Статья «Диагностика обученности как средство реализации ФГОС в начальной школе».
статья на тему

Панкратова Анна Геннадьевна

  Статья «Диагностика обученности как средство реализации ФГОС в начальной школе» поможет коллегам на разных ступенях обучения проследить за динамикой обученности , выявить индивидуальные проблемы обучающихся , наметить пути корректировки данных проблем и раскрыть истинный потенциал ребенка . Составление данного вида диагностики будет полезно учителям малокомплектных школ , т.к. этот метод не зависит от ресурсного обеспечения ОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Диагностика обученности как средство реализации ФГОС в начальной школе».

Автор: Панкратова Анна Геннадьевна

Место работы: С-Пб, ГБОУ гимназия №157                                                                            

Актуальность данной темы

Методология школьного образования за последние годы претерпела существенные изменения. Гуманизация образования привела к тому, что изменилось прежде всего отношение к ребёнку,  как к  активному, равноправному   участнику образовательного процесса,  с более пристальным вниманием к его возможностям и способностям , к уровню его обученности.

Актуальность исследования обусловлена интенсивными процессами развития теории и практики управления инновационной деятельностью субъектов образовательных систем, одним из факторов преобразования которых является диагностическое обеспечение. Диагностика стала неотъемлемой частью творческой деятельности учителя, фактором оценки и самооценки продуктивности его труда, показателем рефлексивности гуманистически ориентированного педагогического процесса.

Диагностика все чаще становится предметом специальных исследований педагогов и психологов, которые рассматривают различные аспекты, функции и виды диагностики в контексте развития образовательных систем (И.С. Батракова,  З.И. Васильева, С.Г. Вершловский, И.А. Колесникова, В Н. Максимова, А.П. Тряпицына и др.). Исследователи подчеркивают необходимость системы диагностического обеспечения, взаимосвязи педагогической, социальной, психологической и медико-валеологической диагностики.

Если в условиях авторитарной школы объектом  контроля и оценки был труд ученика, то в новых условиях анализу подвергаются совместный труд учителя и ученика, их общий результат. Ясно, что нельзя осуществлять  контроль по-старому: нельзя ожидать, что учитель за незнание его учеников  выставит себе двойки.

Заинтересованным в общем успехе педагогу и обучающемуся гораздо больше нужны сведения не о самом результате, а о том, почему не достигнуты или полностью не достигнуты ожидаемые результаты, запланированный уровень обученности, как скорректировать ситуацию в пользу ребёнка и помочь ему в достижении успеха.

Привычный  контроль  за качеством  обученности  должен уступить  место диагностике.

В отличие от общепринятого контроля педагогическая диагностика представляет собой форму организации сбора, хранения, обработки и распространения информации, обеспечивающую непрерывное слежение за состоянием преподавания и уровнем обученности школьников. С помощью диагностики получаю целостное представление об обученности ученика.

Условно диагностику образовательного процесса можно разделить на два основных блока:

- диагностику учебных результатов;

- социально-психологическую диагностику.

Диагностика учебных результатов может быть разделена на «горизонтальную» и «вертикальную».

Так называемая «горизонтальная» учебная диагностика анализирует результаты ( уровень обученности) по основным учебным предметам с целью определения уровня обученности групп одних и тех же учащихся по разным  предметам. Появляется возможность сравнить не только результаты, но и подход разных учителей к оценке знаний, глубину предъявляемых требований у разных учителей к одному и тому же ребёнку.

При этом становятся видны «завышения» и «занижения» в оценке знаний учеников, а значит и разный подход к оцениванию знаний . Результатом работы над этой проблемой является выработка общих требований к объёму и качеству знаний учащихся и , в конечном итоге, стандартов образования на каждой ступени обучения по  каждому предмету.

«Вертикальная» учебная диагностика анализирует результаты (уровень обученности) по одному предмету на разных временных этапах внутри одной образовательной программы. Такой подход позволяет проследить динамику учебных результатов, «нащупать» ослабевания интереса учеников к предмету.Что же такое «обученность»?

Понятие обученности

Обученность должна рассматриваться как владение учеником системой заданных учебной программой знаний и умений, приобретенных за определенный период времени. Обученность включает в себя результат предшествующего и последующего обучения, зависит от ряда объективных (уровень учебных программ, технологии обучения, мастерство учителя) и субъективных (обучаемость учащихся, их мотивация , работоспособность, состояние здоровья, количество учащихся класса) факторов.

Обученность - это одна из характеристик уровня образованности ученика, достигнутого в процессе дифференцированного обучения, при котором учитываются субъективные и объективные выше перечисленные факторы.  Показателями обученности, как это принято в современной педагогике (Б.Блум, Н.Я.Конфидератов, В.П.Симонов, В.П.Беспалько, В.Н.Максимова, Т.И.Дормидонова и др.), являются уровни усвоения знаний и умений, которые варьируются у разных авторов. Важно выбрать определенный подход к классификации уровней и методику их измерения, чтобы получить сопоставимые данные и статистически достоверные показатели,  характеризующие региональный (районный, школьный) стандарт образования по определенным предметам и программам. Под стандартом мы понимаем, в данном случае, необходимый и достаточный уровень усвоения, его количественное и качественное описание.

В своей работе я использую поуровневый метод контрольных работ, предложенный Валерией Николаевной Максимовой - доктором педагогических наук, профессором, действительным членом Академии акмеологических наук и Академии педагогических и социальных наук.

Диагностические контрольные работы

Метод поуровневых контрольных работ, предложенный В.Н.Максимовой, позволяет оценить развитие интеллектуальных умений и обученность учащихся, обеспечивает необходимую диагностичность, точность .

Диагностические поуровневые контрольные работы могут быть проведены по любому учебному предмету и в любых классах школы, района, города. Диагностическая контрольная работа (ДКР) проводится в течение одного урока, составляется в двух вариантах и может содержать до 4- 6 вопросов .

При необходимости ДКР может занимать только часть урока и затрагивать одну тему, но на протяжении всего учебного года, четверти, триместра. Например, «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». Обучаемость по данной теме может отслеживаться  в течение 4 лет начальной школы с определением уровня обученности отдельного ученика и класса в целом.

 Каждый уровень ДКР отражает развитие первичных и вторичных свойств. Уровень учебной деятельности ученика - это уровень его обученности на определенном периоде обучения, в котором доминировала тренировка тех или иных умственных действий и развитие обеспечивающих их психофизиологических функций. Репродуктивный уровень обученности связан с продуктивным выполнением действий различения и запоминания, что отражается в тестовых заданиях (N1 и N2). Поисковый уровень обученности (соответствующий характер учебно-познавательной деятельности) сопряжен с продуктивным выполнением действий анализа, сравнения, объяснения причинно-следственных связей, переноса и обобщения в стандартных ситуациях деятельности, требующих некоторой корректировки известного алгоритма действий (задания N3 и N4).

Творческий уровень обученности (и деятельности) характеризуется продуктивным выполнением всех выше названных умственных действий в нестандартных ситуациях учебной деятельности, внугрифункциональными и междуфункциональными связями этих действий и лежащих за ними психофизиологических функций. Особую роль на этом уровне играет развитие мышления и степень широты переноса и обобщения (задание N5 - на внутрипредметное обобщение и задание N6 - на межпредметное обобщение).

Выявление уровней обученности позволяет организовать последующее дифференцированное обучение учащихся с применением психолого-развивающих технологий и психокоррекционных методик с опорой на возрастную динамику развития психофизиологических функций с целью изменения сложившихся стереотипов учебно-познавательной деятельности и повышения ее продуктивности. Важен отбор содержания, формы задания и формы его предъявления. Содержание заданий дает возможность определить знания учащихся, формы задания позволяет оцепить элементы структуры интеллекта, форма предъявления задания дает основания для выявления учебных умений и навыков. Каждый критерий оценки должен иметь свою шкалу. Для того, чтобы составить ДКР по уровням, учитель должен владеть особым инструментарием.  

Как составить поуровневую диагностическую работу?

1.Педагог должен сориентироваться в основных элементах темы, необходимость усвоения которых надо проверить.

2.Распределить их по уровням проверки (узнавание, запоминание, понимание, применение, сравнение, креативность/творчество).

3.Присвоить каждому элементу его оценочную значимость в баллах.

4.Сосчитать максимально возможную сумму за каждый уровень.

5. Сосчитать максимально возможную сумму за всю работу.

6. Исходя из соотношения суммы набранной учеником и максимально возможной суммы, определить коэффициенты обученности по каждому уровню и за всю работу целиком.

Если ДКР и проверка организованы правильно, то они способствуют:

— выявлению знаний, умений каждого ученика;

— своевременному обнаружению причин пробелов в знаниях, умениях учеников;

— повторению и систематизации изученного;

— установлению уровня готовности к усвоению нового материала;

— овладению приемами самоконтроля и самопроверки;

— стимулированию ответственности учеников;

— внесению своевременной корректировки.

Работа данного вида может проводиться в любом образовательном учреждении независимо от его технического оснащения. Педагоги, владеющие ИКТ, могут обрабатывать данные и строить необходимые диаграммы с их помощью. Если ресурсы ОУ не позволяют этого (сельские, малокомплектные школы), педагоги могут составить и обработать данные при помощи самостоятельно составленных таблиц.

Список литературы:

  • Денякина Л.М. Новое в планировании программы развития образовательного учреждения: педагогическая диагностика как движущая сила развития образования // Начальная школа: плюс-минус. – 2002. - №3. – С.59-6
  • Психологическая диагностика дошкольников и младших школьников / Авт. – сост.: В.В. Кудряшова, И.А. Шувалова, В.И. Зеленкова и др. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2002.
  • Пудина М.А. Зачем педагогу диагностика? // Классный руководитель. – 2000. - №1. – С.37-39.
  • Дормидонова Т.И., Максимова В.Н. Аналитико-диагностическая            технология управления развитием образовательных систем (на примере Приморского района Санкт-Петербурга). Вестник СЗО РАО. Спб.: РГПУ, 1998.
  •  Максимова В.Н Межпредметные связи с процессе обучения. М.: Просвещение. 1988. 190 с.
  • Максимова В Н. Проблемный подход к обучению в школе. Л., 1973. - 82 с.



Приложение: ДКР  по математике  4 класс  2 триместр (для учащихся)

Промежуточный контроль

Тема: «Скорость. Время. Расстояние.»

  1. вариант

1.  Подчеркни синим карандашом единицы измерения скорости , красным – единицы измерения расстояния , зелёным – единицы измерения времени.

65000 км     3 м/с     25 лет   13 км/ч   8 дм 5 см   1 год   10 м/мин   427 м

2. Запиши формулы : пути (расстояния ) , скорости , времени :

S=                             V=                       t=

  1. Заполни пропуски :

Человек движется со средней скоростью ____________________________________

Ракета летит со средней скоростью _________________________________________

Велосипедист едет со средней скоростью _______________________________________

  1. Начерти чертёж и реши задачу по действиям с объяснениями .

Два мотоциклиста едут одновременно навстречу друг другу . Расстояние между ними 896 км. Скорость первого 32 км/ч , скорость второго 45 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 3 часа ?

ДКР по математике  4 класс  2 триместр (для учителя)

Промежуточный контроль

Тема: «Скорость. Время. Расстояние.»  max= 32 эл.- 41 балл

1уровень -Узнавание- 8 эл.- 8 баллов

1.  Подчеркни синим карандашом единицы измерения скорости , красным – единицы измерения расстояния , зелёным – единицы измерения времени.

65000 км     3 м/с     25 лет   13 км/ч   8 дм 5 см   1 год   10 м/мин   427 м

2 уровень - Запоминание-9 эл.-9 баллов

2. Запиши формулы : пути (расстояния ) , скорости , времени :

S=                             V=                       t=

3 уровень - Понимание-6 эл.-6 баллов

3.Заполни пропуски :

Человек движется со средней скоростью ____________________________________

Ракета летит со средней скоростью ____________________________________

Велосипедист едет со средней скоростью ____________________________________

4 уровень - Применение-9 эл.- 18 баллов

     4.Начерти чертёж и реши задачу по действиям с объяснениями .

Два мотоциклиста едут одновременно навстречу друг другу . Расстояние между ними 896 км. Скорость первого 32 км/ч , скорость второго 45 км/ч. На каком расстоянии друг от друга они будут через 3 часа ?

Чертёж- 4 б.

Каждое действие-12 б. (результат, наименование, пояснение)

Ответ- 2 б.( полный)

Если используется рациональный способ-2 балла (при этом уменьшается количество действий), сумма баллов остаётся такая же.

Тексты ДКР составляются в 2-х вариантах, итоговые задания аналогичные.

Сводная таблица по результатам ДКР.

Итог:

0,92

0,84

0,79

0,77

0,83

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проектные задачи, как средства реализации ФГОС"

В последнее время в педагогических кругах активно обсуждаются вопросы модернизации российского образования, достижения новых образовательных результатов. Все более актуальным становится использование ...

. Системно - деятельностный метод обучения в условиях реализации ФГОС в начальной школе

Разработки новых подходов в системе обучения и воспитания, внедрения государственных стандартов второго поколения....

Стажёрская площадка «Современные средства обучения как средство реализации ФГОС общего образования».

Это программа стажёрской площадки, которую я вела в 2014-2015 учебном году на базе МАОУ СОШ №14. г.о. Железнодорожный. В ней представлен опыт обучения других учителей средствам информационных технолог...

Активные методы обучения как эффективное средство реализации ФГОС в начальной школе

Идеи активизации обучения высказывались учеными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления ее в самостоятельную научную дисциплину. К родоначальникам идей акти...

Статья "Современный урок как средство реализации ФГОС"

Материал может быть использован при подготовке к выступлению на педагогическом совете или методическом объединении учителей начальных классов...

Статья "ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Наш век называют веком информации и высоких технологий. Современные информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, в том числе и в сферу образован...