ролевая игра)

Карточки для учителя, листок для плана.

http://nachalka.seminfo.ru/

11-12. Стройка.

2

Усвоения новых знаний.

Формирование умения составлять план- график работы бригады с учётом времени подвоза деталей; Формирование умения рефлексивного анализа работы по плану. Презентация с макетом.

Групповая.

Оптимальное планирование

Трафареты деталей дома, лист для графика постройки дома.

13-14. Карнавал.

2

Усвоения новых знаний.

Формирование умения составлять план как результат проектирования; Формирование умения рефлексивного анализа работы группы по обсуждению и выбору; ввод критериального оценивания.

Групповая.

1-Проектирование подготовки маски-персонажа, выступление на конкурсе, осуществление проекта.

2-Рефлексия и самооценка.

Лист экспертной оценки презентации масок, трафарет типовой полумаски, лист самооценки презентации маски.

15-16. Рефлексия-1,Мороженое.

2

Контроля знаний и умений.

Теоретическое и практическое освоение рефлексивных умений

1- Индивидуальная. Самостоятельная

2- Индивидуальная. Самостоятельная

1-Карточки для учителя

2- трафареты рожка и шариков.

17-18.Информация печатных источников.

2

Комплексного применения знаний и умений

Формирование умения проектировать; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки.

Индивидуальная.

Самооценка по критериям; составление каталожной карточки.

Карточки учителя, библиотечная карточка

19-20. Настольная игра.

2

Комплексного применения знаний и умений

Формирование умения проектировать с разбиением проблемы на подпроблемы; составлять технические задания-инструкции; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки.

Групповая. Проектирование игры.

Самооценка по критериям; презентация.

Трафарет развёртки кубика, трафарет фишки, лист оценки  с критериями

http://nachalka.seminfo.ru/

21-22. Школьный автобус.

2

Комплексного применения знаний и умений

Формирование умения проектировать с разбиением проблемы на подпроблемы; составлять технические задания-инструкции; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки.

Групповая. Проектирование решения проблемы составления оптимального маршрута, осуществление проекта

Схема дорог (улиц), маршрутный лист автобуса

23-24. Школьная спартакиада.

2

Комплексного применения знаний и умений

Формирование умения проектировать с разбиением проблемы на подпроблемы; составлять технические задания-инструкции; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки.

Групповая.

1- Самостоятельное проектирование.

2- самооценка, презентация.

Лист формата А3 и А4

25-26. Кем быть?

2

Систематизации и обобщения знаний и умений.

Формирование умения проектировать выбор профессии, Формирование умения рефлексивного анализа своих способностей; Формирование умения составлять план действий по подготовке к профессии.

Индивидуальная.

1- Самостоятельное проектирование.

2- самооценка, презентация.

Анкета

http://nachalka.seminfo.ru/

27. Исследование.

1

Усвоения новых знаний.

Знакомство с методологией исследования, проведение опытов, записи наблюдений; Формирование умения ставить и проводить исследования; введение понятия «гипотеза».

Групповая.

Исследовательская деятельность.

Оснащение для опыта: вода, песок, соль, столовая ложка, стакан.

28-29. Кислотные дожди.

2

Комплексного применения знаний и умений

Формирование умения проектировать; Формирование умения ставить и проводить исследования в рамках проектирования.

Индивидуальная.

Сравнение проектирования и исследования, постановка исследовательского проекты. Проведение инструментального эксперимента и его описание.

 Оснащение для опыта: стаканы, ра-р лимонной кислоты, индикатор метилоранж, пипетка.

30-31. Наш класс.

2

Контроля знаний и умений.

Закрепление умения проектировать с разбиением проблемы на  подпроблемы; Формирование умения рефлексивного анализа; закрепление умения самооценки.

Групповая.

Выполнение проектирования в условиях самостоятельного группового взаимодействия.

Листы ватмана.

http://nachalka.seminfo.ru/

32. Рефлексия-2.

1

Контроля знаний и умений.

Формирование рефлексивных умений; выявление степени сформированности представлений о проектировании.

Индивидуальная.

Практическое освоение рефлексивных действий.

Рабочая тетрадь

33-34. Резервные уроки.

2

На усмотрение учителя

На усмотрение учителя

На усмотрение учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной проектной деятельности "Я - частица своей страны"

Программа  по внеурочной проектной деятельности "Я - частица своей страны" содержит учебно-тематическое планирование и работу над социальными проектами....

Рабочая программа внеурочной краеведческой деятельности «Моя маленькая РОДИНА» для учащихся 3 класса

Знакомство учащихся с достопримечательностями своего города, района, края. Прививать любовь к своей маленькой родине....

Рабочая программа внеурочной проектной деятельности во 2-б классе

Основные принципы организации работы над проектами:Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся ...

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности Факультативный курс «Литературный Петербург»

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности  Факультативный курс «Литературный Петербург»...