Программа профессионального самообразования
методическая разработка на тему

Кочкаева Лариса Анатольевна

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. Самообразование учителя, есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому я обязана знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, т.е. быть компетентной во всех вопросах образования. Поэтому и тема, над которой я работаю: «Обучение и воспитание одарённых детей».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Одесская средняя школа №2»

Одесского муниципального района Омской области

Программа

профессионального самообразования

учителя начальных классов

МКОУ «Одесская СШ №2»

Кочкаевой Ларисы Анатольевны

с. Одесское

  2015 год

Пояснительная записка

   Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. Совершенствование качества обучения и воспитания в МКОУ «Одесская СШ №2» напрямую зависит от уровня подготовки учителей. Самообразование учителя, есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому я обязана знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, т.е. быть компетентной во всех вопросах образования. Поэтому и тема, над которой я работаю: «Обучение и воспитание одарённых детей».

   Программа разработана на 2015 - 2019 г.

Актуальность

Приоритетным направлением школа считает создание условий для саморазвития  личности школьника. Это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Думаю, что этот уровень должен постоянно расти, т.к. эффективность различных курсов повышения квалификации невелика без процесса самообразования учителя. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные.

Проблема одаренности человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогический аспекты.

Новые социально-экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач.

Самообразование, мотивы, этапы, достижения

Мотивы:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».

Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно.

Направления самообразования учителя:

Основные направления, в которых я должна совершенствоваться и заниматься самообразованием:

Действия и мероприятия:

I. Профессиональное:

  1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предметов «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир».
  2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по предметам, концепциями обучения, их оценками.
  3. Изучать новую литературу по предметам и методике преподавания.
  4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей, организованных в Институте образования.
  5. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней.
  6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
  7. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
  8. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.
  9. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
  10. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.
  11. Организовывать кружковую и внеклассную деятельность по предметам.
  12. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.

II. Психолого-педагогическое

  1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
  2. Изучать современные психологические методики.

III. Методическое:

1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания.

2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм обучения одарённых детей.

3. Изучать научно-методическую и учебную литературу.

4. Проводить открытые уроки для коллег, учителей района.

5. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

6. Проводить научно-исследовательскую работу по проблеме: «Создание учебной программы «Работа с одарёнными детьми».

ИКТ:

  • Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
  • Разработка комплекта раздаточного материала по предметам (карточки, задания и вопросы)
  • Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
  • Создание сборника предметных кроссвордов.
  • Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
  • Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.
  • Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.).
  • Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов.
  • Размещение методических разработок на педагогических сайтах «Про школу.РУ», «Педсовет.ORG», Завуч.инфо» и др.
  • Участие в интернет фестивалях, конкурсах и т.д.

Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.

Формы представления результатов педагогической деятельности учителя

  1. Серия учебных занятий
  2. Методическая продукция
  3. Портфолио
  4. Собеседование
  5. Творческий отчет
  6. Представление результатов педагогической деятельности
  7. Мастер-класс
  8. Творческая мастерская

Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

  • индивидуальная – через индивидуальный план;
  • групповая – через участие в жизни школы, района и области..

Личный план самообразования учителя

  1. Кочкаева Лариса Анатольевна
  2. Образование – высшее
  3. Категория - высшая

4. Тема самообразования: «Обучение и воспитание одарённых детей».

5. Сроки работы над темой самообразования 2015-2019 г.г.

Цель: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя.

Задачи: Применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Предполагаемый результат: победители школьных, районных, областных, всероссийских соревнований, олимпиад, конкурсов.

Этапы реализации программы:

№/№

Этапы

Содержание работы

сроки

Практическая деятельность

I.

Диагностический

Изучение литературы по теме и имеющегося опыта

2015-2016г.г.

1.Изучение литературы.

2.Подписка на методическую литературу.

3.Курсы повышения квалификации.

4.Выступление на заседании МО начальных классов

II.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на достижение целей и задач.

3.Прогнозирование результатов.

2016 - 2017г.г.

Создание программы профессионального самообразования.

III.

Практический

1.Применение новых образовательных технологий в образовательном процессе.

2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

2017 – 2018г.г.

Целенаправленная работа по программе.

IV.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2018- 2019 гг.

1.Выступление на заседании МО школы.

2.Участие и результаты на школьных, районных, областных, всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Направления самообразования:

Основные направления

Действия и мероприятия

Форма результатов

Профессиональное

1. Изучить программы и учебники,  их особенности и требования.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями по работе с одарёнными детьми через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей.

Конспекты

Памятки

Рекомендации.

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся.

2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3. Принимать активное участие в работе школьного  МО.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы и  через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки для коллег

10. Выступать с докладами, с творческим отчетом.

Программы и

учебно-тематические

планы.

Учебные рабочие программы,

тестирующие

программы,

Методико-дидактические

 материалы

Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2.Обзор в Интернете информации по предметам.

Комплекты методико-дидактических электронных материалов

Охрана здоровья

Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

План мероприятий по реализации программы

профессионального самообразования.

№/№

План мероприятий

Примерные сроки реализации

I.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах

2015– 2019

 

Прохождение курсов повышения квалификации

2016

Аттестация на высшую квалификационную категорию

2018

Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, района, области, страны в области обучения и воспитания одарённых детей.

2015-2019

Участие в профессиональных встреча, семинарах, конференциях школ.

2015-2019

 

II.

Использование современных образовательных технологий.

Использование возможностей Интернет на уроке.

постоянно

Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий

постоянно

Проведение развернутых долговременных наблюдений с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов на начальном и конечном этапе эксперимента по применению инновационных образовательных технологий в работе с одарёнными :

1) системно-деятельностный подход в обучении;

2) анализ литературных произведений на основании опорных положений (конспектов);

3) проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по предметам  с использованием тестов;

4) развитие познавательного интереса обучающихся к предметам путем внедрения нестандартных уроков;

5) проекты на уроках, во внеклассной работе по предметам.

2015-2019

 

 

  

 

 

Внедрение полученных результатов в педагогическую практику.

2016-2019

III.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Выступление перед коллегами на занятиях ШМО,  педсовете, конференции.

2016-2019

Проведение творческого отчета на занятии ШМО

2017-2019

Профессиональные публикации.

2017-2019

На собственном сайте  размещение информации о реализации программы самообразования

2016 - 2019

Оформление портфолио.

2016-2019

Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.

2015-2019

Проведение открытых уроков и мастер-классов на уровне школы и района

2018-2019

IV.

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Участие в профессиональных конкурсах на районном и областном уровнях.

2017-2019

V.

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования

2016-2019

Создать условия для участия особо одаренных детей в  олимпиадах, конкурсах различного уровня.

2015-2019

Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предметам на школьном, районном,  и всероссийском  уровне.

2016-2019

Вовлекать больше обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность.

2015-2019

 

Проведение предметных недель.

 ежегодно

Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления эффективности использования новых образовательных технологий

ежегодно

Ожидаемые результаты: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, а также:

  1. Повысить успеваемость и уровень обученности учащихся, мотивацию к изучению предметов;
  2. Разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия с применением новых образовательных технологий;
  3. Разработать дидактические материалы, тесты, наглядности, создать комплект педагогических разработок;
  4. Вести персональный сайт учителя в Интернете;
  5. Выступать с докладами, участвовать в конкурсах.
  6. Обобщать опыт по  теме самообразования.

Оценка эффективности программы:

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

- качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий в работе с одарёнными;

- уровень обучаемости и обученности школьников;

- степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;

- качество учебно-методического и технологического обеспечения;

- качественное и количественное размещение информации на веб-сайте педагога;

- активное и результативное участие обучающихся во всех конкурсах и олимпиадах по предметам на школьном, районном,  и всероссийском  уровне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА профессионального самообразования учителя начальных классов Наумовой Елены Ивановны на 2012 – 2013 год. Тема самообразования: «Развитие орфографической зоркости младших школьников»

Тема «Развитие орфографической зоркости младших школьников»Разработчик программы учитель начальных классов Наумова Елена Ивановна.Цель программы: обеспечение непрерывного повышения квалифи...

План профессионального самообразования

Цели:1.    Углубленное изучение своего предмета и методики его преподавания.2.    Совершенствование знаний в различных научных областях, сферах общественной жизни, ...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ

Человек в системе образования – это главное состояние человека XXI века, поэтому ориентация на самосовершенствование в течение всей жизни – важнейшее условие эффективной профессиональной жизни педагог...

Сообщение на педагогическом совете от 26.03.2015 г. «Проектирование профессионального самообразования педагога» на тему: «Продуктивность процесса самообразования» (практические рекомендации)

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт...

Программа профессионального самообразования

Программа профессионалного самообразования...

Программа профессионального самообразования.

Содержание программы 1. Тема самообразования.2. Цель изучения и задачи.3. Концепция программы.4. Анализ ресурсов.5. Место в педсистеме.6. Индивидуальный план работы над темой.7. Ожидаемый результ...