Рефлексия-как важный элемент современных технологий
методическая разработка на тему

мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_master_klass.docx40.96 КБ

Предварительный просмотр:

- Уважаемые коллеги, здравствуйте!

- Я рада приветствовать вас на своём мастер – классе.

Я попрошу Вас  оценить собственное эмоциональное состояние. Выберите, остановите свой взгляд на той полоске, цвет которой Вам наиболее импонирует .

 А теперь оцените своё  эмоциональное  состояние

 -Покажите свое настроение  соответствующей карточкой.

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, в стандартах нового поколения во главу угла ставятся не знания, умения, навыки, а универсальные учебные действия – умения учиться самостоятельно. Поэтому главной целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося.

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

В связи с этим одной из задач образования является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

Поэтому уделяю большое внимание интересующей  меня теме «Рефлексия-как важный элемент современных технологий»

  Цель мастер – класса :

 повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи мастер – класса :

-знакомство с новой развивающей формой   обучения -  рефлексия  и способами совершенствования педагогического мастерства,  как одного из условий повышения качества и эффективности образования;

-Дать представление о классификации рефлексии;

-Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;

-Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

 - анализ приемов использования рефлексии в учебном процессе   и внеурочной деятельности

Слово рефлексия происходит от латинского reflexior - обращение назад.

Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял и как строил поведение? и т. п.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Цель рефлексии ученика не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – её смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты.

  Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия может осуществляться по итогам не только урока, но и других временных отрезков: изучения темы, учебной четверти, года и т.п. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Классификация рефлексии.

По типу урока: 
• После усвоения ЗУН 
• Промежуточная рефлексия 
• Контрольная рефлексия 
• Итоговая рефлексия

По содержанию: 
• Устная рефлексия 
• Письменная рефлексия.
 


В своей деятельности я использую разные виды рефлексии.

По цели:

1.Рефлексия настроения и эмоционального состояния

(целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности)

Можно применять:

  • карточки с изображением лица;
  • показ большого пальца вверх или вниз;
  • «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось;
  • «радостный сказочный герой» - всё хорошо, «грустный сказочный герой» - плоховато;
  • «маятник настроения» - отображает настроение ребёнка (Маятник в сторону картины с ясным небом или пасмурным).
  •  «Светофор» учащиеся в начале урока выбирают один из цветов: красный, желтый или зеленый. После урока или выполненной работы ребята должны высказать свое мнение по вопросу цвета. Красный – нет (что не понравилось, ошибки), желтый – не совсем (сомнения, трудности) и зеленый – да (что понравилось, что получилось).
  •  «Градусник»Используя такой символ можно определить состояние  эмоций, новизну материала, урока, оригинальность и т.д.

2.Рефлексия деятельности

(этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика)

Можно применять:

  • «лесенка успеха» - нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены - у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны - у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх - мне всё удалось;
  • «наряди ёлку» - успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки;
  • «дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки; и другие.
  • «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон  по усмотрению ученика Все эти варианты целесообразнее использовать в 1-2 классах, т.к. дети любят играть, любят всё яркое, привлекающее внимание.

Но ведь ребёнок должен иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение.

  3.Рефлексия содержания учебного материала

(используется для выявления уровня осознания содержания пройденного, эффективен приём незаконченного предложения: я не знал… - теперь я знаю…).

Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент:

Своей работой я:

  • доволен…
  • не совсем доволен…
  • я недоволен, потому что…

Я выбрал эти задания на уроке, потому что:

  • они мне нравятся больше остальных…
  • я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
  • они легче остальных заданий

Сегодня на уроке я…

  • научился...
  • было интересно…
  • было трудно…
  • мои ощущения…
  • этот урок дал мне для жизни…
  • больше всего понравились задания…

«Анкета»

1. На уроке я работал                              активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я                   доволен / не доволен

3. Урок для меня показался                    коротким / длинным

4. За урок я                                               не устал / устал

 5. Мое настроение                                 стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был                   понятен / не понятен

                                                                  полезен / бесполезен

                                                                  интересен / скучен

7. Домашнее задание                              мне кажется  легким / трудным

                                                             интересным/неинтересным 

Понимая, что ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, я предлагаю очень простой выход. Собрать всё на одном листе, вложить в файл и иметь его на каждой парте постоянно «Карта рефлексии урока».


По функции:

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:  

1) Физическую (успел – не успел, легко – тяжело);

2) Сенсорную  (самочувствие: комфортно - дискомфортно, интересно – скучно);

3) Интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал) проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Даёт возможность ученику понять, осмыслить, зафиксировать сильные стороны своей деятельности и выявить «западающие» компоненты (самоконтроль и самооценка).

4) Духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Рефлексия связана  с формированием  личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий.

Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный). Коллективная учебная деятельность в группе как организационная форма создаёт оптимальные условия для овладения знаниями.

По форме деятельности:

• Фронтальная (выборочная) 
• Индивидуальная  – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребёнком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень).

• Групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. (Для организации рефлексии в группе, прежде всего, использую опорные слова и фразы для высказываний:

Помощь, вместе, совет, один, помогли, все, посоветовал, подружились и т.д.

Мы учились вырезать…

Катя мне помогла решить…

Многие молчали…

Мы вместе искали…

Мы хотели написать…

Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы – паутины.)
• Коллективная 

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему. Это:

- Самостоятельность, когда не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

- Предприимчивость, ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели, задачи и успешно решает их.

- Конкурентоспособность, когда умеет делать что – то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Любая деятельность должна иметь продвижение в своём развитии. И в рефлексивной деятельности есть такое продвижение. Это рефлексия содержания учебного материала.

Функции рефлексии в педагогическом процессе: 
В педагогическом процессе рефлексия выполняет следующие функции:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ(выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств); 

ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);

ОРГАНИЗАТОРСКАЯ (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);

КОММУНИКАТИВНАЯ (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);

СМЫСЛОТВОРЧЕСКАЯ (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);

МОТИВАЦИОННАЯ (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);

КОРРЕКЦИОННАЯ (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).

Основные и необходимые требования

к процессу формирования  рефлексивных умений.

Развитие рефлексивных умений не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды. Для создания условий рефлексивного развития школьников учитель должен помнить основные и необходимые требования к процессу формирования рефлексивных умений:

  • рефлексия индивидуальна, поэтому необходим индивидуальный подход к каждому;
  • рефлексия диалогична по своей природе, поэтому необходима организация учебного диалога в процессе обучения;
  • рефлексия деятельностна по сути, поэтому предполагает субъектность, т.е. активность, ответственность;
  • рефлексия разномасштабна, поэтому необходима смена позиций и разный взгляд на свою деятельность. Нужно дать возможность ребенку не только учиться и быть в позиции ученика, но и возможность учить другого - быть в позиции учителя.

В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:

  • адекватно воспринимать себя;
  • ставить цель деятельности;
  • определять результаты деятельности;
  • соотносить результаты с целью деятельности;
  • определять наличие ошибок в собственном поведении;
  • описывать прожитую ситуацию.

       Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь
      Рефлексия связана с другим важным действием – целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае – не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.
     Краткое описание некоторых приемов, развивающих
рефлексию, показывает, что применение их в начальной школе помогает не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивать их мышление, но и вносит разнообразие в урок, учит детей принимать решения, отказаться от стереотипов, приучает к убедительной аргументации. Все это закладывает основу критического мышления, т.е. умения осмыслить и оценить собственные действия. Кроме того, приемы рефлексивных технологий актуализируют творческий потенциал ребенка. 

      Именно рефлексия помогает ученику формировать желание и умение учиться, обнаруживать незнание в своих знаниях. Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика как субъекта учебной деятельности.  Рефлексия и  умение учиться, сформированные в начальной школе, являются основой для становления зоны ближайшего саморазвития ученика в подростковом возрасте и ранней юности.

Как проводить рефлексию – для себя сам решает каждый педагог. Это ваше творчество. Придумывайте новые методы, используйте карточки, оценочные листы, графики, рисунки. Всё это позволит вам добиться лучших результатов. Успехов вам во всём!

Я предлагаю вам обсудить данный материал.

Может у кого-то будут вопросы или кто-то захочет высказаться.

На столах у вас лежит табличка «Плюс-минус-интересно»

Заполните ее самостоятельно, не подписывая.

Прием «Плюс-минус-интересно»

  1. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции.
  2. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
  3. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали  и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к ведущим мастер класса.

П (ПЛЮС)

М (МИНУС)

И (ИНТЕРЕСНО)

А сейчас я предлагаю вам практическое творческое задание. Его можно выполнить как индивидуально, так  в парах и группах. Это рефлексия по теме сегодняшнего мастер-класса.   Выполним ее, используя  методику: Синквейн

  ( Участники мастер-класса предлагают собственные синквейны. )

    Процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

РЕФЛЕКСИЯ  МАСТЕР – КЛАССА.

-Уважаемые коллеги, у вас сигнальные карточки (смайлики): зелёная, жёлтая и красная.

-Если вам понравился мой мастер-класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – покажите мне зелёный смайлик.

-Если это всё вас совсем не тронуло – покажите красный смайлик.

-Ну, а если вам всё не до конца понятно и что с этими знаниями делать, покажите жёлтый смайлик.

-Спасибо всем за внимание.

приложение

Слово «синквейн» (франц.) обозначает «пять строк». При его написании существуют определенные правила:

  1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Это классический вариант синквейна.

      При внешней простоте формы синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия как один из важных этапов современного урока

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и ...

Использование элементов современных педагогических технологий на уроке окружающего мира «Жизнь растений. Какие бывают растения?»

В разработке урока применены современные технологии проблемного обучения, при подготовке к уроку учащимися были проведены исследования...

Учебная рефлексия как элемент современного урока

Формирование рефлексивных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов – одно из основных направлений деятельности педагога по достижению обучающимися метапредметных результатов образов...

Учебная рефлексия как элемент современного урока

В логике ФГОС учебная рефлексия – это не дополнительная часть урока, а её необходимая составляющая....

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников.

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников. Речевая ситуация: приглашение на экскурси...