Конструирование урока в контексте системно-деятельностного подхода
учебно-методическое пособие (1, 2, 3, 4 класс)

Заболоцкая Светлана Александровна

В методической разработке раскрыты типы уроков деятельностной направленности, рассматривается структура урока в рамках системно-деятельностного подхода, описана система дидактических принципов, обеспечивающих реализацию технологии деятельностного типа при подготовке и проведении урока, описываются приемы, которые можно использовать на каждом этапе уроке для формирования активности учащихся, приводятся конкретные критерии результативности урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_uroka.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие

КОНСТРУИРОВАНИЕ УРОКА в НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ в КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

Название

«Конструирование урока в концепции системно-деятельностного подхода»

Цель

Проектирование современного урока в начальных классах в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов

Актуальность

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности учебных действий. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Описание методических  инструментов

В сборнике представлены методические и психологические аспекты проектирования современного урока в начальных классах в рамках реализации федеральных государственных стандартов.

Приводятся конкретные критерии результативности урока, рассматривается структура урока в рамках системно-деятельностного подхода, описываются приемы, которые можно использовать для формирования активности учащихся на уроке.

Целевая аудитория

- студенты

- учителя начальных классов

Методический продукт

- конспекты уроков деятельностного характера

- конструктор урока в аспекте системно-деятельностного подхода.

Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

- признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

- гарантированность  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

  1. уроки «открытия» нового знания;
  2. уроки рефлексии;
  3. уроки общеметодологической направленности;
  4. уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Критерии результативности урока в концепции системно-деятельностного подхода

1.        Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2.        Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3.        Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4.        Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5.        Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6.        На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7.        Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8.        Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.        Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10.        Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11.        Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12.        На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

3. КОНСТРУКТОР УРОКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Этап урока

Приемы обучения

1. Этап мотивации

Баллы и образы.

Взаимоопрос.

Графический диктант.

«Да-нетка».

Игра в случайность.

Идеальный опрос.

Индивидуальный опрос.

Интеллектуальная разминка или простой опрос.

Коммуникативная атака.

Линия времени.

Начало урока с высказывания выдающихся людей.

Начало урока с пословицы, поговорки.

Начало урока с элементами театрализации.

Начало урока с эпиграфа к уроку.

Отсроченная отгадка.

Перестановка, движение.

Пресс-конференция.

Рифмованное начало урока.

«Светофор».

Смотрю, вижу.

Тестовый контроль.

Удивляй!

УМШ (фронтально).

Фантазер.

Фантастическая добавка.

Щадящий опрос.

Эмоциональное вхождение в урок.

2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Ассоциативный ряд.

Видеосюжет.

Диалог.

Игра в случайность.

Идеальный опрос.

Интеллектуальная разминка.

Лови ошибку.

Лото.

Музыкальный фрагмент.

Обсуждение  выполнения домашнего задания.

Отсроченная отгадка.

Проблемный вопрос.

Ролевой сюжет.

Проблемная ситуация.

Смена мизансцены.

Смена ролей.

Театрализация.

3. Этап выявления места и причины затруднения

Вопрос-размышление.

Группировка.

Домысливание.

ЗУХ (знаю, умею, хочу узнать).

Исключение.

Линия времени.

«Мозговой штурм».

Подводящий диалог.

Работа над понятием.

Ситуация яркого пятна.

Тема-вопрос.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Деловая игра «Компетентность».

Деловая игра «НИЛ».

Деловая игра «Точка зрения».

Дерево целей.

Пресс-конференция.

Проблемный ряд.

Эксперимент.

5. Этап реализации построенного проекта

Вопрос к тексту.

Выдвижение гипотезы.

Деловая игра «НИЛ»

Деловая игра «Точка зрения»

Доклад.

Лови ошибку!

Практичность теории.

Пресс-конференция.

Привлекательная цель.

Проблемный диалог.

Удивляй!

Фантастическая добавка.

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

1) Закрепление

Вопросы к тексту.

Игра «Верите ли вы, что…».

Комментированное чтение.

Лови ошибку!

«Найди связь с жизнью».

Отсроченная отгадка.

Пресс-конференция.

Привлекательная цель.

Работа по инструкции.

Работа с сигнальными карточками.

Своя опора.

Синквейн.

Технология ВИКИ.

Подготовка презентации учащимися.

Рассказ-эстафета.

Снежный ком.

Удивляй!

Фиш-болл.

2) Динамическая пауза

Гимнастика для глаз.

Упражнения для профилактики плоскостопия.

Упражнения для профилактики сколиоза.

Упражнения на развитие моторики  кистей рук.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

«В своем темпе».

Да-нетка.

Деловая игра «Я – учитель».

Игра-тренинг.

Лови ошибку.

Найди соответствие.

Мини-исследование.

Мини-проекты.

Озвучивание «немого кино».

Работа в группах.

Работа с компьютером.

«Реставратор».

Решение орфографических задач.

Своя опора.

Щадящий опрос.

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Аукцион знаний.

Блиц-контрольная.

Вернисаж.

«Верю, не верю».

Выборочный контроль.

Группировка грамматического материала.

Деловая игра «Компетентность».

Деловая игра «НИЛ».

Деловая игра «Точка зрения».

Игра в случайность.

Идеальный опрос.

Кластер.

Метод 6 шляп.

«Найди ошибку».

Обычная контрольная работа.

Опрос по цепочке.

Опрос-итог.

Пересечение тем.

Повторяем с контролем.

Повторяем с расширением.

Показательный ответ.

Программируемый опрос.

Реклама, эссе, резюме.

Решение или составление кроссворда.

«Светофор».

Свои примеры.

Своя опора.

Тест.

Тихий опрос.

Фактологический диктант.

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

1) Рефлексия эмоциональная

«Дерево творчества».

«Елочка».

Закончи предложение.

Интеллектуальная рефлексия.

Лесенка «Моё состояние».

Метод ранжирования.

«Огонек общения».

Оценка успешности.

Плюс-минус-интересно.

Рефлексивные карточки.

Рисуем настроение.

Свободный микрофон.

Скажи друг другу доброе слово.

Цветотехника.

Чудо-дерево.

2) Рефлексия оценочная

Блиц-контрольная.

Выборочный контроль.

Идеальный опрос.

Обсуждаем д/з.

Опрос по цепочке.

Опрос-итог.

Отсроченная отгадка.

Программируемый опрос.

Релейная контрольная работа.

Роль «подводящий итоги».

Роль «психолог».

Тихий опрос.

3) Домашнее задание

Задание массивом.

Идеальное задание.

Необычная обычность.

Особое задание.

Творчество работает на будущее.

Три уровня домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выстраивание уроков в рамках системно-деятельностного подхода

Материал поможет  использовать системно-деятельностный подход в работе...

Самоанализ урока с учетом современных требований к построению урока в рамках системно- деятельностного подхода и ФГОС

Самоанализ урока с учетом современных требований к построению урока в рамках системно- деятельностного подхода и  ФГОС...

Презентация «Конструирование урока на основе системно-деятельностного подхода в обучении»

Проектирования уроков деятельностной направленности для  стимулирования  роста творческого потенциала педагогов  начальной школы....

"Разработки трёхуровневых заданий по математике для учащихся начальных классов по отслеживанию предметных результатов в контексте системно-деятельностного подхода"

Данный модуль имеет цель - познакомить педагогов с созданием, использованием трёхуровневых задач в начальной школе, а также интерпретацией их результатов для общеобразовательной практики....

Алгоритм конструирования урока в рамках системно-деятельностного подхода с применением активных методов обучения.

Алгоритм конструирования  урока в рамках системно-деятельностного подхода с применением активных методов обучения....