Системный подход к педагогическому анализу урока
консультация на тему

Головачёва Надежда Петровна

Данные рекомендации помогут проанализировать как собственный проведённый урок, так и посещённый вами урок другого педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemnyy_podhod_k_pedagogicheskomu_analizu_uroka.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ УРОКА

Головачёва Н.П.,

учитель начальных классов,

замдиректора по УВР

МБОУ «СОШ № 15» г. Бийска

 

  1. Краткая общая характеристика класса

1.     Общая подготовленность класса:

-         умение детей работать в парах;

-         умение детей работать в малых группах;

-         умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

-         умение само оценивать себя и взаимно оценивать друг друга.

2.     Общая характеристика общения.

3.     Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

4.     Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

5.     Общая характеристика освоения программы к этому времени.

 

  1. Анализ эффективности проекта урока

1.     Реальность цели урока.

2.     Каким образом организовать  работу на уроке?

3.     Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4.     Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5.     Что знают ученики об изучаемом понятии?

6.     Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7.     Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8.     Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9.     Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10.           Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11.           Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12.           Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

 

  1. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?

1.     Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2.     Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю сыграть роль равноправного члена дискуссии?

3.     Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4.     При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла  на дальнейший ход ее решения?

5.     Была ли принята учебная задача учащимися?

6.     Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

7.     Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

8.     Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

9.     Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

10.           Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

 

  1. Оценка целостности урока

1.      Насколько содержание  урока соответствовало требованиям ФГОС?

2.       На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

3.      Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе само решения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

4.      Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ урока в системно-деятельностном подходе

В помощь учителю предлагаю схему анализа урока в рамках деятельностного подхода и диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП...

АНАЛИЗ УРОКА с позиции системно-деятельностного подхода

АНАЛИЗ УРОКАс позиции системно-деятельностного подхода...

Анализы урока в соответствии с ФГОС НОО, системно-деятельностного подхода, здоровьесбережения.

Этот материал полезен руководителю МО начальных классов, завучу и учителю....

Мой инновационный педагогический опыт «Системно – деятельностный подход к обучению на уроках литературного чтения в начальной школе»

Уважаемые коллеги! Предлагаю инновационную разработку для уроков литературного чтения в начальной школе....

Схема анализа урока в рамках системно - деятельностного подхода

Для понимания и осознания происходящего на уроке существует такой вид деятельности, как анализ урока. Анализ - логический приём познания, представляющий собою мысленное разложение предмета ( явления, ...

Карта анализа урока с позиции системно -деятельностного подхода

Картой анализа урока пользуюсь уже несколько лет...

Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока. Формы предъявления результатов рефлексии.

Один из принципов развивающего обучения-принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активный, если осознает цель его учения, его неодходимость, если каждое его действие является осознанным...