Практикум "Работа в парах сменного состава"
учебно-методический материал на тему

Сообщение на РМО учителей начальных классов. На практике показала работу в парах сменного состава. Использовала 4 этапа, на каждом этапе  дети оценивали себя и своего товарища.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum._rabota_v_parah_smennogo_sostava.rar15.01 КБ

Предварительный просмотр:

                  МОУ Петропавловская СОШ

                                Мастер-класс:

Подготовила: учитель начальных классов Ирумбаева З.Ж.

2015 год

Работа в паре сменного состава.

Для организации работы в паре сменного состава необходимо иметь навыки организации работы в паре постоянного состава. В первом классе я  учила работать детей  в парах постоянного состава.  После того, как ребята научились работать в постоянных парах,  перешла к обучению общению в парах сменного состава. Используется механизм смены пар, условно названный «ручеёк». В «ручейке» смена пар происходит внутри одного ряда, где работают 8 учеников. Для этой работы  необходимо заготовить к уроку карточки по числу учащихся в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга.

При организации работы в парах важно учитывать ряд особенностей:

1)  каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя»;
2)  ближайшая цель « ученика» и « учителя» – учить всему тому, что он знает сам;
3) деятельность каждого участника занятий имеет общественно-полезную окраску, потому что он не только учится, но и обучает других;
4) основной принцип работы – все по очереди учат каждого и каждый всех;
5)  каждый отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей;
6) полное совпадение и единство коллективных и  личных интересов: чем лучше и больше я обучаю других, тем больше и лучше знаю сам.

Однако, при организация работы в группах  возникает немало проблем, которые предстоит решать:

  • нежелание некоторых детей работать в парах связанное с тем, что приходится работать с ребятами более низкого уровня развития, вследствие этого результат  работы бывает низким; и, наоборот, ребята более низкого уровня развития чувствуют неуверенность, растерянность, отказываются отвечать ребёнку – «учителю»;
  • не все дети в общении терпимы, корректны, иногда грубое, оскорбительное поведение одних вызывает нежелание работать в паре и с другими детьми;

И всё же, невзирая на трудности, коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять, закреплять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя.

развивается способность точно выражать свои мысли и понимать сообщение собеседника, договариваться относительно способов действий, разрешать разногласия с помощью аргументов, быть справедливыми и толерантными.

Работа в парах сменного состава: 1 участник каждой пары выходят к доске и выполняют задания . 2 участник пары приступает к выполнению задания на своём этапе. Когда работа завершена, он проверяет себя по эталону и оценивает себя на оценочном листе и теперь он в роли учителя. 1 участник приступает к выполнению задания, задание выполнено 2 участник поверяет правильность выполнения и оценивает своего товарища. Теперь происходит смена состава 1 участник в роли учителя, а участник другой пары в роли ученика и смена участников продолжается до тех пор пока не будут пройдены все этапы.

Фрагмент урока.

Схема - конспект урока

Тема урока: Обобщение по теме предложение.

Класс: 3 класс

Предмет: Русский язык. 

Тип урока: обобщение и систематизация изученного.

Педагогические задачи: создать условия для развития познавательной деятельности, общения в парах, обобщить знания по теме «Предложение»

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение различать и понимать понятия – «Виды предложений по цели высказывания», «Главные члены предложения», «простое  и сложное предложение», умение выполнять разбор предложений по членам.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы ;

Регулятивные:  планировать свое действие в соответствии с поставленной

задачей , осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, оценивать правильность выполнения действия на уровне

адекватной оценки;

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности, строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы.

Личностные: используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия.

                                       

  Ход урока.

Учитель: - Сегодня у нас необычный урок.  Вы много узнали о том, что такое «Предложение». На уроке мы заполним листы достижений по теме.

Работать будем в парах сменного состава.

Каждый из вас выступит в роли и ученика  и в роли учителя.

Все по очереди будут учить каждого, и каждый всех.

Каждый из вас отвечает не только за свои знания, но и за знания товарищей.

В оценочных листах, после выполнения задания,  следует самому оценить свою работу и выставить оценку товарищу.

Подпишите  оценочные листы.

 

Те ребята,  у кого на столах лежат конверты, могут приступить к работе, остальные - выходите к доске.

Учащиеся приступают к выполнению заданий.

Остальные выходят к доске.

Составьте 3  сложных предложения, подберите,  если нужно союз для соединения простых предложений в сложное.          

1 этап.

Дополни правила. Приведи примеры.

                            Предложения по цели высказывания бывают:

Повествовательные

Предложения, в которых о чём – либо сообщается (повествуется). В конце повествовательных предложений ставится точка или восклицательный знак.

Наутро Буратино проснулся весёлый и здоровый.

Вопросительные

Предложения, в которых содержится вопрос.  В конце вопросительных предложений  ставится вопросительный знак.

Папа Карло, а где твоя куртка?

 Побудительные

Предложения, в которых побуждают к действию (просят, приказывают, советуют). В конце побудительных предложений ставится точка или восклицательный знак.

Завтракайте, пожалуйста, спокойно.

 Дополни правила. Приведи примеры.

                            Предложения по цели высказывания бывают:

.2 этап.

        

3 этап.        

Дополни схему, приведи примеры.

4 этап.

Вставь пропущенные буквы там, где необходимо. Подчеркни главные и второстепенные члены в каждом предложении.

1. Зелёный луг блестит под лучами яркого солнца. 2. Закружились в воздухе пушистые снежинки. 3. На голых ветках орешника показались цветы. 4. Мы часто  бегали на речку ловить рыбку.

Вставь пропущенные буквы там, где необходимо. Подчеркни главные и второстепенные члены в каждом предложении.

1. З..лёный лу.. блестит под луа..ми яркого солнца. 2. Закруж..лись в воздухе пуш..стые сн..ж..нки. 3. На голых ветках орешника пок..зались цв..ты. 4. Мы ч..сто  бегали на реч.ку ловить ры..ку.

Оценочный лист:

этапы

оцени себя

Оценка товарища

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструктивная карточка для работы в парах и парах сменного состава при работе с текстом.

Н.Носов "Затейники", "На горке" Инструкция для работы в парах и парах сменного состава при изучении одного или нескольких текстов  на уроках литературного чтения 1-4класс...

Работа в паре сменного состава как средство формирования универсальных учебных действий у учащихся начальной школы

Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий учащихся...

Обучение в парах, группах, в парах и группах сменного состава в рамках реализации идей и принципов ТРКМЧ.

    Быстрое и качественное овладение науками – на сегодняшний день стало одной из главных целей в сфере образования. Все больше новых техник, методик, технологий и методов; идет непре...

«Работа в парах сменного состава».

Методика проведения и организации при работе в парах сменного состава....

Новые педагогические технологии. Пары сменного состава, как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников

quot;Умение учиться – это новообразование, которое, в первую очередь, связано с освоением формы учебного сотрудничества". Г.А. Цукерман...

Обобщение опыта работы по теме самообразования. "Новые педагогические технологии. Пары сменного состава, как средство формирования коммуникативных УУД младших школьников"

Развитие индивидуальности, создание необходимых условий для саморазвития, самовыражения, возможность реализовать себя в познании. Сочетание различных компонентов образовательного процесса....