Использование метода проблемно- развивающего обучения в начальных классах
учебно-методический материал (1 класс) на тему

В материале рассматриваются основополагающие  моменты использования метода проблемно- развивающего обучения в начальных классах на примере программы внеурочной деятельности "Учимся думать".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_metoda_problemno.doc63 КБ

Предварительный просмотр:


Использование метода проблемно-развивающего обучения

в начальных классах

( на примере   программы курса «Учимся вместе»)

 Интеллект человека определяется

не суммой накопленных знаний,

а высоким уровнем логического мышления.

А.З.Зак

 

   Данная  модифицированная  программа  составлена на основе авторской программы развивающего курса «Путешествие в Страну творчества» П.М. Горева, В.В.Утёмова..

В качестве основополагающего принципа новой концепции школьного образования  на первый план выдвигается принцип приоритета развивающей функции. Ведущей целью образования является интеллектуальное воспитание, развитие мышления подрастающего человека, необходимого для свободной адаптации его к условиям жизни в современном обществе. 

Парадигма современного образования предполагает воспитание думающей, инициативной личности, отказ от репродуктивной деятельности и развитие в обучении через творческие формы работы. Процесс образования ориентирован не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на способы  деятельности, развитие  мышления, которое  является прочным фундаментом любой сферы деятельности.

  Современному школьнику необходимо владеть методами  мыслительно - творческой деятельности как инструментом осознанного, целенаправленного и управляемого процесса, выполняющего функции «общего языка» для интеграции различных образовательных областей.

Интерес и способность к творчеству, к созданию принципиально новых решений актуальных проблемных задач, ценностные ориентации на творчество и развитие, наличие собственных идей – важнейшее условие формирования лидерских качеств,  самореализации  в социуме.

   Актуальность 

   Требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов  обусловлено создание комфортной  развивающей образовательной среды, обеспечивающей выявление и развитие способностей обучающихся, организацию интеллектуальных и творческих соревнований, использования в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа. Реализации данных требований в дополнение к имеющемуся методическому и организационно - педагогическому обеспечению  в школьной практике  может способствовать курс «Учимся вместе», расширяющий образовательное поле для реализации и удовлетворения познавательной потребности детей, развития у младших школьников способности самостоятельно  мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию,  что способствует самообучению и  саморазвитию, формированию  универсальных учебных действий.

 

 Мотивирующий аспект

   Курс  «Учимся вместе» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, способствует формированию элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. 

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребёнком  более эффективно усваиваются  и применяются способы действий,  полученные  в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребёнок должен уметь самостоятельно выбирать объект исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать.

Новизна

Курс предусматривает использование метода проблемно-развивающего обучения, а именно включение задач – проблем. Такие задачи возбуждают активную мыслительную деятельность, поддерживаемую интересом, а сделанное самими учащимися открытие приносит им эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в их памяти, чем знания, преподнесенные в готовом виде. Эта активная самостоятельная мыслительная деятельность приводит к формированию новых связей, свойств личности, положительных качеств ума.

Цель курса: создание образовательного пространства, направленного на формирование универсальных учебных действий, развитие  логического и алгоритмического мышления, воображения,  творческого потенциала учащихся.

Основные задачи курса:

  1. Развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. Развитие  познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. Развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. Формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. Формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

 Объём: курс  рассчитан на 33 часа в учебный  год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью   35 минут.

Целевая аудитория: учащиеся 1  - х классов (7 – 8 лет).

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение элементов эвристических приёмов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся$
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строит и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Прогнозируемые результаты

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования личностных результатов:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного  и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметных результататов:

Регулятивные УУД:

  • определение и формулирование цели деятельности с помощью учителя;
  • овладение приёмами  эмоциональной оценки деятельности товарищей совместно с учителем и другими учениками;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  •  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  •  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные УУД:

  • ориентация в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • развитие навыка предварительного отбора источников информации;
  • умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
  • преобразование полученной информации;
  • преобразование информации из одной формы в другую: составление математических рассказов и задач на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); нахождение и формулирование решения задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • слушание и понимание речи других.
  • умение  договариваться о правилах общения и поведения  в ходе деятельности и следовать им;
  • выполнение  различных ролей в группе (лидера, исполнителя, критика)
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Предметных результатов:

  • овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.

Формы организации занятий

Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр, сюжетно-ролевых игр, практических заданий, детских исследовательских проектов с элементами социального проектирования.

 На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, вопросы, загадки, игры, ребусы и т.д., что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми  поисковых задач. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи. После самостоятельной работы проводится коллективная проверка выполнения задания. Кроме того ребёнок сам оценивает свои успехи. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение занятия. Учитывая возрастные особенности учащихся, с целью снятия статического напряжения, используются задания, предусматривающие организацию подвижной деятельности учащихся.

Контроль и оценка планируемых результатов

  Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • стартовый;
  • текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

-пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

-проектные работы.

  • самооценка и самоконтроль -  определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Технология проблемно - диалогического обучения в начальных классах"

В материалах презентации дано лаконичное описание методов и приемов, используемых при работе с технологией проблемно - диалогического обучения , а так же примеры использования данной технологии на уро...

СТАТЬЯ по теме:« Развивающее обучение учащихся начальных классов».

СТАТЬЯ по теме:"Развивающее обучение учащихся начальных классов".Деятельностный метод обучения учащихся начальных классов. Методические основы построения урока  введения нового знания....

Презентация по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе".

Презентация к выступлению на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогческого обучения в начальной школе"....

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"

Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"....

Применение проблемно-диалогового обучение в начальных классах

Мастер- класс для МО учителей начальных классов Задачи:Освоение новых технологий и внедрение инновационных методов в учебный процесс.Расширение межпредметных связей.Повышения интереса...

Использование методов проблемно-диалогического обучения как средство формирования языковых компетенций на уроках в начальной школе

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Методы и приёмы проблемно-диалогичес...